ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2024
Просмотров: 209
Скачиваний: 0
Ян Чихольд. Издательская марка
87
Традиционный титульный лист и его оформление
По своей типографской форме титульный лист является частью книги и потому его оформление должно соответствовать оформлению книги.
Однако у титулов многих книг нет убедительного родства по форме с последующими книжными страницами. Каким бы совершенным ни был машинный набор, книга как целое разочаровывает нас, если титул с типографской точки зрения неудовлетворителен и неуклюж. Аскетизм в выборе средств не должен вырождаться в слабость и скудость. Титулы многих книг выглядят порой так, как будто бы они были набраны в последний момент и без всяких поправок сданы в печать или как будто бы они были набраны или составлены кем-то, у кого нет ни желания, ни любви к своему делу. Такие титулы напоминают нам бедно одетых, малокровных и запуганных сиротских детей. Кажется, что искусство традиционного центрированного оформления утрачено. Титул — герольд текста — должен быть сильным и здоровым, а не неслышно что-то лепетать. Однако «здоровые» титулы являются исключением. Что же касается красивых, ни с чем не сравнимых титульных листов, то они вовсе редки, как все самое совершенное.
88
Важная предпосылка титула — хороший текст. <Matthias Grunewald || Der lsenheimer Altar> подобная формулировка для титула была бы ошибочной и неприемлемой. Правильным можно было бы считать вот такое название: <Der || lsenheimer Altar || des Matthias Griinewarld>. Уязвим для критики и такой текст для титула: <Eduard Morike || Sarntliche Werke>. Правильнее было бы дать такое название: <Morikes || Sarntliche Werke>; однако вовсе неприемлемым будет такое название: <Samtliche Werke von Eduard Morike>, так как оно сформулировано на плохом немецком языке. А вот у титула <Eduard Morike || Maler Nolten> или <Maler Nolten || Von Eduard Morike> текст составлен удачно. Следовательно, важно проводить точное различие между свободными издательскими формулировками и оригинальными авторскими титулами. Неверно и нескладно сформулированный текст сильно осложняет создание хорошего титульного листа.
Если не иметь перед собой пробного разворота страниц, то титул нельзя правильно развернуть, как нельзя оценить и качество его формы.
Построить хороший титул можно только исходя из книжной полосы. Поэтому и на него распространяются требования о соотношении полей книжной полосы и о положении зеркала набора (рис. 1): титул нельзя размещать, как это, к сожалению, часто бывает, посередине ширины страницы (рис. 2), так как связь его с книгой будет нарушена. Строки титула не должны выходить за пределы зеркала набора. Как правило, лучше, ес-
89
Рис. 1 Разворот (схематичный) для сравнения
с ошибочным положением титула на рис. 2. Титул по горизонтали не должен уходить из середины зеркала набора.
ли главная строка титула будет заметно уже, чем полная ширина набора. Многие титулы не заполняют всю высоту полосы; это целесообразно в тех случаях, когда книга имеет очень узкие поля.
Даже короткий титул должен «заполнять» книжную страницу. Это значит, что он должен иметь достаточную протяженность. Однако часто боятся использовать большие кегли. Главная
90
Рис. 2 Если поля книги не очень малы,
то верхнее и нижнее поля выбраны правильно. Однако обозначенный здесь титул располагается посредине ширины листа ошибочно.
строка должна набираться шрифтом по меньшей мере на два кегля больше, чем основной текст книги. Жестких правил здесь дать нельзя, так как набор титулов — это задача, при решении которой необходимо вполне сложившееся чувство формы. Даже короткие титулы, набранные относительно малыми кеглями, могут «заполнить» лист, если их умело разместить. Если длинную
91
главную строку можно разбить, то мы получим две короткие строки, и тогда важная верхняя группа вместо штрихообразных получит плоские очертания. Большое белое пространство между заголовком и названием издательства не должно казаться случайным и «пустым». Напряженность белого пространства — также один из элементов оформления. Здесь может быть полезной хорошая издательская марка, но это отнюдь не обязательно. Издательская марка должна графически гармонировать с остальным шрифтовым оформлением титула, а потому в ней не должны содержаться штрихи более толстые, чем самого большого использованного в титуле кегля. Она также не должна иметь более тонких штрихов, чем самые тонкие штрихи самого малого используемого кегля. Черные издательские марки с негативными буквами в рамках титула выглядят уродливыми посторонними предметами (рис. 9), Они не только чужды шрифтовому оформлению книги, но и, нередко просвечивая сквозь бумагу, портят обратную сторону страницы. Издательская марка должна быть легкой, соответствовать серому тону строк. Хорошая марка — это произведение искусства. Собственно говоря, размеры ее вовсе не должны быть маленькими, как и вообще чопорность и робость плохо подходят к титульному ли-
Справа: рис. 3 Французский книжный титул 1510 г. Разделять строки, как показано здесь,
92
93
сту. Однако нарисовать пригодную издательскую марку может не каждый график. Разработка хорошей издательской марки дело не простое, и складывается она обычно из нескольких трудоемких стадий.
Если издательская марка на титуле нежелательна, ее можно поместить на шмуцтитуле. В стиле модерн (конец XIX в.) вошла в моду марка в верхнем правом углу зеркала набора страницы шмуцтитула. Там ее часто помещало, например, издательство Insel—Verlag. Это расположение сегодня нам кажется неестественным. Во всяком случае, марку лучше ставить в оптическую середину высоты на странице 3 (страницы 1 и 2, как и последние две страницы книги, должны оставаться незапечатанными) и в середину ширины зеркала набора. Но лучшим местом, на мой взгляд, будет страница с выходными данными, если их, вопреки широко принятой практике, поместить в конце книги.
Печатникам времен Готики, Ренессанса и Барокко было довольно легко составлять хорошие титулы. Марку издателя или иную большую иллюстрированную гравюру на дереве помещали в середину титула и таким образом как бы открывали ими книгу (рис. 2 и 4). В XVIII в. этот декоративный элемент уступил место несколько мень-
Справа: рис. 4 Красивый титул
эпохи французского Ренессанса, Париж 1585 г., с большой маркой.
94
95
шей по размерам виньетке, отпечатанной либо с ксилографической, либо с металлической (медной) гравюры. В наше время титулы с издательскими марками скорее исключение, но незапеча- танное пространство между титульной и издательской группами текста остается (рис. 8 и 17).
Структура титульного листа определяется, в частности, разбивкой слов на группы и использованием для их набора различных кеглей, которые вместе должны соответствовать логике и значе- нию этих слов. В этом трудность хорошего набора титула. В иных требованиях к современному титульному набору все еще живет рационализм XVIII и XIX вв. Мы не можем разделять слова и строки, как это делали уже упоминаемые нами печатники эпохи Готики, Ренессанса и Барокко (см. рис. 3 и 4). Они делили текст там, где им этого хотелось, исходя из типографского внешнего вида, и выбирали кегли независимо от содержания. Мы же должны строго следовать значе- нию слов. Без издательской марки добиться равновесия между перегруженной заголовочной группой в верхней части титула и значительно меньшей по объему издательской группой, размещенной внизу, нелегко. Поэтому набрать хороший титул, к тому же антиквой, сегодня труднее, чем в XVI и XVII вв.
Справа: рис.5 Французский титул Барбу, 1759,
с типографской маркой, отпечатанной с гравюры на дереве.
96
97
Конечно, один из наиболее подходящих очертаний для титула — форма бокала (рис. 10 и 14), при условии, что титулу можно придать эту форму. В таком титуле издательская марка могла бы выполнять роль ножки бокала. Однако такое бывает редко. Наши титулы для этого слишком коротки. Мы должны довольствоваться тем, что получим приятные очертания и хорошее соотношение между обеими главными группами. Для этого прежде всего необходимо одно: обе группы, верхняя и нижняя, должны иметь не только линейное, но и плоскостное измерение, а потому, если возможно, быть многострочными (рис. 2). Нередко длинные немецкие слова мешают получить хорошее очертание, особенно если мы пользуемся антиквой или даже ее прописными начертаниями. Быть может, прописную антикву применяют слишком часто, а строчную слишком редко. Готи- ческий шрифт образует более короткий, а потому более плоскостной, к тому же более энергичный рисунок слов, и его использование в титульном наборе немецких книг было более уместным, чем антиквы (рис. 8 и 12). К сожалению, типографское оформление времен Гете в целом было слабым и неуверенным, а рассыпающиеся титульные листы вряд ли можно принимать за образцы (см. рис. 6).
Справа: рис. 6 Немецкий титул времен Гете. Служить образцом не может. Имитация набора антиквой
с помощью готического шрифта.
98