ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.10.2024
Просмотров: 746
Скачиваний: 0
«Тишина совсем не является особенностью лишь оперы „Пеллеас и Мелизанда". Почти вся музыка Дебюсси возникает из тишины, порою замирает и погружается в нее, как бы вслушиваясь в тайны жизни и смерти (разрядкамоя. — Л.К.)»^^'.
Празднества Fetes
Anime et tres rythme (Оживленно и очень ритмично), A-dur, 4/4
Если в крайних частях триптиха Дебюсси передал «необъятную пульсацию» неба и моря, то в центре — пульсацию празднества, пульсацию земли. Эту часть композитор выстраивает на контрасте двух жанров: танца в ритме веселой и зажигательной фарандолы^®^ (крайние части) и марша (средний раздел трехчастной формы).
Празднества — сочная, «пленэрная» картина народного гуляния, танцев, карнавального марша со звонкими фанфарами, дробью тамбуринов. Оригинальность трактовки — в импрессионистическом методе обрисовки празднества. Общее впечатление складывается из отдельных штрихов: пестрого калейдоскопа мотивов, оркестровых бликов, пятен, непрерывной ритмической пульсации. Дебюсси метко охарактеризовал эту часть как «пляшуи^ий ритм апшосферы, со вспышками внезапного света». Непрерывная ритмическая пульсация, порученная попеременно разным группам оркестра, не только сопровождает мотивы, но и прослаивает их, подчас выходит на передний план как особого рода ритмический мотив.
Оркестр Празднеств дополнен трубами, тромбонами, тубой и барабанами. Фанфарный мотив на репетициях чистых квинт провозглашает начало «представления» и задает ритм, пронизывающий почти всю часть. Английский рожок в унисон с кларнетами излагают тему фарандолы (мотив а, см. схему №25) — центральный мотив Празднеств в далеком от главной тональности строеf-дорийском.
Ритм танца прерывается звучной фанфарой труб (Ь) в Des-dur Глиссандирующий пассаж двух арф приводит в главную тональность (сначала а-тоИ, затем A-dur), которую утверждает пульсация духовых на 15/8 (это начало второй секции Aj). Флейты и гобои в строе А- миксолидийском излагают новый вариант темы фарандолы (а^). В
Цит. по: Яроциньский С. Цит. изд. С. 209.
282 Фарандола — старинный провансалымсий танец, известный с XV века. Исполнялся в подвижном темпе, чаще всего на 6/8. По характеру движения — родственник тарантелле.
277
сопровождении угадываются контуры «мелизандовского» мотива {т), того, что несколько раз прозвучал в Облаках, притом на той же высоте — от звука е. Это свидетельство новаторской трактовки фактуры, тематически значимой. (Ср. примеры N9 70, 70а, 70Ь).
ПРИМЕР 70Ь. Празднества
Vns
VnsU
Vcelles
Схема № 27. Празднества^^^
|
Первая часть |
Средняя Ч. |
Реприза |
|
||
А |
А , |
в |
С |
АГ |
A J |
Кода |
а(19) |
с(2) |
d(15); е(5) |
h(39) |
a (16) |
c(2) a/m (21) |
e,(5) h (2) e, (5) |
Ь(4) |
а , / т (4); |
f(4)e,(5) |
hi/a; (18) |
i(18) |
|
h (2) e,(4) |
|
с(2) |
f,(3)g(13; |
|
|
|
j/k(8)e,(2) |
|
а,/т(4) |
f2(3)g,(4) |
|
|
|
z(4) |
|
|
fj(4) &(4) £,(4) g3(8) |
|
|
|
|
|
|
ход (8) |
|
|
|
|
Г-тоП дор. A-dur микс. |
a-moll |
as-moll. as-moIl-As- |
A- МИКС. |
B-dur-A-dur |
||
Des-dur |
|
|
|
dur, b-moll |
|
|
1 секц. |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
283 Мотивы в схеме:
а — мотив фарандолы;
b — фанфарный мотив валторн и труб;
с — ритмико-фактурный мотив деревянных духовых; d — ритмико-фактурный мотив фарандолы;
е — терцовый мотив гобоя; f — мотив гобоя с триолью;
g — мотив в пунктированном ритме тарантеллы;
h — фанфарный мотив центрального раздела в ритме марша;
i — новый экспрессивный мотив скрипок на фоне движения тарантеллы; j — лирический мотив коды;
к — мотив первой части (Облака); m — мотив Мелизанды;
Z — мотив зова.
278
в центре третьей секции на фоне непрерывной пульсации струнных — два новых мотива: гобойный в а-moll (е) с многократным повторением терцового оборота и красивая лирическая тема в пунктированном ритме тарантеллы, порученная высокому дереву в октаву (g). Ритмическое своеобразие этого фрагмента основано на том, что тема по своей структуре — двудольная, а помещена она в такт на 3/4. Именно на этой теме построена кульминация всей первой части Празднеств.
ПРИМЕР 71. Празднества
GteR'
II
279
GdraR'
П
ш
I |
т |
|
|
г |
г |
|
|
|
|
||
Vns |
|
cresc. |
2 |
2 |
|
|
|
(Sim.) |
|
||
|
т |
f f f |
f O |
|
|
|
|
|
|
||
|
I B |
|
|
|
|
|
|
|
|
(sim.) |
|
|
m |
|
|
(sim.) |
|
|
|
|
|
|
С р е д н я я ч а с т ь — картина приближающегося и удаляющегося шествия. Эффект пространственной музыки достигается с помощью оркестровки, фактуры и динамики. Начальная пульсация квинт {pizzicato струнных) связывает этот раздел с первым. Трем засурдиненным трубам {рр) поручается основная тема марша {И), которая в четкой квадратной структуре многократно повторяется, как в карнавальных шествиях. В каждом последующем проведении тема марша обновляется в тембрах и фактуре. Так, третье проведение — у труб (без сурдин) и тромбонов (/). На это проведение темы марша накладывается в контрапункте тема фарандолы, что делает всю фактуру полимелодической и полиритмической, с более напряженной пульсацией марша и фарандолы
280
в одновременности. Фанфарная тема постепенно набирает силу, к ансамблю меди подключается туба, а в момент кульминации — четыре валторны.
Р е п р и з а значительно сокращена, варьирована, в ней появляется новый мотив (О, а тема фарандолы звучит в неожиданно далекой тональности as-moll. Как и в Фавне, репризы тематическая и тональная не совпадают. И только последние проведения темы фарандолы перед кодой — в главной тональности A-dur. Эффект долго оттягиваемого ее возвращения усилен динамикой f - j f , что придает звучанию главной темы радостный, ликующий оттенок.
В к о д е — полное растворение звучания, темы рассыпаются, словно осколки. Как отзвук гобойной темы {е) звучит в многократном повторении терцовый форщлаг у фагота и гобоя, мелькают отрывочные фанфарные мотивы среднего раздела, продолжается непрерывная пульсация триолей у струнных divisi. Появляется и новый {ип реи retenu) печально-прощальный мотив гобоя (/, с праздником расставаться жаль!), которому, как эхо, отвечает флейта. Триольный пульс сменяется пульсирующими четвертями струнных pizzicato. И в этом pizzicato угадывается начальный мотив Облаков (Л:).Тонкий, едва уловимый штрих, объединяющий части! Глухо рокочет барабан, едва слышно биение низких струнных, дважды на их фоне трубы очень весомо повторяют «пеллеасовский» мотив зова {z).
Итак, отметим мотивную взаимосвязь Празднеств с первой частью, использование трех квазицитат из Пеллеаса, которые имели место в первой части Ноктюрнов', мотив зова, начальный мотив Облаков (из сцены Перед гротом), «мелизандовский» мотив из 1 -й картины III акта. Два последних мотива проникли в фактуру, что стало очень важным свидетельством новаторского метода Дебюсси —ин- теграции всей фактуры тематизмом.
Сирены Sirenes
Moderement animd (Умеренно, подвижно), H-dur, 12/8
Сирены — чарующая картина ночного таинственного моря и завораживающего пения сирен. Композитор вводит женский хор, поющий без слов — это и символ сирен, и тонкая оркестровая краска. Правда, именно из-за участия хора усложняется исполнение тре-
281
тьей части в симфонических концертах: она звучит гораздо реже, чем первые два ноктюрна. А вместе с тем музыка Сирен им не уступает. Цикл, исполненный без финала, оказывается обедненным.
Цепь мотивов с их непрерывным варьированием складывается в абсолютно свободную форму (в восьми секциях), в которой едва уловимо проглядывают черты ритурнельной формы, а также и черты развивающихся вариаций. Есть в ней и контуры трех разделов.
Схема № 28. Сирены
Первая часть |
Средняя часть |
|
Реприза |
Кода |
|||
А |
В |
С |
D |
A, |
Bi |
В: |
|
a b a ) |
с/Ь, |
СгГЬг аз |
d/c2 a |
лЛз |
с |
с-е-Ьг |
b-e-C2 |
|
ai/ci |
|
|
|
|
|
|
|
tres |
Un peu piu len< |
|
|
|
|
|
Fis-dur |
expr. |
Des-dur |
Des-D-dur Des-dur |
C-dur |
H-dur |
H-dur |
|
|
H-dur |
|
|
|
|
|
|
1 сек. |
2 сек. |
3 сек. |
4 сек. |
5 сек. |
6 сек. |
7 сек. |
8 сек. |
Основной мотив, который пронизывает всю часть и из которого вырастают другие мотивы — это «пеллеасовский» мотив зова, что сразу устанавливает связь с оперой. Море Сирен — это и море Пеллеаса. В рпере он звучал эпизодически в ключевых моментах драмы, здесь же он — центральный, многократно и настойчиво повторяющийся (часто от одного звука). Он проходит в разных вариантах: нисходящая синкопированная большая секунда, восходящая большая секунда, она же — в утолщении двумя терциями или в аккордовом утолщении. Появляется мотив зова то у валторн, то у фаготов и английского рожка, то в партии хора. Его звучание всегда таинственно и многозначительно. Только в первом разделе он повторяется не менее 20 раз! Фоном для него служит непрерывно изменчивая фактура пульсирующего и колеблющегося оркестра: квинтовое колебание струнных, аккордовое тремоло струнных divisi, пассажи арфы и деревянных духовых и т.д.
Очень важен второй мотив английского рожка (/>), хотя мотив зова не исчезает со «сцены». Скерцозно-танцевальный, с триолью {expressif, ип реи еп dehors), он также многократно повторяется от разных звуков, у разных духовых инструментов и затем уходит в фон (в партию скрипок). Именно этот мотив позднее войдет в Игры волн.
282