ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.01.2025
Просмотров: 126
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Министерство образования Российской Федерации
Введение в курс Тема: Предмет, актуальность курса «Финансы»
Методические указания к изучению темы
Тема 1: Финансы, их сущность, функции, роль в системе денежных отношений рыночного хозяйства
Методические указания к изучению темы
Тема 2. Управление государственными финансами и финансовая политика
Методические указания к изучению темы
Тема 3: Финансовая система и бюджетное устройство
Бюджетное устройство, бюджетный процесс, бюджетный кодекс. Методические указания к изучению темы
Тема 4. Государственный бюджет
Методические указания к изучению темы
Методические указания к изучению темы
Тема 6. Государственный кредит.
Методические указания к изучению темы
Тема 7. Территориальные финансы
Методические указания к изучению темы
Методические указания к изучению темы.
Краткий терминологический словарь
Министерство образования Российской Федерации
Московский Государственный Открытый Университет
Финансы, денежное обращение, кредит
Методическое пособие для студентов специальности 080502, 080109
Москва
2006 г.
Литература
Основная
Финансы. Денежное обращение. Кредит. Учебник. Под ред. Л. А. Дробозиной – М.: Финансы, 2001
Финансы, деньги, кредит. Учебник. Под ред. О.В. Соколовой – М.: Юрист, 2000
Финансы. Учебник. Под ред. В. М. Родионовой – М.: Финансы и статистика, 1995
Финансы. Учебное пособие. Под ред. проф. А. М. Ковалевой – М.: Финансы и статистика, 2001
Дополнительная
Бюджетный процесс в РФ / Л. Г. Баранова и др. – М.: Перспектива: Информ – М.: 1998
Б.Н. Сабанти. Теория финансов – М.: Менеджер, 1998
Финансовое право. Учебник. Под ред. О.Н. Горбуновой – М.: Юрист, 2000
А.М. Бабич, Л.Н. Павлова. Государственные и муниципальные финансы. Учебник. – М.: Финансы, 1999
Технологическая карта распределения времени на изучение всего курса
Наименование занятий |
Отведенное время, часов |
Лекционные занятия |
68 |
Практические занятия |
51 |
Написание курсовой работы |
|
Самостоятельная работа |
131 |
Всего: |
250 |
Введение
Переход к рыночной экономике вызвал потребность в повышении компетенции руководителей и специалистов по вопросам финансов и управления ими.
Ошибочное управленческое решение оборачивается невосполнимыми финансовыми потерями и может привести к банкротству предприятия. В совокупности учебных дисциплин, формирующих экономическое мировоззрение и закладывающих основу профессионализма специалистов, важная роль отведена курсу «Финансы, деньги, кредит».
Это вызвано как ролью финансов и кредита в воспроизводственном процессе, так и сферой интересов финансов. Финансы, деньги, кредит оказывают существенное влияние на рост валового внутреннего продукта и его главную часть национальный доход, на развитие предприятий, отраслей народного хозяйства, материальное положение населения.
Изучение основ финансовой науки выдвигает следующие задачи:
Раскрыть теоретические основы функционирования финансов, денег, кредита, их сущность, функции, роль, возможности использования их для разработки и реализации экономической политики как государства, так и предприятия;
Изучить принципы организации финансов и кредита как на макроуровне, так и на микроуровне;
Изучить состав и принципы функционирования финансовой, денежной и кредитной систем РФ, особенности и роль их отдельных звеньев;
Изучить действующую практику финансовой работы, законодательные нормативные документы, регламентирующие финансовые и кредитные отношения в обществе;
Изучить сущность финансов предприятия, теорию и практику управления финансами предприятия, роль денег и кредита в воспроизводственном процессе предприятия;
Изучить сущность и структуру, функционирование финансовых рынков, роль финансовых посредников в рыночной экономике;
Изучить денежную систему, ее функции, состав денежной массы, денежное обращение и законы его регулирующие.
Изучение данного курса предполагает, что обучающийся обладает знаниями по основам экономической теории и экономике предприятия.
В настоящем методическом пособии даются указания по изучению сущности финансов как экономической категории, финансовой системы и финансов государства.
Вторая, третья и четвертая части будут издаваться отдельно и содержать указания по изучению, соответственно, финансов предприятий (ч.II), кредита (ч.III), денежного обращения (ч.IV).
Каждая часть методических пособий включает: краткое содержание рассматриваемой темы, методические указания по ее изучению, термины и понятия темы, вопросы для самоконтроля. В методических пособиях также содержатся: темы курсовых и рефератов, контрольные вопросы, словарь терминов. В приложении к каждой части имеются тесты для проведения контроля знаний студентов преподавателем.
Введение в курс Тема: Предмет, актуальность курса «Финансы»
Цель, задачи, теоретические основы курса; Финансовая наука, возникновение, этапы развития.
Методические указания к изучению темы
Цель вводного раздела курса состоит в том, чтобы понять, что является предметом курса, его актуальность, цели и задачи; ознакомиться с возникновением и эволюцией взглядов на категорию финансов.
Предмет курса – теоретическая сущность и практические аспекты функционирования в экономике категорий «финансы» и «финансовая система», «государственные финансы», «государственный кредит».
Финансы – это специфические производственные отношения, связанные с формированием денежных и кредитных фондов. Являются необходимым условием функционирования экономической системы и предприятий, формирования международных экономических отношений и связей.
Финансы и кредит являются инструментами централизованного и децентрализованного управления экономикой. Указанные факторы и определяют актуальность данного курса, как при подготовке профильных специалистов, так и для понимания процессов, происходящих в экономике, при подготовке любых квалифицированных кадров.
Цель курса – формирование знаний и практических навыков в области сущности, функционирования финансов, финансовой системы государства.
Задачи курса состоят в том, чтобы изучить:
Сущность финансов, их функции;
Состав финансовой системы, основы ее устройства в РФ;
Управление финансами, финансовой системой, роль финансовой политики в этих процессах;
Сущность и функции финансов государства, принципы их организации, особенности функционирования;
Финансовая наука – развивающаяся наука. Как самостоятельная наука возникла сравнительно недавно. Ее основоположником является Адам Смит, который в своем труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» впервые разработал отдельные положения о сущности финансов государства, о принципах налогообложения. Первый учебник по финансам появился в 1832 году. Его автор Карл Генрих Рау, в учебнике по политэкономии, третий раздел посвятил науке о финансах.
Российская наука о финансах прошла пять этапов.
Первый – до 30-х годов финансы рассматриваются как метод ведения государственного хозяйства и способ добывания денег государством для выполнения своих функций.
Второй – 30-е годы. Господствует бюджетная концепция, согласно которой финансы это только операции по формированию и использованию бюджета.
Третий – 40-е годы. В этот период утверждается натуралистическая концепция. Согласно ей финансы – это денежные ресурсы государства.
Четвертый этап – 50-е годы, господствует дуализм в определении финансов. Финансы – это и деньги и денежные отношения.
Пятый – современный этап. Утвердилось понимание, что финансы – это система денежных отношений.
Вопросы для самоконтроля
Предмет и задачи курса «Финансы»
Финансовая наука, этапы ее развития.
Тема 1: Финансы, их сущность, функции, роль в системе денежных отношений рыночного хозяйства
Экономическая сущность финансов. Финансы и деньги, финансы и цены, финансы и кредит. Признаки финансов. Функции финансов. Распределительная функция финансов, ее роль в распределении валового внутреннего продукта и национального дохода. Контрольная функция финансов, ее роль в контроле за формированием и использованием централизованного и децентрализованного денежных фондов. Виды контроля. Органы государственного финансового контроля. Роль финансов в воспроизводственном процессе и становлении рыночной экономики в РФ.