ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2024
Просмотров: 97
Скачиваний: 0
В Субъективной реальности велика роль воображения, фантазии. Собственно, это основные «инструменты» для формирования, развития Субъективной реальности. Если из формулы Субъективной реальности изъять фантазию и воображение, то наше внутреннее пространство будет заполнено Социальной реальностью с вкраплениями Тонкой, или наоборот Тонкой с элементами Социальной. При этом у человека будет внутри полная уверенность в том, что он ничего не может изменить. И это станет источником для внутриличностного конфликта.
В сказках, мифах, легендах, притчах, герои познают законы Тонкой и Социальной реальности для того чтобы актуализировать собственную созидающую силу. Силу воображения, фантазии, силу мысли.
Социальная и Тонкая реальности вступают в диалог или противоборство внутри героя, в результате которого рождается совершенно новый продукт – его Субъективная реальность.
Собственно, именно этот процесс и отражается в приключениях героев волшебных сказок. Они уходят из привычного мира в силу действия определенных проблем (Социальной реальности) и попадают в другой мир (Тонкую реальность), где проходят ряд испытаний, решают проблемы на другом уровне и вновь возвращаются обратно (в Социальную реальность). В древнеславянской традиции существовало понятие двух миров: Яви (в нашем контексте – это Социальная реальность, то, что постоянно перед глазами) и Нави (в нашем контексте – это Тонкая реальность. По-видимому, наша Субъективная реальность рождается благодаря влиянию и Яви и Нави.
Что нам дает знание о трех реальностях, и почему мы говорим о них как о Трех Китах сказкотерапии? Ощущение опоры, чувство реализованности, полезности, созидательности человек получает в том случае, если сумеет объединить в себе Тонкую и Социальную реальность, обогатив их силой воображения Субъективной реальности.
Понятие трех реальностей дает сказкотерапевту инструмент для психодиагностики. Общаясь с клиентом, довольно несложно определить, в каких реальностях он существует, каким образом у него расставлены приоритеты. Ресурсы какой реальности не задействованы, есть ли доминанта какой-либо одной реальности.
Доминирование какой-либо одной из трех реальностей может привести к дезадаптации.
Например, у человека в картине мира доминирует Тонкая реальность. В этом случае о нем можно сказать фразой Зины из бессмертной комедии Л. Гайдая: «Я вся в кино, в искусстве!» (к\ф «Иван Васильевич меняет профессию»). Или он глубоко ушел в духовную сферу, отдает свою жизнь служению Богу или своему Наставнику (например, в секте). Люди с доминантой Тонкой реальности предпочитают разговоры «о тонких материях», и часто не приспособлены к элементарным бытовым вещам. Они могут быть чрезвычайно талантливыми, и намного опережать свое время, из-за чего они возникают проблемы с коммуникацией.
Допустим, у человека в картине мира доминирует Социальная реальность. Он прагматичен, знает, что выживает сильнейший. Он зависим от мнения окружающих, «стремится соответствовать». Его даже могут раздражать люди творческие, непредсказуемые. В новогодней лирической комедии Э. Рязанова «Ирония судьбы, или с Легким паром!» ярким носителем Социальной реальности выступает Ипполит Георгиевич. Однако жизнь «по правилам» нечасто делает человека счастливым. У него возникает потребность сделать некое безумство, игнорировать законы Социальной реальности. Если человек с доминантой Социальной реальности не достигает значимого положения, он тяжело страдает, ощущая себя неудачником. В нем актуализируется зависть и страх.
Другая сторона доминирования Социальной реальности – этот состояние протеста человека против нравственных и моральных ограничений, социально-ролевых ожиданий. К этому можно причислить и подростковый нигилизм. И желание «жить собственной жизнью», острая потребность в свободе.
Еще одна часто встречающаяся грань доминирования Социальной реальности – проблемы с собственной биологической природой (сексуальные проблемы, проблемы, связанные с фрустрацией основных потребностей).
Очень часть психологу приходится иметь дело с людьми (детьми, подростками, взрослыми, женщинами и мужчинами) именно с доминантой Социальной реальности.
Есть люди и с доминантой Субъективной реальности. Это любо гениальные творческие личности, создающие собственные миры, либо люди с нарушенным психическим статусом.
В реальностях, как и во всем, должна присутствовать Мера.
Доминанта определенной реальности во многом обусловлена условиями развития и стилем воспитания. Если в семье закладываются социальные приоритеты, или ребенок вынужден был выживать самостоятельно, безусловно, доля Тонкой реальности во внутреннем пространстве будет снижена. С другой стороны, если родители «отгораживают» ребенка от жизни, стараясь защитить его от обязательств, «прозы жизни», социальных переживаний, то образуется доминанта Тонкой реальности, что приведет социальной дезадаптации.
Тонкая реальность часто является местом, куда «сбегают» те, кому дискомфортно в микросоциуме семьи, или в социуме вообще. Это мечты, невоплощенные, незавершенные фантазии, виртуальная реальность компьютерной сети.
Концептуальная задача сказкотерапевта – искусно использовать сказки для формирования гармоничной Субъективной реальности клиента.
Картину консультирования можно представить следующим образом:
Тонкая реальность эв нв
КК СГ
Социальная реальность
ЭВ – Эстетическое воспитание
НВ – нравственное воспитание
КК – коммуникативная компетентность
СГ – социальная гибкость
Нередко в Субъективной реальности можно обнаружить скопление неприятных образов и персонажей, картины разрушения или хаоса, - словом обрывки, неструктурированные элементы Социальной и Тонкой реальностей. Такое нередко можно наблюдать у детей, подростков и некоторых взрослых. И сказкотерапевту придется сначала помочь клиенту навести порядок в своем внутреннем пространстве.
В этом случае уместно использовать метафору Сказочной страны, расположенной внутри нас.
«Представь себе, - говорит сказкотерапевт, - внутри нас, невидимая обычным глазом, находится прекрасная сказочная страна. Правит ею Король (или Королева). У него есть верные слуги-помощники: мысли, чувства, желания, способности. Если Король силен - его слуги служат ему верой и правдой. Если Король слаб, находится в заточении, изгнании, или просто не знает, что он Король, - тогда слуги начинают борьбу между собой. Ведь им некому служить, и они начинают бороться за власть. Для человека эта борьба очень тяжела. Он не может управлять своим поведением, у него в один и тот же момент возникает множество разных желаний и чувств. То он хочет мороженного, то пирожного, то чтобы на него обратили внимание, то, чтобы ему все подчинялись…Представляешь, как сложно жить в такой стране. И уж, конечно, туристы, путешественники, предпочитают поскорее убраться из нее, или не заглядывать вовсе. А человек от этого страдает, переживает одиночество, считает, что его все бросили, никто не хочет с ним дружить или даже просто разговаривать. Что же делать? В первую очередь – вернуть Королю его законный престол и научить его управлять своей страной. А уж потом…но это уже другая история».
Метафора Сказочной страны, расположенной внутри нас, основана на архетипе Самости, мифологеме Правителя, как организующего начала во внутреннем пространстве. Кроме того, в метафоре Внутренней Сказочной страны присутствуют элементы Тонкой реальности (внутренние процессы,. красота) и Социальной реальности (король и слуги, борьба за власть).
Этот пример показывает существо работы сказкотерапевта. Он подбирает метафоры, мифологемы, в которых проявляются архетипы Тонкой и Социальной реальностей, адекватные творческому разрешению актуальных задач консультирования.
Собственно, приведение метафоры, использование сказки, притчи, мифа – это акт погружения клиента в пространство Тонкой реальности. Поэтому в обсуждении истории с клиентом сказкотерапевт будет делать больший акцент на законы и способы поведения в Социальной реальности.
Продолжим наш пример с использованием метафоры Внутренней Сказочной страны, и сделаем мостик из Тонкой в Социальную реальность.
«Так и у тебя внутри есть эта страна, и есть Король, - продолжает сказкотерапевт. – Скажи, пожалуйста, насколько все благополучно в этой стране? Хорошо ли Король знает своих слуг: мысли, чувства, желания, способности? Если это так, то в жизни у тебя все хорошо. Ты прекрасно учишься, тебя любят твои друзья, родители и учителя, а ты любишь их, вы практически никогда не ссоритесь. Твои движения плавны, неторопливы и красивы. Тебе редко бывает страшно, ты никогда не капризничаешь и очень внимательно относишься к своим близким. Скажи, все обстоит именно так? Если нет – значит, пришло время наводить порядок в своей внутренней стране. Был такой замечательный писатель Антуан Сент-Экзюпери, он написал сказку о Маленьком Принце. Так вот, там есть такие слова: «Встанешь утром и первым делом убери свою планету». Собственно, это одна из важных обязанностей нашего внутреннего Короля. Ты можешь сказать, что уборка – совсем не королевское занятие. Но здесь имеется в виду другая уборка. Она больше связана с изучением, наблюдением за своими слугами и обучением из служить своему повелителю верой и правдой. Итак, давай знакомить Короля с его слугами».
Конечно, для начала мы будем знакомиться с теми слугами, которые служат хуже всего. Если ребенок агрессивен, или слишком тревожен, неусидчив, чрезмерно активен. – значит его Королю плохо случат чувства. В особенности слуги по имени Злость и Страх. Нам предстоит с ними познакомиться и напомнить им о существовании меры.