Файл: Лазарева. Основные направления социальной политики государства.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.10.2024
Просмотров: 312
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Основные направления социальной политики государства.
3. Государственно-правовые основы социальной работы.
5. Становление и развитие системы общественного призрения
6. Социальная работа в послереволюционный и советские периоды.
7. Медико-социальные основы социальной работы.
8. Технологии социальной работы: понятие, классификация, специфика.
10. Социальное консультирование.
16. Технологии разрешения конфликтов.
18. Технология социальной работы с семьей
19. Инвалидность как социальная проблема: трудоустройство и быт инвалидов, инвалидность и ее виды.
20. Правовые основы социальной защиты инвалидов.
24. Социальная работа с молодежью
Глава I. Теоретические основы социальной работы с молодежью
1.2. Принципы и методы социальной работы с молодежью
24. Социальные проблемы детства.
25. Социальная защита детства.
Стандарты социальной защиты детства
Опека и попечительство как формы защиты детства
Социальная защита детей в сфере образования
Объекты и субъекты социальной защиты детства
Правовая база социальной защиты детства
Материально-экономическая база защиты детства
Социальная помощь лицам без определенного места жительства и занятий
Порядок и условия социального обслуживания лиц без определенного места жительства и занятий.
Порядок и условия оплаты предоставленных услуг.
27. Проблема бездомности и пути её решения.
30. Профессиональный портрет социального работника
В соответствии с указанным выше законом к числу занятых относятся граждане, работающие по найму или имеющие иную оплачиваемую работу, временно отсутствующие в связи с нетрудоспособностью, отпуском, повышением квалификации, приостановкой производства; предприниматели, фермеры, лица, занятые индивидуальной трудовой деятельностью, члены производственных кооперативов; избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность; проходящих службу в Вооруженных Силах, внутренних и железнодорожных войсках, органах государственной безопасности и внутренних дел; трудоспособные граждане, обучающиеся в общеобразовательных школах, профессионально-технических училищах, а также проходящие очный курс обучения в высших, средних специальных и других учебных заведениях, включая обучение по направлению федеральной государственной Службы занятости населения.
«Занятость,— согласно указанному закону, — это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок (трудовой доход)». Такая трактовка занятости, как видно, в целом коррелируется с перечнем лиц, определяемых выше в качестве занятых. В то же время вряд ли от этого легче тем, кого считают занятым по причине временного отсутствия, в связи с нетрудоспособностью, приостановкой производства. Законодатель здесь преследовал прежде всего свои интересы, а не интересы граждан. Вместе с тем приведенное толкование занятости имеет позитивное значение не только для решения проблем рынка труда вообще, но и для более адресной разработки социальной политики, определения приоритета социальных программ, источников их финансирования и формирования как на федеральном, так и на местном уровнях.
Представляется социально важным признание в законодательном порядке воспитания детей, ведения домашнего хозяйства, учебы с отрывом от производства, общественной деятельности как необходимых и полезных видов занятости наряду с трудом в общественном производстве.
Важным направлением деятельности государства по уменьшению тяжести безработицы является (т. е. должно быть) стабилизация экономической ситуации в стране, борьба с инфляцией. Значение данных шагов огромно, так как в условиях нынешнего состояния экономики в России пособие по безработице установлено в размере 70\% от минимальной оплаты труда, а она из-за инфляции значительно ниже уровня бедности.
3. Деятельность социальных служб по защите безработных
Безработица, как свидетельствуют многие социологические и социально-психологические исследования, имеет исключительно негативные социальные последствия для общества в целом, отдельных его групп и слоев, для семей, для каждого человека. Среди этих последствий увеличение смертности от сердечных заболеваний, рост числа самоубийств и убийств, численности пациентов в психиатрических учреждениях, ухудшение отношений в семье, рост преступности и т. д.
Люди остро переживают невостребованность своих знаний, производственного опыта, переход из одной социальной группы в другую. Исследованиями зафиксированы основные психологические качества безработного: невысокий уровень социальной смелости, уступчивость, конформизм, пессимистичность и осторожность в поведении; недоверчивость или скептицизм, стойкое маргинальное эмоциональное состояние.
Поэтому главным в социальной политике является (т. е. должно быть) предупреждение массовой безработицы, что обеспечивается прежде всего нормальным функционированием общества, его эволюционным развитием. Допустимой считается незанятость в пределах 2—5\%. Хотя и в этом случае общество несет определенные потери: возрастает объем пособий по безработице, функционируют биржи труда (центры занятости), возрастает масштаб общественных работ, расширяются программы социальной защиты и т. д. Однако массовая безработица (превосходит нормативную в 2—4 раза и более) может явиться детонатором социального взрыва, что особенно опасно в современных условиях.
Ныне в России по официальным данным около 8 млн безработных, по другим источникам— от 10 до 20 млн. Это значительно превосходит нормативную безработицу.
Местные власти, руководители предприятий и учреждений пытаются своими силами сдержать рост безработицы. Помимо отмеченных уже выше мер (создание специализированных предприятий для отдельных категорий населения, использование надомных форм работы, укороченный рабочий день, неполная рабочая неделя), практикуются и отпуска без сохранения заработной платы, оказание финансовой помощи для развития самозанятости, предпринимательства, а также новых форм занятости, установление квоты приема отдельных категорий населения (молодежи, инвалидов и т. д.) на предприятиях. Очень важна такая мера, как введение льготных налогообложения и кредитов предприятиям, создающим дополнительные рабочие места для женщин и молодежи, других категорий граждан. .
Органам службы занятости всех уровней необходимо широкое развертывание профориентационной работы с молодежью для подготовки ее к трудовой деятельности в условиях развивающегося рынка труда. Необходимо расширять сеть учебных центров профессионального обучения, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации высвобождаемых работников и безработных граждан.
У нас еще слабо используется проведение общественных работ для отдельных категорий населения (освобожденных из мест заключения, бомжей и т. д.). Как правило, такие работы общедоступны, не требуют длительной специальной профессиональной подготовки. Это уход за детьми, престарелыми, помощь в обслуживании больных, выращивание овощей, работа в детских садах, благоустройство и уборка территорий, погрузочно-разгрузочные работы и т.д. Их финансируют предприятия, для которых выполняются эти работы, а также используются средства местного бюджета и государственного фонда занятости.
В связи с переходом к рыночным отношениям и появлением безработицы были открыты службы занятости. Несмотря на непродолжительный период своей деятельности (после 30-х годов их не было), они становятся все более важным органом оказания социальной помощи в трудоустройстве, социальной защиты граждан, потерявших работу.
Служба занятости имеет разветвленную сеть. Ее возглавляет и организует Государственный комитет Российской Федерации по занятости. В республиках, краях, областях, районах и городах созданы службы занятости, подчиненные в своей деятельности вышестоящим органам службы занятости и соответствующим органам исполнительной власти. Они финансируются за счет средств фонда занятости.
Службы занятости в своей деятельности руководствуются конвенциями и рекомендациями, разработанными и принятыми Международной организацией труда (МОТ), созданной в 1991 г. (см.: МОТ. Конвенции и рекомендации 1991—1996 гг.), и соответствующими законами и нормативными актами Российской Федерации.
Центры занятости всех уровней (типов) решают следующие основные задачи:
• сбор и распространение информации о спросе и предложении на местном рынке труда;
• консультирование работников по вопросам профессионального обучения и трудоустройства;
• профессиональная ориентация всех групп населения;
• выплата пособий по временной незанятости;
• консультирование предпринимателей по проблемам занятости и использования рабочей силы;
• оказание помощи в кадровом планировании предприятий;
• организация переподготовки высвобождаемой из производства рабочей силы.
Практика показывает, что важнейшим звеном в деятельности служб занятости является также социально-психологическая работа с клиентами.
В деятельности служб занятости большое значение имеет трактовка понятия «безработные». Такая трактовка содержится в Законе Российской Федерации о занятости населения. В соответствии с законом, безработными признаются трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка, зарегистрированные в службе занятости в целях поиска подходящей работы и готовые приступить к ней. При этом не берутся во внимание оплата за выполнение общественных работ по направлению службы занятости, выплата выходного пособия и среднего заработка работникам, высвобожденным с предприятий, из учреждений и организаций в связи с ликвидацией, реорганизацией или сокращением численности их штата.
И работникам службы занятости, и их клиентам необходимо хорошо знать некоторые принципиальные положения данного закона. Например, готовность трудиться означает, что клиент принимает предложение о работе, соответствующей профилю своего образования, с учетом стажа, навыков, стремится пройти профессиональную подготовку или переподготовку, чтобы занять определенное место работы.
Второе положение, с которым приходится постоянно сталкиваться работникам и клиентам служб занятости, связано с понятием «подходящая работа». Закон признает подходящей такую работу, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, опыта прежней работы, состояния здоровья, транспортной доступности рабочего места. Эта работа должна оплачиваться не ниже среднего заработка по последнему месту работы, протекать в условиях, соответствующих правилам и нормам охраны труда.
Служба занятости обязана принять решение о признании гражданина безработным не позднее 11 дней с момента предъявления им соответствующих документов: паспорта, трудовой книжки, документа о профессиональной квалификации, о среднем заработке за последние два месяца по последнему месту работы.
Службой занятости не могут быть признаны безработными следующие категории граждан: I) не достигшие 16-летнего возраста;
2) лица, которым назначена (в соответствии с законодательством) пенсия, исключая инвалидов III группы; 3) отказавшиеся в течение 10 дней со дня обращения в службу занятости от двух вариантов подходящей работы; 4) впервые ищущие работу, а также не имеющие профессии (специальности) в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки, от предложенной оплачиваемой работы (даже временной).