Файл: Лазарева. Основные направления социальной политики государства.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.10.2024

Просмотров: 192

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Основные направления социальной политики государства.

3. Государственно-правовые основы социальной работы.

4. История социальной работы в России. Период социальной работы (начало 1990-х гг. – настоящее время).

5. Становление и развитие системы общественного призрения

6. Социальная работа в послереволюционный и советские периоды.

7. Медико-социальные основы социальной работы.

8. Технологии социальной работы: понятие, классификация, специфика.

10. Социальное консультирование.

11. Социальная адаптация.

12. Социальная реабилитация

13. Социальная профилактика.

14. Социальная диагностика.

15. Социальная терапия.

16. Технологии разрешения конфликтов.

17. Семья как объект социальной работы: социальные проблемы, социальные службы, социальная защита семьи.

18. Технология социальной работы с семьей

19. Инвалидность как социальная проблема: трудоустройство и быт инвалидов, инвалидность и ее виды.

20. Правовые основы социальной защиты инвалидов.

22. Социальная работа с пожилыми людьми: социальное обслуживание и обеспечение, социальное положение и психологические особенности пожилых людей.

24. Социальная работа с молодежью

Глава I. Теоретические основы социальной работы с молодежью

1.2. Принципы и методы социальной работы с молодежью

24. Социальные проблемы детства.

25. Социальная защита детства.

Стандарты социальной защиты детства

Опека и попечительство как формы защиты детства

Социальная защита детей в сфере образования

Объекты и субъекты социальной защиты детства

Правовая база социальной защиты детства

Материально-экономическая база защиты детства

26. Социальная поддержка малообеспеченных и бездомных. Меры социальной поддержки малообеспеченных семей

Социальная помощь лицам без определенного места жительства и занятий

Порядок и условия социального обслуживания лиц без определенного места жительства и занятий.

Порядок и условия оплаты предоставленных услуг.

27. Проблема бездомности и пути её решения.

30. Профессиональный портрет социального работника

31. Понятие и основные направления социального управления

2. Функции управления

24. Социальная работа с молодежью

Современный этап экономического и социального развития, те изменения, которые переживает в настоящее время Россия, влекут за собой многоплановые изменения нормативно - ценностных систем всех социальных групп общества, среди которых особое место занимает молодежь. Для нее незавершенность и нестабильность этих процессов значительно осложняет процесс социализации.

Сегодня молодежь часто характеризуется как жестокая, безнравственная, бездуховная. Это аргументируются ростом молодежной преступности, распространенностью «свободных» сексуальных отношений, потреблением наркотиков, культом денег и силы и т.д. Однако, это внешняя сторона, характерная, тем более, не для всей молодежи в целом.

Молодость - это всегда период становления жизненных смыслов, выбора целеполагающих ценностей, и совершенно очевидно, что молодое поколение сегодняшних россиян в этом ничем не отличается от предыдущих поколений, только им намного труднее сделать свой выбор.

Анализ основных концепций развития социальной педагогики как области практической деятельности, научной дисциплины и образовательного комплекса позволяет выделить в молодежной проблематике некоторые актуальные социально-педагогические проблемы.

Во-первых, это проблема социального воспитания молодых людей, которая в научном плане исследуется той частью социальной педагогики, которая носит название «педагогика социального взаимодействия». При этом необходимо иметь в виду, что, в зависимости от возраста молодого человека, цели и задачи, содержание, формы и методы работы с ним, естественно, изменяются. Однако в рамках социального воспитания решаются вопросы его социализации, социального развития, социального становления, социально формирования.

Во-вторых, это проблема переустройства социальной среды, социума обитания молодого человека таким образом, чтобы молодежь не только имела права на соответствующую человеку жизнедеятельность в нем, но и реальные возможности для осуществления этой жизнедеятельности, на личностную самореализацию при высоком уровне группового и персонально социального здоровья и благополучия. Для реализации этой возможности необходима соответствующая аранжировка   социальной   среды   в   целом   конкретного социума в частности.

В-третьих, включение молодых людей в социальные отношения не осуществляется автоматически, не бывает легким и непротиворечивым. Каждый молодой человек в значительной степени сам определяет свой путь, пользуясь присущим человеку как социальному существу правом на выбор. Однако эффективность такого выбора существенным образом определяется наличием социальных предложений общества каждому из своих членов. Такие социальные предложения формируют, прежде всего, социальные службы различного характера, которые рассматривают каждого вновь вступающего в жизнь молодого человека в качества своего клиента, организуя различные виды социальной работы с ним.


Социальная педагогика выстраивает свое воздействие во всех сферах: от социальной молодежной политики до социальной работы с конкретным молодым человеком, реализуя систему социально-педагогических отношений во всех социальных институтах государства и общества.

Обращение к проблеме социальной работы с молодежью и выделение ее в число актуальнейших направлений развития современной педагогической мысли в XXI веке явилось результатом осознания кризисных явлений в российском обществе, которые обострили социальную проблематику, в частности, создание равных стартовых возможностей получения молодежью профессионального образования, актуализация ее готовности к преобразованию общественных процессов, адаптации ее во всех сферах жизни. Все это требует новых подходов к решению проблем социализации подрастающего поколения и вызывает необходимость создания гарантированной системы защиты и поддержки молодежи.

Учитывая все выше сказанное, можно считать тему «Социальная работа с молодежью средствами общественных объединений» актуальной.

Цель данной работы: Проанализировать осуществление социальной работы с молодежью средствами общественных объединений в городе Новосибирске.

Объектом исследования является молодежь как социальная группа.

Предметом исследования является социальная работа с молодежью средствами общественных объединений.

Задачи работы:

1. Изучить теоретические основы социальной работы с молодежью.

2. Рассмотреть общественные объединения как инструмент реализации молодежной социальной политики.

3. Проанализировать социальную работу с молодежью в городе Новосибирске средствами общественных объединений.

Методы работы: теоретический анализ литературы по теме, анкетирование, методы статистической обработки информации.

Гипотеза: Осуществление социальной работы с молодежью будет успешнее с привлечением общественных объединений.


Глава I. Теоретические основы социальной работы с молодежью

1.1. Молодежь как объект социальной работы

Решающим условием национальной безопасности и суверенного развития современной России является обеспечение ее конкурентоспособности. Это предполагает укрепление позиций России во внешнеполитической сфере и мировом разделении труда, мировой науке, культуре и технологиях, повышение качества жизни, эффективности государственного управления, обеспечение необходимого уровня обороноспособности. Успешное решение этих задач невозможно без активного участия в этих процессах молодежи.

Молодежь выполняет особые социальные функции:

1. наследует достигнутый уровень и обеспечивает преемственность развития общества и государства, формирует образ будущего и несет функцию социального воспроизводства;

2. обладает инновационным потенциалом развития экономики, социальной сферы, образования, науки и культуры;

3. молодые люди составляют основную часть кадров силовых ведомств, отвечающих за обеспечение правопорядка и безопасности страны в целом.

Целостная и последовательная социальная работа с молодежью призвана обеспечить высокую эффективность реализации социальных, экономических, репродуктивных функций молодежи, что является важнейшим фактором устойчивого развития общества и успешного решения задач, стоящих перед государством.

В настоящее время общество и государство еще не до конца преодолело потребительское отношение к молодежи, что в свою очередь сформировало иждивенческую позицию молодого поколения. Сегодня только формируется субъектность молодежи, основанная на принципе «что я сделал для своей страны, а не что страна сделала для меня». Этот принцип требует соответствующих подходов со стороны государства и общества, создания новой системы социальной работы с молодежью.

Российская молодежь в целом успешно адаптируется к современным социально-экономическим и политическим условиям. Вместе с тем, еще достаточно велика доля социально неустроенных и неблагополучных молодых людей, наблюдается рост числа молодежных «групп риска» и их численности, все более заметны проявления молодежного экстремизма и радикализма.

Абсолютная численность и доля молодежи в структуре населения уменьшается. При этом необходимо учитывать, что молодежь, как социально-возрастная группа, имеет ряд особенностей:

а)           молодежи присуще неполное включение в существующие социально- экономические отношения, но при этом именно она в наибольшей степени обеспечивает социальную мобильность и является источником политической и экономической инициативы;


б)           в силу возрастных особенностей интересы молодежи не во всем совпадают с интересами общества в целом, а недостаток жизненного опыта увеличивает вероятность ошибочного выбора при принятии ею ответственных решений.

В настоящее время в молодежной среде наблюдается ряд негативных тенденций и явлений:

§                продолжается деформация духовно-нравственных ценностей, размываются моральные ограничители на пути к достижению личного успеха;

§                медленно развивается культура ответственного гражданского поведения, навыки общественной деятельности и самоуправления;

§                обостряются проблемы молодой семьи;

§                ухудшается состояние физического и психического здоровья молодого поколения;

§                растет криминализация молодежной среды;

§                снижается доступность качественного образования;

§                растет имущественное расслоение в молодежной среде;

§                происходит деградация структуры занятости, разрушение трудовой мотивации молодых работников -  молодые люди интегрируются преимущественно в сферу обмена и перераспределения;

§                минимальна включенность молодых людей в систему управления государством.

С другой стороны в молодежной среде укрепляется целый ряд позитивных тенденций:

§                развивается инновационный потенциал молодежи;

§                растет самостоятельность, практичность и мобильность, ответственность за свою судьбу, восприимчивость к новому;

§                увеличивается число молодых людей, выбирающих личную инициативу как главный способ решения своих проблем;

§                возрастает престижность качественного образования и профессиональной подготовки;

§                формально-статусное отношение к образованию уступает место практическому использованию полученных знаний как основы личного и профессионального успеха и будущего благосостояния;

§                растет заинтересованность в укреплении своего здоровья;

§                современная российская молодежь становится полноправной частью международного молодежного сообщества, активно интегрируется в общемировые экономические, политические и гуманитарные процессы.

Развитие позитивных тенденций и использование потенциала инновационной активности молодежи в интересах созидания и гражданского служения может быть устойчивым лишь при создании адекватной системы участия государства и общества в процессах социализации молодежи, формировании действенных механизмов партнерских взаимоотношений между «взрослым» обществом и входящими в него новыми поколениями.


Современные явления – рост экстремизма и агрессии в молодежной среде, формирование асоциальных субкультур и контркультур – свидетельствуют о недостаточной действенности существующих институтов социализации, демонстрируют их системный кризис.

Разрушение традиционных социальных связей и государственной системы воспитания значительно снизило роль ранее доминировавших институтов социализации –  семьи, школы, вуза, предприятия.

В значительной мере утрачено влияние и таких традиционных институтов социализации как армия и профсоюзы. Явно недостаточную роль играют общественные объединения молодежи.

Лидирующее положение в формировании сознания и мировоззрения, жизненных ценностей, образцов для подражания заняли средства массовой информации, часто эксплуатирующие низменные инстинкты молодых людей в угоду собственным коммерческим интересам. Доминирующие продукты массовой потребительской культуры во многом способствуют росту агрессии и нравственной распущенности в молодежной среде, усиливая в ней негативные тенденции.

Задача состоит в том, чтобы, совершенствуя и развивая институты социализации, добиться их сбалансированного и продуктивного влияния на процессы социализации молодежи.

Модель социальной работы с молодежью в Российской Федерации, существующая на современном этапе, не отвечает сложности и масштабу задач, стоящих перед российским обществом и государством.

Нормативная правовая база государственной политики в отношении молодежи по ряду направлений существует, но она разрознена, эклектична и требует внесения изменений, так как не соответствует современной политической и социально-экономической ситуации. Следует заметить, что законодательство в отношении молодежи было сформировано в основе своей до 1995 года.

Существовавшим органам управления молодежной сферой не удалось обеспечить должный уровень и масштаб работы, что в определенной мере явилось результатом частой смены моделей управления.

Это привело к значительному снижению эффективности государственной политики в отношении молодежи и реального уровня воздействия государства на решение проблем молодежи, а также к отсутствию взаимодействия с другими сферами государственной политики, искусственной замкнутости молодежной проблематики.

Бессистемность и разнонаправленность практических действий, дублирование в деятельности ведомств снижает эффективность социальной работы с молодежью. Системная каждодневная социальная работа с молодежью подменяется фрагментарными имиджевыми мероприятиями.