Файл: Лазарева. Основные направления социальной политики государства.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.10.2024
Просмотров: 284
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Основные направления социальной политики государства.
3. Государственно-правовые основы социальной работы.
5. Становление и развитие системы общественного призрения
6. Социальная работа в послереволюционный и советские периоды.
7. Медико-социальные основы социальной работы.
8. Технологии социальной работы: понятие, классификация, специфика.
10. Социальное консультирование.
16. Технологии разрешения конфликтов.
18. Технология социальной работы с семьей
19. Инвалидность как социальная проблема: трудоустройство и быт инвалидов, инвалидность и ее виды.
20. Правовые основы социальной защиты инвалидов.
24. Социальная работа с молодежью
Глава I. Теоретические основы социальной работы с молодежью
1.2. Принципы и методы социальной работы с молодежью
24. Социальные проблемы детства.
25. Социальная защита детства.
Стандарты социальной защиты детства
Опека и попечительство как формы защиты детства
Социальная защита детей в сфере образования
Объекты и субъекты социальной защиты детства
Правовая база социальной защиты детства
Материально-экономическая база защиты детства
Социальная помощь лицам без определенного места жительства и занятий
Порядок и условия социального обслуживания лиц без определенного места жительства и занятий.
Порядок и условия оплаты предоставленных услуг.
27. Проблема бездомности и пути её решения.
30. Профессиональный портрет социального работника
10. Социальное консультирование.
Социальное консультирование - взаимодействие между двумя и несколькими людьми, в ходе которого специальные знания консультанта используются для оказания помощи клиенту в решении текущих проблем или при подготовке перспективных социальных программ. Распространены два типа С.К.: консультирование, даваемое другим специалистам, и консультирование других социальных служб по вопросам разработки программ.
В первом случае социальный работник помогает другим специалистам, работающим непосредственно с клиентами. Разновидностью данного типа С.К. является консультирование по определенному случаю здесь упор делается на конкретном клиенте, будь то человек, семья, группа или община: консультант оказывает помощь другим специалистам в оказании непосредственных услуг клиентам. Во втором программное консультирование обычно включает работу с административным персоналом: даются разъяснения процедур программ, направленных на улучшение обслуживания населения.
В настоящее время в теории и практике социальной работы существуют два основных взаимодополняющих друг друга подхода к определению сущности консультирования (23.С.135136).
1.Функциональный, при нём консультирование понимается как метод, обеспечивающий клиента практическими советами и помощью, как любая форма оказания клиенту помощи в отношении содержания, процесса или структуры решаемой задачи, когда сам консультант не отвечает за её решение, но помогает тем, кто несёт такую ответственность. направление лечащим врачом пациента к узкому специалисту для получения дополнительной информации о состоянии его здоровья, это рассматривать как пример подобного консультирования. При таком подходе консультант выступает как помощник в решении какойлибо задачи или проблемы.
2.Профессиональный, при нём консультирование рассматривается как особая профессиональная служба, оказывающая услуги гражданам и организациям с помощью специально обученных и квалифицированных лиц, помогающим выявить социальные проблемы клиента, проанализировать их, дать рекомендации по их решению и содействовать, при необходимости, выполнению принятых решений и полученных рекомендаций.
Реализация процесса социального консультирования на практике требует дифференцированного подхода к этому виду деятельности, что проявляется в существовании различных его видов. Как любое социальное явление, социальное консультирование можно классифицировать по разным основаниям. Рассмотрим подробнее некоторые из них.
По объекту воздействия выделяют индивидуальное консультирование, предполагающее работу с отдельным человеком, и групповое консультирование, когда объектом воздействия специалиста является собой какаялибо группа или коллектив. Следует иметь в виду, что объектом социального консультирования может быть только малая социальная группа – семья, студенческая группа и т.п.
Более широкий спектр разновидностей социального консультирования, можно выделить по такому основанию как характер и содержание обсуждаемых и решаемых с клиентом проблем. Многообразие проблем и сложностей, с которыми сталкивается на протяжении своей жизни каждый человек, приводит к существованию таких видов консультирования как медикосоциальное, социальнопедагогическое, социальнопсихологическое, социальноправовое, управленческое и другие. Эти виды социального консультирования хорошо знакомы каждому человеку, который хоть раз обращался за помощью в решении различных проблем к соответствующему специалисту – врачу, медику, юристу, чиновнику и т.п.
Ещё одним основанием для выделения видов социального консультирования является целевая установка клиента, т.е. цели, которые он преследует, обратившись за помощью к консультанту. В этом случае можно говорить о существовании более сложных видов рассматриваемой деятельности.
1.Рефлексивное консультирование, т.е. совместное с клиентом осмысление какойлибо жизненной ситуации, её анализ, поиск приоритетов, возможностей изменения и развития. Процесс консультирования в этом случае превращается в совместное размышление, а основная задача и функция консультанта – выслушать клиента и понять причины его затруднений и сложностей. Работа психоаналитика или психотерапевта часто осуществляется именно в такой форме (30.С.224).
2.Проектное консультирование, включающее поиск и построение возможной программы (проекта) преобразования сложившейся ситуации, её гармонизации и улучшения. Это консультация – программирование, консультант, соответственно, проектировщик, специалист. Примером такой консультации является консультация адвоката, выстраивающего вместе с клиентом оптимальную тактику поведения на судебном заседании.
3.Технологическое консультирование, предполагающее поиск оптимальной последовательности действий для решения конкретной проблемы или задачи. Это консультация – рекомендация, где консультант – это человек, обладающий необходимыми знаниями и необходимым опытом. Именно такую консультацию получит у педагога родитель, столкнувшийся с необходимостью гармонизации отношений со своим ребёнком.
4.Прогностическое консультирование, представляющее собой построение идеальной модели возможного, вероятного состояния конкретной ситуации при сохранении или отсутствии какихлибо тенденций. Это консультация – предвидение, где консультант – это человек, который способен подняться над ситуацией, и её нынешним состоянием, способный увидеть скрытые в ней возможности развития, как позитивного, так и негативного характера. В таком случае появляется возможность вскрыть имеющиеся у клиента перспективы и выработать на этом основании определённую программу действий (22,23).
11. Социальная адаптация.
Адаптация социальная - процесс приспособления индивида к изменившейся социальной среде. Средством социальной адаптации является принятие индивидом норм и ценностей новой социальной среды (например, к жилищным условиям вследствие болезни или инвалидности, организации, в которую он приходит), сложившихся в ней форм социального взаимодействия ( к примеру, стиля руководства, круга общения) и характерных для нее форм деятельности (способов выполнения профессиональных обязанностей).
Адаптация социальная имеет две формы:
- активную, когда индивид стремится к воздействию на социальную среду с целью ее изменения (т.е. изменения тех норм и ценностей, а также форм социального взаимодействия и деятельности, которые он должен принять),
- пассивную, когда он не стремится к воздействию на нее.
Показателями успешной социальной адаптации являются: высокий социальный статус индивида в новой социальной среде и его психологическая удовлетворенность ею (пример - удовлетворенность условиями работы или ее содержанием).
Показателями низкой социальной адаптации являются перемещение индивида в другую социальную среду (например, в случае миграции или текучести кадров), отклоняющееся поведение, выход на пенсию и др.
Успешность социальной адаптации зависит от характеристик социальной среды (т.е. от того, насколько она сложна и подвержена изменениям), а также от характеристик самого человека. Наиболее значимыми для социальной адаптации социально-демографические характеристики человека являются образование и возраст. Поскольку социальная адаптация нередко ставит перед человеком проблемы, которые он сам не в состоянии решить, она становится объектом социальной помощи и одной из задач социальной работы.
12. Социальная реабилитация
Социальная реабилитация — это совокупность мероприятий, осуществляемых государственными, частными, общественными организациями, направленных на защиту социальных прав граждан. Процесс социальной реабилитации представляет собой процесс взаимодействия личности и общества, которое включает в себя, с одной стороны, способ передачи индивиду социального опыта, способ включения его в систему общественных отношений, с другой стороны, процесс личностных изменений.
К средствам социальной реабилитации можно отнести следующие системы:
- здравоохранения;
- образования;
- профессиональной подготовки и переподготовки;
- средства массовых коммуникаций и массовой информации;
- организации и учреждения психологической поддержки, помощи и коррекции;
- общественные и негосударственные организации, работающие в сфере решения специфических социальных и личностных проблем.
К основным целям социальной реабилитации относятся:
- восстановление социального статуса, социальной позиции субъекта,
- достижение субъектом определённого уровня социальной, материальной и духовной независимости
- повышение уровня социальной адаптации субъекта к новым условиям жизнедеятельности.
В зависимости социальных или личностных проблем людей, которые необходимо решить, применяются следующие основные виды социальной реабилитации:
Социально-медицинская— это восстановление или формирование у человека новых навыков полноценной жизни и помощь по организации быта и ведения домашнего хозяйства, также включает в себя восстановительную и реконструктивную терапию.
Социально-психологическая— это восстановление психического и психологического здоровья субъекта, оптимизации внутригрупповых связей и отношений, выявления потенциальных возможностей личности и организации психологической коррекции, поддержки и помощи.
Социально-педагогическая— это организация и осуществление педагогической помощи при различных нарушениях способности человека к получению образования, определённая работа по созданию адекватных условий, форм и методов обучения, а также, соответствующих методик и программ.
Профессиональная и трудовая— формирование новых или восстановление утраченные человеком трудовых и профессиональных навыков и в
последствии его трудоустройство.
Социально-средовая — восстановление у человека чувства социальной значимости внутри новой для него социальной среды.
Практическое осуществление основных видов социальной реабилитации опирается на ряд основополагающих принципов:
- своевременность и поэтапность социально-реабилитационных мероприятий, предполагающие своевременное выявление проблемы клиента и организацию последовательной деятельности по её разрешению.
- дифференцированность, системность и комплексность, направленные на осуществление социально-реабилитационных мероприятий как единой, целостной системы поддержки и помощи.