Файл: Кокорева Л. - Клод Дебюсси - 2010.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.10.2024

Просмотров: 690

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

нял от Дебюсси. Вся музыка Берга пронизана тоновой символикой: анаграммами и скрытыми цитатами. Среди скрытых цитат — немало из оперы Пеллеас и Мелизанда'^^*.

Дебюсси всячески вуалирует (скрывает) многозначительные элементы, видоизменяя, варьируя их, не повторяя в точности, и вместе с тем намекает на них, вьщеляя то динамическими, то агогическими оттенками, то специфическими ремарками, особенно часто еп dehors, lointain, или еще каким-либо образом.

Притом, что музыку Дебюсси нельзя назвать программной, значение слова велико для понимания сути того рши иного произведения. Но здесь невозможны прямолинейные толкования. На слово, как и на все остальные элементы, падает ассоциативная нагрузка. Слово ассоциативно! И надо догадаться, какие аллюзии с ним связаны. Нередко до сути можно добраться, либо учитывая значение этого слова в тексте оперы (можно вспомнить в этой связи прелюдии Паруса, Туманы, Ветер на равнине. Девушка с волосами цвета льна. Что услышал западный ветер. Шаги на снегу. Мертвые листья. Облака, Море и многие другие произведения^, либо исходя из общей концепции творчества композитора. Ч а с т о с л о в а и з о п е р ы п е р е х о д и л и в н а з в а н и я с о ч и н е н и я в м е с - те с а с с о ц и а т и в н ы м и м о т и в а м и и л и д р у г и м и э л е м е н т а м и . Уже всем этим Дебюсси сказал новое слово в искусстве.

В заключении попробуем подвести некоторые итоги эволюции композитора.

Его творческий путь начался рано. Еще будучи студентом Парижской консерватории, он уже опубликовал первый романс Звездная ночь на стихи Т. Банвиля''^^ Это бьшо в 1878 году.

Первый творческий этап — этап становления охватывает годы с 1878 г. по 1893. В этот период романсы занимали самое важное место. Работа с текстами поэтов символистов и близких к ним поэтов (Т. Банвиля, П. Бурже, П. Верлена, Ш. Бодлера и др.) сыграла решающую роль в формировании эстетики, поэтики, образного мира

См. к этому вопросу: Кокорева Л. От оперы Пеллеас и Мелизанда Дебюсси к Воццеку А. Берга. МА. № 4. М., 2002.

Подробные факты биографии Дебюсси см. в Хронографе.

464


всей музыки Дебюсси. Благодаря поэтам он нашел свою тему в искусстве, выработал форму своих сочинений. Все новации Дебюсси ранее всего можно было обнаружить именно в вокальной музыке. Там сформировалась особая дебюссистская вокальная декламация, новые принципы соотношения голоса и фортепианного сопровождения, складывался также и фортепианный стиль.

Впервые в романсах вокальная и фортепианная партии стали вполне самостоятельными, даже независимыми по форме. Знаменательна опора на григорианское пение в вокальной мелодике и особый тип ее ведения, близкий старинной барочной ф о р м е

ти п а р а з в е р т ы в а н и я .

Ав фортепианной партии уже отчетливо проглядывали принципы барочной ритурнельной формы, к которой часто прибегал композитор позднее в сочинениях самых разных жанров. Это были первые приметы дебюссистского неоклассицизма.

Особенно вьщелим циклы на стихи П.Верлена: Галантные празднества, Забытые ариетты и Три романса Верлена, в которых рано проявил себя новаторский гений Дебюсси.

Более того, именно работая с текстами поэтов-символистов, композитор вырабатывал свой метод з в у к о в о г о с и м в о л и з - м а. Трудно переоценить значение этой сферы деятельности композитора для последующей эволюции, особенно для стиля оперы

Пеллеас и Мелизанда. Но не только.

К этому времени относятся и первые фортепианные сочинения. Среди них Бергамасская сюита^^^ — ранний шедевр, в котором Дебюсси воскресил жанр с т а р и н н о й б а р о ч н о й с ю и т ы , что найдет свое продолжение позднее. Следовательно, и в ранних фортепианных произведениях имели место элементы неоклассицизма наряду с символизмом и импрессионизмом.

Почти забытая Фантазия для фортепиано с оркестром (1890 г.) явно заслуживает большего внимание пианистов. На ней лежит печать темперамента молодого композитора, полного юного задора. В этой праздничной, весенней пьесе ощущается, с одной стороны, связь с ранней оркестровой пьесой Призыв к весне, с другой, — предвосхищение более позднего произведения — ноктюрна Празднества.

Правда, мы ее относим к центральному периоду, поскольку она была доработана и издана только в 1905 г.

465


А мечтательное, полное поэзии Lento с его ночным колоритом — wpcmccmwK Ароматов ночи и других «ночных» произведений Дебюсси.

Фантазия может представить интерес для пианистов, во-пер- вых, широким использованием самой разнообразной фортепианной техники. Здесь есть, над чем потрудиться, чтобы показать весь ее концертный блеск. А это действительно яркая, блестящая концертная музыка. Ей нельзя отказать в свежих гармонических красках, вполне мастерском развитии материала, в четкой структуре, в которой композитор еше опирается на сонатные принципы в первой части (от которой, правда, вскоре откажется) и на форму рондо в Финале. А вот форма рондо станет в дальнейшем характерной для музыки Дебюсси.

Напомним и важные для творческого становления Дебюсси факты биографии. Три года подряд (в 1880, 1881, 1882 годы) в летние месяцы он работа в качестве домашнего музыканта у Н.Ф. фон Мекк. Для Дебюсси это было и первое тесное соприкосновение с русской музыкой, воздействие которой на его творчество нельзя отрицать. Кроме того, путешествия с фон Мекк по Европе, посещение театров и концертных залов в разных странах и городах очень расширили горизонт молодого музыканта.

Второй не менее важный факт биографии — получение Римской премии в 1885 году за кантату Блудный сын, представленную на конкурс. Это была большая победа Дебюсси. Она дала ему возможность безбедной жизни в Италии на Вилле Медичи в течение трех лет, а также возможность полностью посвятить себя творчеству. Однако личная судьба Дебюсси сложилась так, что он тяготился жизнью на вилле, называя ее тюрьмой, и стремился в Париж, где он оставил свою возлюбленную — очаровательную Мари-Бланш Ванье. Ранее он ей аккомпанировал в домашних концертах, и именно она вдохновила его на многие замечательные романсы.

В конце концов. Виллу Медичи он покинул на год ранее срока, отведенного римским стипендиатам. И надо сказать, не зря. Париж его вдохновлял и стимулировал к творческим поискам больше, чем Италия, хотя контакт с Мари-Бланш по неизвестным причинам был порван. Зато посещение вторников С. Малларме, общение с поэта- ми-символистами и с художниками-импрессионистами сыграл свою роль в развитии таланта Дебюсси.

И все же Италия кое-что ему дала, а именно: случайное знакомство в одном из римских католических храмов с музыкой Пале-

466


стрины, которая привела его в восхищение, «отозвалось» значительно позднее в хоровом стиле мистерии Мученичество святого Себастьяна. Вероятно, тогда же, в Италии он узнал и оперу Монтеверди Орфей. Театральная концепция Пеллеаса явно родилась не без опоры на эту раннюю итальянскую оперу. Ведь Пеллеас — это по существу и есть типичная d r a m m a p e r m u s i c a Следовательно, скрытый неоклассицизм присутствует и в Пеллеасе.

В т о р о й п е р и о д (1893-1902) — знаменательное десятилетие. Это центральный период в творчестве Дебюсси, который обычно именуют «пеллеасовским», ибо это годы создания и постановки оперы Пеллеас и Мелизанда. Постановка оперы оказалась едва ли не самым важным событием в жизни композитора, поворотным моментом в его карьере. Эта опера, созданная в первой и основной редакции менее чем за два года совсем еще молодым композитором, оказалась центром всего его творчества, и без нее невозможно представить себе большинство его последующих сочинений.

Рубежным произведением первого и второго периодов, в котором наглядно видно, как Дебюсси расстается со старым и устремляется к новому, стал Струнный квартет. Его богатейшая тембровая и гармоническая палитра оказали влияние на всю камерную музыку XX века.

Значение двух оркестровых произведений этого времени — Прелюдии к Послеполудню Фавна и Ноктюрнов — в создании симфонизма нового типа - с и м в о л и к о - и м п р е с с и о н и с т и ч е с к о - г о. Кроме того. Ноктюрны стали первым произведением Дебюсси, в котором идеи оперы получили симфоническое обобщение. А Песни Билитис, созданные вслед за Ноктюрнами стали вторым произведением, в котором образы оперы нашли отражение в камерном плане.

Исполнение Квартета и Фавна в Национальном обществе музыки приносит Дебюсси первый успех и первое признание. Постановка оперы Пеллеас и Мелизанда делает его самым знаменитым и влиятельным композитором Европы. Дебюсси сразу потеснил Вагнера. Влияние Дебюсси испытывают не только французские композиторы следующего поколения, но представители нововенской школы, композиторы возрождающихся национальных школ, в частности, Барток, Шимановский, Фалья, русский Стравинский и многие другие. Дополняет картину этих лет «неоклассическая» Suite pour le piano.

467


Т р е т и й п е р и о д (1903-1918) и последний знаменовал подлинный расцвет творчества композитора в разных жанрах, хотя писать ему оставалось уже немного времени - чуть больше 10-ти лет.

Стиль его стремительно эволюционировал по всем направлениям и по всем параметрам. После успеха Пеллеаса Дебюсси понастояшему уверовал в свои силы и возможности, и полет вдохновения отразился на всем, что он написал после постановки оперы.

Произведения, которые были опубликованы и дошли до нас - это далеко не все, над чем работал композитор. Было очень много замыслов, проектов, начинаний. Далеко не все были завершены, но отняли много времени. Так сложилась его судьба. Однако, несмотря на это, законченные и опубликованные сочинения составили богатейший вклад в сокровишницу французской музыки.

Наиболее значительны достижения в фортепианном творчестве — самом объемном по количеству произведений. И именно здесь особенно наглядно проявилась эволюция стиля композитора. Среди нескольких циклов {Эстампы, две тетради Образов, Детский уголок. Античные эпиграфы, В белом и черном), каждый из которых может называться шедевром, особое место занимают два: Двадцать четыре прелюдии и Двенадцать этюдов — кульминация творчества композитора.

Прелюдии (1909-1912)— это цикл с двойным дном, ибо идеи оперы Пеллеас и Мелизанда нашли здесь наиболее полное инструментальное отражение в сжатом, лаконичном виде. И это уже ставит их в особое положение. Метод звукового символизма в Прелюдиях проявил себя в полной мере.

Анализ музыкальной ткани цикла позволил обнаружить, что между пьесами цикла имеются смысловые связи, осуществленные часто через звуковые символы (мотивы, интервалы, отдельный тоны, на которых композитор фиксирует внимание), либо просто через жанрово-танцевальные или ритмо-фактурные формулы, тональный колорит, специфическую «инструментовку» и даже сходные подробные авторские ремарки, касающиеся характера музыки.

Перекрестные связи охватывают более половины прелюдий, что очень важно учитывать исполнителям, когда они выносят на сцену весь цикл, или его часть. Смысл каждой пьесы, глубинный слой сочинения может для них предстать в новом свете.

Двенадцать этюдов (1915 г.) — гениальный итог исканий композитора. В них он демонстрирует свое собственное и абсолютно новое понимание жанра. Написанные в конце творческого пути,

468