ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2024
Просмотров: 95
Скачиваний: 0
Сочетание, гармоничное сосуществование этих трех реальностей в человеке дает ему ощущение уверенности, опоры, земли. Так земля держится на Трех Китах.
Поговорим подробнее о «трех реальностях», и тогда станет понятно, почему их можно назвать Тремя Китами сказкотерапии.
Чтобы создать представление о каждой реальности, мы будем использовать семь «ключей», семь показателей:
Назначение, цель, главный результат
Системообразующие факторы, базовые принципы
Ключевые процессы для постижения человеком
Источники удовлетворенности для человека
«Инструменты» для обмена опытом между реальностью и восприятием человека
Существо, содержание конфликта для человека
Архетипы, мифологемы, метафоры.
Тонкая реальность – Первый Кит.
Назначение, цель, главный результат существования Тонкой реальности – это создание условий для постепенного формирования в человеке созидательного стремления. Стремление творить совместно с Вселенной. Творить самое себя и окружающий мир. Но творчество не всегда связано с преобразованием. Тонкое творчество больше связано с ПОСТИЖЕНИЕМ. В постижении есть и познание, и чувственно-смысловое переживание, и ощущение, и воображение, и развитие самосознания. Любое действие в тонкой реальности символично. Любое мельчайшее движение мгновенно откликается во всем пространстве и способно его менять.
В Тонкой реальности действует «эффект бабочки», согласно которому взмах крылышек бабочки в Африке может вызвать дождь в Москве. В Тонкой реальности все взаимосвязано, и эта связь действительно ощущается.
Именно в Тонкую реальность «уводят» некоторые сказки, легенды, притчи, сновидения и мечты, - каждый по своей дорожке. Именно из Тонкой реальности человек может черпать духовные силы, воспринимать Божественное.
Факторами, образующими Тонкую реальность, ее базовыми принципами являются общечеловеческие ценности. В Тонкой реальности Любовь, Истина, Творчество, Сотрудничество, Вера, Достоинство, Единство не являются просто декларацией, рациональным пониманием правил жизни. Общечеловеческие ценности это то, из чего Тонкая реальность образована. Ценности можно просто ощущать и с ними жить. И они существуют независимо от действий человека как некие энергетические субстраты.
Ключевым процессом постижения человеком Тонкой реальности является эстетическое воспитание.
Эстетическое воспитание направлено на формирование гармоничной творческой личности, и охватывает ценностно-ориентационную, интеллектуальную, эмоционально-волевую ее стороны. Эстетическое воспитание «пронизывает все сферы жизнедеятельности человека: и глубину его мышления, и тонкость чувств, и характер избирательности, и установки...определяет не только знания, но и характер человека. <…> Эстетическая воспитанность предполагает единство эстетических убеждений личности с ее интуитивными ориентациями и самопроявлениями во всех формах деятельности. А это требует не только эстетического обучения, но и просвещения: личность должна приобретать эстетические знания и убеждения, эстетические вкусы и художественные навыки, способности творчества и восприятия искусства. Эстетическое воспитание способствует самопознанию и самоуглублению личности, осознанию ею своей самоценности, оно является одной из высших форм приобщения человека к человечеству…<…> Эстетическое воспитание чуждо дидактике. Воздействие на личность идет бескорыстно, исподволь, ненарочито. Цели эстетического воспитания столь широки, что отсутствует прямая польза, но проявляется широкая общественная значимость процесса, человек ориентируется на общечеловеческие ценности, осознавая их приоритетное значение» (Ю. Борев, 1988).
Собственно, через сказки и происходит приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям, начинается эстетическое воспитание. Человек эстетически невоспитанный не может постичь Тонкую реальность.
Источником удовлетворенности для человека в рамках Тонкой реальности является ощущение, переживание, понимание Служения идее, чувство Сопричастности собственной судьбы и судьбы Мира; особые, или как говорил А. Маслоу, «пиковые» переживания. Также источником удовлетворенности является переживание эстетического наслаждения, радости от соприкосновения с тонким, символичным, прекрасным.
В Тонкой реальности скрыты огромнейшие ресурсы для человеческого творчества. Обращаясь к тонкой реальности, человек имеет возможность восстановить утраченные силы, укрепить Веру в Добро. Уровень тревоги снижается и наступает ощущение спокойствия и удовлетворенности.
«Инструментами» для обмена опытом между Тонкой реальностью и нашим восприятием являются искусство, медитации, творческая деятельность.
Основной конфликт, который провоцирует Тонкая реальность в человеке – это экзистенциальный конфликт, стремление познать Истину.
Основные архетипы Тонкой реальности – это архетипы Пути, Самости, Анимы, Анимуса. Соответственно, мифологемы и метафоры: Дорога, Приключение, Золотой шар, Волшебник, Волшебница, голубка, Пегас и пр.
Социальная реальность – Второй Кит.
Назначение Социальной реальности, цель, главный результат существования – формирование в человеке паттернов социально успешного поведения, социальной силы.
Факторами, образующими Социальную реальность являются, с одной стороны, биологические законы, с другой стороны, нравственные правила. Социальная реальность образуется при столкновении, взаимном влиянии биологических механизмов и ограничивающих их действие нравственных законов человеческого общежития.
Собственно, у нас почему-то принято называть «реальностью» именно Социальную реальность. Однако если мы будем внимательно наблюдать за животными, то обнаружим, что механизмы, базовые принципы взаимоотношений между ними представлены в нашей социальной жизни. Действует Закон Силы. Побеждает сильнейший. Слабый должен спрятаться, замаскироваться. Жизнь организована на принципах охоты. Основные роли: преследователь, жертва, победитель, побежденный. В Социальной реальности постоянно идет война, скрытая и явная, пассивная и активная. И это естественно, ведь в основе существования социальной реальности лежит столкновение биологического и нравственного.
Для того чтобы стать победителем в Социальной реальности человек должен чего-то добиться: положения, денег, уровня образованности, уровня власти. От него требуется не столько постижение, сколько познание. Не столько познание, сколько следование ПРАВИЛАМ. Не столько творчество, сколько ПРЕДСКАЗУЕМОСТЬ, стереотипные действия. Предсказуемого человека легче контролировать.
Процесс постижения человеком Социальной реальности называют социализацией. Социализация, в основном, обсуживает нравственный принцип, в ущерб биологическому. В этом проявляется базовое стремление человека БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ, отделиться от животного мира. Однако несмотря на наличие в обществе мощных институтов социализации (от семьи до корпораций), Социальная реальность не может «избавиться» от действия биологических закономерностей. Впрочем, если Социальная реальность образована вследствие столкновения двух тенденций, то фрустрация одной из них тут же приводит к деструкциям в другой. Так, например, чем сильнее нравственный контроль для естественными потребностями человека, тем изощреннее извращения.
В понятие социализации входят:
нравственное воспитание
приобретение коммуникативной компетентности
приобретение профессиональной компетентности
социальная гибкость
Нравственное воспитание предполагает формирование человека с социальными качествами, «нужными» для данного общества. Инструментом нравственного воспитания выступает мораль. Чем сильнее биологическая природа в человеке, тем строже мораль. Интересно, что если биологическое легко может обходиться без морали, то мораль без биологического существовать никак не может. Морали, как и забору, необходимо что-либо ограничивать.
Другим инструментом нравственного воспитания является набор социально-ролевых ожиданий от человека. Ожидается, что человек родиться в определенный срок, в определенном возрасте у него сформируются определенные функции и потребности; в известное время он пойдет в школу, институт, создаст семью, займется организованным и санкционированным воспроизводством, сделает карьеру, заработает денег. Тот, кто не оправдывает социальных ожиданий, «не такой как все», рискует попасть в конфликтные отношения.
В Социальной реальности есть периоды, когда мораль и набор социально-ролевых ожиданий подвергаются ревизии, реконструкции и обновлению. Часто этот процесс называют гуманизацией.
Коммуникативная компетентность – это владение человеком основами, принципами и приемами коммуникации в обществе. Безусловно, коммуникативная компетентность тесно связана с моралью и социально-ролевыми ожиданиями. Но, к тому же, коммуникативная компетентность является носителем гуманистических тенденций Социальной реальности, - ведь она несет в себе идеи присоединения, внимательного слушания, понимания партнера, эмпатии. А это процессы, обусловленные более тонкими основаниями, по сравнению с биологическими.
Коммуникативная компетентность в современном социуме является необходимым условием для достижения социального успеха. Если человек «не умеет общаться», он не владеет «секретным оружием» современных социальных «войн», а значит – слаб.
Профессиональная компетентность связана с ремеслом. Мастер своего дела – один из эталонов социальной успешности.
Социальная гибкость – это способность гибко сочетать нравственные правила, социально-ролевые ожидания, коммуникативную и профессиональную компетентность в действиях по сценарию победителя в соответствии с актуальной ситуацией.
То есть социально гибкий человек – это тот, кто хорошо знает «правила игры» Социальной реальности и умеет грамотно ими пользоваться для своего блага (а, если повезет, то и для блага ближнего).
Социально гибкий, социально компетентный человек достигает в социуме очень много (правда, и многим платит).
Источником удовлетворенности человека в Социальной реальности является ощущение социальной стабильности и перспективы. Условиями для возникновения данного ощущения служат: достаточное количество денег, власти, связей и других социальных ресурсов. В Социальной реальности человек испытывает удовлетворение, когда контролирует ситуацию, может влиять на нее, когда его уважают, признают его заслуги, когда он побеждает, когда он оказывается лучшим. То есть основное условие удовлетворенности – это ощущение собственной социальной силы.
Инструментами для обмена опытом между Социальной реальностью и восприятием человека является образование, обучение, научное познание.
Основной конфликт в Социальной реальности – конфликт Силы. Кто сильнее, кто слабее. Тот, кто слабее, должен действовать по правилам, которые устанавливает тот, кто сильнее. Соответственно, в Социальной реальности можно наблюдать все известные нам формы социальных конфликтов от межличностного до межнационального.
Основной архетип Социальной реальности – архетип Борьбы (противостояния, противоборства), появляющийся через сюжет борьбы и победы. Герой борется и побеждает с помощью физической силы, хитрости или привлечения помощников. Героя предают самые близкие сподвижники (друзья, братья), но потом справедливость восстанавливается. Героиня терпит издевательства мачехи, но потом приобретает социальное положение. Также к мифологемам Социальной реальности отчасти можно отнести юнгианские Персону и Тень. Здесь также заметно действие архетипа Борьбы.
Субъективная реальность – Третий Кит.
Внутри человека определенным образом сочетаются Тонкая и Социальная реальности и образуется принципиально новый, оригинальный продукт – Субъективная реальность. Ее уникальность в том, что она индивидуальна. У каждого из нас своя Субъективная реальность, обусловленная нашим самосознанием, картиной мира, Я-концепцией, условиями развития и воспитания, жизненным опытом и воображением.
Назначение Субъективной реальности состоит в том, чтобы обеспечить нам гармоничное творческое существование в мире. Однако Субъективная реальность оказывается самой непредсказуемой, самой непознаваемой. Если Тонкую и Социальную реальности можно постигать, познавать с помощью архетипов, то Субъективной реальностью все обстоит гораздо сложнее. Для ее познания мы обычно используем инструменты Тонкой и Социальной реальностей. Поэтому часты вопрос человека к самому себе: «Кто я, где я?» вполне правомерен.