Файл: 2 Основы сказкотерапии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2024

Просмотров: 96

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Правда, обычно к психологу не обращаются с вопросом: «Помогите избавиться от собственной зависти!» А зря. Как правило, эта проблема возникает в процессе консультирования. Изначальный запрос формулируется как недостаток чего-либо: денег, контактов, возможностей и пр. Причина обращения к психологу может формулироваться и как одиночество, и как невозможность достичь какой-либо цели. Но всегда, при более глубоком рассмотрении, можно обнаружить социальную обусловленность проблемы: «у кого-то есть, а у меня – нет». Причем само острое переживание зависти, как правило, фрустрируется. Человек ни за что не признается в том, что в глубине него притаилась зависть и мешает ему переживать собственное Приключение. Обычно зависть «заключает союз» со страхом и вместе они «организуют» классическое «зависание» системы, превращение Приключения в неприятности. Зависть и страх – это Горе-злосчастье, Лихо одноглазое. Зависть и страх можно также сравнить с вирусами – они заразны.

Замечали ли вы, что некоторые люди носят в себе Горе-злосчастье? Они при первом удобном случае говорят о своих неприятностях, болезнях, как бы заранее аргументируя собственную неспособность (или нежелание?) привносить с жизнь позитивные изменения. Какое ощущение, «послевкусие» остается у нас после контакта с ними? Чаще всего – тяжесть. Это часть горя-злосчастья перешла на нас. Что же можно противопоставить этой болезни? Силу воли и жажду жизни.

Если говорить о стратегии работы сказкотерапевта с такого рода проблематикой, то главной задачей будет активизация силы воли и введение запрета на «завистливые» мысли и чувства. Важно вовремя сказать «стоп», взять под контроль деструктивные мысли и чувства. Однако при этом важно помнить, что зависть и страх – старые, опытные колдуны, они легко могут менять образы и одежды. Они могут являться в виде переживаний одиночества, собственного бессилия, разочарования, вины, обиды, тревоги и пр. («я никому не нужен, у меня ничего не получается, все равно мне от этого не избавиться»).

Обычно герои сражаются с колдунами, применяя различные способы и стратегии. Так и человеку придется сразиться с завистью и страхом. И первое действие – не давать им «питания», «лишить довольствия», то есть усилием воли нормировать себя на деструктивные переживания. Это очень не просто, потому что силы воли у всех разные.

Но у героев, кроме меча, есть еще одно замечательное оружие – хитрость. Можно сделать вид, что переживаешь деструктивные чувства, но глубоко в них не погружаться. Как это? Очень просто: достаточно завести небольшой блокнот и ручку (которые всегда можно носить с собой) и четко фиксировать время появления негативных чувств и мыслей, а затем присоединять к записи любой шутливый, ироничный комментарий. Например: «21 июля, 19.00 переживаю обиду. Пока все спокойно». Главное, чтобы это вошло в привычку. Тогда, с одной стороны, повысится уровень рационального контроля над деструктивными переживаниями. С другой стороны, проявится способность относиться к такого рода переживаниям с чувством юмора. А, как известно, смех – это самое верное оружие против страха и зависти.


Борьба с колдуном, колдуньей «засевшим» внутри, требует мужества. Как только человек начинает «работать над проблемой», она активизируется. И тут главное не опускать руки. Необходимо вспомнить сказочное напутствие: «Позади тебя, по сторонам будет бушевать буря, страшные чудовища станут тебя пугать, но ты иди и не оглядывайся! Оглянешься, испугаешься, пропадет тропинка, и вновь вернешь к колдунье!». Вот так, не оглядывайся на других, не смотри на то, что происходит, следуй своим путем.

Однако когда есть зависть к более успешным людям и удачным обстоятельствам, ностальгия по утраченным возможностям, - это еще «не самое страшное». Гораздо неприятнее когда человек завидует самому Творцу. Как это проявляется? Человек злится, что его желания не исполняются, что все происходит слишком медленно, он мучается от того что не обладает всей полнотой власти и возможностей: «Хочется всего, сразу и побольше!» Вы можете улыбнуться, но есть люди для которых подобные переживания действительно являются мучительными.

В этом случае сказкотерапевт рассказывает такую историю: «Мудрецы говорят, что в каждом человеке, в каждом из нас есть частица Творца, Бога. Именно благодаря ей мы можем творить что-то новое, открывать неизведанное, находить силы для реализации своих желаний и стремлений. Однако у этой частицы есть и оборотная сторона, называемая Нетерпением. Еще бы, Бог мог создать мир за какую-то неделю, а я уже целый год не могу воплотить задуманное, - думает человек. Воле Бога могут подчиняться все - почему же моя власть ограничена, - восклицает человек. Все дело в том, что некоторые люди забывают, что в нас только частица Бога, а посему и время исполнения задуманного значительно больше…У Бога - свой путь, а у человека - свой».

Параллельно с проработкой деструктивных чувств, сказкотерапевт постоянно делает акцент на уникальности пути человека. Наша задача помочь ему принять свое уникальное Приключение и не претендовать на чужое место. Собственно, легендарных героев тоже подстерегало такое испытание, искушение, - сойти со своего пути и занять более привлекательное место кого-то другого.

Поговорим о третьем случае проявления «проблемного состояния» – «Заколдованности». Под «заколдованностью» мы будем понимать «проблемное состояние», к которому человек приходит в следствии неблагоприятного внешнего воздействия на него.Обычно сказочный герой оказывается заколдованным в следующих случаях:

  • его наказывает за провинность некий добрый персонаж, чтобы проучить

  • злой персонаж заколдовывает героя чтобы использовать в своих целях

  • колдовство случается по неопытности, как бы случайно (например, испил из копытца – превратился в козленочка).


Важно, что колдовство всегда обратимо, и всегда есть некий «рецепт», алгоритм «расколдовывания». Герой не просто возвращается к своему изначальному состоянию, он становится краше, мудрее, интереснее.

Для ребенка состояние «заколдованности» часто проявляется как способ адаптации к внешним условиям. Он «плохо себя ведет», становится капризным, неуправляемым, начинает болеть. Однако этому есть причины. Их поиск, изменение стиля воспитания, - вот пути «расколдовывания».

О стратегии и «технологии расколдовывания» мы будем говорить подробно чуть позже.

Четвертая ситуация проявления «проблемного состояния» – «Чужая сказка». Представьте себе Кота в сапогах, который попал в пространство сказки «Снежная Королева», или Ивана царевича, заблудившегося в Королевстве Кривых Зеркал. Чужой сюжет, чужие декорации, чужой ритм, чужой смысл. В такую ситуацию попадают люди, которые осознанно или поневоле приносят себя в жертву чужому пути.

Например, женщина говорит себе: «Я буду самой лучшей в мире женой и матерью, у меня будет спокойная размеренная жизнь». Все так и складывается. Но с определенного момента она понимает, что эта стабильность начинает ее угнетать. Она борется сама с собой, не позволяя себе никаких «приключений», но в скором времени начинает жаловаться на здоровье. Что происходит? Ничего особенно, просто Амазонка, Валькирия попала в дом Золушки, стирает, убирает, обихаживает. И ее «бурлящая кровь» амазонки начинает «прокисать». Что же делать? Быстро возвращаться в свою сказку, в свой миф, менять жизнь в соответствии с собственным ритмом и предназначением.

Бывает, что ребенка с раннего детства приучают жить «не в своей сказке». «Ты должен быть хорошим мальчиком (девочкой), радовать родителей», «даже и мечтай об этом, это тебе не доступно», «в нашей семье все трудились на заводе – и ты пойдешь», - такого рода родительские программы сбивают в ребенке настройку на Свой Путь, Свое Приключение. Если ребенка не приучать слушать себя, риск попасть в «чужую сказку» возрастает.

Человек, живущий в «чужой сказке», обременен рядом обязательств и условностей. Он все время «должен соответствовать», оправдывать чьи-то ожидания. Поэтому первый вопрос психолога обычно такой: «А что бы вам самому хотелось? Для себя?»

Что касается стратегии работы – основной курс на Свою Сказку.

Последний случай проявления «проблемного состояния» – «Зависание». Это как раз тот случай, когда человек оказывается «запертым» в некотором провокационном сюжете собственного Приключения, ходит по кругу, а проблемы нарастают как снежный ком. Приключение оборачивается неприятностями. Вспомните голливудскую сказку «День Сурка». Главный герой вынужден многократно проживать один и тот же день, экспериментируя с различными вариантами выхода из ситуации, пока не приходит к простому решению. Герою пришлось проделать длинный путь, побывать во множестве передряг для того чтобы прийти к тому, что, собственно «лежало на поверхности». Это было его «уроком».


В жизни некоторых людей часто повторяются одни и те же ситуации. Мужчина может поменять трех жен, но с четвертой он будет проживать тот же сценарий взаимоотношений, что и с ее предшественницами. Человек может сменить несколько мест работы, и всякий раз писать «по собственному желанию» из-за однотипной конфликтной ситуации. Настоящий «день Сурка». И задача сказкотерапевта показать клиенту алгоритм действия проблемного механизма, посмотреть на него со стороны, исследовать и найти решение, выход.

«Зависание» также проявляется в чрезмерном внимании к мельчайшим подробностям житейской конфликтной ситуации. Кто что сказал, кто как посмотрел, почему он так говорит, зачем он так смотрит. Находясь в позиции «зависания» человек теряет способность объективно оценивать ситуацию, не видит ее механизма. Ему хочется «сбросить напряжение», «вырваться» из проблемного вихря, «бежать куда глаза глядят». Но, если ему удастся вырваться, через некоторое время он снова попадет в аналогичную ситуацию. Ведь убежать не означает – усвоить Урок.

Однако усвоить Урок – это тоже Приключение. Если это понять, то можно сделать его увлекательным.

Пять случаев «проблемного состояния» проявляются во множестве жизненных сюжетов. Бывает и так, что в человеке актуализированы сразу несколько из них. Быть может, сейчас, читая наши рассуждения, вы что-то похожее находите и у себя. Это естественно, ведь мы, как герой Джерома К. Джерома, находим у себя «все болезни кроме родильной горячки». Главное понимать, что все это часть нашего уникального Приключения.

Миф о Трех Китах в сказкотерапии

На заре формирования концепции сказкотерапии нам нередко задавали вопрос: «А не уводят ли сказки от реальности?». Надо сказать, что в 20-е годы уже прошлого столетия Н.К. Крупская поднимала аналогичный вопрос, и отвечала на него однозначно – сказки уводят детей от реальности, от реалий построения светлого коммунистического будущего. Однако коммунизм – это тоже миф, сказка. Поэтому, если следовать логике Н.К. Крупской, получается, что сказки уводят детей от сказки?

Разве идеология не строится на сказке? Чтобы сказка, миф, легенда стали идеологией, национальной идеей, нужно чтобы в них поверило большинство людей. В этом состоит главная задача средств массовой информации.

Информационное пространство в котором мы живем основано на сказке, на мифе. Тогда, что же нам называть реальностью?


Поскольку вопрос о реальностях задавался довольно часто, нам пришлось серьезно над ним задуматься. Простое объяснение: «В сказочном путешествии мы приобретаем знания и ресурсы, которые помогут нам творчески менять собственную жизнь; и главный принцип сказкотерапии – связь с реальностью» – было недостаточно удовлетворительным.

Что, собственно, называть реальностью? Как быть с метафорами «мир – это иллюзия», «наша жизнь – путешествие по отражениям реальности»? От какой реальности «уводят» сказки, и «куда приводят мечты»? Может быть, нужно говорить о материальной и тонкой реальностях, о том, что каждая из них организована по своим законам, а человек – это точка пересечения, «перекресток» реальностей? Тогда в какой реальности действуют архетипы?

Как только начинаешь размышлять о понятии «реальность», сразу возникает слишком много вопросов. Но на помощь приходит знание о том, что главное достоинство теории в том, чтобы она «строить и жить помогала». Как песня.

Поэтому для того чтобы объяснить происходящее с человеком в процессе сказкотерапии, более корректно построить стратегии работы с клиентом мы ввели условное понятие «трех реальностей».

Согласно древнему мифу, Земля держится на Трех Китах. Понятно, что с научной точки зрения это полный абсурд. Но давайте не будем торопиться приписывать нашим древним предкам необразованность и скудоумие. Может, в этом мифе речь идет не о Земле как физическом теле, планете? Может, земля – это метафора ощущения опоры? Поскольку мы уже говорили о таком свойстве метафоры как многозначность, то имеем право трактовать данный миф и с этой точки зрения.

Допустим, что речь в мифе идет об ощущении опоры, уверенности, почвы под ногами, материальных возможностях необходимых человеку для реализации задуманного (все эти понятия так или иначе связаны с метафорой земли). Тогда для того чтобы приобрести ощущение опоры, уверенности, стабильности необходимо наличие Трех Китов.

Кто же такие Киты, и почему их трое? «Святая Троица»? Отец, Сын, Святой Дух? Можно гадать бесконечно. Нам же сейчас удобно, чтобы через «Трех Китов» проявилось условное понятие «трех реальностей» (вербальное обозначение реальностей является условным термином, используемым в сказкотерапии).

Первый Кит – Тонкая реальность

Второй Кит – Социальная реальность

Третий Кит – Субъективная реальность