Файл: Лазарева. Основные направления социальной политики государства.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.10.2024
Просмотров: 316
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Основные направления социальной политики государства.
3. Государственно-правовые основы социальной работы.
5. Становление и развитие системы общественного призрения
6. Социальная работа в послереволюционный и советские периоды.
7. Медико-социальные основы социальной работы.
8. Технологии социальной работы: понятие, классификация, специфика.
10. Социальное консультирование.
16. Технологии разрешения конфликтов.
18. Технология социальной работы с семьей
19. Инвалидность как социальная проблема: трудоустройство и быт инвалидов, инвалидность и ее виды.
20. Правовые основы социальной защиты инвалидов.
24. Социальная работа с молодежью
Глава I. Теоретические основы социальной работы с молодежью
1.2. Принципы и методы социальной работы с молодежью
24. Социальные проблемы детства.
25. Социальная защита детства.
Стандарты социальной защиты детства
Опека и попечительство как формы защиты детства
Социальная защита детей в сфере образования
Объекты и субъекты социальной защиты детства
Правовая база социальной защиты детства
Материально-экономическая база защиты детства
Социальная помощь лицам без определенного места жительства и занятий
Порядок и условия социального обслуживания лиц без определенного места жительства и занятий.
Порядок и условия оплаты предоставленных услуг.
27. Проблема бездомности и пути её решения.
30. Профессиональный портрет социального работника
Большую координационную работу по формированию и реализации программ улучшения положения семьи, женщин и детей выполняет департамент Министерства труда и социального развития. Развивается сеть учреждений по оказанию социальных услуг семьям, женщинам, детям; они имеют свой бюджет, предусматривающий финансирование семейных, женских и детских программ, отраслевую систему подготовки кадров, научного обеспечения, внебюджетные фонды. Департамент инициирует предложения по совершенствованию действующего законодательства об охране прав семьи и обеспечению социально-правовой защищенности женщин и детей. Осуществляется организационно-методическая помощь региональным органам управления по созданию учреждений социальной службы, разрабатываются типовые нормативные документы. Чрезвычайно важен комплекс задач, решаемых департаментом в области анализа, прогнозирования, информации и научных исследований социально-экономических проблем семьи, женщин и детей.
Учитывая, то проблемы по улучшения положения женщин должны решаться по межведомственным каналам правительство рф рассматривает вопрос о создании соответствующих структурных подразделений в Министерстве экономики, федеральной службе занятости для взаимодействия с уже имеющимися подразделениями в минздраве, минобразовании, и минестерстве труда и социального развития.
30. Профессиональный портрет социального работника
Социальная работа является универсальным видом деятельности. Она требует от специалиста знаний в различных областях и умений их применять на практике. Не случайно поэтому в квалификационном справочнике социальному работнику предписан весьма широкий перечень должностных обязанностей.
Социальный работник обязан:
• выявлять семьи и отдельных лиц, нуждающихся в социально-медицинской, юридической, психолого-педагогической, материальной и иной помощи, в охране нравственного, физического и психического здоровья;
• устанавливать причины возникающих у них трудностей, конфликтных ситуаций (по месту работы, учебы, в семье и т. д.), оказывать содействие в разрешении этих трудностей и конфликтов и социальную защиту;
• содействовать в совместной деятельности различных общественных и государственных организаций и учреждений по оказанию необходимой социально-экономической помощи нуждающимся группам населения;
• оказывать помощь в семейном воспитании, заключении трудовых договоров о работе на дому женщинам, имеющим несовершеннолетних детей, инвалидам, пенсионерам;
• проводить психолого-педагогические и юридические консультации по вопросам семьи и брака, воспитательную работу с несовершеннолетними детьми с асоциальным поведением;
• выявлять и оказывать содействие детям и взрослым, нуждающимся в опеке и попечительстве, устройстве в лечебные и учебно-воспитательные учреждения, получении материальной, социально-бытовой и иной помощи;
• организовывать общественную защиту несовершеннолетних правонарушителей, выступать (в необходимых случаях) в качестве их общественного защитника в суде;
• участвовать в работе по созданию центров социальной помощи семье (усыновления, попечительства и опеки; социальной реабилитации; приютов; молодежных, подростковых, детских и семейных центров; клубов и ассоциаций, объединений по интересам и т.д.);
• организовывать и координировать работу по социальной адаптации и реабилитации лиц, вернувшихся из мест лишения свободы и специальных учебно-воспитательных учреждений.
Квалификационный справочник определяет обязанности и требования к социальному работнику в самом общем плане без учета функций, специализаций, уровня подготовки социального работника. Пока не касаясь двух последних аспектов, попробуем конкретизировать деятельность социального работника в зависимости от выполняемых им основных функций.
Реализация диагностической функции предполагает изучение социальным работником особенностей группы, слоя, отдельного человека, степени и направленности на них микросреды и постановку «социального диагноза».
Прогностическая функция реализуется путем программирования и прогнозирования влияния на объекты социальной работы всех социальных институтов общества, выработки определенной модели социального поведения этих объектов.
Предупредительно-профилактическая (или социально-терапевтическая) функция позволяет предусмотреть и привести в действие социально-правовые, юридические, психологические, социально-медицинские, педагогические и другие механизмы предупреждения и преодоления негативных явлений, организовать оказание социотерапевтической, социально-бытовой, психолого-педагогической, медицинской, юридической и иной помощи нуждающимся, обеспечить защиту прав семьи, женщин, подростков, детей, молодежи. Предупредительно-профилактическая функция, таким образом, направлена не только на оказание всевозможной помощи и поддержки уже оступившимся, слабо защищенным слоям, но и на предупреждение всевозможных негативных последствий в положении, поведении, деятельности слоев, групп людей, отдельных личностей. Данная функция ассоциируется с пониманием социальной работы как в узком, так и в широком смысле слова.
Правозащитная функция в социальной работе предусматривает использование всего комплекса законов и правовых норм, направленных на оказание помощи и поддержки, защиту населения. Это касается как населения, проживающего в стране, так и той его части, которая по тем или иным причинам оказалась за ее пределами. В соответствии с социально-педагогической функцией социальный работник призван выявлять интересы и потребности людей в различных видах деятельности (культурно-досуговой, спортивно-оздоровительной, технического и художественного творчества, туризма) и привлекать к работе с ними различные учреждения, организации, общественные, творческие и другие союзы, специалистов, тренеров, организаторов культурно-досуговой деятельности и т. д.
Психологическая функция предполагает различные виды консультирования и коррекции межличностных отношений, помощь в социальной реабилитации всем нуждающимся, призвана способствовать социальной адаптации личности.
При реализации социально-медицинской функции социальный работник обязан организовать работу по профилактике здоровья, помогать овладевать основами оказания первой медицинской помощи, культурой питания, санитарно-гигиеническими нормами, организовать работу по планированию семьи, формировать ответственное отношение к репродуктивному и сексуальному поведению, содействовать подготовке молодежи к семейной жизни, развивать трудотерапию, способствовать формированию здорового образа жизни.
В деятельности социального работника важна реализация социально-бытовой функции, а именно: социальный работник обязан способствовать в оказании необходимой помощи и поддержки различным категориям населения (особенно инвалидам, людям пожилого возраста, молодым семьям и др.) в улучшении их жилищных условий, организации нормального быта.
Коммуникативная функция призвана устанавливать контакты с нуждающимися в той или иной помощи и поддержке, организовывать обмен информацией, способствовать включению различных институтов общества в деятельность социальных служб, помогать восприятию и пониманию другого человека, больных и здоровых, нуждающихся и не нуждающихся в помощи и поддержке.
Рекламно-пропагандистская функция социальной работы проявляется в организации рекламы социальных услуг, в пропаганде идей социальной защиты человека.
Нравственно-гуманистическая функция (как своеобразная концентрация определенных свойств, черт всех других функций) придает социальной работе высокие гуманистические цели, создает условия для достойного функционирования человека, групп и слоев в обществе.
Реализация организационной функции состоит в том, чтобы способствовать организации социальных служб на предприятиях и в учреждениях, а также по месту жительства, привлекать к их работе общественность, направлять деятельность социальных служб на оказание различных видов помощи и социальных услуг населению, в первую очередь слабо защищенным слоям и группам, отдельным личностям.
Социальный работник может выполнять названные обязанности и реализовывать указанные функции только в том случае, если он владеет большим кругом соответствующих знаний и умений. Требования, предъявляемые к знаниям и умениям специалистов области социальной работы, изложены в Государственном образовательном стандарте высшего и профессионального образования, утвержденном Госкомвузом Российской Федерации. Эти требования представлены несколькими группами: 1) общими требованиями к образованности специалиста; 2) требованиями к знаниям и умениям по циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин; 3) требованиями к знаниям и умениям по циклу общих математических и естественно-научных дисциплин; 4) требованиями к знаниям и умениям по циклу общепрофессиональных дисциплин направления и 5) требованиями к знаниям и умениям по циклу специальных дисциплин направления.
Перечислим требования к специалисту в области социальной работы по двум последним циклам.
Согласно Государственному стандарту по циклу общепрофессиональных дисциплин направления (социальной работы) специалист должен:
• знать специфику работы в различной социальной среде;
• знать и уметь использовать передовой отечественный и зарубежный опыт социально-культурной деятельности;
• уметь обеспечивать посредничество, с одной стороны, между личностью и семьей, а с другой — между различными общественными и государственными структурами;
• уметь обеспечивать связи между личностью и микросредой, детьми и взрослыми, семьей и обществом;
• уметь оказывать влияние на отношения между людьми и ситуацию в малой группе, стимулировать клиента к выполнению социально-значимой деятельности;
• уметь работать в условиях неформального общения, способствуя проявлению инициативы и активной жизненной позиции клиента;
• знать основные психические функции и их физиологические механизмы, соотношение природных и социальных факторов в становлении психики, понимать значение воли и эмоций, потребностей и мотивов, а также бессознательных механизмов в поведении человека;
• уметь дать психологическую характеристику личности (ее темперамента, способностей и т. п.), интерпретацию собственного психического состояния, владеть приемами психодиагностики и психической саморегуляции;
• иметь научное представление о социологическом подходе в трактовке личности, факторах ее формирования в процессе социализации, основных закономерностях и формах регуляции социального поведения, о социальных общностях и социальных группах, видах и исходах социальных процессов;
• знать типологию, основные источники возникновения и развития массовых социальных движений, формы социальных взаимодействий, факторы социального развития, типы и структуры социальных организаций и институтов;
• владеть основами социологического анализа;
• знать основы общей педагогики и ее специальных разделов;
• знать формы, средства и методы педагогической деятельности;
• владеть элементарными навыками анализа учебно-воспитательных ситуаций, определения и решения педагогических задач;
• знать и уметь использовать формы и методы воспитательной работы и просвещения;