Файл: Кокорева Л. - Клод Дебюсси - 2010.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.10.2024

Просмотров: 749

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Облака Nuages

"II semble que ce soit le

del

qui ait le dernier mot.

 

Mais il le prononce d voix si basse,

que nul ne I'entendjamais."

К е п ё

Char2"

Modere (Умеренно), h-moll, 6/4

Ноктюрны создавались тогда, когда основная версия оперы Пеллеас и Мелизанда была закончена. Больше, чем в Фавне, здесь чувствуется то, что Дебюсси находится в плену неповторимой атмосферы оперы, он не может с нею расстаться, продолжает жить ее образами, воплощая отдельные стороны драмы уже в чисто симфоническом, обобщенном плане.

В Облаках отражена глубоко печальная картина, и печаль ее ка- кая-то вековая. Плывущие по небу облака — лишь символ. Символ чего? Текучести времени, человеческой жизни, ее безмерной печали? Может бьггь, небо с серыми унылыми облаками, за которыми не ввдно даже луны, — это небо, которое простиралось над страной Аллемондой, страной Пеллеаса и Мелизанды? Здесь — полный контраст светлому, солнечному настроению Фавна. Словно Фавн олицетворяет полдень человеческой жизни. Ноктюрны — сумерки. Полдень — Полночь! Категории ключевые в системе символов Пеллеаса.

Облака — тихая песнь одиночества. Печально звучит начальный ниспадающий мотив двух кларнетов и двух фаготов, словно сожалеющих о чем-то прошедшем. Он задает тон всей пьесе, вьщержанной в одном движении, в одном темпе и в одном настроении, хотя в нем возникает множество разных оггенков. Оркестр смешанного (тройного-четверного) состава деревянных духовых трактован как камерный и на протяжении всей пьесы звучит приглушенно. Солируют деревянные духовые, струнные в многоэтажных divisi используются как фон. Из меди — только валторны. Трубы, тромбоны, туба приберегаются для второй части.

Начальный мотив Облаков все исследователи справедливо связывают с романсом Мусоргского из цикла Без солнца {Окончен празд-

Кажется, что это небо, за кем последнее слово. Но оно произносит его так тихо, что никто никогда его не услышит.

Р е н е Ш а р

272


ный, шумный день). Действительно, в этом мотиве содержатся явные аллюзии на Мусоргского. Но не замечен был не менее важный факт:

вначальном мотиве Облаков в движении на 6/4 параллельных квинт и терций ровными четвертями есть аллюзии на мотив 3-й сцены II акта оперы {Перед гротом). Это сумрачная, тревожная ночная сцена,

вкоторой слышен глухой рокот моря. Пеллеас: «Здесь так темно, что входа в грот не найти. Даже звезд на небе не видно. Подождем, когда

выйдет луна и разорвет эти огромные облака» (разрядка моя. — Л .К.^. Темное небо страны Аллемонды, в которой днем не видно солнца (значит, не случайны связи с циклом Без солнца), а ночью — ни звезд, ни луны. Но когда внезапно вышла луна, осветив грот и трех спящих нищих, испугавших Мелизанду, в оркестре появляется мотив, вариант которого станет основным для Облаков. Звучит в том же темпе, в динамике piano-pianissimo и даже с подобной ремаркой: tres expressif {очень выразительно — Облака), dolce et expressif {нежно и выразительно — в опере). Даже словесный образ оперы «отзывается» (как это часто бывает у Дебюсси) в названии оркестровой пьесы, что важно для понимания ассоциативного метода Дебюсси.

П Р И М ЕР 69. Пел.1еас (11 - 3) Animez en peu

Немного оживленне|1

 

ПЕЛЛЕАС

 

.PELLEAS

 

Что слу-чи-лось?

 

Qu'y a-t-il?

 

Animez en peu

 

Немного оживленней

 

g

f

$p dolce ed espress.

 

, з

,

 

 

Э - т о что...

ви-жу

я!

И

у а...

II у

а...

^У

Да...

Qui...

i aX j i j ^

ПРИМЕР 69a. Облака

^ ^J ^

JJ ^

 

CI.

*S

г г

(Sib)

1

1

 

 

 

 

 

pp

tris expressif

 

 

 

J

^ J i1

х^ТТ

1

J \

1 1 1 1 J U-

р'шрр

J

г 1 г 1 j j ^

273


Так и каждый следующий мотив полон смысла. Мотив английского рожка (такт 5-й) — тоже «пеллеасовский». Он появился в интерлюдии к 4-й картине III акта — одной из самых страшных картин оперы — Перед замком (в сцене Голо с маленьким Иньолем). (См. примеры № 61 и 61а).

Фоновое движение оркестровой партии в сцене Перед гротом, основанное на колебании интервалов, аккордов восьмыми длительностями, вошло и в Облака как фон. Есть еще и третий мотив из оперы — это секундово-терцовый мотив Мелизанды в нисходящем варианте из вступления к III акту оперы (8-й такт). Он появляется на гранях формы ноктюрна, всегда звучит очень печально и многократно повторяется.

ПРИМЕР 70. Пеллеас (П1 - 1)

л-

 

 

 

 

 

 

тр?.

 

 

 

рр

ррр

 

 

 

 

 

л-

М

= =

 

 

 

 

Y ^ j ^ f T j ^ f Т г ^ г r - r f ^ f ^

ПРИМЕР 70а. Облака

 

 

 

 

Cor

 

 

 

 

 

 

angl.

*

^

рг^

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-

Bons. IIP Д л L

РР

If

^ ^

^ ^

Таким образом, в Облаках едва ли не каждый мотив насыщен смыслом. Их многозначительность подчеркивает точная повторность. Особенно это касается мотива зова — всегда от того же звука и на закрепленной гармонии доминанты к C-dur. C-dur'nan фанфара знаменует таинственное прошлое Мелизанды. При такой, казалось бы, статичной форме с множеством повторений кратких мотивов в ней все время что-то происходит: меняется оркестровка, меняется фактура, артикуляция. Это делает ткань живой и внутренне подвижной. Повторность же придает музыке таинственный, гипнотизирующий оттенок.

274


Форма ноктюрна текучая, свободная, с прихотливым чередованием мотивов, не укладывающихся в привычные схемы, тем более трехчастной формы, с позиций которой обычно интерпретируют Облака. В качестве элементов этой формы выступают, по меньшей мере, семь коротких мотивов, из которых главными являются первый мотив кларнетов и фаготов {а, см. схему) и второй мотив английского рожка (Ь). Эти мотивы — то один, то другой — выступают в роли рефрена свободной рондообразной формы.

Схема № 26. Облака'''^

А

В

А,

С

A:

Кода

 

 

(зеркальная репр.)

 

 

 

а(4), Ь(6), а,(10)

с (12) (1 кульм.)

Ь,(8) d(6) аИ7)

e(13)d,(3)

b4(2)z,(2)b5(2) a,(4) e,(l)

b,(2)z(2)bj(2)

 

 

 

z.(2) d2 (7)

z(2)

z(4)

 

 

 

 

 

Моёёгё

expressif

 

Un peu anime

Tempo 1

Plus lent

h-moll

C-dur

C-dur-h-moll

dis-moll

D, к C-dur

h-moll

1 секция

2

3

4

5

6 секи.

На схеме видно, что первый раздел — многомотивный. В первом эпизоде (отделен четкой каденцией в C-dur) появляется новый восходящий мотив у деревянных духовых (с), на вершине которого достигается динамическая кульминация: впервые появляется forte.

Первая реприза (Aj) обогащена печально-никнущим секун- дово-терцовым «мелизандовским» мотивом {d). Чарующий эффект в окончании раздела создается оркестровкой: первый мотив Облаков теперь поручен двум гобоям и контрапунктирующему голосу солирующего альта — любимого струнного инструмента Дебюсси.

"'Мотивы в схеме:

а — мотив двух кларнетов и двух фаготов (Пеллеас, П-З);

b — мотив английского рожка (Пеллеас, Ш акт, интерлюдия после 3-й картины) ',

Z — нисходящий тритоновый мотив, вариант мотива зова', с — основной мотив первого эпизода (деревянные духовые); d — вариант мотива Мелизанды (III-1);

е — основной мотив второго эпизода.

275


Наибольший контраст вносит второй эпизод (С): тихую и нежную мелодию флейты и арфы в унисон сопровождает воздушный аккорд струнных divisi. Эта секция тематически наиболее целостная. Как и предьщушая, она завершается «мелизандовским» мотивом, повторенным трижды. В сокращенной репризе остается только мотив рожка с «ответом» валторн в сопровождении тихого «шелеста» струнных. И она завершается мотивом Мелизанды у английского рожка.

В краткой синтетической коде, как напоминание, проходят три мотива в тонкой и оригинальной оркестровке. Все деревянные духовые звучат в необычных для них регистрах или необычных сочетаниях: начальный мотив — у двух фаготов в высоком регистре, мотив второго эпизода {е) — у флейты в низком регистре, и валторновый тритоновый мотив зова (z) — в сопровождении pizziccato струнных рр и ррр.

Об этом таинственном окончании В. Янкелевич поэтично написал:

«„Облака" завершаются вздохом, трепетом, четыре piano, сверхъестественной дрожью струнных, такой, что спрашиваешь себя, исходит ли эта дрожь из оркестра или это взмах крьтьев в ночи. Звук на грани слышимого и неслышимого»^^'^.

При том, что главные инструментальные «герои» — духовые (рожок, кларнеты, фаготы, два гобоя, две валторны — всегда с сурдинами), роль струнных своеобразна. Лишь один раз им поручается проведение основного мотива параллельными аккордами divisi в высоком регистре. В иных случаях они создают атмосферу воздушного пространства. В такте 43 (конец 3-й секции) — струнные pizziccato и также divisi в динамике piano-pianissimo создают фон тихой вибрирующей пульсацией.

Интересно второе проведение темы 4-й секции тремя солирующими инструментами — скрипкой, альтом и виолончелью в октаву на аккордовой педали остальных струнных. Тончайший штрих! Игра струнных с сурдинами, флажолетами, трепещущее тремоло на подставке, pizzicato, смычком — такое разнообразие штрихов создает абсолютно новую звуковую атмосферу.

Как и в большинстве сочинений Дебюсси, в Облаках динамика остается в пределах piano-pianissimo. Лишь в двух тактах достигает forte. И по этому поводу есть замечательное высказывание В. Янкелевича:

Jankelevitch V. Ор. cit. Р.236.

276