ры последующих поколений. Прежде всего, это связано с рождением нового жанра музыкального театра, который более, чем когда бы то ни было, приблизился к античной трагедии. Как в те далекие времена, главное в мистерии — драма. Музыка вступает лишь с целью эмоционально усилить ключевые моменты. С такой же целью используется и хореография, поставленная на службу драме. И точно так, как в античной трагедии, большая часть омузыкаленных моментов — это хоровые номера.
Итак, мистерия Мученичество святого Себастьяна — это новый синтетический жанр, в котором «обручились» драма с ораторией и балетом. Правда, мало вероятно, что в таком виде это произведение будет востребовано. Уж очень длинен текст драмы, в нем тонет музыка Дебюсси. Кроме того, вычурный поэтический стиль, кажется, мало подходит к стилю композитора.
Однако существует практика исполнения этого произведения в виде оратории, в которой собраны все музыкальные номера с частичным использованием текста в ключевых моментах. В таком виде сочинение оказывается очень цельным, самодостаточным, так как Дебюсси позаботился о том, чтобы множество номеров музыкально бьши объединены.
Стилевой особенностью Себастьяна является использование архаического хорового и сольного пения. Это и одноголосие в духе античных хоров, и многоголосие с приметами то средневекового, то ренессансного пения. Однако музыкальный язык при этом радикально нов, им композитор заглянул далеко на многие десятршетий вперед. Здесь, в частности используются и сонорные фрагменты, и атональная гармония, даже гармония кластеров и полукластеров. Следовательно, музыка далека от стилизации. Однако она совершенно определенно представляет ф р а н ц у з с к и й н е о - к л а с с и ц и з м , без которого трудно представить дальнейшее развитие французской музыки.
Завершают творческий путь Дебюсси Три Сонаты: для виолончели и фортепиано, для флейты, арфы и альта, для скрипки и фортепиано (1915-1917) - три последних шедевра. Трудно себе представить, что подобную музыку мог создать смертельно больной композитор, переживающий к тому же все ужасы и лишения военного времени. Поразительно, что в Сонатах много света, юмора, зажигательного веселья, но и много ностальгии, тоски по прошедшему времени, далекой молодости. Музыкально это отражено в очевидных аллюзиях. Так, например, трио-соната для флейты, арфы и альта