ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.10.2024
Просмотров: 749
Скачиваний: 0
Облака Nuages
"II semble que ce soit le |
del |
qui ait le dernier mot. |
|
Mais il le prononce d voix si basse, |
|
que nul ne I'entendjamais." |
|
К е п ё |
Char2" |
Modere (Умеренно), h-moll, 6/4
Ноктюрны создавались тогда, когда основная версия оперы Пеллеас и Мелизанда была закончена. Больше, чем в Фавне, здесь чувствуется то, что Дебюсси находится в плену неповторимой атмосферы оперы, он не может с нею расстаться, продолжает жить ее образами, воплощая отдельные стороны драмы уже в чисто симфоническом, обобщенном плане.
В Облаках отражена глубоко печальная картина, и печаль ее ка- кая-то вековая. Плывущие по небу облака — лишь символ. Символ чего? Текучести времени, человеческой жизни, ее безмерной печали? Может бьггь, небо с серыми унылыми облаками, за которыми не ввдно даже луны, — это небо, которое простиралось над страной Аллемондой, страной Пеллеаса и Мелизанды? Здесь — полный контраст светлому, солнечному настроению Фавна. Словно Фавн олицетворяет полдень человеческой жизни. Ноктюрны — сумерки. Полдень — Полночь! Категории ключевые в системе символов Пеллеаса.
Облака — тихая песнь одиночества. Печально звучит начальный ниспадающий мотив двух кларнетов и двух фаготов, словно сожалеющих о чем-то прошедшем. Он задает тон всей пьесе, вьщержанной в одном движении, в одном темпе и в одном настроении, хотя в нем возникает множество разных оггенков. Оркестр смешанного (тройного-четверного) состава деревянных духовых трактован как камерный и на протяжении всей пьесы звучит приглушенно. Солируют деревянные духовые, струнные в многоэтажных divisi используются как фон. Из меди — только валторны. Трубы, тромбоны, туба приберегаются для второй части.
Начальный мотив Облаков все исследователи справедливо связывают с романсом Мусоргского из цикла Без солнца {Окончен празд-
Кажется, что это небо, за кем последнее слово. Но оно произносит его так тихо, что никто никогда его не услышит.
Р е н е Ш а р
272
ный, шумный день). Действительно, в этом мотиве содержатся явные аллюзии на Мусоргского. Но не замечен был не менее важный факт:
вначальном мотиве Облаков в движении на 6/4 параллельных квинт и терций ровными четвертями есть аллюзии на мотив 3-й сцены II акта оперы {Перед гротом). Это сумрачная, тревожная ночная сцена,
вкоторой слышен глухой рокот моря. Пеллеас: «Здесь так темно, что входа в грот не найти. Даже звезд на небе не видно. Подождем, когда
выйдет луна и разорвет эти огромные облака» (разрядка моя. — Л .К.^. Темное небо страны Аллемонды, в которой днем не видно солнца (значит, не случайны связи с циклом Без солнца), а ночью — ни звезд, ни луны. Но когда внезапно вышла луна, осветив грот и трех спящих нищих, испугавших Мелизанду, в оркестре появляется мотив, вариант которого станет основным для Облаков. Звучит в том же темпе, в динамике piano-pianissimo и даже с подобной ремаркой: tres expressif {очень выразительно — Облака), dolce et expressif {нежно и выразительно — в опере). Даже словесный образ оперы «отзывается» (как это часто бывает у Дебюсси) в названии оркестровой пьесы, что важно для понимания ассоциативного метода Дебюсси.
П Р И М ЕР 69. Пел.1еас (11 - 3) Animez en peu
Немного оживленне|1 |
|
ПЕЛЛЕАС |
|
.PELLEAS |
|
Что слу-чи-лось? |
|
Qu'y a-t-il? |
|
Animez en peu |
|
Немного оживленней |
|
g |
f |
$p dolce ed espress. |
|
, з |
, |
|
|
Э - т о что... |
ви-жу |
я! |
|
И |
у а... |
II у |
а... |
^У
Да...
Qui...
i aX j i j ^
ПРИМЕР 69a. Облака |
^ ^J ^ |
JJ ^ |
|
|
CI. |
*S |
г г |
||
(Sib) |
1 |
1 |
||
|
|
|
|
|
|
pp |
tris expressif |
|
|
|
J |
^ J i1 |
х^ТТ |
1 |
J \
1 1 1 1 J U-
р'шрр
J
г 1 г 1 j j ^
273
Так и каждый следующий мотив полон смысла. Мотив английского рожка (такт 5-й) — тоже «пеллеасовский». Он появился в интерлюдии к 4-й картине III акта — одной из самых страшных картин оперы — Перед замком (в сцене Голо с маленьким Иньолем). (См. примеры № 61 и 61а).
Фоновое движение оркестровой партии в сцене Перед гротом, основанное на колебании интервалов, аккордов восьмыми длительностями, вошло и в Облака как фон. Есть еще и третий мотив из оперы — это секундово-терцовый мотив Мелизанды в нисходящем варианте из вступления к III акту оперы (8-й такт). Он появляется на гранях формы ноктюрна, всегда звучит очень печально и многократно повторяется.
ПРИМЕР 70. Пеллеас (П1 - 1)
л- |
|
|
|
|
|
|
тр€?. |
|
|
|
рр |
ррр |
|
|
|
|
|
л- |
М |
= = |
|
|
|
|
Y ^ j ^ f T j ^ f Т г ^ г r - r f ^ f ^ |
||
ПРИМЕР 70а. Облака |
|
|
|
|
||
Cor |
|
|
|
|
|
|
angl. |
* |
^ |
рг— ^ |
- |
— |
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
-
Bons. IIP Д л L
РР
If |
^ ^ |
^ ^ |
Таким образом, в Облаках едва ли не каждый мотив насыщен смыслом. Их многозначительность подчеркивает точная повторность. Особенно это касается мотива зова — всегда от того же звука и на закрепленной гармонии доминанты к C-dur. C-dur'nan фанфара знаменует таинственное прошлое Мелизанды. При такой, казалось бы, статичной форме с множеством повторений кратких мотивов в ней все время что-то происходит: меняется оркестровка, меняется фактура, артикуляция. Это делает ткань живой и внутренне подвижной. Повторность же придает музыке таинственный, гипнотизирующий оттенок.
274
Форма ноктюрна текучая, свободная, с прихотливым чередованием мотивов, не укладывающихся в привычные схемы, тем более трехчастной формы, с позиций которой обычно интерпретируют Облака. В качестве элементов этой формы выступают, по меньшей мере, семь коротких мотивов, из которых главными являются первый мотив кларнетов и фаготов {а, см. схему) и второй мотив английского рожка (Ь). Эти мотивы — то один, то другой — выступают в роли рефрена свободной рондообразной формы.
Схема № 26. Облака'''^
А |
В |
А, |
С |
A: |
Кода |
|
|
(зеркальная репр.) |
|
|
|
а(4), Ь(6), а,(10) |
с (12) (1 кульм.) |
Ь,(8) d(6) аИ7) |
e(13)d,(3) |
b4(2)z,(2)b5(2) a,(4) e,(l) |
|
b,(2)z(2)bj(2) |
|
|
|
z.(2) d2 (7) |
z(2) |
z(4) |
|
|
|
|
|
Моёёгё |
expressif |
|
Un peu anime |
Tempo 1 |
Plus lent |
h-moll |
C-dur |
C-dur-h-moll |
dis-moll |
D, к C-dur |
h-moll |
1 секция |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 секи. |
На схеме видно, что первый раздел — многомотивный. В первом эпизоде (отделен четкой каденцией в C-dur) появляется новый восходящий мотив у деревянных духовых (с), на вершине которого достигается динамическая кульминация: впервые появляется forte.
Первая реприза (Aj) обогащена печально-никнущим секун- дово-терцовым «мелизандовским» мотивом {d). Чарующий эффект в окончании раздела создается оркестровкой: первый мотив Облаков теперь поручен двум гобоям и контрапунктирующему голосу солирующего альта — любимого струнного инструмента Дебюсси.
"'Мотивы в схеме:
а — мотив двух кларнетов и двух фаготов (Пеллеас, П-З);
b — мотив английского рожка (Пеллеас, Ш акт, интерлюдия после 3-й картины) ',
Z — нисходящий тритоновый мотив, вариант мотива зова', с — основной мотив первого эпизода (деревянные духовые); d — вариант мотива Мелизанды (III-1);
е — основной мотив второго эпизода.
275
Наибольший контраст вносит второй эпизод (С): тихую и нежную мелодию флейты и арфы в унисон сопровождает воздушный аккорд струнных divisi. Эта секция тематически наиболее целостная. Как и предьщушая, она завершается «мелизандовским» мотивом, повторенным трижды. В сокращенной репризе остается только мотив рожка с «ответом» валторн в сопровождении тихого «шелеста» струнных. И она завершается мотивом Мелизанды у английского рожка.
В краткой синтетической коде, как напоминание, проходят три мотива в тонкой и оригинальной оркестровке. Все деревянные духовые звучат в необычных для них регистрах или необычных сочетаниях: начальный мотив — у двух фаготов в высоком регистре, мотив второго эпизода {е) — у флейты в низком регистре, и валторновый тритоновый мотив зова (z) — в сопровождении pizziccato струнных рр и ррр.
Об этом таинственном окончании В. Янкелевич поэтично написал:
«„Облака" завершаются вздохом, трепетом, четыре piano, сверхъестественной дрожью струнных, такой, что спрашиваешь себя, исходит ли эта дрожь из оркестра или это взмах крьтьев в ночи. Звук на грани слышимого и неслышимого»^^'^.
При том, что главные инструментальные «герои» — духовые (рожок, кларнеты, фаготы, два гобоя, две валторны — всегда с сурдинами), роль струнных своеобразна. Лишь один раз им поручается проведение основного мотива параллельными аккордами divisi в высоком регистре. В иных случаях они создают атмосферу воздушного пространства. В такте 43 (конец 3-й секции) — струнные pizziccato и также divisi в динамике piano-pianissimo создают фон тихой вибрирующей пульсацией.
Интересно второе проведение темы 4-й секции тремя солирующими инструментами — скрипкой, альтом и виолончелью в октаву на аккордовой педали остальных струнных. Тончайший штрих! Игра струнных с сурдинами, флажолетами, трепещущее тремоло на подставке, pizzicato, смычком — такое разнообразие штрихов создает абсолютно новую звуковую атмосферу.
Как и в большинстве сочинений Дебюсси, в Облаках динамика остается в пределах piano-pianissimo. Лишь в двух тактах достигает forte. И по этому поводу есть замечательное высказывание В. Янкелевича:
Jankelevitch V. Ор. cit. Р.236.
276