ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.10.2024
Просмотров: 740
Скачиваний: 0
После нескольких тактов вступления первый раздел открывается мотивом английского рожка в далеком строе С- лидийском при главной тональности E-dur (исапъ а). Он «пришел» из Сирен, атуда — из интерлюдии перед 4-й картиной IV акта Пеллеаса. Но характер его совершенно иной — активный, призывный (см. примеры № 3 и За). И только со второй темы {Assdz anime, b) появляется главная тональность Е-лидийский. Эта тема в определенном смысле является вариантом предьщущего мотива, хотя ее начальное зерно иное — трели на фоне увеличенного трезвучия.
Третий мотив, точнее, достаточно протяженная и очень экспрессивная тема экспозиции (с, Cedez ип реи) — меланхолический напев английского рожка на фоне пульсирующих триолей у деревянных духовых. Четвертый элемент — легкий, скерцозный мотив с триолью (d, также «пришелец» из Сирен). Так композитор объединяет свои «морские» партитуры, включая и оперную.
Средний раздел — своего рода разработка мотивов первой части. К репризе ведет длинный ход, заканчивающийся четырехкратным повторением «пеллеасовского» мотива зова.
Как обычно, начало репризы композитор вуалирует: начинается она со второго мотива {Ь), зато в главной тональности E-dur. К нему поначалу незаметно присоединяется новый мотив {е). В разделе Еп animant Ьеаисоир он разрастается в томительно-страстную протяженную мелодию в 32 такта! На нее и падает кульминация всей части. Она затмевает и вытесняет возникающие время от времени мотивы экспозиции. Абсолютно непредсказуемый ход формы.
ПРИМЕР 78. Игры во.1и
296
в коде {Еп retenant ип реи — немного сдерживая) все направлено на постепенное распыление звучания. Слышны неясные шорохи струнных, глиссандо арфы, на их фоне возникает начальный мотив Игр волн {а). Он повторяется несколько раз от разньгх звуков (кларнетом, гобоем, флейтой, трубой), сближаясь в характере с мотивом английского рожка из Облаков, ибо теряет свой активный призывный характер, становится таинственно задумчивым и постепенно замирает. На долгом органном пункте тонической квинты E-dur остаются лишь фигурации арфы, звуки глокеншпиля и краткий восходящий мотив флейты. Волшебное завершение части — полное растворение звучания.
Диалог ветра и моря Dialogue du vent et de la mer
Anime et tumultieux (оживленно и бурно), cis-moll — Des-dur, 3/2 Наиболее масштабная т р е т ь я ч а с т ь , является драматичес-
кой кульминацией цикла. Стихия бурного моря. От этой части тянутся нити к одной из самых драматичных прелюдий Что увидел западный ветер. Ветер и море — две излюбленные природные стихии Дебюсси. Здесь они в диалоге. Невольно напрашивается параллель с той бурей на море, которую предсказывал Пеллеас^''. Эта трагическая часть заставляет вспомнить самые бурные страницы оперы. В симфоническом обобщении сквозь разбушевавшуюся стихию слышны отзвуки человеческих трагедий. Не случайно основная тема имеет непосредственную связь с темой постлюдии оперы, даже начинается с той же интонации, на той же высоте и в том же строе cis.
ПРИМЕР 79. Пеллеас. (V)
^^ См. I акт, третью сцену оперы.
19zak218 |
297 |
П Р И М Е Р 80. Море. Диалог ветра и моря |
|
|
|4б| сёдег . |
. 1гё5 . |
. Iёgёгement . |
|
I |
Г Г |
г г ^ г |
г г |
^ |
|
|
expressif et soutenu |
—= |
|
|
Cor |
|
|
|
m |
|
angl. |
|
|
|
||
|
|
mf < |
expressif et soutenu — |
||
|
|
|
|||
CI. |
I |
|
|
|
|
(La) |
II |
|
|
|
|
|
|
r t^t' |
г г г |
г г |
I
Bons
т/;
CBon
Но есть немало и других мотивов, вызывающих ассоциации с оперой. И это, прежде всего, мотив зова. Вновь он играет огромную роль, пронизывая финал как микрорефрен, звучит в виде то восходящей, то нисходящей секунды, а то и одновременно в двух вариантах, но всегда многозначительно и тревожно.
Строение финала своеобразно. Важную смысловую роль играет развернутое вступление, сразу настраивающее на ожидание бурных событий. В неустановившейся тональности мелькают различные мотивы: бурные восходящие тираты струнных (v на схеме), на них накладываются «стоны» деревянных духовых (параллелизмы терций). Многократно на фоне пульсирующих триолей струнных возникает восходящий мотив зова {z на схеме). Мощное нагнета-
298
ние приводит к кульминации вступления: в тембре засурдиненной трубы возникает циклическая тема из первой части (С).
Основная часть Диалога членится на три раздела, каждый из которых начинается с развернутой темы в главной тональности cis-moll-Cis-dur (на схеме R). Именно это придает ей черты рефрена рондо.
Схема №31. Диалог ветра и моря^^
Вступление Первый раздел Bropoii раздел Третий раздел
Вступление |
|
(развитие мотивов |
A2 |
|
(Реприза) |
||
|
|
1-ой ч.) |
|
|
|
|
|
v ( 8) |
R (16) -Cis-dur |
R,(13) -Cis-dur |
R,(9)-Cis-dur- |
а (5) |
Z2 (12) |
R2(24) |
R5 (4)-Des-dur |
vi(4) |
а, (10) |
Rj (16) |
D2(12) |
а, (6) |
гз (4). |
Z8(14) |
C5/z(23) |
z(6) |
С| (4). |
Сз(5) |
|
С (14) |
Z4(2). |
z,(4) |
|
z,(ll) |
с,(4) |
C4(3) |
|
|
zs(2) |
z,o (8) |
|
|
С2(9) |
|
|
|
32(10) |
|
|
|
Z7(4) |
|
|
D(4) z,(2).
D,(4)z,(2). Ход (12).
Хотя тема рефрена выводится из мотива постлюдии оперы, здесь она имеет совсем иной характер — тревожный, волнующий. Дальнейщее течение формы, а точнее все, что находится между рефреном, совсем не похоже на форму рондо. На месте первого эпизода появляется первая циклическая тема, теперь порученная фаготам в унисон с виолончелями pizzicato. Она вносит еще большее беспокойство, звучит многократно, как в разработке, чередуясь с мотивом зова. Сопровождение все время меняется: это начальные восходящие тираты струнных, пульсирующие триолями аккорды, тремоло струнных, скачкообразные фигурации триолей с п у н к т и р о м .
|
300 Мотивы в схеме: |
|
V — начальный мотив виолончелей и контрабасов; |
|
R — основная тема третьей части (деревянные духовые); |
|
а — ламентозный мотив духовых; |
|
Z — восходящий мотив зова у деревянных духовых; |
|
С — первая циклическая тема из I части у засурдиненной трубы; |
|
D — хорал валторн — вторая циклическая тема Моря. |
19* |
299 |
Этот пунктированный ритмический мотив, словно мотив скачки, заимствован из среднего раздела I части.
Завершается первый раздел финала знакомым по I части хоралом четырех валторн в es-moll (вторая циклическая тема, на схеме D), который переключает музыку в иное, более спокойное русло и вносит даже оттенок философской резиньяции. Таким образом, весь первый раздел — на трех темах, и их изложение носит экспозицион- но-разработочный характер.
Центральная часть финала начинается с рефрена, словно в форме рондо. Но он сразу подвергается интенсивному развитию, как в разработке. Теперь рефрен звучит совсем иначе: просветленно, спокойно на фоне тремоло и нежных флажолетов струнных. Его третье проведение становится торжественной, гимнической кульминацией части. Перелом состоялся. На месте второго эпизода — не новый материал, а дальнейшее развитие первой циклической темы трубы. Она проходит многократно у разных инструментов на непрерывно изменяюшемся фоне сопровождения и в окружении мотивов зова.
Реприза (ц. 60) сокращена. Она начинается с темы рефрена, но смысловой акцент падает на «философский» хорал валторн в b-moll, который очень веско и значительно звучит сразу вслед за рефреном. Его звучание усилено трубами, тромбонами и тубой. Краткая кода подводит итог, завершая финал мощной торжественно-светлой кульминацией, построенной на первой циклической теме.
Образы для оркестра (1908—1913) Images pour orchestre
Образы для оркестра были задуманы как третья серия фортепианных Образов, на этот раз — для двух фортепиано. Первоначальное название частей — Печальные жиги, Иберия, Вальс. Работа началась после создания 1-й серии (1905) и продолжалась во время сочинения 2-й серии (1907). Затем замысел изменился, и на свет появились в оркестровом варианте сначала Иберия (1908), затем Весенние хороводы (1909), наконец, Жиги (1913). Вальс исчез. В издании партитуры на первое место Дебюсси поставил Жиги, на второе — Иберию, в завершение цикла — Весенние хороводы, предполагая исполнение всего триптиха целиком.
Каждое новое оркестровое сочинение Дебюсси после Ноктюрнов, исполненное в концертах, публика, как правило, встречала обструкцией. Так было с исполнением Моря, позднее Иберии, Весенних хороводов и Жиг (дирижер Г. Пьерне в Концертах Колонна 1910-
300