ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2024

Просмотров: 426

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1 Вопрос. Первобытное искусство.

2 Вопрос. Палеолит.

3 Вопрос. Изобразительное искусство мезолита и неолита.

4 Вопрос. Искусство эпохи бронзы.

5 Вопрос. Архитектура Древнего Египта.

6 Вопрос. Скульптура Древнего Египта.

7 Вопрос. Живопись и рельеф в искусстве Древнего Египта.

8 Вопрос. Изобразительное искусство стран Передней Азии.

9 Вопрос. Эгейское искусство.

10 Вопрос. Гомеровский период в искусстве Древней Греции.

11 Вопрос. Греческая Архаика.

12 Вопрос. Искусство классического периода.

13 Вопрос. Искусство эпохи эллинизма.

14 Вопрос. Архитектура и скульптура Древнего Рима.

15 Вопрос. Византийское искусство.

16 Вопрос. Архитектура Византии. Типы христианских храмов.

17 Вопрос. Период иконоборчества в живописи Византии.

18 Вопрос. Византийская живопись XV в.

19 Вопрос. Каноны в византийской иконографии.

20 Вопрос. Дороманское искусство. (V – XII вв.)

21 Вопрос. Романский стиль в Архитектуре (XI – XII вв.)

22 Вопрос. Искусство дохристианской Руси IX – X в.

23 Вопрос. Искусство монументального историзма (конец X – XI в.)

24 Вопрос. Первые христианские церкви X в.

25 Вопрос. Устройство крестово-купольного типа христианского храма. Устройство базиликального типа христианского храма.

26 Вопрос. Система храмовой росписи.

27 Вопрос. Система древнерусской скульптуры.

28 Вопрос. Архитектура Киевской Руси XI в.

29 Вопрос. Живопись Киевской Руси XI в.

30 Вопрос. Придворно – княжеский жанр архитектуры XII в.

31 Вопрос. Древнерусская живопись XII – XIII вв.

32 Вопрос. Скульптура и декоративно – прикладное искусство XII – XIII вв.

33 Вопрос. Архитектура Новгорода и Пскова XIII – XV вв.

Цвета приобрели тончайшее разнообразие. Краситель уже не наносится ровным матовым слоем, а смешанные краски создают мягкие тональные переливы, открывая переход к полупрозрачным зонам. Этот фрагмент наполняет изображение подробностями в описании одежд и причесок, давая возможность рассмотреть даже косы.

Гробница Нефертари вырыта у подножия скалистых склонов Ливийской горной цепи и представляет собой эффектный ансамбль архитектуры и живописи. Разграбленная еще в древние времена, богатейшая погребальная домашняя утварь, которую, как предполагается, содержала эта гробница, почти полностью исчезла в 1904 г., когда археолог Эрнесто Скьяпарелли начал ее раскопки. Гробница Нефертари, несомненно, самая красивая в Долине Цариц. Поскольку она лишилась всего своего движимого имущества, ее значение заключается, главным образом, в эффектном собрании настенных росписей, выполненных художниками Нового Царства. Хрупкость ее внутренней обстановки диктовала ее закрытие, поскольку разрушения, вызывавшиеся притоком посетителей, представляли собою угрозу для сохранности росписей. Когда через двадцать лет, в ноябре 1995 г., она была снова открыта для публики, росписи уже заново обрели свой первоначальный блеск благодаря тончайшим реставрационным работам, которые на протяжении шести лет осуществлялись интернациональной бригадой мастеров. Тем не менее равновесие внутренней обстановки гробницы продолжает оставаться весьма хрупким, и эксперты по реставрации считали серьезной ошибкой ее открытие заново, так как это повлечет за собой новый процесс повреждения росписей

Обилие росписей констатирует, что виртуозность изображений и большая свобода выражения всегда зависят от темы и мастерства художника, поскольку не все гробницы демонстрируют одинаковые достижения.

Сцена из гробницы писца Нахта эпохи XVIII династии в Фивах, которая изображает группу женщин, играющих на флейте, лютне и арфе на поминках. Своей известностью эта роспись обязана необыкновенной оригинальности, которую художник внес как в движения, так и в позы и ситуации. Так, например, обнаженная девушка, играющая на лютне, вьаделяется среди других благодаря цвету и гибкости изображенного тела. Эта фреска, кроме того, являет собой великолепный образец утонченного вкуса, господствовавшего в ту эпоху

Есть росписи, которые обнаруживают гораздо более высокое мастерство, такие, как фрески гробницы Нахта, где женские фигуры обладают легким и свободным эскизом, как это видно во фрагменте, изображающем женское трио музыкантов. В обнаженном теле одной из девушек выражено движение, усиливаемое положением головы, повернутой в обратном направлении, и подчеркиваемое «вибрирующими» линиями косичек. Динамизм этой фигуры поражает, особенно рядом со статичными двумя другими фигурами. Вводятся новые темы, относящиеся к погребальным церемониям. Так, воспроизводится процесс подготовки предметов, которые составляют погребальную домашнюю утварь, поездка в лодке с покойником, прощание с покойником и плакальщицы — группы женщин, сопровождающие траурный кортеж в безутешных рыданиях.


Фрагмент стелы с углубленным рельефом из дворца Эхнатона в Тель-эль-Амарне (Каир, Египетский музей), в которой фараон совершает подношение Маат (Истины) богу Солнца Атону. Религиозный монотеизм, который вознамерился насадить данный фараон и который столкнул его с высшей гражданской и религиозной знатью, внедрил новое искусство, задуманное самим монархом, наиболее радикальным и экспрессивным проявлением которого было изображение его самого, обобщенное в необыкновенно тонкой и удлиненной шее и в почти женских формах тела

В гробнице Рамоса одна из таких групп изображена в голубоватых туниках, ниспадающих волнистыми линиями в продольном направлении, что создает ощущение вибрации и усиливает выражение боли в фигурах. Глубоко опечаленные плакальщицы вздымают руки к небу в знак молитвы богам, между тем как на их лицах проступают крупные слезинки. Декорации в гробницах фараонов в Долине Царей лишены такой же свободной экспрессивности, какая проявляется в гробницах знати. Темы здесь более замкнутые и имеют религиозный и астрономический характер.

В гробнице фараона Хоремхеба, последнего фараона XVIII династии, фигуры божеств огромного размера представлены в жестких формах древней эпохи. Раскраска ровными и живыми тонами и изобилие орнаментов полностью покрывают стены и потолок. В гробнице Сети I (XIX династия) созвездиями усыпан потолок погребального склепа под покровительственной фигурой богини Нут.

Амарнская реформа: новое изображение в искусстве

Религиозная реформа, введенная Аменхотепом IV, поощряет использование экспрессивных средств, применяемых главным образом в изображении царственного величия. Условная схема фигуры (фас, профиль) сохраняется, но прежний канон претерпевает ощутимые изменения. В росписи, воспроизводящей супружескую чету Эхнатона и Нефертити с шестью их детьми (Оксфорд, Эшмолианский музей), фигуры имеют овальный череп, мясистые губы и не изображаются строго в профиль. На подбородке и шее появляются складки, равно как и в области живота, который выглядит теперь уже не плоским, а объемным. Мышцы ног обретают объем.

Цветовая гамма приобретает радикально обновленные тональности в этой сцене из красных тонов, которые простираются на фон и фигуры. Краски являются не абсолютно ровными, а интенсифицируются в определенных местах, таких, как щеки, для того чтобы выразить объемность посредством переливов тонов.

Поза у фигур уже не отягощена неподвижностью, особенно у двоих из принцесс, которые играют, сидя на подушечках. Любовь к деталям сохраняется при декорации фона изображением геометрических рисунков, а также драгоценностей.


В эпоху Нового Царства сохранялось представление о сверхъестественном могуществе фараонов, так что фараоны должны были демонстрировать свою силу пограничным народам. Именно поэтому столь частым было изображение сцен, которые воспроизводили военные эпизоды. Стела Аменхотепа III. принадлежавшая храму Мернепта в Фивах (Каир, Египетский музей), представляет фараона, управляющего колесницей, с несколькими пленниками, привязанными к лошадям, и описывает также территориальную экспансию царства

На стенах дворца царицы Нефертити в Эль-Амарне особое внимание уделяется также природе. Воспроизводятся полные растительности сады, имеется также водоем, над которым кружит множество птиц. Эти сцены, кроме того, обнаруживают живое разнообразие красок и легкость рисунка. Птицы изображаются в свободном полете. Главенствующее положение бога Атона приводит к тому, что фараон на этих росписях выглядит более человечно; вплоть до того, что вся царская семья была изображена даже в самые интимные моменты своей жизни. Интимная тональность, свойственная этим произведениям, не воплощалась никогда прежде.

Сцены борьбы

В храмы, построенные во славу богов, также внедряются сцены восхваления царского достоинства. Появляются композиции исторического характера, в которых излагаются важные события: прием иностранных дворов и героические подвиги фараонов в борьбе против чужеземцев. Искусство начинает перекликаться с безопасностью и национальной гордостью. Тема фараона в запряженной конями боевой колеснице становится особо популярной начиная с XVIII династии — колесница была привнесена гиксосами.

Фараоны Тутмосиды превращают храмы в колоссальные «полотна», на которых помещаются крупные рельефы для подкрепления идеи о роли царя как защитника. В храме Амона в Карнаке крупный рельеф представляет уничтожающего врагов Тутмоса III примерно в таком же виде, как и в изображении Нармера из I династии. Фараон выглядит бессильным перед вражескими войсками, представленными в уменьшенном размере, между тем как иероглифическая надпись называет число пленников и количество захваченной добычи. Подобная сцена будет последовательно повторяться, изображая фараонов в их завоевательных походах.

Позже Рамзес II примется использовать всякую свободную поверхность на облицовках и стволах колонн, чтобы оставить описания своих военных побед или охоты. На рельефах гипостильного зала храма в Луксоре Рамзес 11 распорядился изобразить битву с хеттами при Кадете. Это была первая крупная композиция.


Чеканка, филигрань, а также гравировка золота, украшенного эмалью и инкрустацией из полудрагоценных камней или глазированным слоем, являлись главными видами техники, которые египетские ювелиры использовали для изготовления драгоценных украшений, принадлежавших персонам высшего ранга. Ожерелье, найденное в гробнице времен XVIII династии в Фивах и хранящееся в Египетском музее в Каире. По нему можно судить об утонченном и элегантном вкусе, который отличал ювелирное дело Нового Царства

В храме Мединет-Абу Рамзес III изображен в колеснице во время охоты. Образец подвергся стилизации, и бросается в глаза изобилие и тщательность изображения деталей: складки одежды, растительность и лошади, чьи гривы прорисованы с величайшей филигранностью. Эти подробности чрезмерно перегружают композицию, но достигнутый динамизм следует отнести к числу крупных достижений изобразительного искусства.


8 Вопрос. Изобразительное искусство стран Передней Азии.

Постепенное развитие производительных сил и связанные с этим первые успехи разделения труда создали в рамках первобытного общества необходимые условия для перехода к рабовладельческому строю — к первой классовой, антагонистической общественной формации в истории человечества. Рабство возникло на основе роста экономического неравенства, на основе зарождения частной собственности. Первоначально рабство существовало в недрах первобытно-общинного способа производства; раб принадлежал или всей общине, или представителям родовой знати. Постепенно масса обращенных в рабство увеличивалась, их эксплуатация росла. Переход средств производства в руки меньшинства привел к подчинению большинства меньшинству. Возник рабовладельческий строй, основой которого была собственность рабовладельца на средства производства и на работника производства — раба. Принудительный труд рабов стал основной формой общественного труда. Общество раскололось на два враждебных друг другу класса: господствующий класс рабовладельцев и угнетенный класс бесправных рабов. Значительная прослойка свободного трудящегося населения — земледельцев и ремесленников — по своему положению приближалась к рабам. С возникновением рабовладельческого строя появилось государство — политическая организация господствующего класса, призванная подавлять сопротивление классов эксплуатируемых.

Рабовладельческий строй был исторически необходимым и имел по сравнению с предыдущей эпохой прогрессивное значение в развитии человеческого общества, послужив основой дальнейшего роста производительных сил и культуры.

Эксплуатация рабов не только позволила выделить значительные материальные ресурсы для проведения огромного строительства, что характерно для обществ древности, но породила разделение и противоположность труда физического, исполнявшегося основной массой народа, и умственного, ставшего привилегией немногих свободных. В условиях, когда человеческий труд был мало производителен, без такого разделения не могли возникнуть искусства и науки.

И действительно, именно в рабовладельческих государствах древности развились литература, театр, музыка, пережили свой первый высокий расцвет архитектура, скульптура, живопись и прикладные искусства.

Естественно, что в рабовладельческих государствах искусство было поставлено на службу интересов господствовавших классов. Оно было тесно связано с религией, освящавшей классовый, рабовладельческий строй. И все же, несмотря на эти ограниченные условия своего развития, искусство достигло в древности значительных успехов в художественном познании мира и в первую очередь в изображении самого человека. При этом в тех обществах Древнего мира, где была сильна экономическая и политическая активность трудящейся части свободного населения, искусство и культура носили в значительной степени народный характер и достигли особенно высокого эстетического совершенства.