Т р е т и й п е р и о д (1903-1918) и последний знаменовал подлинный расцвет творчества композитора в разных жанрах, хотя писать ему оставалось уже немного времени - чуть больше 10-ти лет.
Стиль его стремительно эволюционировал по всем направлениям и по всем параметрам. После успеха Пеллеаса Дебюсси понастояшему уверовал в свои силы и возможности, и полет вдохновения отразился на всем, что он написал после постановки оперы.
Произведения, которые были опубликованы и дошли до нас - это далеко не все, над чем работал композитор. Было очень много замыслов, проектов, начинаний. Далеко не все были завершены, но отняли много времени. Так сложилась его судьба. Однако, несмотря на это, законченные и опубликованные сочинения составили богатейший вклад в сокровишницу французской музыки.
Наиболее значительны достижения в фортепианном творчестве — самом объемном по количеству произведений. И именно здесь особенно наглядно проявилась эволюция стиля композитора. Среди нескольких циклов {Эстампы, две тетради Образов, Детский уголок. Античные эпиграфы, В белом и черном), каждый из которых может называться шедевром, особое место занимают два: Двадцать четыре прелюдии и Двенадцать этюдов — кульминация творчества композитора.
Прелюдии (1909-1912)— это цикл с двойным дном, ибо идеи оперы Пеллеас и Мелизанда нашли здесь наиболее полное инструментальное отражение в сжатом, лаконичном виде. И это уже ставит их в особое положение. Метод звукового символизма в Прелюдиях проявил себя в полной мере.
Анализ музыкальной ткани цикла позволил обнаружить, что между пьесами цикла имеются смысловые связи, осуществленные часто через звуковые символы (мотивы, интервалы, отдельный тоны, на которых композитор фиксирует внимание), либо просто через жанрово-танцевальные или ритмо-фактурные формулы, тональный колорит, специфическую «инструментовку» и даже сходные подробные авторские ремарки, касающиеся характера музыки.
Перекрестные связи охватывают более половины прелюдий, что очень важно учитывать исполнителям, когда они выносят на сцену весь цикл, или его часть. Смысл каждой пьесы, глубинный слой сочинения может для них предстать в новом свете.
Двенадцать этюдов (1915 г.) — гениальный итог исканий композитора. В них он демонстрирует свое собственное и абсолютно новое понимание жанра. Написанные в конце творческого пути,