ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.10.2024
Просмотров: 743
Скачиваний: 0
Все вступление, где непрерывно зъучшмотивзова, — таинственное и туманное, словно отражает небытие природы перед ее пробуждением.
Первый раздел {Moder4 sans lenteur) — мозаика кратких тембромотивов, которые нанизываются друг на друга, создавая светлое многокрасочное, вибрирующее звуковое полотно. Открывает этот раздел искрящаяся арабесочная пентатоническая тема, построенная на параллельных квинтах в основной тональности Моря Des-dur (а на схеме)^'^ Далее вьщеляются яркие мотивы: изящный арабесочный мотив флейты {d), ностальгический мотив гобоя (е) в более медленном темпе.
Схема № 29. От зари до полудня на море^^^
Вступле- |
|
|
A |
|
|
В |
С (Кода) |
|
ние |
|
|
|
|
|
|
|
|
V, ъ |
a (2) |
d(6) |
e(5) |
d,(4) |
a.(l) |
f(24) |
g(10) |
h(4) |
|
b(6) |
b(6) |
|
|
b(4) |
z(3) |
|
аз (2) |
|
a (2) |
|
|
|
ai/z (4) |
ход (7) |
|
a/v (5) |
|
c/a (4) |
|
|
|
ход (9) |
|
|
|
Tris lent |
6/8 |
Doux et expr. |
Cedez un peu |
Au mouv. |
|
Un peu plus |
Tris |
Tris lent |
6/4; |
|
|
|
|
|
mouv. |
modiri |
|
Animez peu |
|
|
|
|
|
|
|
|
& peu |
|
|
|
|
|
|
|
|
h-molI |
Des |
as-moll |
as-moll |
Ц.7 |
as-moll |
B-dur |
Des |
Ges-Des |
|
U.3(-2) |
ц.4(+4) |
Ц.6 |
Ц. 7(+4) |
Ц. 9(-l) |
u. 13(+3) |
Ц. 14 |
Тема поручена двум флейтам и двум кларнетам в сопровождении вибрирующего оркестра струнных и арфы.
Мотивы в схеме:
V — мотив зова;
Z — циклическая тема;
а — основной мотив первой частиквинтовая арабеска; b — валторновая тема, продолжение мотива а;
с — гобойный мотив с двумя восходящими терциями в окончании мотива; d — флейтовая, восходящая арабеска;
е — гобойный, ностальгический мотив;
f — мотив средней части, начинается мотивом зова;
g — первый мотив коды — английский рожок в унисон с солирующим альтом; h —хоральная тема валторн и фаготов.
290
П Р И М Е Р 74. Море, I часть
Modere, sans lenteur, dans un rythme 1гёв souple J' = 116
Gdes
Fl. 11
CI. I (Si 1>) П
mp :
Harpel pp " —
W
Нагреп; |
w |
|
n |
|
Modere, sans ienteur, dans un rythme tres souple J^ =: 116 |
2 0 * |
291 |
^ |
3 jr |
^ |
|
|
|
P |
sourd |
|
|
|
|
|
r > - i |
|
|
|
|
|
|
Cors |
|
p |
expre'i^j/ег souienu |
|
(Fa) |
|
|
||
|
|
|
|
|
^ |
|
sourd |
' c ' r r i r r |
r v |
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
p |
expre•i'jj/er soutenu |
|
|
^ ^ |
^ |
|
\ |
|
|
|
|
|
|
> |
IF if |
|
|
П Р И М Е Р 75. Море, I часть
|
solo |
|
Gdes I |
|
|
Fl. II |
|
|
|
doux et expressif |
|
Hautb.. |
|
|
|
PP |
|
Cor |
ф ф ^ |
|
angl. |
m |
|
Gdes I |
p p f ^ |
г f ^ f |
Fl. II |
p |
|
|
|
|
|
II, |
|
Cor |
$ |
|
angl. |
|
292
ПРИМЕР 76. Море, I часть
Q cedez un peu
Натре П
Возрастает сложный процесс интеграции всей звуковой ткани тематизмом. А р а б е с о ч н ы е по с в о е й п р и р о д е м о т и - вы в ы с т у п а ю т то в р о л и р е л ь е ф а , то в р о л и ф о н а , в с о в е р ш е н н о с в о б о д н о м ч е р е д о в а н и и и н а л о ж е - н и и д р у г на д р у г а . Едва уловимо в первом разделе проглядывают контуры свободной концентрической формы, в которой мотив е выступает центром симметрии^'^ Заканчивается он сначала предельным усложнением ритма и фактуры (в полиритмии участвуют четыре ритмические структуры: первая — высокие деревянные духовые, вторая — фаготы с трубой, третья — валторны, четвертая — две арфы с виолончелями), затем полным растворением звучности.
Второй раздел (Un реи plus mouvemente, ц. — более цельный: в нем господствует одна тема (/) с характерным пунктированным TpHv тьным ритмом^'^ Эта ритмическая фигура как ритмический мотив проникает в третью часть симфонии. Так композитор устанавливает новый тип взаимосвязи частей в цикле.
Схема мотивов выглядит так: a-b-a-c-a-c-d-c-b-e-d-a-b-a ^^ Клод Дебюсси. Море / / La Мег. Партитура. М., 1978.
Именно так Дебюсси часто выстраивает форму: многомотивный первый раздел и более единообразный по тематизму средний.
293
Начальное зерно темы — мотив зова в B-dur в неожиданной инструментовке: по характеру — это типично фанфарная «валторновая» тема, но композитор поручает ее виолончелям divisi вопреки всяким ожиданиям. Ремарка Encore plus retenu {еще более сдержанно и выразительно) (ц. 12) отмечает появление циклической темы у английского рожка {expressif) и засурдиненной трубы, которая накладывается на пляшущий ритм струнных.
Сильное замедление готовит третий раздел, выполняющий роль коды {Tres moddre). Она носит, как обычно у Дебюсси, синтетический характер, ибо собирает несколько важных мотивов. На доминантовом органном пункте у английского рожка в унисон с solo виолончели появляется новый экспрессивный ностальгический напев, который сменяет еще один новый мотив — отдаленно звучащий хорал валторн и фаготов в Ges-dur. Он займет важное место в третьей части симфонии как вторая циклическая тема.
П Р И М Е Р |
77. Море, I часть |
|
|
|
|
|
|
|
T r i s lent J» = S |
|
|
|
|
||
Gdes |
|
|
|
|
|
|
|
Fl. |
|
|
|
|
|
|
|
|
PP |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
f - |
|
f |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
m |
|
pp |
mais tris |
soutenu |
|
|
P cresc. molto |
|
|
|
|
|
|
|||
Cors |
PP |
mais tres souienu |
|
|
mP ^ |
M |
|
|
|
cresc. molto |
|||||
|
|
|
' I |
I'l |
n i |
Ж |
|
|
PP |
mais tris |
soutenu |
|
|
P cresc. molto |
|
|
|
|
|
|
I
U
M
Tromb.
Ш
pp mais Iris soutenu |
p cresc. molto |
|
Cymb.
294
к концу коды — редкое у Дебюсси нарастание звучности до fortissimo: оркестровый унисон излагает всего три звука: es-des-b (секунда и терция), но в этих звуках заключен усеченный мотив
Мелизанды.
Игры волн Jeux de vagues
Allegro, E-dur, 3/4
В т о р а я ч а с т ь — легкое, чарующее скерцо, сверкающее разнообразными тембрами, изменчивыми ритмами, калейдоскопом мотивов, которые следуют друг за другом или сочетаются в контрапункте в непредсказуемой игре. Оркестровая ткань трепещет, волнуется, пульсирует. В свободной форме (самой новаторской из трех частей симфонии) все находится в непрестанном движении, изменении. В построении части можно условно вьщелить три раздела: экспозицию, среднюю развивающую часть и репризу. Схема отражает свободное чередование мотивов.
Схема № 30. Игры волн'^^.
Вступление |
Первая часть |
Средняя часть |
Реприза |
Кода |
(8) |
А |
В |
Ai |
|
|
а (27) |
а,/т (12) |
bi(7) |
34(31) |
|
Ь(24) |
с , (14) |
6(8) |
|
|
с (12) |
82(12) |
b2 (8) |
|
|
d(14) |
di(23) |
e,/a,(32) |
|
|
|
z(10) |
|
|
|
Ап1тё |
au Mouv'. |
Anime |
En retenant |
|
C-dur-E-dur-dis-moIl |
A-dur |
E-dur |
E-dur |
298 Мотивы в схеме:
а — тритоновый мотив из Сирен', b — мотив с трелью;
с — тема английского рожка;
d — танцевальный мотив с триолью из Сирен, е — вальсовая тема;
m —контрапунктирующий мотив валторн;
Z — мотив зова.
295