ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.10.2024
Просмотров: 732
Скачиваний: 0
Весенние хороводы (1909) Rondes de Printemps
«...сколько в этой пьесе аромата, свежести воздуха, вкрадчивых шорохов, нежных перезвонов, призывных кликов, каким бодрящим, чарующим настроением она проникнута!»
Н. М я с к о в с к и й
Moderement animd (Умеренно оживленно), A-dur, 4/4
Весенние хороводы завершают цикл Образы для оркестра, хотя были созданы ранее Жиг. Возможно, Дебюсси случайно поместил их в финал цикла Образы. Но получилось так, что Весенние хороводы оказались своеобразной смысловой репризой в «цикле» симфонических произведений Дебюсси, ибо самое раннее сочинение Дебюсси для оркестра — сюита Весна (1887).
Весенние хороводы композитор посвятил своей жене Эмме Клод Дебюсси.
Впервые произведение прозвучало под управлением автора 2 марта 1910 года. Критика отнеслась к нему очень холодно, как к музыке, лишенной вдохновения, свидетельствующей якобы об угасающем гении Дебюсси. Ю. Кремлев, рассматривая Хороводы, стоит на иной позиции, верно отмечая «интеллектуальную тонкость и крайнюю изысканность мастерства», дает проницательную оценку достоинств и особенностей этой партитуры:
«...Оркестр „Весенних хороводов" с его сложнейшей полифонией тембров, с чрезвычайным многообразием накладываюш,ихся друг на друга тембровых линий и пятен, с мельчайшей дифференциацией тембровых элементов — действительно заставляет думать об изош,ренности колористического мастерства»^^\ Автор исследования подчеркивает импрессионистический характер образной системы, в которой вьщержана партитура, в чем он абсолютно прав, и «непосредственную, волнуюшую поэзию и очарование» музыки.
Несмотря на свежесть, оригинальность, яркую зримую образность, богатый тембровыми находками оркестр, воздушную и вместе с тем сложнейшую оркестровую фактуру. Весенние хороводы до сих пор очень редко исполняют, что можно объяснить лишь кон-
Кремлев Ю. Клод Дебюсси. С. 668.
319
сервативностью, быть может, не столько дирижеров, сколько менеджеров, которые боятся всего нового. Впрочем, не исключено, что дирижеров отпугивает сложность и утонченность партитуры.
Весенние хороводы подтверждают неразрывную связь поэтики всех оркестровых сочинений Дебюсси, что делает их как бы концептуальным макроциклом композитора. Так, Хороводы связаны по смыслу не только с Весной, но и с Празднествами. Главный ритмический пульс, на котором основана эта краткая партитура, как и в Празднествах — ритм тарантеллы. Ее непрерывная пульсация буквально пронизывает партитуру Весенних хороводов. Если окинуть взглядом все творчество Дебюсси, то обнаружится смысл, который он вкладывал в этот жанр: тарантелла всегда выступает символом праздничного карнавального мира, причем, именно южного солнечного мира^^1 Возможно, тарантелла стала для Дебюсси неким обобщением танцевальной стихии вообще, как менуэт в классическую эпоху.
С одной стороны, эта симфоническая миниатюра — воплощение французского национального духа: композитор использует цитаты двух французских песен — Спи, дитя, спи и Мы не пойдем больше в лес. С другой стороны, совершенно очевидно, что здесь присутствует и Италия. Дебюсси приводит эпиграф к партитуре — и это флорентийская майская песня Maggiolata: «Да здравствует Май, добро пожаловать к нам, Май!Да будет желанным Май со своею дикой хоругвью!». Кроме того, тарантелла — итальянский танец!
Интересно сопоставить два сочинения, столь различных в эстетических основах и столь близких в поэтике — Весну свяш,енную Стравинского и Весенние хороводы. Последнее написано за 3—4 года ранее Весны священной. По существу — и это очень важно — Стравинский воплотил ту же идею, которая лежала в основе Хороводов Дебюсси, но только в русском варианте: идею древних обрядовых действ. Словесный образ эпиграфа — «дикая хоругвь», в определенной мере отраженный в музыке Дебюсси (ритуальный план сочинения), предвосхитил варваризмы Весны священной.
Картинность музыки Дебюсси не вызывает сомнения. Но зримые образы (например, эффект то приближающегося празднества.
Ритм тарантеллы встречается во многих произведениях Дебюсси: это фортепианные Штирийская тарантелла, Танец Пёка, Ветер на равнине. Остров радости, Маски, этюд Для октав, оркестровые Жиги, балеты Ящик с игрушкам, Камма и
др. Часто музыка в ритме тарантеллы сопровождается ремаркой Vifetjoyeux, leger, marque, rytmi (живо и весело, легко, ритмично, четко).
320
то удаляющегося) — это лишь поверхностный слой смысла произведения. Глубинный же не лежит на поверхности.
В письме к Ж. Дюрану от 3 апреля 1907 года Дебюсси написал:
«Музыка этой пьесы имеет ту особенность, что она не материальна, а, следовательно, с ней нельзя обращаться, как с монументальной симфонией, марширующей на четырех ногах (порой, на трех, но все же марширующей. ). Кстати, я все более и более убеждаюсь в том, что музыку по самой ее сути нельзя заключать в строгие традиционные формы. Ибо музыка —это краски и ритмизованное вре-
мя»^^'*. (Разрядка моя. — Л.К.) А несколько лет спустя, в письме к А. Капле от 25 февраля 1910 года композитор заметил, что оркестр
Весенних хороводов звучит «как хрустальный» и «легок, как рука женщины»^^^...
Действительно, оркестр — красочный и воздушный: смешанный тройной-четверной состав деревянных духовых, две арфы, челеста, литавры, треугольник, провансальский тамбурин, тарелки, из медных инструментов в нем только 4 валторны. Он вьщержан в пастельных тонах. Основной тематизм Дебюсси поручает легкому и нейтральному звучанию духовых инструментов (как и в большинстве произведений). Струнный квинтет чаще всего звучит в многоэтажном divisi, засурдиненный, играющий флажолетами или pizzicato, выполняя функции фона. Партитура пестрит ремарками композитора о способах игры: pres de chevalet, sur touche, de lapointe — около подставки, на грифе, концом смычка. Динамика остается в пределах piano-pianissimo в большей части произведения.
При том, что Хороводы пронизаны триольным движением тарантеллы, темпо-ритм пьесы очень гибкий и изменчивый. Многочисленные указания автора направлены на свободное движение: еп retenant, ип реи, plus mouvemente, ип реи cedez, аи movement, rubato, росо а росо accelerando — сдерживая, с большим движением, немного медленнее, свободно, постепенно ускоряя и т.д.
Как неоднократно отмечалось, большая часть произведений Дебюсси пронизана з в у к о в о й символикой. Но и названия произведений часто выступают не как некая программа, а как символ. Не случайны и повторяющиеся словесные образы в этих названиях: Весна, Весенние хороводы. Привет весне. «Весенний» символ у Дебюсси можно сопоставить с символом утра или полдня.
"" Debussy С. Correspondance 1884-1918. Р. 231.
Ibid. С. 557. |
|
22zak218 |
321 |
Не только звуковые и словесные символы мигрируют из произведения в произведение, есть и мигрирующие жанры-символы как тарантелла или хабанера.
Можно предположить, что в Хороводах два смысловых аспекта: это отражение древнего обрядового действа заклинания весны и — собственно картина весны, как Дебюсси сам описал ее по отношению к раннему произведению. Особенно важен первый — новаторский, породивший целую традицию в музыке XX века. Так, например, идею воплощения древнего ритуального действа мы находим не только у Стравинского, но и в сочинениях Бартока, Мессиана, Булеза и многих других. Одно из оркестровых сочинений Булеза так и называется Ритуал.
Тарантелла — легкая, живая и стремительная, появляется в Весенних хороводах сразу после вступления. Ее ритм, за исключением небольшого фрагмента, присутствует все время, но обращается с ним композитор с большой фантазией: то он возникает в зыбком, приглушенном звучании (когда оркестровая фактура расслаивается на множество линий), то его четко скандирует оркестровое tutti в унисон, то этот ритм «утопает» в полиритмии. Своеобразная фантазия на ритм тарантеллы.
Форма весьма причудливая. В восьми секциях грани можно обнаружить разными способами: например, новый темп, возвращение к прежнему темпу, новый тематизм, возвращение к старому, основная тональность, уход от нее, возвращение к ней и т. д. Разъясняющую роль выполняют также и авторские ремарки. Основные принципы формообразования (они уже хорошо известны по другим оркестровым сочинениям Дебюсси): лаконичные мотивы (их более десяти) плетут замысловатую, мозаичную оркестровую ткань. Многие мотивы связаны между собой разными способами — тембром (гобой или флейта, английский рожок или фагот), ритмом, рисунком мелодии и тому подобное. Главное — абсолютно свободная игра мотивами, их вариантами, их структурами, всегда изменчивыми, свободное наложение мотивов друг на друга, постоянная игра рельефом и фоном в фактуре. Дебюсси сознательно стремился к такой форме, что подтверждают его собственные слова:
«Ужеу Бетховена искусстворазвития темы опирается на повторы, постоянные обращения к идентичным мотивам [...]. Я хотел бы достичь, и я достигну, наконец, того, чтобы музыка действительно избавилась от мотивов и строилась, скорее, на одном постоянном мотиве, течение которого ничто не прервет и который никогда не по-
322
вторится. Тогда развитие формы будет логичным, уплотненным и дедуктивным»^^^. Форму Хороводов можно рассмотреть и следующим образом:
Схема № 36. Весенние хороводы™
Вступление |
П е р в ы й |
Средний |
разд. |
Реприза |
Кода |
|
|
|
раздел |
|
|
|
|
|
|
|
А |
В |
R |
A, |
R , |
|
|
2(8) |
инт.,(4) |
Zi(2H7) |
c,/z(14)— |
HHT (4) |
Сб(6)- |
|
fMlBNTHC |
a/z(2), |
с(2), |
h(9)- |
e,(2) |
C4(5) |
(T.162)- |
BOMHeOil |
|
b/z(2) |
инт. (3), |
-i(4)- |
C2(4)-ej(4) |
d(2) - |
.C7(4) |
BtpNiHTIl |
|
ИНТ. (9) |
d(2) инт. (3), |
h/i(5) |
сз(8) |
d/e(4) |
|
(36) |
|
|
а,(9)инт . (4) |
|
|
-f(4) |
|
|
|
|
d2(2) |
|
|
f/C5(24), |
|
|
|
|
e/f(7) |
|
|
|
|
|
|
|
g(9) |
|
|
|
|
|
|
4/4 |
15/8 |
3|4 |
4/4 |
15/8 |
9/8 |
9/8 |
9/8 |
|
Ц.3+4 |
Ц . П |
Ц.13+4 |
Ц.18 |
Ц.2(КЬ4 |
Ц.24 |
Ц.28 |
1 секция |
2 |
3 |
4 |
5. |
6 |
7 |
8 секц. |
Es-dur |
A-dur |
C - dur |
C - dur |
A-dur |
gis-moll- |
A - d u r - |
A-dur |
|
|
|
|
|
H - dur |
B - E s - |
|
|
|
|
|
|
|
g-Des-Ges |
|
На схеме видно, что в среднем разделе есть новый тематизм (В) и разработка старых мотивов (R). Также и в репризе есть разработочный раздел (R,).
И в этой партитуре не обошлось без «пеллеасовского» мотива зова (z). Он пронизывает вступление, появляется в середине и репризе. Но основная тема Хороводов — песня Мы не пойдем больше в лес. Она служит материалом для бесконечной цепи новых вариантных мотивов. Рассмотрим музыкальную ткань подробнее.
Как обычно, вступление — в далекой от главной тональности Es-dur. На доминантовой педали b (таинственное тремоло у струн-
326 ц ^ по: Яроциньский С. Цит. изд. С.153.
Мотивы в схеме:
Z — мотив зова;
а —флейтовый терцовый мотив песни Спи, дитя...; b — гобойный мотив — новый вариант той же песни; с — мотив песни Мы не пойдем больше в лес;
d — призывный мотив струнных; е — лирический флейтовый;
f — мотив струнных,контрапункт к флейтовому лирическому мотиву е; g — скерцозный мотив с форшлагом;
h — флейтовая терцовая арабеска; i — восходящий напев скрипок.
2 2 * |
323 |