Файл: БАКАЛАВРИАТ семейное право 2012.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2024

Просмотров: 409

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Учебно-методический комплекс

I. Программа модуля «Семейное право»

1. Пояснительная записка Основные цели и задачи курса.

1 Уровень сложности:

2 Уровень сложности:

3 Уровень сложности:

Технологическая карта образовательного процесса

2. Объем модуля и виды учебной работы

3. Содержание модуля/ дисциплины

3.1. Разделы модуля/ дисциплины и виды занятий

3.2. Содержание разделов ом/ уд

4. Календарно-тематический план

5. Организация самостоятельной работы студентов

6. Тематика рефератов Ключ к выбору тем рефератов

7. Тематика курсовых проектов (работ)

8. Тематика вкр

9. Учебно-методическое и информационное обеспечение модуля/ дисциплины Нормативные акты

10. Материально-техническое обеспечение ом/уд

II. Методическое обеспечение модуля методические рекомендации по организации изучения дисциплины для преподавателей

Методические рекомендации по организации изучения дисциплины для студентов

Методические указания по написанию письменных работ (рефератов, контрольных работ)

Тема реферата выбирается слушателем самостоятельно из предлагаемого перечня.

III. Дидактический материал:

Тема 1. Предмет, метод и система семейного права.

Тема 2.Семейные правоотношения.

1.Сроки в семейном праве.

Тема 3. Правовое регулирование заключения брака.

Тема 4. Прекращение брака.

Тема 5. Права и обязанности супругов.

Тема 6. Имущественные правоотношения между супругами.

Тема 7. Права и обязанности родителей и детей.

Тема 8. Алиментные обязательства членов семьи.

Тема 9. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.

Тема 10. Применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства.

Методы и формы организации и проведения занятий. Используемые технологии

Вопросы для самодиагностики студентов

Содержание и формы контроля качества знаний студентов Примерный перечень вопросов к зачету

Тестовые задания

11. Право требовать предоставления алиментов в судебном порядке от бывшего супруга, обладающего необходимыми для этого средствами имеют:

16. Разница в возрасте между усыновителем, не состоящим в браке, и усыновленным ребенком должна быть не менее:

23. Раскройте понятие свойства.

24. Брак признается недействительным:

25. Семейный кодекс введен в действие:

Ключ к тесту «Семейное право»

Глоссарий

Поясните, правильное ли решение принял суд?

Задача 12.

Супруги петровы при заключении брачного договора решили отказаться от обязанности по взаимному содержанию в случае расторжения брака, установив, что алиментных обязательств друг перед другом у них не будет независимо от оснований развода. Однако нотариус отказался удовлетворить их брачный договор, заявив, что он не соответствует требованию закона.

Дайте оценку действиям нотариуса. Вправе ли супруги при заключении брачного договора предусматривать отказа от взаимной материальной поддержки в случае расторжения брака?

Задача 13.

Г.С. Поляков неоднократно настаивал на получении женой высшего медицинского образования, обещая ей за это купить бриллиантовые серьги им норковую шубу. Спустя некоторое время Т.И. Полякова согласилась с этим предложением, но попросила заключить брачный договор, предусмотрев в нем покупку ей мужем серег в случае окончания третьего курса медицинского института, а шубы- после получения диплома о высшем образовании.

Основано ли на законе требовании Поляковой? Может ли брачный договор заключаться под отлагательным условием?

Занятие 5. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ

План:

  1. Установление происхождения детей. Добровольное установление отцовства.

  2. Установление отцовства в судебном порядке.

  3. Запись родителей ребенка в книге записей рождений.

  4. Оспаривание отцовства (материнства).

  5. Права несовершеннолетних детей:

а) прав ребенка жить и воспитываться в семье;

б) право ребенка на общение с родителями и другими родственниками;

в) право ребенка выражать свое мнение;

г) право ребенка на имя, отчество и фамилию;

д) право ребенка на защиту;

е) имущественные права ребенка.

  1. Права и обязанности родителей:

а) общая характеристика родительских прав и обязанностей;

б) права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей;

в) прав и обязанности родителей по защите прав и интересов детей;

г) право родителей на защиту родительских прав;

д) осуществление родительских прав родителями, проживающими отдельно от ребенка;


е) осуществление родительских прав несовершеннолетними родителями.

  1. Споры между родителями, связанные с воспитанием детей. Исполнение решений суда по делам, связанные с воспитанием детей.

  2. Лишение родительских прав: основания, порядок, правовые последствия. Восстановление в родительских правах.

  3. Ограничение родительских прав: основания, порядок, правовые последствия. Отмена ограничения родительских прав.

Контрольные вопросы:

    1. Назовите основания возникновения прав и обязанностей родителей и детей?

    2. Каким органом устанавливается происхождение ребенка от определенных родителей?

    3. В какой форме и кем может быть сделано заявление в орган загса о рождении ребенка? В какой срок должно быть сделано заявление о рождении?

    4. Расскажите о порядке установления происхождения ребенка от родителей, состоящих в браке; не стоящих в браке.

    5. В отношении каких детей применяется институт добровольного установления отцовства? Можно ли установить отцовство в отношении совершеннолетних детей?

    6. Когда может быть сделано заявление о добровольном установлении отцовства? Требуется ли согласие матери на установление отцовства?

    7. Назовите правовые последствия добровольного признания отцовства.

    8. В каких случаях суд вправе порядке особого производства установить факт отцовства?

    9. Назовите правовые последствия установления отцовства в судебном и добровольном порядке.

    10. Предусмотрены ли законом какие – либо ограничения медицинского, социального и иного характера в отношении женщин, желающих забеременеть с помощью метода искусственного оплодотворения?

    11. При наличии каких оснований требование лица, записанного отцом ребенка, об оспаривании отцовства не может быть судом удовлетворено?

    12. На какие обстоятельство не вправе ссылаться лица, при оспаривании отцовства или материнства?

    13. Назовите основания (способы) приобретения права собственности несовершеннолетними детьми.

    14. Может ли ребенок самостоятельно распоряжаться принадлежащим ему на праве собственности имуществом?

    15. Какие требования установлены законом в отношении порядка и способов осуществления родителями родительских прав?


16.Какие меры ответственности предусмотрены законом для родителей, осуществляющих родительские права в ущерб правам и интересам детей?

17.Перечислите основания лишения родителей родительских прав. В каком порядке производится лишение родительских прав?

18.Раскройте формы участия органов опеки и попечительства в рассмотрении споров о воспитании детей.

19.Расскажите о порядке исполнения решений суда по делам, связанным с воспитанием детей.

Задачи:

Задача 1.

Не состоящие в зарегистрированном браке Колесникова и Муратов в совместном заявлении в орган загса просили зарегистрировать факт рождения их сына Виктора и записать Муратова его отцом. Заведующий органом загса оказался в затруднительном положении, так как каждый из родителей просил присвоить ребенку свою фамилию и попытки добиться решения спорного вопроса по их взаимному согласию не имели успеха

Какую фамилию в вышеописанной ситуации будет носить сын Колесниковой и Муратова? Какой орган может решить спор между родителями ребенка по этому вопросу?

Задача 2.

Между супругами Токаревыми возник спор по поводу обучения семилетней дочери Ольги. Отец настаивает на поступлении дочери в гимназию с преподаванием ряда предметов на английском языке, мать же категорически возражала против этого, считая, что у Ольги слабое здоровье, а учебная нагрузка в гимназии большая и напряженная. Проживающие вместе с Токаревыми бабушка и дедушка Оли поддержали в споре зятя.

Какой выход предлагает закон при отсутствии согласия между родителями по вопросам, относящимся к воспитанию детей?

Задача 3.

Военнослужащий Е.С. Гнатюк, находившийся в длительном плавании, по возвращении из похода узнал о рождении у его жены дочери, отцом которой он не является, хотя и был записан в качестве такового в свидетельстве о рождении. Гнатюк решил смириться с этим фактом и не стал оспаривать актовой записи о своем отцовстве. По прошествии пяти лет отношения в семье обострились, брак супругов Гнатюк был расторгнут судом. Вслед за этим Гнатюк предъявил в суд иск об оспаривании своего отцовства в отношении девочки, но в иске ему было отказано в связи с пропуском срока исковой давности. Гнатюк обжаловал решение суда в кассационном порядке, полагая, что к семейно- правовым спорам исковая давность не применяется.


Обоснованны ли доводы Гнатюка? Подлежит ли его кассационная жалоба удовлетворению?

Задача 4.

Не состоящая в браке С.И. Жильцова родила мальчика, отцом которого являлся Г.В.Волков, с которым Жильцова длительное время совместно приживала. При государственной регистрации рождения ребенка волков устно признал свое отцовство и попросил записать его в качестве отца ребенка. К его просьбе присоединилась и Жильцова, подтвердив правдивость заявления Волкова. Однако заведующий органом загса, убедившись, что брак между Жильцовой и Волковым не зарегистрирован, отказался сделать такую запись, потребовав представить в качестве основания внесения сведений об отце соответствующее решение суда.

Правильно ли поступил заведующий органом загса?

Расскажите о порядке и основаниях внесения сведений о родителях в запись акта о рождении ребенка в ситуации, когда родители ребенка в браке не состоят.

Задача 5.

После расторжения брака супругов Григорьевых их семилетний сын был по решению суда оставлен у матери. Родители договорились, что отец будет встречаться с мальчиком дважды в месяц. Спустя год Григорьева вышла замуж и в целях укрепления отношений между ее новым мужем и мальчиком стала всячески препятствовать общению отца с сыном. Она не разрешала мальчику гулять на улице, где его мог увидеть отец, а потом увезла к своей матери в деревню. Узнав, где находиться сын, отце приехал в деревню и вопреки возражениям бабушки увез его к себе домой. Мать предъявила в суд иск об отобрании ребенка. Григорьев предъявил встречный иск об определении места жительства сына.

Дайте правовую оценку действиям Григорьева. Какой орган должен быть привлечен судом к участию в деле? Какое решение вынесет суд по вышеуказанным искам?

Задача 6.

Н.К. Малинина назвала себя матерью девочки, рожденной ее несовершеннолетней сестрой, и была записана в качестве матери в свидетельстве о рождении ребенка. Спустя пять лет она обратилась в орган загса с просьбой об исправлении актовой записи в свидетельстве о рождении девочки, поскольку вступила в брак, имеет своих детей и не желает считаться матерью ребенка, не рожденного ею.

Вправе ли орган загса исправить актовую запись о рождении по просьбе Малининой? Каков порядок оспаривания записей актов гражданского состояния?


Задача 7.

М.Ю. Новикова в 2004 г. в течение трех месяцев встречалась с братом подруги- Акимовым, а затем вступила с ним в интимную связь. После призыва Акимова на военную службу у Новиковой в 2005 г. родилась дочь. В двух письмах к Новиковой и в письме к своей сестре Акимов интересовался здоровьем дочери и обещал оформить свои отношения с Новиковой сразу после увольнения в запас. Однако после увольнения с военной службы Акимов вернулся домой уже женатым и вскоре погиб при автоаварии. В 2008 г. Новикова обратилась в суд с заявлением об установлении отцовства Акимова, поскольку его письмами достоверно подтверждается признание им своего отцовства.

Имеются ли основания для установления отцовства Акимова в судебном порядке? В каком порядке происходит установление судом отцовства, если предполагаемый отец ребенка умер?

Задача 8.

М.Я. Ванеева в исковом заявлении просила суд признать И.В. Уварова отцом ребенка, родившегося 12 декабря 2007 г. истица указала на то, что уваров признавал свое отцовство не только в период ее беременности, но и после рождения ребенка. Помогал ей материально, а затем от отцовства категорически отказался. Ответчик пояснил в судебном заседании, что их интимные отношения с Ванеевой начались в мае 2007г.в дальнейшем он поселился в ее квартире. В период беременности Ванеевой и после рождения ребенка он признавал себя отцом, поверив утверждениям истицы о преждевременности родов. Однако в феврале 2008 г. Уварову стало известно, что роды были нормальными, ребенок родился доношенным, поэтому он от отцовства отказался и иск Ванеевой не признал.

Подлежит ли иск Ванеевой удовлетворению? Имеется ли необходимость в назначении экспертизы по данному делу?

Задача 9.

В июне 2006 г. в связи с систематическим пьянством и аморальным поведением супруги Дятловы по решению суда были лишены родительских прав в отношении сына Бориса, 1996 г.р. после этого мальчик был передан под опеку своего дальнего родственника Э.И. Никонова и проживал более года в его семье. В течение 2007 г. Дятловы прошли курс лечения от алкоголизма и трудоустроились. В марте 2008 г. Дятловы обратились в суд с исковым заявлением восстановлении их в родительских правах и возврате сына. В судебном заседании представитель органа опеки и попечительства дал заключение о возможности восстановления дятловых в родительских правах с учетом изменения в лучшую сторону из образа жизни и поведения. Однако опрошенный судом Борис заявил о своем категорическом несогласии возвращаться к родителям, обосновав это тем, что не может забыть прошлое поведение родителей и их плохое отношение к нему.