Файл: Кокорева Л. - Клод Дебюсси - 2010.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.10.2024

Просмотров: 686

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

наделенные странными названиями конструктивного типа (Для пяти пальцев, Для терций. Для кварт и т.д.), они больше, чем какие бы то ни было другие сочинения, зашифрованы по смыслу. Каждый из них выходит далеко за рамки жанра этюда, тем более - за рамки, очерченные названием, и преврашается в маленькую, но многозначительную поэму. Поскольку это итог, то понять каждую пьесу можно лишь в том случае, если хорошо знаком со всем творчеством композитора. В контексте всех сочинений раскрывается смысл и значение каждого мелкого штриха — будь то аккорд, интервал, фактурный элемент, тональная или инструментальная краска.

В последний период Дебюсси создал два вьщающихся оркестровых опуса, контрастных по теме и по эстетической направленности, но абсолютно равных по значению — это Море (1905 г.) и Образы для оркестра (1908-1913). Два цикла в монументальном преломлении отразили две центральные темы Дебюсси - Природа и Танец.

Но Природа — не сама по себе, и Танец — также не сам по себе. Море от зари до полудня. Игры волн. Диалог ветра с морем — это своего рода иносказание, за каждой картиной природы кроется намек на некие общие законы человеческого бытия. В Образах — мощный прорыв в карнавальную эстетику, где на щит поднята тема - Человек в игре, Нотто ludens.

О т е а т р е Д е б ю с с и . В последнее десятилетие жизни мысль об опере не покидала Дебюсси. При этом композитор не предполагал создать что-либо в духе Пеллеаса. Бьшо несколько интересных замыслов, в частности, написать оперы на сюжет о Тристане, затем — об Орфее. К этим замыслам он возвращался на протяжении нескольких лет, но они так и не бьши осуществлены.

Следующие два проекта оставгши значительный след: это одноактные оперы по Эдгару По — комическая Черт на колокольне и полная страхов и ужасов Падение дома Ашеров. Обе остались лишь в набросках, но и по наброскам можно судить, что мысль Дебюсси об опере развивалась в новом направлении, далеком от оперы Пеллеас и Мелизанда. Причем тщательно собранные американским исследователем по разным частным коллекциям листы оперы Падение дома Ашеров, бьши откорректированы, и музыка нескольких фрагментов оперы записана на CD. С. Яроциньский по поводу этого сочинения сделал очень важное замечание, что если бы опера Падение дома Ашеров была закончена, то родиной экспрессионизма стала бы Франция.

469



Зато три одноактных балета Дебюсси Камма, Игры, Ящик с игрушками, созданные один за другим в течение двух лет (1912-1913) внесли неоценимый вклад в развитие жанра. Особенно подчеркнем значение первых двух.

Камма — наименее известный балет — отличается от всего, что было написано ранее, и общей атмосферой (в ней также есть приметы экспрессионизма), и оркестровым колоритом (участие фортепиано как рокочущего ударного инструмента), многими новшествами в гармонии (атональность, одиннадцати- и двенадцатитоновые поля), также искусно созданными эффектами пространственной музыки. Этот балет безусловно заслуживает большего внимания и дирижеров, и балетмейстеров.

Игры — небольшая партитура длительностью в 12-15 минут с легкой руки П. Булеза завоевала признание, как произведение ключевое в эволюции музыки XX века. Это чрезвычайно смелая по языку партитура, где интеграция мотивами всей музыкальной ткани по вертикали и горизонтали достигла кульминации, где сонорика очень сильно потеснила тематизм, и где новый язык (и это самое главное) использован для отражения сложно зашифрованного смысла музыки.

Само название Игры выступает важным символом, словно это название, как и само произведение, стало обобщением и итогом всего концептуально выстроенного творчества Дебюсси. А музыка балета, которая действительно уносит нас в космические дали, раскрывает этот символ на многих уровнях. Вникая в эту музыку, понимаешь, что она выходит далеко за пределы примитивного сценария. Гениальный балет ждет своего постановщика, балетмейстера, дирижера, интерпретатора, который рискнет отступиться от предложенного сценария и создаст настоящую бессюжетную пластическую поэму.

Эти годы, столь богатые творческими достижениями, отмечены появлением еще одного театрального опуса: Мученичество святого Себастьяна на текст мистерии Габриэля д'Аннунцио (1911 г.). Это одно из самых оригинальных произведений Дебюсси, к тому же из тех, что до сих пор не получили должного признания. Сопоставляя произведения, написанные почти в одно время с Себестьяном (Камма, Игры, Ящик с игрушками), поражаешься стршевой индивидуальности каждого из них.

Мистерия Мученичество святого Себастьяна особенно богата открытиями, которыми не преминули воспользоваться композито-

470


ры последующих поколений. Прежде всего, это связано с рождением нового жанра музыкального театра, который более, чем когда бы то ни было, приблизился к античной трагедии. Как в те далекие времена, главное в мистерии — драма. Музыка вступает лишь с целью эмоционально усилить ключевые моменты. С такой же целью используется и хореография, поставленная на службу драме. И точно так, как в античной трагедии, большая часть омузыкаленных моментов — это хоровые номера.

Итак, мистерия Мученичество святого Себастьяна — это новый синтетический жанр, в котором «обручились» драма с ораторией и балетом. Правда, мало вероятно, что в таком виде это произведение будет востребовано. Уж очень длинен текст драмы, в нем тонет музыка Дебюсси. Кроме того, вычурный поэтический стиль, кажется, мало подходит к стилю композитора.

Однако существует практика исполнения этого произведения в виде оратории, в которой собраны все музыкальные номера с частичным использованием текста в ключевых моментах. В таком виде сочинение оказывается очень цельным, самодостаточным, так как Дебюсси позаботился о том, чтобы множество номеров музыкально бьши объединены.

Стилевой особенностью Себастьяна является использование архаического хорового и сольного пения. Это и одноголосие в духе античных хоров, и многоголосие с приметами то средневекового, то ренессансного пения. Однако музыкальный язык при этом радикально нов, им композитор заглянул далеко на многие десятршетий вперед. Здесь, в частности используются и сонорные фрагменты, и атональная гармония, даже гармония кластеров и полукластеров. Следовательно, музыка далека от стилизации. Однако она совершенно определенно представляет ф р а н ц у з с к и й н е о - к л а с с и ц и з м , без которого трудно представить дальнейшее развитие французской музыки.

Завершают творческий путь Дебюсси Три Сонаты: для виолончели и фортепиано, для флейты, арфы и альта, для скрипки и фортепиано (1915-1917) - три последних шедевра. Трудно себе представить, что подобную музыку мог создать смертельно больной композитор, переживающий к тому же все ужасы и лишения военного времени. Поразительно, что в Сонатах много света, юмора, зажигательного веселья, но и много ностальгии, тоски по прошедшему времени, далекой молодости. Музыкально это отражено в очевидных аллюзиях. Так, например, трио-соната для флейты, арфы и альта

471


обращена к эпохе Фавна, Соната для скрипки и фортепиано — перекликается со Струнным квартетом.

Все три сонаты — сочинения типичные для неоклассицизма, приметы которого у Дебюсси проступали с самого раннего творчества. В сонатах он явно опирается на жанр старинных французских сюит эпохи Рамо и Куперена (а не на сонату венских классиков), а вместе с тем, в музыкальном языке, в форме композитор пришел к новым открытиям. Особенно богата и оригинальная тембровая палитра сонат, заставляющая забыть, какие именно инструменты играют.

Сонату для скрипки и фортепиано была и последним сочинением Дебюсси, и последним сочинением, которое он исполнил публично вместе со скрипачом Г. Пуле в сентябре 1917 года за несколько месяцев до смерти.

25 марта 1918 года Дебюсси умер в Париже, на авеню Bois de Boulogne. Похоронен на кладбище Пер-Лашез. В 1919 году его прах перенесли на кладбище Пасси.

 

Хр

оно

граф

Годы

События жизни

 

Творчество

1835

Родилась Клемантина де Бюсси —

 

 

тетя композитора.

 

 

1836

10 мая родился Манюэль-Ашиль

 

 

Дебюсси (отец) в Монтруже.

 

1836

28 октября родилась Викторина

 

 

Манури (мать) в Париже.

 

 

1862

22 августа родился Ашиль-Клод

 

 

Дебюсси в Сен-Жермен-ан-Лэ, ул.

 

 

Пэн, д. №38.

 

 

1863

В сентябре родилась Адель-Кле-

 

 

мантина (сестра) в Сен-Жермен-

 

 

ан-Лэ.

 

 

1864

31 июля — крещение в Сен-Жер-

 

 

мен-ан-Лэ.

 

 

1867

В конце года семья покидает Сен-

 

 

Жермен-ан- Лэ.

 

 

 

Семья Дебюсси поселилась в Пари-

 

 

же (улица Vintimille, дом № 11).

 

1870

Рождение Альфреда Дебюсси (бра-

 

 

та) в Каннах. Первая поездка Кло-

 

 

да в Канны.

 

 

1871

Пребывание Клода в Каннах у тети

 

 

Клемантины де Бюсси

(сестры

 

 

отца). Первые уроки музыки у Жана

 

 

Черутти.

 

 

 

Манюэль Дебюсси принимает уча-

 

 

стие в революционных битвах ком-

 

 

мунаров. После поражения Комму-

 

 

ны его приговаривают к тюремно-

 

 

му заключению сроком на 4 года.

 

 

Уроки фортепиано с мадам Мотэ де

 

 

Флервиль (матерьюжены Верлена).

 

1872

22 октября Ашиль-Клод поступает

 

 

в Парижскую консерваторию в

 

 

класс А. Мармонтеля (фортепиано)

 

 

и А. Лавиньяка (сольфеджио).

 

473