Файл: Лазарева. Основные направления социальной политики государства.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.10.2024
Просмотров: 294
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Основные направления социальной политики государства.
3. Государственно-правовые основы социальной работы.
5. Становление и развитие системы общественного призрения
6. Социальная работа в послереволюционный и советские периоды.
7. Медико-социальные основы социальной работы.
8. Технологии социальной работы: понятие, классификация, специфика.
10. Социальное консультирование.
16. Технологии разрешения конфликтов.
18. Технология социальной работы с семьей
19. Инвалидность как социальная проблема: трудоустройство и быт инвалидов, инвалидность и ее виды.
20. Правовые основы социальной защиты инвалидов.
24. Социальная работа с молодежью
Глава I. Теоретические основы социальной работы с молодежью
1.2. Принципы и методы социальной работы с молодежью
24. Социальные проблемы детства.
25. Социальная защита детства.
Стандарты социальной защиты детства
Опека и попечительство как формы защиты детства
Социальная защита детей в сфере образования
Объекты и субъекты социальной защиты детства
Правовая база социальной защиты детства
Материально-экономическая база защиты детства
Социальная помощь лицам без определенного места жительства и занятий
Порядок и условия социального обслуживания лиц без определенного места жительства и занятий.
Порядок и условия оплаты предоставленных услуг.
27. Проблема бездомности и пути её решения.
30. Профессиональный портрет социального работника
Порядок и условия оплаты предоставленных услуг.
Социальное обслуживание граждан в отделении осуществляется бесплатно не более 10 дней подряд и не более 30 дней в течение года. Социальное обслуживание сверх установленного срока осуществляется за плату.
При наличии свободных коек спальное место предоставляется за плату другим категориям граждан, нуждающимся в ночлеге.
27. Проблема бездомности и пути её решения.
В соответствии с официальными данными, сегодня в России численность бездомных составляет около 4 миллионов человек, или 2,8% населения России.
Бездомность в мире существовала всегда, порождаясь различными факторами экономического и социального свойства, не исключая и собственный выбор человека, но современная Россия столкнулась с этой проблемой именно в 90 годы, когда социальная неустроенность выплеснулась на улицу в виде массы людей, живущих на вокзалах, свалках, теплотрассах и т. д.
Одна из специфических особенностей бездомности в России заключается в ее связи с институтом регистрации (прописки), являющейся по своей сути условием доступа к механизмам реализации конституционных прав граждан, среди которых – трудоустройство, медицинская помощь, социальное обеспечение. Лишившись прописки, по сути, любой человек становится бездомным.
Бездомным во время нестабильной экономической ситуации в стране может оказаться любой человек: и бизнесмен, закладывающий свое жилье за долги и кредиты, и молодые пары, не имеющие возможность платить по ипотеке, и старики с огромными долгами за коммуналку. В период экономического кризиса особое внимание заслуживают латентные бездомные (латентная бездомность характерна «только» отсутствием регистрации). На внешнем уровне человек продолжает вести жизнь в обществе, мало отличающуюся от обычной: еще есть работа, может снимать жилье. Но при неблагоприятном стечении обстоятельств (например, при сокращении на производстве, резком повышении арендной платы или просто при выходе на пенсию по возрасту) человек может стать уличным бездомным. Устоявшийся стереотип, что бездомными становятся мужчины, приводит к тому, что не рассматривается факт существования женщин без жилья и регистрации и их детей, не учитываются и специфические потребности данной социальной группы.
Нереализованность права на жилье, сама по себе являющаяся огромной социальной проблемой, влечет за собой невозможность регистрации по месту жительства и связанный с ней комплекс правовых проблем, приводящих к невозможности реализации бездомными практически ни одного из конституционных прав, среди которых:
– трудоустройство;
– получение образования;
– получение социального обеспечения;
– получение медицинской помощи;
– участие в голосовании на выборах;
– судебная защита; – и др.
Основные последствия бездомности:
– тяжелое экономическое положение бездомных;
– тяжелейшие условия существования;
– серьезные проблемы со здоровьем;
– социальная исключенность.
Бездомные лишены возможности зарабатывать на жизнь легальным трудом и вынуждены осваивать альтернативные источники существования: нелегальный труд (постоянные и временные приработки); сбор и сдача вторсырья; сбор пригодных для употребления вещей (от родственников и знакомых, через социальные учреждения и благотворительные организации).
Некоммерческие организации, представляющие интересы данной категории граждан, приводят ниже рекомендации, выполнение которых необходимо для улучшения ситуации бездомных:
1. Местные органы власти должны признать существование проблемы бездомности и сотен бездомных граждан и создать условия для реализации ими своих конституционных прав.
2. Деятельность системы государственных и муниципальных учреждений по оказанию помощи бездомным должна вестись в двух направлениях: – социальная поддержка бездомных; – ресоциализация (социальная реабилитация) – возвращение бездомных к обычной жизни.
3. В городе должна существовать система предоставления социальных общежитий для бездомных и неимущих граждан, а также для людей, прошедших курс реабилитации в реабилитационных центрах за пределами города.
4. Следует выработать системный подход предоставления занятости для людей, прошедших курс реабилитации в реабилитационных центрах за пределами города.
5. Организация строительства социального жилья и развитие некоммерческого строительства.
6. Организация строительства социальных приютов для данной категории граждан.
7. Следует активно использовать все каналы для информирования нуждающихся о возможностях в предоставлении помощи и временного убежища, а также для формирования адекватного понимания обществом проблемы бездомности и гуманного отношения людей к своим бездомным согражданам.
Отсутствие учета реального гендерного состава бездомных
В условиях отсутствия в России общегосударственного статистического учета лиц без определенного места жительства, неудивительно, что гендерному аспекту этой проблемы так же не уделяется должного внимания. Так, обращаясь к базовым нормативным документам, касающимся помощи бездомным, а именно организации Домов ночного пребывания, никакого упоминания о гендерной дифференциации бездомных мы не находим. Например, в соответствие с Постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации «О домах ночного пребывания» основной задачей Домов ночного пребывания является: «предоставление ночлега лицам без определенного места жительства и занятий, в первую очередь из числа престарелых и инвалидов» [Министерство социальной защиты населения Российской Федерации. Приказ от 25 января 1994г. №10, раздел «Задачи и функции Дома ночного пребывания». П.2.1.]. Как видим, документ этот дифференцирует лиц без определенного места жительства исключительно по возрасту и состоянию здоровья, при этом никаким образом не учитываются отличия клиентов этих заведений по гендерному признаку.
Далее. В Постановлении Правительства Российской Федерации «Об утверждении примерного положения об учреждении социальной помощи для лиц без определенного места жительства» мы находим аналогичное упоминание о том, что одной из основных задач Домов ночного пребывания является: «...предоставление временного места пребывания или ночлега лицам, оказавшимся без определенного места жительства и занятий, в первую очередь лицам пожилого возраста и инвалидам» [Правительство Российской Федерации. Постановление от 8 июня 1996г. №670 «Об утверждении примерного положения об учреждении социальной помощи для лиц без определенного места жительства». П.2.].
Таким образом, отсутствие гендерной дифференциации бездомных заложена уже в самих нормативных актах РФ. Соответственно, администрации субъектов РФ, в ведение которых находятся вопросы создания ДНП, зачастую даже не рассматривают создание в этих Домах женских мест.
Регистрация по месту жительства формально носит исключительно уведомительный характер и, как указано в статье 3 закона «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан. Однако на практике отсутствие регистрации значительно затрудняет, а иногда и делает полностью невозможным полноценное пользование правами, исключая граждан без регистрации из жизни общества. Права людей прикреплены не к ним, а к месту их официального проживания.
Российская паспортно-регистрационная система увязывает права людей с наличием у них отметки о регистрации по месту жительства, проставляемой в гражданском паспорте. Получение регистрации возможно только при наличии паспорта и прав на жилое помещение, что в условиях сниженной доступности жилья для большинства российского населения существенно ограничивает свободу передвижения на территории РФ. Люди без регистрации оказываются исключены из правового поля и на практике подвергаются постоянной дискриминации. На этих людей фактически не распространяются права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, а также государственные гарантии в социальной и экономической сферах. Их не видит законодатель при разработке законов, их не видят органы власти при разработке целевых социальных программ для различных групп населения (молодежи, инвалидов и др.).
Регистрация выполняет функцию «внутренней визы», дающей разрешение на проживание и работу в определенном регионе страны. Граждане России не имеют единого правового статуса, он зависит от того, проживают ли они по месту формальной регистрации либо нет. Перемена места жительства без крайне непростой смены регистрации ведет к утрате гражданами значительной части их прав. В результате, значительная часть трудоспособного населения страны, которая трудится и проживает не по месту регистрации, имеет полулегальный статус.
Социальная работа с мигрантами и беженцами: правовые аспекты, причины, социальная сущность.
Миграция — это перемещение людей по различным причинам через границы тех или иных территориальных образований в целях постоянного или временного изменения места жительства. Такое перемещение может осуществляться в пределах одной страны (внутренняя миграция) или из одной страны в другую (международная миграция). В основе миграционных процессов лежат причины экономического, политического, социального, национального, религиозного и другого порядка. Миграционные процессы могут носить естественный и вынужденный характер.
Правовой аспект реинтеграции мигрантов затрагивает объективные и субъективные моменты. Первые — это обеспечение правовой нормативной базы финансирования, материального снабжения, организации, подготовки штатов социальных работников, а также обеспечения жизнедеятельности мигрантов, создания необходимой инфраструктуры. Вторые— это поддержание правового достоинства человека, попадающего в трудные маргинализирующие, дезинтегрирующие обстоятельства и пытающегося реинтегрироваться в новом сообществе. Перечислим некоторые из правовых нормативных актов, способствующих реинтеграции мигрантов.
Прежде всего, это Законы Российской Федерации «О беженцах» от 19.02.93 г. (в редакции 28.06.97 г.), «О гражданстве Российской Федерации», Федеральный закон «О переселении граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», Федеральные миграционные программы на 1994—1997 гг. и на 1998—2000 гг., постановления Правительства «О мерах по развитию социальной помощи для лиц, оказавшихся в экстремальных условиях без определенного места жительства и занятий» от 05.11.95 г., «О трудовой занятости населения на Северном Кавказе» от 22.02.2000 г. .
Перечисленные выше правовые нормативные акты— свидетельство усилий по реализации некоторого объема социальных прав человека, обозначенных во Всеобщей Декларации прав человека (1948г.), в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), документах Всемирной конференции по правам человека (июнь 1993 г.), Конференции ООН о статусе беженца (1971 г.), Всемирного форума по социальному развитию в Копенгагене (1995 г.).
Человеческое достоинство мигранта — это понимание самоценности человека, неотъемлемости его прав на достойные условия жизни. В юридическом отношении речь идет о правоохранительных средствах для осуществления условий, поддерживающих личное достоинство мигранта. Вынужденная миграция ставит человека в униженное положение, повергает в состояние нужды и бесправия. Это необходимо учитывать при проведении социальной работы.
Социальному работнику часто приходится выступать и как юрисконсульту мигрантов. Это очень серьезная и ответственная часть социальной работы.
Вступление России в Совет Европы «повышает планку» требований к последовательному осуществлению социальных прав. В Совете Европы очень сильны позиции сторонников доктрины не только универсальности прав, но и их неразделимости. Гражданские, политические, экономические, социальные и культурные права образуют единое целое, т. е. человек может быть свободен только тогда, когда он защищен и от репрессий, и от нищеты. В отношении мигрантов, особенно для вынужденных переселенцев и беженцев, такие формулы неделимости прав и базового значения социальных прав как нельзя более актуальны. Для них важна не только и не столько свобода передвижения и выбора места жительства, сколько государственно-правовая защищенность, расселение в случае вынужденного перемещения, реинтеграция и адаптация, для чего необходима реализация права на социальное обслуживание, трудоустройство, образование детей, медицинскую, психологическую, правовую помощь.