ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.10.2024
Просмотров: 611
Скачиваний: 0
83. Монтессори (Montessori) Мария (1870—1952)—итальянский педагог, профес¬сор антропологии и гигиены. Монтессори подвергала резкой критике традицион¬ную школу за муштру и игнорирование естественных запросов ребенка. Начальная школа, по Монтесеори, должна быть лабораторией, дающей возможность изучать психическую жизнь детей. Разработала оригинальную систему сенсорного разви¬тия детей в специальных дошкольных учреждениях и начальной школе. В теоретических работах и практической деятельности проводила идеи свободного воспитания.
84. Берт (Bun) Сирил Лодовик (1883—?)—английский психолог. Разрабатывал вопросы способностей и одаренности, профессиональной ориентации, умственной отсталости, ее причин и путей преодоления, В своих исследованиях основывался исключительно на-методе тестов.
85. Фребель (Frobel) Фридрих (1782—1852)—немецкий педагог, теоретик дошколь¬ного воспитания. В его системе воспитания исходным являлось представление о деятельной природе ребенка—его подвижности, непосредственности, постоянном развитии физических и умственных сил, общительности и любознательности. Пропагандировал создание детских садов; предложил особый дидактический материал, так называемые «дары» фребеля. Учение Фребеля способствовало выделению дошкольной педагогики в отдельную отрасль педагогической науки. Недостаток системы Фребеля—жесткое регламентирование деятельности ребенка,
86. Лай (Laj) Вильгельм Август (1862—1926)—немецкий педагог, представитель экспериментальной педагогики. Основываясь на данных биологии, пытался создать новое направление в педагогике—педагогику действия, которую противопоставлял традиционной педагогике; В основу концепции Лая положено биологическое. понятие реакции—действия, которое применительно к процессу обучения тракту-
358
КОММЕНТАРИИ
, ется как единство восприятия, умственной переработки воспринятого внешнего выражения сложившихся представлений с помощью различных средств (слово, рисунок, эксперимент, труд и т. п.).
87. Леонтьев Алексей Николаевич (1903—1979)—см. т. 1, с. 464: т. 2. с. 483.
88. Рибо (Ribot) Теодюль (1839—1916)—французский психолог, Специалист по патопсихологии и общей психологии. Работал в области психологии чувств, памяти, произвольного внимания и т. д. Рассматривая возникновение произвольно¬го внимания, Рибо отмечал: «Каким образом возникло оно? Оно возникло в силу необходимости, под давлением потребности и рядом с успехами умственного развития. Это усовершенствованный аппарат, продукт цивилизации. Прогресс в области умственного развития заставил человека перейти от господства непроиз¬вольного внимания к господству внимания произвольного» (Психология внимания. СПб. 1897, с. 33).
89. Рассматривая развитие внимания, Э. Титченер прослеживает условия возник¬новения его высших форм и взаимосвязи между ними. «Внимание в своем популярном значении имеет две формы. Оно может быть пассивным и непроиз¬вольным или же оно может быть активным и произвольным.
Первичное внимание, однако, представляет известную стадию развития, именно самую раннюю стадию-развития внимания. Поэтому его недостаточно рассмотреть только со стороны определяющих физиологических факторов; мы должны рассмотреть его также с биологической точки зрения... Но что можно сказать о новизне, внезапности и движении? Возбудители этого рода имеют особенное биологическое значение: ведь новое, внезапное и двигающееся, вероятно, являют¬ся источниками опасности, и живое существо, которое не обращало бы на них внимания, скоро должно было бы погибнуть.
Но есть много случаев, когда впечатление не только не привлекает и не удерживает нашего внимания, а наоборот: кажется, что мы удерживаем свое внимание на .впечатлении своим собственным усилием. Геометрическая задача не производит на нас такого сильного впечатления, как удар грома... Внимание к таким предметам называется обыкновенно активным, или произвольным, внимани¬ем; мы же будем называть его вторичным вниманием...
Однако есть еще и третья стадия развития внимания, и она состоит не в чем ином, как в возвращении к первой стадии. Когда мы решаем нашу геометрическую задачу, мы постепенно заинтересовываемся ею и совершенно отдаемся ей; и и скором времени проблема приобретает такую же власть над нашим сознанием, какую имел удар грома в момент его появления в сознании» (Учебник психологии. М, Ч. I, 1914, с. 226—230).
90. Мейман (Meuman) Эрнст (1862—1915)—см. т. 1, с. 464; т. 2, с. 485.
91. Бергсон (Bergson) Анри (1859—1941)—см. т. 2, с. 485.
' 92. Рубин (Rubin) Э. (1850—1934)—немецкий психолог, один из учеников Г. Мюл¬лера. Впервые описал психологический феномен «фигуры и фона» (1915), исследо¬ванный подробно в гештальтпсихологии.
93. Мюллер (Muller), Георг Элиас (1850—1934)—см. т. 1, с. 462; т. 2, с. 486.
94. Ухтомский Алексей Алексеевич (1875—1942)—см. т. 1, с. 462.
95. Имеется в виду книга А. Бергсона «Материя и память» (1889).
96. Бэн (Bain) Александр (1818—1903)—английский философ, психолог, педагог. Один из крупнейших представителей ассоцианизма в психологии XIX в. Считал явления сознания подчиненными психологическим законам ассоциации, в то же время стремился связать их с телесными процессами, исследуя рефлексы, навыки, инстинкты, двигательную активность организма. Новые формы последней, по Бэну, возникают в результате отбора полезных движений на основе механизма Проб и ошибок. Отстаивая нераздельность психического и физиологического, Бэн вместе с тем отрицал причинную связь между ними и стоял на позициях психофизического параллелизма.
97. Анализируемые Л. С. Выготским экспериментальные материалы, представляют результаты работы, выполненной А. Н. Леонтьевым в 1928—1930 гг. в психологи¬ческой лабораторий Академии коммунистического воспитания им. Н. К. Круп¬ской. Формулируя рассматриваемый Выготским закон развития, получивший в Дальнейшем название параллелограмма развития памяти, Леонтьев отмечал: «Та¬ким образом, общая динамика этих двух линий развития может быть наиболее просто выражена в графической форме параллелограмма, одна пара противопо-
359
КОММЕНТАРИИ
ложных углов которого образуется сближением показателей в их верхнем и нижнем пределах, а два других угла, соединенные более короткой диагональю, соответствуют моменту наибольшего их расхождения. В дальнейшем мы и будем кратко обозначать эту закономерность развития запоминания условным термином «параллелограмм развития»... Принцип параллелограмма развития и представляет собой не что иное, как выражение того общего закона, что развитие высших человеческих форм памяти идет через развитие запоминания с помощью внешних стимулов-знаков» (Проблемы развития психики. М., 1959, с. 351—353).
98. Спиноза (Spinosa d'Espinosa) Бенедикт (1633—1677)—см. т. 1, с. 464.
99. Иенш (Jaensch) Эрик (1883—1940)—см. т. 1, с. 464.
100. Бэкон (Весоп) Френсис (1561—1626)—см. т. 2, с. 483.
101. Спиритуализм—объективно-идеалистическое философское воззрение, рас¬сматривающее дух в качестве первоосновы Действительности, как особую бесте¬лесную субстанцию, существующую вне материи и независимо от нее.
102. Рамон-и-Кахаль (Ramon-y-Kajal) Сантьяго (1852—1934)—испанский гисто¬лог. Своими исследованиями обосновал нейронную теорию строения нервной системы. Автор классических работ о строении сетчатки глаза, спинного мозга, мозжечка. Разработал ряд специальных гистологических методик. lOS.'Heupam (Neurat) Ommo (1882—1945)—австрийский философ, социолог, экономист. Философские и социологические взгляды Нейрата эклектически соеди¬няют тенденции стихийного, естественнонаучного материализма со взглядами логического позитивизма. Видя в установлении единства знаний важнейшую задачу философии науки, полагал, что его можно достичь с помощью «унифициро¬ванного языка науки»; основное внимание уделил переводу на такой «язык» высказываний по психологии и социологии.
104. Блейлер (Bleuler) Эйген (1857—1939)—см. т. 1, с. 464; т. 2, с. 482.
105. Шеррингтон (Sherrington) Чарлз Скотт (1859—1952)—английский физи¬олог. Основные труды по физиологии центральной нервной системы. Особое значение имеют работы по изучению законов рефлекторной деятельности спинно¬го мозга. Работы Шеррингтона обогатили физиологию новыми данными о соотношении процессов возбуждения и торможения, о природе мышечного тонуса и его нарушениях. Сформулировал принцип конвергенции возбуждений и принцип «воронки».
106. Каи (Katz) Давид (1884—1953)—западноевропейский психолог. Разрабатывал широкий круг вопросов теоретической, экспериментальной, сравнительной, генети¬ческой, социальной психологии. Значительное внимание уделял вопросам детской психологии. В интерпретации ряда вопросов был близок к гештальтпсихологии, но не считал возможным подводить под понятие гештальта все проявления психики, в Частности связанные с формированием личности.
107. Дриш (Drisch) Ганс (1867—1941)—см. т. 1, с. 468.
108. Имеется в виду книга Ж. Пиаже «Речь и мышление ребенка» (М.; Л., 1932).
109. Фихте (Fichte) Иоганн Готлиб (1762—1814)—немецкий философ и обще¬ственный деятель, представитель немецкого классического идеализма.
К вопросу о многоязычии в детском возрасте
1. Статья «К вопросу о многоязычии в детском возрасте» написана -в 1928 г. Впервые опубликована в 1935 г. в кн.: Л. С. Выготский. Умственное развитие детей в процессе обучения. М.;. Л., 1935. Печатается по тексту первой публикации с сокращениями, обозначенными <...>.
КОММЕНТАРИИ
История развития высших психических функций
Монография написана в 1931 г. Первые иять глав опубликованы в кн.:
Выготский Л. С. Развитие высших психических функций (М., 1960). Главы
Шестая—'Пятнадцатая публикуются впервые. В комментариях к изданию 1960 г.
ошибочно указано, что эти главы не были написаны.
Эмпирическая психология—см. т. 1, с. 460.
Бихевиоризм—си. т. 1, с. 460; т. 2, с. .489.
4. Рефлексология—см. т. 1, с. 459; т. 2, с. 487.
5. Дарвин (Darvm) Чарлз (1809—1882) —см. т. 1, с. 462.
6: Объяснительная, или каузальная, психология—направление в психологии,
которое стремилось найти физиологические причины психических явлений. В
широком смысле предполагает выявление детерминации—причин и природы
Психики.
Под понимающей, или описательной, психологией автор имеет в виду идеали¬
стическое направление в немецкой психологии, представленное в работах В. Диль-
Тея, Э. Шпрангера и противопоставлявшее себя естественнонаучной «объясня¬
ющей психологии». См. также т. 1, с. 465.
Психология духа—идеалистическое направление в западноевропейской психоло¬
гии, которое не связывало психическое с материальными физиологическими
процессами.
Дилыпей (Diltey) Вильгельм (1833—1911)~см. т. 1, с. 465.
Мюнстерберг (Munsterberg) Гуго (1863 —1916) —см. т. 1, с. 463; т. 2, с. 490.
Гуссерль (Husserl) Эдмунд (1859—1938) —см. т. 1, с. 463; т. 2, с. 484.
Естественнонаучное детерминистическое мышление. Здесь имеются в виду
такие подходы к исследованию психического, в которых делались попытки
раскрыть естественнонаучные обоснования психических процессов и явлений. К
ним относятся психофизиологические направления, раскрывавшие, например,
связь сенсорных процессов с анатомическим строением и физиологией органов
чувств и нервной системы.
Структурная теория психического развития. Имеются в виду прежде всего
Гештальтистские подходы к анализу психического развития, в том числе книга
К. КоффкИ «Основы психического развития» (Grundlagen der psychische
Entwicklung. Berlin, 1925).
Выготский имеет в виду распространенную во время написания его книги
идеалистическую концепцию Файнингера, известную под названием «Psychologic der
«als ob».
Имеются в виду все основные направления общей и детской психологии—
бихевиоризм, гештальтпсихология, психоанализ.
.Психоаналитическая теория (психоанализ) — см. т. 1, с. 462; т. 2, с. 482.
Имеется в виду В.Дильтей.
Шпрангер (Spranger) Эдуард (1882—1963)—немецкий философ-идеалист, пси-
Холог, педагог. В основном философском сочинении «Формы жизни» (1914)
развивал идеи целостной («структурной») психологии, которую он противополагал
естественнонаучной «психологии элементов». Автор работ по теории и истории
педагогики, «Психологии юношеского возраста» (1924; русский перевод см. в сб.:
Педология юности, 1931) и др.
Фрейд (Freud) Зигмунд (1856—1939)—см. т. 1, с. 462.
Вероятно, имеется в Виду один из первых исследователей первобытного
мышления Л. Леви-Брюль.
Ассоциативная психология—см. т. 2, с. 481.
354
КОММЕНТАРИИ
Вероятно, имеется в виду Л. Леви-Брюль,
Бюлер .(Biihler) Карл (1879—1963) —см. т. 1, с, 465; т. 2, с, 484.
Кречмер (Kretschmer) Эрнст (1888—1964) —см. т, 2, с. 486,
Вундт (Wundt) Вильгельм (1832—1920)-—см. т. 1, с. 461; т. 2, с. 484.
Брайль (Braille) Луи (1809—1852) —французский тифлопедагог, изобретатель