Их можно обнаружить и раскрыть, опираясь на ассоциативный метод, которым пользовался Дебюсси. Скрытые цитаты, автоцитаты, мотивы-символы, мигрирующие из произведения в произведение бьши для нас главной опорой в установлении связи с той или иной сценой оперы, с той или иной ситуацией. Именно это позволило раскрыть г л у б и н н ы й с л о й с о д е р ж а н и я с о ч и н е - ний . Композитор внущал свои идеи, однако так ненавязчиво, что они оставались ранее незамеченными.
Музыка Дебюсси — «поэтизация мгновения», поэтому для нее характерна техника мелкого детализированного щтриха. И в этой технике многозначительными оказались многие элементы, пришедщие из оперы. Перечислю их.
—краткие «пеллеасовские» мотивы-символы: терцовый (или терцово-секундовый) мотив Мелизанды, секунды Голо (в частности, свернутые в вертикаль), колебание пеллеасовских кварт, арабесочный мотив падения кольца в воду, мотив зова, отдельные фразы, отмечающие ту или иную жизненно важную ситуацию;
—р и т м и к о - ф а к т у р н ы е элементы, поднятые до уровня символа, как например вибрирующая, тремолирующая фактура и ее разнообразные варианты; аккорды-капли ровными ддительностями staccato под лигой; мотив падения кольца воду — также своего рода фактурный элемент; октавное арфовое пиццикато ровными длительностями;
—трезвучия на определенной высоте, неожиданно вторгающиеся в отдаленные строи (например, C-dur, B-dur, Fis-dur, F-dur, Des-dur), либо их повторяющиеся сопоставления (C-dur/Fis-dur, C-dur/B-dur);
—отдельно взятые интервалы на фиксированной высоте, как например секунда c-d, тритон d-as, терции с-е и b-d, кварта
е-а ...;
—звуки на фиксированной высоте: например, e,f, с, b...; Последнее позволяет предположить, что композитор щироко
использовал тоновую символику уже в опере, и что в тоновой символике немалую роль, ввдимо, играли анаграммы. Тоновая символика проникла и в другие произведения после Пеллеаса.
Это предположение косвенно подтверждает то обстоятельство, что на тот же ассоциативный метод опирался и Альбан Берг. Увлеченный оперой Пеллеас и Мелизанда, Берг этот метод явно воспри-