Файл: Кокорева Л. - Клод Дебюсси - 2010.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.10.2024

Просмотров: 740

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

После нескольких тактов вступления первый раздел открывается мотивом английского рожка в далеком строе С- лидийском при главной тональности E-dur (исапъ а). Он «пришел» из Сирен, атуда — из интерлюдии перед 4-й картиной IV акта Пеллеаса. Но характер его совершенно иной — активный, призывный (см. примеры № 3 и За). И только со второй темы {Assdz anime, b) появляется главная тональность Е-лидийский. Эта тема в определенном смысле является вариантом предьщущего мотива, хотя ее начальное зерно иное — трели на фоне увеличенного трезвучия.

Третий мотив, точнее, достаточно протяженная и очень экспрессивная тема экспозиции (с, Cedez ип реи) — меланхолический напев английского рожка на фоне пульсирующих триолей у деревянных духовых. Четвертый элемент — легкий, скерцозный мотив с триолью (d, также «пришелец» из Сирен). Так композитор объединяет свои «морские» партитуры, включая и оперную.

Средний раздел — своего рода разработка мотивов первой части. К репризе ведет длинный ход, заканчивающийся четырехкратным повторением «пеллеасовского» мотива зова.

Как обычно, начало репризы композитор вуалирует: начинается она со второго мотива {Ь), зато в главной тональности E-dur. К нему поначалу незаметно присоединяется новый мотив {е). В разделе Еп animant Ьеаисоир он разрастается в томительно-страстную протяженную мелодию в 32 такта! На нее и падает кульминация всей части. Она затмевает и вытесняет возникающие время от времени мотивы экспозиции. Абсолютно непредсказуемый ход формы.

ПРИМЕР 78. Игры во.1и

296

в коде {Еп retenant ип реи — немного сдерживая) все направлено на постепенное распыление звучания. Слышны неясные шорохи струнных, глиссандо арфы, на их фоне возникает начальный мотив Игр волн {а). Он повторяется несколько раз от разньгх звуков (кларнетом, гобоем, флейтой, трубой), сближаясь в характере с мотивом английского рожка из Облаков, ибо теряет свой активный призывный характер, становится таинственно задумчивым и постепенно замирает. На долгом органном пункте тонической квинты E-dur остаются лишь фигурации арфы, звуки глокеншпиля и краткий восходящий мотив флейты. Волшебное завершение части — полное растворение звучания.

Диалог ветра и моря Dialogue du vent et de la mer

Anime et tumultieux (оживленно и бурно), cis-moll — Des-dur, 3/2 Наиболее масштабная т р е т ь я ч а с т ь , является драматичес-

кой кульминацией цикла. Стихия бурного моря. От этой части тянутся нити к одной из самых драматичных прелюдий Что увидел западный ветер. Ветер и море — две излюбленные природные стихии Дебюсси. Здесь они в диалоге. Невольно напрашивается параллель с той бурей на море, которую предсказывал Пеллеас^''. Эта трагическая часть заставляет вспомнить самые бурные страницы оперы. В симфоническом обобщении сквозь разбушевавшуюся стихию слышны отзвуки человеческих трагедий. Не случайно основная тема имеет непосредственную связь с темой постлюдии оперы, даже начинается с той же интонации, на той же высоте и в том же строе cis.

ПРИМЕР 79. Пеллеас. (V)

^^ См. I акт, третью сцену оперы.

19zak218

297


П Р И М Е Р 80. Море. Диалог ветра и моря

 

 

|4б| сёдег .

. 1гё5 .

. Iёgёгement .

 

I

Г Г

г г ^ г

г г

^

 

 

expressif et soutenu

—=

 

Cor

 

 

 

m

angl.

 

 

 

 

 

mf <

expressif et soutenu —

 

 

 

CI.

I

 

 

 

 

(La)

II

 

 

 

 

 

 

r t^t'

г г г

г г

I

Bons

т/;

CBon

Но есть немало и других мотивов, вызывающих ассоциации с оперой. И это, прежде всего, мотив зова. Вновь он играет огромную роль, пронизывая финал как микрорефрен, звучит в виде то восходящей, то нисходящей секунды, а то и одновременно в двух вариантах, но всегда многозначительно и тревожно.

Строение финала своеобразно. Важную смысловую роль играет развернутое вступление, сразу настраивающее на ожидание бурных событий. В неустановившейся тональности мелькают различные мотивы: бурные восходящие тираты струнных (v на схеме), на них накладываются «стоны» деревянных духовых (параллелизмы терций). Многократно на фоне пульсирующих триолей струнных возникает восходящий мотив зова {z на схеме). Мощное нагнета-

298


ние приводит к кульминации вступления: в тембре засурдиненной трубы возникает циклическая тема из первой части (С).

Основная часть Диалога членится на три раздела, каждый из которых начинается с развернутой темы в главной тональности cis-moll-Cis-dur (на схеме R). Именно это придает ей черты рефрена рондо.

Схема №31. Диалог ветра и моря^^

Вступление Первый раздел Bropoii раздел Третий раздел

Вступление

 

(развитие мотивов

A2

 

(Реприза)

 

 

1-ой ч.)

 

 

 

v ( 8)

R (16) -Cis-dur

R,(13) -Cis-dur

R,(9)-Cis-dur-

а (5)

Z2 (12)

R2(24)

R5 (4)-Des-dur

vi(4)

а, (10)

Rj (16)

D2(12)

а, (6)

гз (4).

Z8(14)

C5/z(23)

z(6)

С| (4).

Сз(5)

 

С (14)

Z4(2).

z,(4)

 

z,(ll)

с,(4)

C4(3)

 

 

zs(2)

z,o (8)

 

 

С2(9)

 

 

 

32(10)

 

 

 

Z7(4)

 

 

D(4) z,(2).

D,(4)z,(2). Ход (12).

Хотя тема рефрена выводится из мотива постлюдии оперы, здесь она имеет совсем иной характер — тревожный, волнующий. Дальнейщее течение формы, а точнее все, что находится между рефреном, совсем не похоже на форму рондо. На месте первого эпизода появляется первая циклическая тема, теперь порученная фаготам в унисон с виолончелями pizzicato. Она вносит еще большее беспокойство, звучит многократно, как в разработке, чередуясь с мотивом зова. Сопровождение все время меняется: это начальные восходящие тираты струнных, пульсирующие триолями аккорды, тремоло струнных, скачкообразные фигурации триолей с п у н к т и р о м .

 

300 Мотивы в схеме:

 

V — начальный мотив виолончелей и контрабасов;

 

R — основная тема третьей части (деревянные духовые);

 

а — ламентозный мотив духовых;

 

Z — восходящий мотив зова у деревянных духовых;

 

С — первая циклическая тема из I части у засурдиненной трубы;

 

D — хорал валторн — вторая циклическая тема Моря.

19*

299



Этот пунктированный ритмический мотив, словно мотив скачки, заимствован из среднего раздела I части.

Завершается первый раздел финала знакомым по I части хоралом четырех валторн в es-moll (вторая циклическая тема, на схеме D), который переключает музыку в иное, более спокойное русло и вносит даже оттенок философской резиньяции. Таким образом, весь первый раздел — на трех темах, и их изложение носит экспозицион- но-разработочный характер.

Центральная часть финала начинается с рефрена, словно в форме рондо. Но он сразу подвергается интенсивному развитию, как в разработке. Теперь рефрен звучит совсем иначе: просветленно, спокойно на фоне тремоло и нежных флажолетов струнных. Его третье проведение становится торжественной, гимнической кульминацией части. Перелом состоялся. На месте второго эпизода — не новый материал, а дальнейшее развитие первой циклической темы трубы. Она проходит многократно у разных инструментов на непрерывно изменяюшемся фоне сопровождения и в окружении мотивов зова.

Реприза (ц. 60) сокращена. Она начинается с темы рефрена, но смысловой акцент падает на «философский» хорал валторн в b-moll, который очень веско и значительно звучит сразу вслед за рефреном. Его звучание усилено трубами, тромбонами и тубой. Краткая кода подводит итог, завершая финал мощной торжественно-светлой кульминацией, построенной на первой циклической теме.

Образы для оркестра (1908—1913) Images pour orchestre

Образы для оркестра были задуманы как третья серия фортепианных Образов, на этот раз — для двух фортепиано. Первоначальное название частей — Печальные жиги, Иберия, Вальс. Работа началась после создания 1-й серии (1905) и продолжалась во время сочинения 2-й серии (1907). Затем замысел изменился, и на свет появились в оркестровом варианте сначала Иберия (1908), затем Весенние хороводы (1909), наконец, Жиги (1913). Вальс исчез. В издании партитуры на первое место Дебюсси поставил Жиги, на второе — Иберию, в завершение цикла — Весенние хороводы, предполагая исполнение всего триптиха целиком.

Каждое новое оркестровое сочинение Дебюсси после Ноктюрнов, исполненное в концертах, публика, как правило, встречала обструкцией. Так было с исполнением Моря, позднее Иберии, Весенних хороводов и Жиг (дирижер Г. Пьерне в Концертах Колонна 1910-

300