Файл: Кокорева Л. - Клод Дебюсси - 2010.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.10.2024

Просмотров: 746

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

«Тишина совсем не является особенностью лишь оперы „Пеллеас и Мелизанда". Почти вся музыка Дебюсси возникает из тишины, порою замирает и погружается в нее, как бы вслушиваясь в тайны жизни и смерти (разрядкамоя. — Л.К.)»^^'.

Празднества Fetes

Anime et tres rythme (Оживленно и очень ритмично), A-dur, 4/4

Если в крайних частях триптиха Дебюсси передал «необъятную пульсацию» неба и моря, то в центре — пульсацию празднества, пульсацию земли. Эту часть композитор выстраивает на контрасте двух жанров: танца в ритме веселой и зажигательной фарандолы^®^ (крайние части) и марша (средний раздел трехчастной формы).

Празднества — сочная, «пленэрная» картина народного гуляния, танцев, карнавального марша со звонкими фанфарами, дробью тамбуринов. Оригинальность трактовки — в импрессионистическом методе обрисовки празднества. Общее впечатление складывается из отдельных штрихов: пестрого калейдоскопа мотивов, оркестровых бликов, пятен, непрерывной ритмической пульсации. Дебюсси метко охарактеризовал эту часть как «пляшуи^ий ритм апшосферы, со вспышками внезапного света». Непрерывная ритмическая пульсация, порученная попеременно разным группам оркестра, не только сопровождает мотивы, но и прослаивает их, подчас выходит на передний план как особого рода ритмический мотив.

Оркестр Празднеств дополнен трубами, тромбонами, тубой и барабанами. Фанфарный мотив на репетициях чистых квинт провозглашает начало «представления» и задает ритм, пронизывающий почти всю часть. Английский рожок в унисон с кларнетами излагают тему фарандолы (мотив а, см. схему №25) — центральный мотив Празднеств в далеком от главной тональности строеf-дорийском.

Ритм танца прерывается звучной фанфарой труб (Ь) в Des-dur Глиссандирующий пассаж двух арф приводит в главную тональность (сначала а-тоИ, затем A-dur), которую утверждает пульсация духовых на 15/8 (это начало второй секции Aj). Флейты и гобои в строе А- миксолидийском излагают новый вариант темы фарандолы (а^). В

Цит. по: Яроциньский С. Цит. изд. С. 209.

282 Фарандола — старинный провансалымсий танец, известный с XV века. Исполнялся в подвижном темпе, чаще всего на 6/8. По характеру движения — родственник тарантелле.

277


сопровождении угадываются контуры «мелизандовского» мотива {т), того, что несколько раз прозвучал в Облаках, притом на той же высоте — от звука е. Это свидетельство новаторской трактовки фактуры, тематически значимой. (Ср. примеры N9 70, 70а, 70Ь).

ПРИМЕР 70Ь. Празднества

Vns

VnsU

Vcelles

Схема № 27. Празднества^^^

 

Первая часть

Средняя Ч.

Реприза

 

А

А ,

в

С

АГ

A J

Кода

а(19)

с(2)

d(15); е(5)

h(39)

a (16)

c(2) a/m (21)

e,(5) h (2) e, (5)

Ь(4)

а , / т (4);

f(4)e,(5)

hi/a; (18)

i(18)

 

h (2) e,(4)

 

с(2)

f,(3)g(13;

 

 

 

j/k(8)e,(2)

 

а,/т(4)

f2(3)g,(4)

 

 

 

z(4)

 

 

fj(4) &(4) £,(4) g3(8)

 

 

 

 

 

 

ход (8)

 

 

 

 

Г-тоП дор. A-dur микс.

a-moll

as-moll. as-moIl-As-

A- МИКС.

B-dur-A-dur

Des-dur

 

 

 

dur, b-moll

 

 

1 секц.

2

3

4

5

6

7

283 Мотивы в схеме:

а — мотив фарандолы;

b — фанфарный мотив валторн и труб;

с — ритмико-фактурный мотив деревянных духовых; d — ритмико-фактурный мотив фарандолы;

е — терцовый мотив гобоя; f — мотив гобоя с триолью;

g — мотив в пунктированном ритме тарантеллы;

h — фанфарный мотив центрального раздела в ритме марша;

i — новый экспрессивный мотив скрипок на фоне движения тарантеллы; j — лирический мотив коды;

к — мотив первой части (Облака); m — мотив Мелизанды;

Z — мотив зова.

278


в центре третьей секции на фоне непрерывной пульсации струнных — два новых мотива: гобойный в а-moll (е) с многократным повторением терцового оборота и красивая лирическая тема в пунктированном ритме тарантеллы, порученная высокому дереву в октаву (g). Ритмическое своеобразие этого фрагмента основано на том, что тема по своей структуре — двудольная, а помещена она в такт на 3/4. Именно на этой теме построена кульминация всей первой части Празднеств.

ПРИМЕР 71. Празднества

GteR'

II

279


GdraR'

П

ш

I

т

 

 

г

г

 

 

 

 

Vns

 

cresc.

2

2

 

 

(Sim.)

 

 

т

f f f

f O

 

 

 

 

 

 

 

I B

 

 

 

 

 

 

 

 

(sim.)

 

 

m

 

 

(sim.)

 

 

 

 

 

 

С р е д н я я ч а с т ь — картина приближающегося и удаляющегося шествия. Эффект пространственной музыки достигается с помощью оркестровки, фактуры и динамики. Начальная пульсация квинт {pizzicato струнных) связывает этот раздел с первым. Трем засурдиненным трубам {рр) поручается основная тема марша {И), которая в четкой квадратной структуре многократно повторяется, как в карнавальных шествиях. В каждом последующем проведении тема марша обновляется в тембрах и фактуре. Так, третье проведение — у труб (без сурдин) и тромбонов (/). На это проведение темы марша накладывается в контрапункте тема фарандолы, что делает всю фактуру полимелодической и полиритмической, с более напряженной пульсацией марша и фарандолы

280


в одновременности. Фанфарная тема постепенно набирает силу, к ансамблю меди подключается туба, а в момент кульминации — четыре валторны.

Р е п р и з а значительно сокращена, варьирована, в ней появляется новый мотив (О, а тема фарандолы звучит в неожиданно далекой тональности as-moll. Как и в Фавне, репризы тематическая и тональная не совпадают. И только последние проведения темы фарандолы перед кодой — в главной тональности A-dur. Эффект долго оттягиваемого ее возвращения усилен динамикой f - j f , что придает звучанию главной темы радостный, ликующий оттенок.

В к о д е — полное растворение звучания, темы рассыпаются, словно осколки. Как отзвук гобойной темы {е) звучит в многократном повторении терцовый форщлаг у фагота и гобоя, мелькают отрывочные фанфарные мотивы среднего раздела, продолжается непрерывная пульсация триолей у струнных divisi. Появляется и новый {ип реи retenu) печально-прощальный мотив гобоя (/, с праздником расставаться жаль!), которому, как эхо, отвечает флейта. Триольный пульс сменяется пульсирующими четвертями струнных pizzicato. И в этом pizzicato угадывается начальный мотив Облаков (Л:).Тонкий, едва уловимый штрих, объединяющий части! Глухо рокочет барабан, едва слышно биение низких струнных, дважды на их фоне трубы очень весомо повторяют «пеллеасовский» мотив зова {z).

Итак, отметим мотивную взаимосвязь Празднеств с первой частью, использование трех квазицитат из Пеллеаса, которые имели место в первой части Ноктюрнов', мотив зова, начальный мотив Облаков (из сцены Перед гротом), «мелизандовский» мотив из 1 -й картины III акта. Два последних мотива проникли в фактуру, что стало очень важным свидетельством новаторского метода Дебюсси —ин- теграции всей фактуры тематизмом.

Сирены Sirenes

Moderement animd (Умеренно, подвижно), H-dur, 12/8

Сирены — чарующая картина ночного таинственного моря и завораживающего пения сирен. Композитор вводит женский хор, поющий без слов — это и символ сирен, и тонкая оркестровая краска. Правда, именно из-за участия хора усложняется исполнение тре-

281

тьей части в симфонических концертах: она звучит гораздо реже, чем первые два ноктюрна. А вместе с тем музыка Сирен им не уступает. Цикл, исполненный без финала, оказывается обедненным.

Цепь мотивов с их непрерывным варьированием складывается в абсолютно свободную форму (в восьми секциях), в которой едва уловимо проглядывают черты ритурнельной формы, а также и черты развивающихся вариаций. Есть в ней и контуры трех разделов.

Схема № 28. Сирены

Первая часть

Средняя часть

 

Реприза

Кода

А

В

С

D

A,

Bi

В:

 

a b a )

с/Ь,

СгГЬг аз

d/c2 a

лЛз

с

с-е-Ьг

b-e-C2

 

ai/ci

 

 

 

 

 

 

 

tres

Un peu piu len<

 

 

 

 

 

Fis-dur

expr.

Des-dur

Des-D-dur Des-dur

C-dur

H-dur

H-dur

 

H-dur

 

 

 

 

 

 

1 сек.

2 сек.

3 сек.

4 сек.

5 сек.

6 сек.

7 сек.

8 сек.

Основной мотив, который пронизывает всю часть и из которого вырастают другие мотивы — это «пеллеасовский» мотив зова, что сразу устанавливает связь с оперой. Море Сирен — это и море Пеллеаса. В рпере он звучал эпизодически в ключевых моментах драмы, здесь же он — центральный, многократно и настойчиво повторяющийся (часто от одного звука). Он проходит в разных вариантах: нисходящая синкопированная большая секунда, восходящая большая секунда, она же — в утолщении двумя терциями или в аккордовом утолщении. Появляется мотив зова то у валторн, то у фаготов и английского рожка, то в партии хора. Его звучание всегда таинственно и многозначительно. Только в первом разделе он повторяется не менее 20 раз! Фоном для него служит непрерывно изменчивая фактура пульсирующего и колеблющегося оркестра: квинтовое колебание струнных, аккордовое тремоло струнных divisi, пассажи арфы и деревянных духовых и т.д.

Очень важен второй мотив английского рожка (/>), хотя мотив зова не исчезает со «сцены». Скерцозно-танцевальный, с триолью {expressif, ип реи еп dehors), он также многократно повторяется от разных звуков, у разных духовых инструментов и затем уходит в фон (в партию скрипок). Именно этот мотив позднее войдет в Игры волн.

282