Файл: БАКАЛАВРИАТ семейное право 2012.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2024

Просмотров: 390

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Учебно-методический комплекс

I. Программа модуля «Семейное право»

1. Пояснительная записка Основные цели и задачи курса.

1 Уровень сложности:

2 Уровень сложности:

3 Уровень сложности:

Технологическая карта образовательного процесса

2. Объем модуля и виды учебной работы

3. Содержание модуля/ дисциплины

3.1. Разделы модуля/ дисциплины и виды занятий

3.2. Содержание разделов ом/ уд

4. Календарно-тематический план

5. Организация самостоятельной работы студентов

6. Тематика рефератов Ключ к выбору тем рефератов

7. Тематика курсовых проектов (работ)

8. Тематика вкр

9. Учебно-методическое и информационное обеспечение модуля/ дисциплины Нормативные акты

10. Материально-техническое обеспечение ом/уд

II. Методическое обеспечение модуля методические рекомендации по организации изучения дисциплины для преподавателей

Методические рекомендации по организации изучения дисциплины для студентов

Методические указания по написанию письменных работ (рефератов, контрольных работ)

Тема реферата выбирается слушателем самостоятельно из предлагаемого перечня.

III. Дидактический материал:

Тема 1. Предмет, метод и система семейного права.

Тема 2.Семейные правоотношения.

1.Сроки в семейном праве.

Тема 3. Правовое регулирование заключения брака.

Тема 4. Прекращение брака.

Тема 5. Права и обязанности супругов.

Тема 6. Имущественные правоотношения между супругами.

Тема 7. Права и обязанности родителей и детей.

Тема 8. Алиментные обязательства членов семьи.

Тема 9. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.

Тема 10. Применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства.

Методы и формы организации и проведения занятий. Используемые технологии

Вопросы для самодиагностики студентов

Содержание и формы контроля качества знаний студентов Примерный перечень вопросов к зачету

Тестовые задания

11. Право требовать предоставления алиментов в судебном порядке от бывшего супруга, обладающего необходимыми для этого средствами имеют:

16. Разница в возрасте между усыновителем, не состоящим в браке, и усыновленным ребенком должна быть не менее:

23. Раскройте понятие свойства.

24. Брак признается недействительным:

25. Семейный кодекс введен в действие:

Ключ к тесту «Семейное право»

Глоссарий

Задача 8.

В.Е. Ефремова обратилась в суд с иском к В.И. Ефремову о расторжении брака и взыскании алиментов на содержание ребенка. Кроме того, Ефремова просила суд взыскать с ответчика средства на ее содержание в размере 1/6 части заработка Ефремова до достижения ребенком возраста трех лет. Соглашение об уплате алиментов между сторонами не достигнуто.

Какое решение должен вынести суд по иску Ефремовой?

Задача 9.

Лиханская обратилась в суд с иском о взыскании средств на содержание двоих детей с Лиханского, являющегося дедом детей.

В исковом заявлении истица указывала, что отец детей скрывается от уплаты алиментов, и несмотря на розыск, место жительства до настоящего времени не установлено.

В обосновании иска Лиханская указала, что сама она получает пенсию и не может на нее содержать детей, тогда как дед работает и получает 460 тыс. руб. в месяц.

Может ли быть удовлетворен иск Лиханской?

Задача 10.

С.А. Маркин предъявил иск к Т.М. Маркиной (бывшая жена) о снижении размера алиментов, указав, что решением суда с него взыскивается на содержание жены по 2500 руб. в месяц, но в настоящее время его материальное положение ухудшилось в связи с выходом на пенсию по возрасту. Одновременно Маркин просил учесть суд, что ответчица имеет взрослого сына, который обязан оказывать материальную помощь своей матери.

Правомерно ли требование Маркина о снижении размера алиментов? Обязан ли сын оказывать материальную помощь матери?

Занятие 7. ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

План:

  1. Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей.

  2. Усыновление (удочерение) детей:

а) понятие, условия и порядок усыновления. Лица, имеющие право быть усыновителями;

б) правовые последствия усыновления ребенка. Тайна усыновления ребенка и ее обеспечения;

в) отмена усыновления: основания, порядок, правовые последствия.

  1. Опека и попечительство над детьми:

а) основания и порядок установления опеки и попечительства над детьми;

б) права детей, находящихся под опекой (попечительством);

в) права и обязанности опекуна (попечителя) ребенка;


г) опека и попечительство над детьми, находящимися в воспитательных, лечебных учреждениях и учреждениях социальной защиты населения;

д) права детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в воспитательных, лечебных учреждениях и учреждениях социальной защиты населения;

е) прекращение опеки и попечительства над детьми.

  1. Приемная семья:

а) понятие и порядок образования приемной семьи. Содержание договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью;

б) права и обязанности приемных родителей;

в) права ребенка (детей), переданного на воспитание в приемную семью;

г) материальное обеспечение приемной семьи;

д) расторжение договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью.

Контрольные вопросы:

  1. Перечислите основания признания детей оставшимися без попечения родителей (при ответе используйте положения СК РФ и Федерального закона “О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”).

  2. Раскройте общие принципы, содержание и меры государственной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определенные СК и иным федеральным законодательством.

  3. На кого возлагается защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей?

  4. Расскажите о порядке выявления и учета детей, оставшихся без попечения родителей. В какие сроки орган опеки и попечительства обязан обеспечить устройство ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью? Каков порядок формирования и пользования государственным банком данных о детях, оставшихся без попечения родителей?

  5. Назовите основные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Какие обстоятельства должны учитываться при устройстве ребенка?

  6. Каким формам устройства детей, лишившихся родительского попечения, отдает приоритет СК?

  7. Могут ли законами субъектов РФ предусматриваться дополнительные по сравнению с СК формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей?

  8. Какие меры после принятия заявления об установлении усыновления ребенка должен принять судья для подготовки дела к судебному разбирательству?

  9. Назовите лиц, согласие которых требуется для усыновления ребенка.

  10. В какой форме должно быть выражено согласие родителей на усыновление ребенка?

  11. Чье согласие помимо согласия самих родителей необходимо еще при усыновлении ребенка несовершеннолетних родителей, не достигших возраста шестнадцати лет?

  12. Вправе ли родители дать согласие на усыновление ребенка конкретным лицом?

  13. Требуется ли согласие на усыновление детей их опекунов (попечителей), приемных родителей, руководителей воспитательных учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей? Если да, то в какой форме?

  14. Каковы особенности усыновления ребенка, являющегося гражданином РФ, при усыновлении его на территории РФ иностранными гражданами и лицами без гражданства?

  15. Возможна ли отмена усыновления? Если да, то в каком порядке и при наличии каких оснований?

  16. С чьим обязательным участием рассматриваются судом дела об отмене усыновления ребенка?

  17. В силу каких оснований возможно прекращение опеки и попечительства?

  18. Какие дети могут быть переданы на воспитание в приемную семью? На какой срок может быть заключен договор о передаче ребенка (детей) в приемную семью.

  19. Какие льготы предоставляются приемной семье? Кем они устанавливаются?

  20. Возможно ли досрочное расторжение договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью? Если да, то по каким основания и по чьей инициативе?

  21. Каким органом осуществляется контроль за выполнением приемными родителями обязанностей по содержании., воспитанию и образованию ребенка (детей)? Каковы формы такого контроля?


Задачи:

Задача 1.

После смерти родителей несовершеннолетнего Олега Дубовикова его родственниками обсуждался вопрос о дальнейшем воспитании мальчика. При этом большинством родственников было высказано мнение, что самым приемлемым будет усыновление его дядей С.Я. Волчковым (родным братом матери мальчика), как наиболее близким родственником. Однако Волчков пояснил родственникам, что не может усыновить ребенка, так как против этого возражает его жена, а он не решается пойти с ней на конфликт. Тогда бабушка мальчика - Н.А. Дубовикова (мать отца), посчитав доводы Волчкова неубедительными, сама подала в суд заявление об усыновлении Олега Дубовикова Волчковым.

Правомерно ли поступила Дубовикова? Примет ли суд ее заявление к рассмотрению? Расскажите об установленных СК условиях усыновления ребенка.

Задача 2.

При рассмотрении районным судом дела об усыновлении выяснилась неявка в суд по уважительным причинам работников районной прокуратуры. Это было связано с тем, что прокурор находился в отпуске, его заместитель убыл на совещание в областную прокуратуру, а помощник прокурора находился на осмотре места происшествия. В этой связи представителем органа опеки и попечительства было заявлено ходатайство привлечь к участию в деле находящегося на рабочем месте следователя прокуратуры, который по данному поводу возражений не высказал.

Какое решение должен принять судья по ходатайству представителя органа опеки и попечительства? С чьим обязательным участием должны рассматриваться дела об установлении усыновления ребенка?

Задача 3.

10 апреля 2008г. вступило в законную силу решение суда об усыновлении гражданином И.И. Пучковым несовершеннолетнего Андрея Манова. В этой связи пучков попросил выдать ему копию решения суда для государственной регистрации усыновления ребенка. Однако судья отказал ему в этой просьбе, разъяснив, что в связи с большой загруженностью по согласованию. С председателем суда решения оформляются в течение месяца после их вынесения. Кроме того, копия решения суда об усыновлении не может выдаваться на руки усыновителям, так как должна направляться после оформления в орган загса, куда и следует обратиться Пучкову.

Что вы можете пояснить по поводу данного судьей разъяснения? Каков порядок и сроки направления решения суда об усыновлении в орган загса? Расскажите об особенностях государственной регистрации усыновления ребенка.


Задача 4.

В суд поступило заявление от супругов Зайцевых об усыновлении малолетней Тани Букиной, оставшейся без попечения родителей. При изучении личности граждан Зайцевых судьей было установлено, что шесть лет назад они отстранялись от обязанностей попечителей своего племянника за ненадлежащее выполнение возложенных на них законом обязанностей. Объясняя данный факт, Зайцевы пояснили, что у них не сложились отношения с племянником вследствие его вздорного поведения. Поэтому у них происходили ссоры, возникла конфликтная ситуация, в результате чего они были отстранены от обязанностей попечителей. Виновным в этом Зайцевы считали только племянника, считая себя образцовыми воспитателями. Однако судья отказал в удовлетворении их заявления об усыновлении, сославшись на то, что ранее Зайцевы дискредитировали себя как воспитатели, а потому не могут стать усыновителями.

Какие требования предъявляет закон к личности усыновителей? Назовите лиц, не имеющих права быть усыновителями. Правомерен ли отказ суда супругам Зайцевым в удовлетворении из заявления об усыновлении Букиной Тани?

Задача 5.

Супруги Грачевы обратились в орган местного самоуправления с заявлением о передаче им на воспитание десятилетнего Сережи, содержащегося в детском доме после смерти родителей. Супругам было заявлено, что им проще оформить опекунство, так как приемные родители по отношению к принятому на воспитание ребенку обладают теми же правами и обязанностями, что и опекун.

Чем отличаются указанные формы воспитания детей оставшихся без попечения родителей? Каковы порядок образования приемной семьи и содержание договора о передаче ребенка на воспитание в семью?

Задача 6.

В результате несчастного случая погибли родители Кости и Саши Ивановых. Возраст братьев соответственно 18 лет и 3 года. Старший брат обратился в орган опеки и попечительства с просьбой назначить его опекуном Саши.

Может ли быть Костя Иванов опекуном? Какими правами наделяются опекун и ребенок, находящийся под опекой?

Задача 7.

Одинокая Северова, до своего совершеннолетия воспитывавшаяся в детском доме, решила усыновить ребенка, от которого в роддоме отказалась его мать. Суд, рассмотрев заявление Северовой, отказал ей в усыновлении, мотивируя тем, что в условиях неполной семьи не будут защищены права и интересы ребенка.


Правомерно ли решение суда?

Каков порядок усыновления ребенка? Каковы правовые последствия усыновления?

Задача 8

Через три года после смерти жены гражданин Калинин, имеющий ребенка в возрасте 13 лет, женился на двадцатипятилетней гражданке Марьиной, которая при заключении брака приняла фамилию мужа. Между мачехой и пасынком сложились хорошие отношения, было достигнуто полное взаимопонимание. Исходя из этого спустя год после государственной регистрации заключения брака Калинина решила усыновить ребенка своего мужа. Однако инспектор департамента образования, куда Калинины обратились за советом, заявила, что усыновление невозможно, поскольку законом запрещается усыновление, если разница в возрасте между усыновителем и усыновленным менее 16 лет.

Что вы можете пояснить по поводу данного разъяснения? Установлены ли СК какие-либо требования к разнице в возрасте между усыновителем и усыновляемым ребенком при усыновлении ребенка мачехой (отчимом)?

Задача 9.

З.В. Кольцова после смерти родной сестры взяла к себе ее двухлетнюю дочь Таню. Отец девочки не возражал против этого. Когда Тане исполнилось пять лет, Кольцова обратилась в Московский комитет образования за советом. Она очень привязалась к девочке, и та зовет ее мамой. Отец Тани за все это время никакого внимания дочери не уделял, материально не помогал, уехал в другой город и женился. У Кольцовой есть муж, с которым она состоит в зарегистрированном браке, но совместно они не проживают уже более четырех лет. Кольцова спрашивала, сможет ли она удочерить девочку без согласия с мужем, что для этого необходимо, кто этот вопрос должен решать?

Какой ответ вы бы могли дать Кольцовой?

Задача 10.

Г.Я. Железнов по просьбе своей жены Томиной усыновил ее пятилетнего сына, рожденного ею от первого брака с Б.В. Васильевым. В дальнейшем отношения между Железновым и Томиной испортились. Она вместе с сыном юрой ушла к Васильеву и возобновила с ним семейную жизнь. Вскоре Томина предъявила иск к Железнову о взыскании алиментов на содержание юры. Суд, исходя из того, что Железнов является усыновителем ребенка, взыскал с него алименты, однако Железнов предъявил иск об отмене усыновления, так как он фактически лишен возможности принимать участие в воспитании ребенка.

Подлежит ли удовлетворению иск Железнова об отмене усыновления ребенка?