ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2024

Просмотров: 413

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1 Вопрос. Первобытное искусство.

2 Вопрос. Палеолит.

3 Вопрос. Изобразительное искусство мезолита и неолита.

4 Вопрос. Искусство эпохи бронзы.

5 Вопрос. Архитектура Древнего Египта.

6 Вопрос. Скульптура Древнего Египта.

7 Вопрос. Живопись и рельеф в искусстве Древнего Египта.

8 Вопрос. Изобразительное искусство стран Передней Азии.

9 Вопрос. Эгейское искусство.

10 Вопрос. Гомеровский период в искусстве Древней Греции.

11 Вопрос. Греческая Архаика.

12 Вопрос. Искусство классического периода.

13 Вопрос. Искусство эпохи эллинизма.

14 Вопрос. Архитектура и скульптура Древнего Рима.

15 Вопрос. Византийское искусство.

16 Вопрос. Архитектура Византии. Типы христианских храмов.

17 Вопрос. Период иконоборчества в живописи Византии.

18 Вопрос. Византийская живопись XV в.

19 Вопрос. Каноны в византийской иконографии.

20 Вопрос. Дороманское искусство. (V – XII вв.)

21 Вопрос. Романский стиль в Архитектуре (XI – XII вв.)

22 Вопрос. Искусство дохристианской Руси IX – X в.

23 Вопрос. Искусство монументального историзма (конец X – XI в.)

24 Вопрос. Первые христианские церкви X в.

25 Вопрос. Устройство крестово-купольного типа христианского храма. Устройство базиликального типа христианского храма.

26 Вопрос. Система храмовой росписи.

27 Вопрос. Система древнерусской скульптуры.

28 Вопрос. Архитектура Киевской Руси XI в.

29 Вопрос. Живопись Киевской Руси XI в.

30 Вопрос. Придворно – княжеский жанр архитектуры XII в.

31 Вопрос. Древнерусская живопись XII – XIII вв.

32 Вопрос. Скульптура и декоративно – прикладное искусство XII – XIII вв.

33 Вопрос. Архитектура Новгорода и Пскова XIII – XV вв.

Перекрывающие друг друга совмещенные фигуры встречаются среди петроглифов на стенах пещер (Пернон Пер, Пеш Мерль и др.), на гальках (изображения медведей, лошадей и т.д. на гальках из Ла Коломбьер) и в рельефах (бизоны и лошади в Ла Шер и Кальвин). В отдельных случаях наложение фигур кажется преднамеренным. Вместе с тем не исключена возможность, что при выполнении подобных рисунков не ставилась цель создать зрительно воспринимаемый «синтетический» образ, включающий всю сумму фигур, поскольку хаотическое нагромождение линий часто делает невозможным его прочтение. Остается либо признать, что такого рода изобразительная деятельность имеет характер некоего ритуала, когда значение придается не столько результату, сколько процессу, либо – если эти действия имели спонтанный характер – предположить, что ранее созданные образы провоцировали изобразительную деятельность, подобно «фигурным» природным образованиям.

Сюжеты раннего палеолитического искусства можно определить как неделимые, простейшие. Затем оно поднимается до «атомарного факта» – законченного образа. Однако мир палеолитического охотника едва ли не до конца остается «миром отдельных вещей».

Для изобразительного языка всей первой и отчасти второй группы характерно отсутствие читаемой связи между образами. В сравнении с этим перемены, отмечаемые во второй группе, имеют второстепенное значение.

Оставаясь разрозненными, фигуры обрастают деталями, добавляются новые сюжеты, возникают не существовавшие ранее виды художественных изделий, совершенствуется прежняя и возникает новая техника.

Показательно, что памятники второй группы найдены на значительно более широкой территории, охватывающей Западную, Центральную и Восточную Европу.

В этот период от Пиренеев до Урала изготовлялись женские статуэтки, отличающиеся определенными общими чертами. Изображения женщины и животного, создававшиеся в местах, отдаленных друг от друга на тысячи километров, несомненно, принадлежат эпохе, которая условно называется «охотничьей». Статуэтки датируются от XXVII до XIX тысячелетия до н. э. и относятся к посториньякскому периоду (Граветт). Более половины их найдено на территории бывшего СССР. Самые реалистические – в Костенках (Украина), Савиньяно (Италия), Брассемпуи (Франция).

При некоторых отступлениях эти фигурки имеют общие стилистические особенности: статичная фронтальная композиция, обобщенные формы, гипертрофированная средняя часть фигуры (грудь, бедра, живот, ягодицы), суммарно трактованные конечности, руки сложены на животе или на груди, ноги лишены стоп; отсутствуют черты лица. Эти качества, распространяющиеся на все без исключения статуэтки, могут быть выражены умеренно (Костенки) или доведены до гротеска (Виллендор).


Особенность стиля женских статуэток, как и большинства иных изображений этого периода, – необычное сочетание почти натуралистической моделировки отдельных гипертрофированных частей фигуры и крайне обобщенной трактовки других. Ноги, особенно их нижняя часть, в женских статуэтках и ранних изображениях животных, как правило, сведены к предельно упрощенной конусообразной форме. Много общего и в способе изображения фигуры женщины и животного: в обоих случаях в центре внимания – средняя часть фигуры, которая трактуется как некое массивное «вместилище». Голова и конечности воспринимаются как нечто второстепенное – они уменьшены и слабо моделированы.

Объединяющая оба сюжета общая концепция обнаруживает семантическую доминанту. Женщина и животное здесь выступают как воплощенное «чрево-утроба», «живот-жизнь-дающий», как символы плоти и пола. В этих образах есть нечто подавляющее. Не только особенности стиля, но и отсутствие стереотипности при единстве концепции отличает этот образ от доминантных образов неолитического и традиционного искусства. Косвенным подтверждением такому прочтению могут служить мифологемы аналогичных символов в современных родо-племенных обществах – то, чем они становятся в контексте традиционной культуры. Здесь с ними связаны, в частности, такие понятия, как «плодородие» и «жизненная сила», находящиеся в числе фундаментальных стереотипов родо-племенного сознания. В палеолитической – менее дифференцированной – картине мира символы, выражающие формулу жизни, являются, по существу, актом ее самоосознания. Осознание общности живого свидетельствует о глубокой интуиции первочеловека, не отделяющего себя от иных обитателей Ковчега жизни.

Несмотря на то что европейская фауна верхнего палеолита представлена едва ли не исчерпывающе, семантика палеолитических изображений раскрывается в процессе анализа не столько сюжетов (образы женщины и зверя проходят через всю историю искусств), сколько стиля, который, являясь медиатором между структурой и функцией, формирует и формулирует концепцию образа. Сюжет его только называет.

Изменение стиля свидетельствует о трансформации концепции. Стиль, о котором идет речь (А.Леруа-Гуран называет его архаическим), достигает всей полноты воплощения в третьей группе. В это время создаются рельефы Рок де Сер, среди которых особенно выразительны тучные фигуры лошадей и бизонов. Очень близки к ним по стилю живописные коровы, лошади, быки и бизоны Ласко. Этим вторым периодом датируется большая и лучшая часть палеолитической скульптуры, которая, как было сказано, характеризуется теми же стилистическими особенностями.


В живописи третьей группы намечается тенденция к некоторой детализации и передаче движения, обогащается цветовая палитра И все же значимые стилистические изменения, свидетельствующие о меняющемся видении модели, происходят в следующей – четвертой группе, которую принято делить на две подгруппы – два стиля: ранний и поздний.

В первой подгруппе, сохраняющей в основном «архаические» черты, усиливается условная трактовка деталей. В настенной живописи более детальная моделировка, более тонкая, мягкая тонировка создают впечатление объемности. Моделировка отдельных элементов, таких, как глаза, рога, приобретают единообразный, универсальный характер. Ярче всего это проявляется в «прикладном» (мобильном) искусстве – в тщательно проработанных фигурках, вырезанных на копьеметалках и «жезлах», в тонкой и точной графике рисунков, прочерченных на каменных и костяных пластинах.

В стилистической изощренности, отработке технических приемов, способов воспроизведения фактуры мобильные изделия опережают «монументальное» настенное искусство. В них раньше исчезают гипертрофированные фигуры и другие черты «архаического» стиля и утверждаются пропорции, близкие к реальным. Более того, в этих изделиях впервые появляется нечто принципиально новое для первобытного искусства – изображение, сюжетом которого становится событие. Позднее – в наскальной живописи мезолита – действие, событие займут то место, которое в палеолите принадлежало отдельной фигуре или сумме фигур. Инициатором действия будет человек, использующий орудие, чаще всего – усовершенствованное охотничье оружие. Это обстоятельство заставляет обратить внимание на то, что стилистические изменения, характеризующие вторую подгруппу, совпадают с появлением в конце мадленского периода костяного гарпуна – наиболее совершенного из инструментов, созданных человеком в палеолите.

Последняя группа изображений включает большую часть всего палеолитического материала. Стиль этот с его особенностями, которые, как считает Леруа-Гуран, напоминают пиктографический код, распространяется почти на всю территорию Западной Европы.

В отличие от предыдущих групп, где изменение сюжетов выражается главным образом в количественных показателях, регистрирующих появление и исчезновение различных видов животных, сюжетные изменения четвертой группы представляются значимыми с точки зрения концептуального анализа. Наиболее содержательным в этом плане является исчезновение более или менее реалистических статичных женских изображений (они уступают место схематическим рисункам, символам и знакам) и увеличивающееся количество мужских фигур. Последние в отличие от женских, как правило, активны.


Количественно по-прежнему преобладают одиночные фигуры животных, но теперь они также олицетворяют действие, движение; причем передача анатомического строения, пропорций и грации пасущихся оленей, прыгающих коров, мчащихся рысью или галопом лошадей удивительно точна. Внимание больше не приковано к деталям, теперь делается акцент не на той или иной части фигуры, а на соотношении частей – на их взаимодействии. Все более частыми (особенно в мобильном искусстве) становятся парные композиции, в которых фигуры связаны тем или иным действием; часто это сцена спаривания животных. Иногда в парных композициях, изображающих человека и животное, действие приобретает драматический характер. Рисунок на оленьем роге из Ложери Ба (Дордонь) изображает раненого бизона и лежащего мужчину, на каменной пластине из Пешиале (Дордонь) изображены две человеческие фигуры и стоящий на задних лапах медведь, костяная пластина из Лез Эйзи (Дордонь) украшена многофигурной композицией, изображающей, очевидно, охоту на бизона. В настенной живописи к этим сюжетам относится известная композиция из Ласко, изображающая, так же как и первая из перечисленных здесь, раненого бизона и упавшего навзничь мужчину; картину дополняют сломанное копье и «жезл» с навершием в виде птицы.

В редких для палеолита сценах столкновения человека и животного человек часто безоружен. Но и в тех случаях, когда присутствует оружие, верх одерживает, как правило, животное. Уже осознание этой коллизии природного и культурного указывает, что соответствовало жизненным принципам в той борьбе за выживание, которую вели охотники, населявшие территорию Европы в конце верхнего палеолита, и что должно было вскоре оказаться в центре их внимания. Условный рубеж, отделяющий палеолитического охотника от неолитического земледельца (между Х и V тысячелетиями до н.э.), в последнее время видится более размытым, чем прежде. Известные климатические изменения и технические инновации, по-видимому, не вели к резким переменам. Мезолитический образ жизни в материальном плане не обнаруживает черт, резко отличающих его от предыдущего периода, чего нельзя сказать о духовной культуре. На перемены в отношении к жизни и смерти, происходящие в этот переходный период, указывают новые формы искусства, а также новые типы погребений. О функциях палеолитического искусства дает представление анализ дописьменных форм искусства: мезолитической наскальной живописи, неолитических петроглифов и скульптуры, наскальных изображений и особенно реликтов первобытной культуры – архаических форм традиционного искусства Африки, Океании, Австралии.