Файл: Кокорева Л. - Клод Дебюсси - 2010.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.10.2024

Просмотров: 743

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Все вступление, где непрерывно зъучшмотивзова, — таинственное и туманное, словно отражает небытие природы перед ее пробуждением.

Первый раздел {Moder4 sans lenteur) — мозаика кратких тембромотивов, которые нанизываются друг на друга, создавая светлое многокрасочное, вибрирующее звуковое полотно. Открывает этот раздел искрящаяся арабесочная пентатоническая тема, построенная на параллельных квинтах в основной тональности Моря Des-durна схеме)^'^ Далее вьщеляются яркие мотивы: изящный арабесочный мотив флейты {d), ностальгический мотив гобоя (е) в более медленном темпе.

Схема № 29. От зари до полудня на море^^^

Вступле-

 

 

A

 

 

В

С (Кода)

ние

 

 

 

 

 

 

 

 

V, ъ

a (2)

d(6)

e(5)

d,(4)

a.(l)

f(24)

g(10)

h(4)

 

b(6)

b(6)

 

 

b(4)

z(3)

 

аз (2)

 

a (2)

 

 

 

ai/z (4)

ход (7)

 

a/v (5)

 

c/a (4)

 

 

 

ход (9)

 

 

 

Tris lent

6/8

Doux et expr.

Cedez un peu

Au mouv.

 

Un peu plus

Tris

Tris lent

6/4;

 

 

 

 

 

mouv.

modiri

 

Animez peu

 

 

 

 

 

 

 

 

& peu

 

 

 

 

 

 

 

 

h-molI

Des

as-moll

as-moll

Ц.7

as-moll

B-dur

Des

Ges-Des

 

U.3(-2)

ц.4(+4)

Ц.6

Ц. 7(+4)

Ц. 9(-l)

u. 13(+3)

Ц. 14

Тема поручена двум флейтам и двум кларнетам в сопровождении вибрирующего оркестра струнных и арфы.

Мотивы в схеме:

V — мотив зова;

Z — циклическая тема;

а — основной мотив первой частиквинтовая арабеска; b — валторновая тема, продолжение мотива а;

с — гобойный мотив с двумя восходящими терциями в окончании мотива; d — флейтовая, восходящая арабеска;

е — гобойный, ностальгический мотив;

f — мотив средней части, начинается мотивом зова;

g — первый мотив коды — английский рожок в унисон с солирующим альтом; h —хоральная тема валторн и фаготов.

290


П Р И М Е Р 74. Море, I часть

Modere, sans lenteur, dans un rythme 1гёв souple J' = 116

Gdes

Fl. 11

CI. I (Si 1>) П

mp :

Harpel pp " —

W

Нагреп;

w

 

n

 

Modere, sans ienteur, dans un rythme tres souple J^ =: 116

2 0 *

291

^

3 jr

^

 

 

 

P

sourd

 

 

 

 

 

r > - i

 

 

 

 

Cors

 

p

expre'i^j/ег souienu

 

(Fa)

 

 

 

 

 

 

^

 

sourd

' c ' r r i r r

r v

 

 

 

 

 

 

 

 

 

p

expre•i'jj/er soutenu

 

 

^ ^

^

 

\

 

 

 

 

 

>

IF if

 

 

П Р И М Е Р 75. Море, I часть

 

solo

 

Gdes I

 

 

Fl. II

 

 

 

doux et expressif

 

Hautb..

 

 

 

PP

 

Cor

ф ф ^

 

angl.

m

 

Gdes I

p p f ^

г f ^ f

Fl. II

p

 

 

 

 

II,

 

Cor

$

 

angl.

 

292


ПРИМЕР 76. Море, I часть

Q cedez un peu

Натре П

Возрастает сложный процесс интеграции всей звуковой ткани тематизмом. А р а б е с о ч н ы е по с в о е й п р и р о д е м о т и - вы в ы с т у п а ю т то в р о л и р е л ь е ф а , то в р о л и ф о н а , в с о в е р ш е н н о с в о б о д н о м ч е р е д о в а н и и и н а л о ж е - н и и д р у г на д р у г а . Едва уловимо в первом разделе проглядывают контуры свободной концентрической формы, в которой мотив е выступает центром симметрии^'^ Заканчивается он сначала предельным усложнением ритма и фактуры (в полиритмии участвуют четыре ритмические структуры: первая — высокие деревянные духовые, вторая — фаготы с трубой, третья — валторны, четвертая — две арфы с виолончелями), затем полным растворением звучности.

Второй раздел (Un реи plus mouvemente, ц. — более цельный: в нем господствует одна тема (/) с характерным пунктированным TpHv тьным ритмом^'^ Эта ритмическая фигура как ритмический мотив проникает в третью часть симфонии. Так композитор устанавливает новый тип взаимосвязи частей в цикле.

Схема мотивов выглядит так: a-b-a-c-a-c-d-c-b-e-d-a-b-a ^^ Клод Дебюсси. Море / / La Мег. Партитура. М., 1978.

Именно так Дебюсси часто выстраивает форму: многомотивный первый раздел и более единообразный по тематизму средний.

293

Начальное зерно темы — мотив зова в B-dur в неожиданной инструментовке: по характеру — это типично фанфарная «валторновая» тема, но композитор поручает ее виолончелям divisi вопреки всяким ожиданиям. Ремарка Encore plus retenu {еще более сдержанно и выразительно) (ц. 12) отмечает появление циклической темы у английского рожка {expressif) и засурдиненной трубы, которая накладывается на пляшущий ритм струнных.

Сильное замедление готовит третий раздел, выполняющий роль коды {Tres moddre). Она носит, как обычно у Дебюсси, синтетический характер, ибо собирает несколько важных мотивов. На доминантовом органном пункте у английского рожка в унисон с solo виолончели появляется новый экспрессивный ностальгический напев, который сменяет еще один новый мотив — отдаленно звучащий хорал валторн и фаготов в Ges-dur. Он займет важное место в третьей части симфонии как вторая циклическая тема.

П Р И М Е Р

77. Море, I часть

 

 

 

 

 

 

T r i s lent J» = S

 

 

 

 

Gdes

 

 

 

 

 

 

 

Fl.

 

 

 

 

 

 

 

 

PP

 

 

 

 

 

 

 

 

 

f -

 

f

 

 

 

 

 

 

 

 

 

m

 

pp

mais tris

soutenu

 

 

P cresc. molto

 

 

 

 

 

Cors

PP

mais tres souienu

 

 

mP ^

M

 

 

cresc. molto

 

 

 

' I

I'l

n i

Ж

 

PP

mais tris

soutenu

 

 

P cresc. molto

 

 

 

 

 

I

U

M

Tromb.

Ш

pp mais Iris soutenu

p cresc. molto

 

Cymb.

294


к концу коды — редкое у Дебюсси нарастание звучности до fortissimo: оркестровый унисон излагает всего три звука: es-des-b (секунда и терция), но в этих звуках заключен усеченный мотив

Мелизанды.

Игры волн Jeux de vagues

Allegro, E-dur, 3/4

В т о р а я ч а с т ь — легкое, чарующее скерцо, сверкающее разнообразными тембрами, изменчивыми ритмами, калейдоскопом мотивов, которые следуют друг за другом или сочетаются в контрапункте в непредсказуемой игре. Оркестровая ткань трепещет, волнуется, пульсирует. В свободной форме (самой новаторской из трех частей симфонии) все находится в непрестанном движении, изменении. В построении части можно условно вьщелить три раздела: экспозицию, среднюю развивающую часть и репризу. Схема отражает свободное чередование мотивов.

Схема № 30. Игры волн'^^.

Вступление

Первая часть

Средняя часть

Реприза

Кода

(8)

А

В

Ai

 

 

а (27)

а,/т (12)

bi(7)

34(31)

 

Ь(24)

с , (14)

6(8)

 

 

с (12)

82(12)

b2 (8)

 

 

d(14)

di(23)

e,/a,(32)

 

 

 

z(10)

 

 

 

Ап1тё

au Mouv'.

Anime

En retenant

 

C-dur-E-dur-dis-moIl

A-dur

E-dur

E-dur

298 Мотивы в схеме:

а — тритоновый мотив из Сирен', b — мотив с трелью;

с — тема английского рожка;

d — танцевальный мотив с триолью из Сирен, е — вальсовая тема;

m —контрапунктирующий мотив валторн;

Z — мотив зова.

295