Файл: Лазарева. Основные направления социальной политики государства.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.10.2024

Просмотров: 193

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Основные направления социальной политики государства.

3. Государственно-правовые основы социальной работы.

4. История социальной работы в России. Период социальной работы (начало 1990-х гг. – настоящее время).

5. Становление и развитие системы общественного призрения

6. Социальная работа в послереволюционный и советские периоды.

7. Медико-социальные основы социальной работы.

8. Технологии социальной работы: понятие, классификация, специфика.

10. Социальное консультирование.

11. Социальная адаптация.

12. Социальная реабилитация

13. Социальная профилактика.

14. Социальная диагностика.

15. Социальная терапия.

16. Технологии разрешения конфликтов.

17. Семья как объект социальной работы: социальные проблемы, социальные службы, социальная защита семьи.

18. Технология социальной работы с семьей

19. Инвалидность как социальная проблема: трудоустройство и быт инвалидов, инвалидность и ее виды.

20. Правовые основы социальной защиты инвалидов.

22. Социальная работа с пожилыми людьми: социальное обслуживание и обеспечение, социальное положение и психологические особенности пожилых людей.

24. Социальная работа с молодежью

Глава I. Теоретические основы социальной работы с молодежью

1.2. Принципы и методы социальной работы с молодежью

24. Социальные проблемы детства.

25. Социальная защита детства.

Стандарты социальной защиты детства

Опека и попечительство как формы защиты детства

Социальная защита детей в сфере образования

Объекты и субъекты социальной защиты детства

Правовая база социальной защиты детства

Материально-экономическая база защиты детства

26. Социальная поддержка малообеспеченных и бездомных. Меры социальной поддержки малообеспеченных семей

Социальная помощь лицам без определенного места жительства и занятий

Порядок и условия социального обслуживания лиц без определенного места жительства и занятий.

Порядок и условия оплаты предоставленных услуг.

27. Проблема бездомности и пути её решения.

30. Профессиональный портрет социального работника

31. Понятие и основные направления социального управления

2. Функции управления

Во-первых,принцип системности, предполагающий выявление всех возможных источников проблемы клиента, одновременное формирование условий для её последующего разрешения и использо вание для этого различных методов и способов деятельности.

Во-вторых,принцип превентивности, предотвращение возникновения проблемы, решение «ещё не возникших проблем». Так, развитие, совершенствование и внедрение в практику эффективной системы полового просвещения и воспитания молодёжи может рассматриваться как одна из возможностей решения проблем раннего материнства, «брошенных» детей.

В-третьих,принцип активизации собственных сил человека, предполагающий обучение его необходимым умениям и навыкам для самостоятельного решения собственных проблем. Например, совершенствование навыков общения, обучение основным способам поведения в определённых жизненных ситуациях (при устройстве на работу, в семье, в ситуации стресса).

В-четвёртых, принцип оптимальности, позволяющий выявить степень актуальности и значимости данной проблемы для субъекта.

И, наконец, в-пятых,принцип гуманизма, доверия и доверительности, являющийся универсальным принципом профессиональной деятельности социального работника.


14. Социальная диагностика.

Социальная диагностика- изучение социальных мотивов и причин поведения личности, группы; поиск социальных детерминант, процессов и явлений общественной жизни. Основной целью социальной диагностики является выявление социального содержания факторов, действующих в экономической, психологической, демографической, правовой и других сферах общественной жизни.  В основе социальной диагностики лежат:

I. Объективные факторы. Это статистические данные. 

В основе социальной диагностики лежит измерение признаков, и здесь применяются различные измерительные процедуры.

Практика социальных обследований с применением статис­тики уходит корнями в XVII век. В XIX веке социальные обследования проводились для получения достоверного материала об условиях и уровне жизни в городах, распространения бедности и т.д. Эти данные становились пред­метом общественного внимания, они использовались в аргумен­тации позиций по актуальным проблемам, обсуждавшимся в об­ществе.

В наши дни мы чаще всего используем статистику как базу для установления объективных параметров той или иной социальной проблемы.

На основании данных о числе родившихся и числе умер­ших можно судить об утрате или естественном прироста населения.

II. Субъективные факторы. Это установки населения и исследователей. 

Впрочем, опора на различные учетные данные недостаточна для выводов о жизнеспособности проекта, поскольку необходи­мо учесть субъективные факторы, влияющие на то или иное по­ведение людей.

Установки могут существенно изменить объективные парамет­ры проблемы. Всегда необходимо учитывать, что в социальной сфере объективные данные несут на себе отпечаток субъективных позиций исследователя.

Через объективные и субъективные факторы мы описываем параметры социальной реальности, которые нам необходимо будет сравнить с социальными показателями для установления соответствия или не соответствия.

В показателях, применяемых в социальной сфере, отражаются культурные традиции, принятые стандарты жизни, идеальные представления о благосостоянии (например, нормы жилплощади, рождаемости, средней зарплаты и т.п.).

Этапы диагностики:

На первом этапе диагностики проводится сравнение:


— с результатами деятельности (свойствами и т. д.) других (мы бы сказали «чужих»). Это позволяет нам выявить социальную со­относительную норму;

 с прежними результатами нашей деятельности (свойствами и т. д.). Если разработчик проекта представлен в одном лице, то для такого исследовательского результата подойдет название «ин­дивидуальная соотносительная норма»; для сложившейся, более или менее устойчивой группы разработчиков — «групповая соот­носительная норма»;

 с поставленными целями (критериями). Это предметная со­относительная норма.

На втором этапе делается анализ полученных измерений, ито­гом которого становится классификация по интересующим нас признакам, цель которой — определение причинно-следственных связей.

Третий этап составляет интерпретация (синтез) полученной разнородной информации.

Социальная диагностика призвана дать инициатору проекта характеристику социальной реальности «здесь и сейчас». Но то, что есть «здесь и сейчас», имело свое прошлое, свою историю, оно не пришло из ниоткуда. Оно будет иметь и свое будущее, причем будущее не обязательно станет повторением того, что есть «здесь и сейчас». Это обстоятельство требует от нас не ограничиваться диагнозом сегодняшних проблем и сложившихся к данному мо­менту наших возможностей. Даже краткосрочный проект имеет временное и пространственное протяжение. Если же говорить о долгосрочных проектах, нам невозможно браться за их осуществление, если мы не прогнозируем будущих стадий развития об­щества и влияния нашего проекта на это развитие.

В этой связи в следующем параграфе и пойдет речь о социальном предвидении и социаль­ном прогнозировании, применяемом для оценки жизнеспособно­сти социального проекта.


15. Социальная терапия.

Социальная терапия– это комплекс решений, процедур, мероприятий и действий, направленных на решение социальных проблем различного уровня организации (28.С.277). Из этого определения следует, что социальная терапия это явление, которое можно рассматривать и анализировать на различных уровнях организации общества. Уровни социальной организации будут определять цели, задачи, возможности и методы, используемые в процессе социальнотерапевтического воздействия на конкретный социальный объект.

Исходя из многоуровневой структуру общества, можно предложить следующую структуру социально-терапевтической деятельности как целостного явления:- макроуровень, предполагающий решение проблем общества как единого объекта воздействия; - мезоуровень, связанный с решением проблем конкретного социального слоя, группы, класса и т.п.; - микроуровень, на котором возможно решение проблем личности, малых социальных групп и отдельных коллективов.

Социально-терапевтическая деятельность как часть профессиональной деятельности социальных работников может быть успешно организована иосуществлена именно на микроуровне её организации. Два других уровня этой деятельности являются сферой реализации социальной политики. Процесс социальной терапии направлен на решение самых разнообразных задач. Их характер и содержание определяются конкретной проблемой или группой проблем, стоящих перед субъектом и требующих своего решения. Тем не менее, можно говорить о существовании основных типов задач социальной терапии. Среди них :- исправление, коррекция поведения и деятельности субъекта; - предупреждение дисфункций; - обеспечение нормального развития субъекта; - самоутверждение личности субъекта.

Решение всех этих задач с необходимостью предполагает использование различных методов. Безусловно, конкретная проблема, требующая своего решения, предъявляет собственные требования и к тому, как именно она будет решаться. Однако, большинство социальных и личностных проблем позволяют использовать для своего решения хорошо известные и давно зарекомендовавшие себя как эффективные и результативные методы и подходы, основные из которых:

1.Административные. Характерными особенностями этих методов являет- ся, во-первых, жёсткое следование формальным нормам и правилам, сущест- вующим в обществе (законы, инструкции, положения и т.п.). Во-вторых, система административных методов социальной терапии по- строена на принципах социальной иерархии, господства и подчинения. Наибо- лее эффективно эти методы могут использоваться в практике государственных, судебных и административных органов и учреждений. Использование админи- стративных методов предполагает выработку субъектом определённых реше- ний, их точную формулировку, выдачу соответствующих команд или указаний, а также отслеживание процесса их выполнения нижестоящими структурами и подразделениями. Примерами использования административных методов в практике социальной терапии является принятие главой администрации реше- ния об установлении опеки над несовершеннолетним ребёнком, судебное ре- шение о лишении родительских прав и т.п. 2.Экономические методы. Данная группа методов социальной терапии предполагает, что в процессе их использования могут быть учтены и проанали- зированы экономические интересы и экономическое положение того или иного социального субъекта. Примерами подобных методов являются экономические льготы, экономическая поддержка (пособия, пенсии и т.п.) и экономические санкции. Эффективность экономических методов социальной терапии значи- тельно возрастает, когда их использование сопровождается применением и ряда других методов. 3.Психолого-педагогические методы. В отличие от административных и экономических методов социальной терапии, психолого-педагогические мето- ды направлены, в первую очередь, на отдельного человека или на малые соци- альные группы. Использование этих методов на практике предполагает воздей- ствие как на систему взаимоотношений в малых группах, так и на внутренний мир человека, его систему ценностных ориентаций и идеалов. Характерной особенностью этой группы методов является то, что они обладают «отложен- ным эффектом», т.е. результаты их применения на практике становятся видны далеко не сразу. К указанным методам относятся убеждение, воспитание, пси- хологическая коррекция и т.п. Рассматривая социальную работу в системе методов социальной терапии, можно утверждать, что она является одним из универсальных методов решения социальных проблем, который предполагает комплексное использование всех вышеназванных методов. При этом, основной целью социально-терапевтического воздействия является решение тех проблем, которые затрудняют процесс социального или личностного функционирования субъекта. Однако, решение социальной проблемы клиента в практике социальной терапии может выглядеть по-разному.


Решение социальной проблемы может означать следующее.1. Максимально приблизить цели, стремления, потребности и ожидания субъекта к аналогичным характеристикам других субъектов. Например, решение проблемы материального неблагополучия семьи может состоять в том, что члены семьи пересмотрят собственные критерии благополучия либо свою систему потребностей (научатся жить «по средствам»). 2. Достижение субъектом своих целей, удовлетворение своих желаний и потребностей. В таком случае, субъект получает то, к чему стремился и чего желал (образование, работа, семья и др.), Можно утверждать, что это один из самых эффективных подходов к решению социальных проблем. 3. Преобразование системы ценностных ориентаций и интересов субъекта. В этом случае речь идёт о том, что процесс решения конкретной проблемы предполагает изменение отношения субъекта к тем или иным ценностям. Например, при решении проблемы затруднённого общения ребёнка со сверстниками, возможна не только попытка совершенствования навыков общения ребёнка, но и формирование у него представлений о самодостаточности, о ценности уединения и т.п. Однако, какой бы путь решения проблемы клиента мы не избрали, всегда следует помнить о том, что процесс решение не означает её ликвидации или исчезновения. Решение проблемы возможно лишь в определённых условиях и в определённых временных рамках. При изменении условий жизнедеятельности субъекта, его личностных или социальных характеристик проблема, решённая ранее, может вновь напомнить о себе, но уже в других формах, с иной степенью значимости для человека и т.п. Так, оказывая клиенту помощь в поиске и получении новой работы, социальный работник не может быть уверен в том, что по прошествии определённого времени человек вновь не столкнётся с этим человеком в этом же качестве. Человек, получив работу, может с течением времени утратить к ней интерес, заболеть, сменить место жительства или семейное положение. Эти и другие подобные обстоятельства могут послужить основой для того, чтобы перед ним снова встала проблема поиска новой работы и нового рабочего места. Социальная терапия занимает важное место в структуре социальной работы как вида деятельности. Можно утверждать, что организация и осуществление эффективного социально-терапевтического воздействия является его основным содержанием. При этом, процесс социальной терапии направлен на выполнение ряда важных и значимых функций.

К функциям социальной терапии можно отнести: 1.Социальное «лечение»,предполагающее оказание клиенту необходимой поддержки и помощи в решении его проблем; в этом случае социальный работник может действовать совместно с другими специалистами: врачами, педагогами, юристами и т.п.; 2.Социальная защита,направленная на отстаивание интересов клиента, разъяснение его нужд и потребностей тем структурам, людям или организациям, от которых зависит его социальное благополучие; 3.Социальное развитие,способствующее выявлению скрытых или нереализованных возможностей и способностей клиента, с целью последующей оптимизации его жизнедеятельности.