ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2024

Просмотров: 175

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис.4 Схема идеальных пропорций

одной средневековой рукописи. Пропорция листа (страницы) 2:3. Отношения полей 1:1:2:3. Плоскость, отведенная под письмо, в пропорции золотого сечения! Только внешний нижний угол

этой плоскости привязан к диагонали.

бой нерасторжимыми узами положение наборной полосы и формат страницы, тогда отношения полей станут функциями формата страницы и конструкции и будут неотделимы от них обоих. Следовательно, отношения полей не управляют книжной страницей, а являются лишь производ-

62

Рис. 5 Сохранявшийся в тайне канон,

который положен в основу многих рукописей позднего Средневековья

и инкунабул.

Открыт Яном Чихольдом в 1953 году. Пропорции листа (страницы) 2:3.

Пропорции плоскости, отведенной под письмо, и плоскости листа (страницы) одинаковы. Высота плоскости, отведенной под письмо, равна ширине листа (страницы). Отношения полей 2:3:4:6.

ными от формата страницы и от закона формообразования, от канона. Каков же этот канон?

До изобретения книгопечатания книги пере-

63

писывались от руки. Гутенбергу и печатникам на- чального периода образцом служила рукописная книга. Печатники переняли законы книжной формы, которым писцы следовали с давних пор. О том, что существовали руководящие начала, хорошо известно: демонстрируют же многочисленные средневековые рукописи согласованность пропорций их форматов с положением плоскостей, отведенных для письма. Но эти законы не дошли до нас. Они были строго охраняемыми, секретами мастерских. Лишь измеряя средневековые рукописи, мы можем попытаться напасть на их след.

И Гутенберг не открыл нового закона формы. Он следовал производственному секрету посвященных. Вероятно, к этому был причастен Петер Шеффер, который, будучи выдающимся каллиграфом, наверняка знал эту готическую тайну скрипториев и свободно владел ею.

Я измерил много средневековых рукописей. Неверно думать, будто каждая из них точно следует какому — ни будь закону; и тогда уже существовали книги, сделанные неискусно. В расчет принимаются только те рукописи, которые с оче- видностью членятся обдуманно и искусно.

В 1953 году мне удалось, наконец, после утомительных трудов, реконструировать золотой канон позднеготического членения книжных страниц в том виде, как его использовали лучшие писцы. Он представлен на рис. 5. Рис. 4 — канон, который я извлек из еще более древних книг. Хотя и прекрасный, он едва ли применим

64


сегодня. На рис. 5 высота плоскости, отведенной под письмо, равна ширине бумаги: при отношении сторон (бумаги) 2:3, что является обязательным условием этого канона, одна девятая часть ширины бумаги образует внутреннее поле, две девятые внешнее, одна девятая часть высоты бумаги верхнее поле и две девятые — нижнее. Поле, отведенное под письмо, и размер бумаги пропорциональны.

Другие, эмпирически развитые схемы требовали уже тогда равенства пропорций* наборной полосы и страничного разворота, которая здесь впервые предстала как составная часть конструкции.

Рауль Розариво показал в качестве канона Гутенберга то же самое, что я открыл как канон писцов. Он находит размер и место наборной полосы посредством деления диагонали страницы на девять частей (рис. 6).

Ключ к такому положению наборной полосы есть деление ширины и высоты листа (страницы) на девять частей. Простейший способ такого деления, найденный Иоганном А. ван де Граафом, показан на рис. 7. Его опыт восходит к моему рис. 5 и вытекает из рис. 6 Розариво. Ван де Грааф не пользуется, однако, пропорцией сторон страницы 2 : 3, которую я, ради удобства сравнения, положил в основу его чертежа.

Последнее и самое красивое подтверждение

*

Proportionsgieichkeit — букв. равенство пропорций.

65

Рис. 6 Целение на девять частей

высоты и ширины бумаги в духе конструкции Розариво; обязательной предпосылкой,

как и для рисунка 5, является пропорция листа (страницы) 2:3.

Результат совпадает с рисунком 5, только метод иной.

Доказано, что этим каноном пользовались Гутенберг и Петер Шеффер.

верности моего вывода, показанного на рис. 5, предоставил мне Вилларов чертеж, описание которого дано на рис. 8. Этот, еще мало известный,

66

Рис. 7 Деление на девять частей

по ван де Граафу, произведенное на страничном формате

с пропорцией листа 2:3. Кратчайший путь к канону рисунка 5. Геометрия вместо подсчета миллиметров.

поистине волнующий готический канон таит в себе возможности гармонического членения и может быть воздвигнут в каждом и любом прямоугольнике. С его помощью можно без всякого масштаба точно делить пространство на любое число равных частей. На рис. 9 Вилларов чертеж представлен еще раз, сам по себе.

67


Рис. 8 Вилларов чертеж.

В нашей схеме конструкции страниц тоже заключен вариант «Вилларова чертежа». Так

называют гармонический делительный канон Виллара де Оннекура (Villard de Honnecourt).

С помощью этого канона, который показан на чертеже жирными линиями,

можно делить пространство на любое число равных частей

без какого бы то ни было масштаба.

Изыскания Рауля Розариво доказали, что обнаруженный мною канон писцов позднего средневековья (рис. 5) не потерял своей силы и для

68


первых печатников, и тем самым подтвердили правильность и значение этого канона. Все же мы не должны думать, что свойственная этому канону пропорция формата бумаги 2:3 может удовлетворить любые потребности. Позднее средневековье не требовало от книги ни особой портативности, ни элегантности. Лишь в эпоху Возрождения начали делать изящные и легкие портативные книги. От времени до времени появлялись книги малых форматов с пропорциями, употребительными и поныне, — 5:8, 21:34, 1:sqr(3), и форматов «ин кварто» — 3:4. Как ни прекрасна пропорция 2:3, она никоим образом не может служить для всех книг. Назначение и характер книги часто требуют другой хорошей пропорции.

Но канон рис. 5 может быть применен и к этим другим форматам с иными пропорциями. Его применение на любом книжном формате приводит к свободному от произвола, безусловно гармоничному положению наборной полосы. Даже относительный размер наборной полосы может быть изменен без нарушения гармонии книжной страницы. Мы рассматриваем в дальнейшем книжные форматы золотого сечения с пропорциями 1:sqr(3), 1:sqr(2) и «ин кварто» (3:4) и используем при этом развитое на рис. 5 членение на девять частей. На рисунках с 10 по 13 применен одновременно Вилларов канон (рис. 9), так как и он может быть построен в любом прямоугольнике.

О том, что подобным образом могут образовываться гармоничные, лишенные произвола наборные полосы даже в необычных форматах, сви-

69

детельствуют рис. 14 и 15 — квадратный и поперечный форматы. Поперечные форматы хороши для нотных тетрадей и для книжек с картинками поперечных форматов; в этих случаях пропорция страниц 4:3 будет по большей части лучше, чем слишком низкая пропорция 3:2.

Но и членение на девять частей, хотя и самое красивое, не является единственно правильным. При членении на двенадцать частей мы получа- ем, как это показано на рис. 16, наборную полосу большего размера, нежели та, какую мы видели на рис. 5. Рис. 17 показывает (в качестве примера деления на шесть частей высоты и ширины страницы с пропорцией 2:3) членение одного маленького рукописного молитвенника, писанного в конце пятнадцатого столетия в Италии Маркусом Бичентинусом; этот молитвенник был воспроизведен в знаменитом учебнике Эдуарда Джонстона, на таблице XX. Я испытал чувство глубокого удовлетворения, когда в моем каноне нашел ключ к великолепному членению страниц этого шедевра каллиграфии, которому я не переставал дивиться в течение более чем сорока лет. Поле, отведенное под письмо, в два раза меньше

Рис. 9 Делительный канон Виллара, вписанный в прямоугольник

с отношением сторон 2:3. Длинная сторона разделена

здесь вплоть до одной двенадцатой доли.

70


71

Ðèñ. 10

Пропорция страницы 1:sqr(3) (1:1,732). Деление на девять частей

высоты и ширины бумаги (страницы).

пергамента; страница 13,9х9,3 сантиметра содержит 12 строк по 24 буквы.

Высота бумаги может, в случае надобности, вообще быть разделена на любое число частей. Даже более узкие поля, чем показанные на рис. 16, возможны. Необходимо только сохранить связь наборной полосы с диагоналями отдельной страницы и страничного разворота, ибо только

72

Рис. 11 Пропорция страницы — золотое сечение.

Деление на девять частей высоты и ширины бумаги (страницы).

эта связь служит порукой гармоничного положения наборной полосы.

Типографская двенадцатеричная система, единицей измерения которой служит цицеро, разделенное на 12 пунктов, ни по своему происхождению, ни по необходимости не имеет ниче- го общего ни с изложенным здесь каноном, ни с книжной страницей пропорции 2:3, которую использовали Гутенберг и Петер Шеффер. В ран-

73

Ðèñ. 12

Пропорция страницы 1:sqr(2) (DIN — формат). Деление на девять частей

высоты и ширины бумаги (страницы).

нюю пору книгопечатания цицеро, разделенное на двенадцать частей, было еще неизвестно. Не было еще общепринятых масштабов. Даже телесные меры — шаг, локоть, фут, дюйм — не были точно определены. Данное пространство делили, вероятно, при помощи Вилларова канона, и каждый считал своими единицами измерений, которые отнюдь не были строго общепринятыми.

Верно, что на странице с пропорцией 2:3 (рис. 5) удобно определять все размеры, включая и размер самой бумаги, в цицеро. Но только на этой. Тот, кто постоянно имеет дело с пропорциями,

74

Рис.13 Пропорция страницы 3:4 («ин кварто»).

Деление на девять частей высоты и ширины бумаги (страницы).

пользуется счетными линейками — круглыми или прямыми. В ту пору, когда с 1947 по 1949 год в Лондоне я полностью обновил внешний вид всех изданий издательства «Пингвин букс» (Penguin Books), мне приходилось постоянно работать с пайкой (Pica — английское цицеро, точно — шестая доля дюйма), с мерами, основанными на дюймах и на сантиметрах, и пользоваться круглой счетной линейкой; приближенно определять ка- кую-нибудь пропорцию в дюймах и восьмых долях дюйма, искать это значение в сантиметрах и миллиметрах, накладывая друг на друга дюймо-

75


Смотрите также файлы