ВУЗ: Российский государственный технологический университет имени К.Э. Циолковского
Категория: Шпаргалка
Дисциплина: Материаловедение
Добавлен: 18.02.2019
Просмотров: 1429
Скачиваний: 5
Особопрочный современный сплав В96ц-3пч на основе системы Al-Zn-Mg-Cu-Zr (1965-1), разработанный в ВИАМ для длинномерных авиационных катаных и прессованных полуфабрикатов, предназначен для замены высокопрочного сплава В95 оч/пч, превосходя последний на 20% по пределу прочности, на 40% по пределу текучести, существенно по удельным характеристикам прочности (sВ/d достигает23 км), что позволяет повысить весовую эффективность конструкции на 10–20% [1].
Сплав В96ц-3пч является высоколегированным сплавом (сумма главных компонентов Zn, Mg, Cu может достигнуть 12,5% по массе), он не прост при освоении полуфабрикатов в металлургическом производстве, начиная от отливки и гомогенизации крупногабаритных плоских слитков и заканчивая новыми многоступенчатыми режимами искусственного старения полуфабрикатов.
В91 (1913)
Применяется: для производства листов, прессованных профилей и штамповок; деталей авиационной техники, в том числе для гидросамолетов и экранопланов; строительных конструкций.
1915
Сплав 1915, сплав 1925 - является среднелегированным термически упрочняемым, свариваемым сплавом системы Al - Zn - Mg и при определенных условиях может успешно применяться в конструкциях вместо свариваемого сплава АМг6, который уступает сплаву 1915 по прочностным характеристикам, особенно по пределу текучести. Сплав обладает хорошей устойчивостью против коррозии. 1925 применяется в виде профилей и труб для изготовления различных несварных конструкций в строительстве, машиностроении. Сплав обладает удовлетворительной коррозионной стойкостью, более высокой, чем сплав Д1. Сплавы 1915 и 1925 хорошо деформируются в горячем и холодном состояниях. Температурный интервал горячей деформации находится в пределах 350-480 ° C. К важным достоинствам этих сплавов является возможность прессования профилей и труб с высокими скоростями истечения до 15-30 м/мин. Это выше допустимых при прессовании сплавов Д1, Амг6 в 5-10 раз. Сплавы 1915 и 1925 являются самозакаливаемыми, т.е. их прочностные характеристики мало зависят от вида закалочной среды (вода, воздух). В результате этого прессования профили с толщиной полки до 10 мм можно не подвергать закалке, т.к. охлаждение их после прессования на воздухе дает почти такую же структуру и такие же свойства, что и закалка в воде после нагрева в закалочных печах. Указанные сплавы упрочняются в процессе старения, как при комнатной, так и при повышенных температурах. Режим упрочняющей термообработки - закалка 450 + 10 ° C в воде и естественное старение не менее 30 суток или искусственное старение по режимам 100 ° C, 242+160 ° C 10 ч.
Широко применяют деформируемые алюминиевые сплавы, не упрочняемые термической обработкой. К ним относятся сплавы систем Аl - Mg (АМг) и Аl - Мn(АМц). В сплавах АМц содержится 1 - 1,6% марганца. В сплавах АМг содержится 2 - 6 % магния. Содержание Mg обозначено в марке сплава, например АМгб (6 % Mg). Эта группа сплавов обладает прекрасными технологическими свойствами. Они хорошо
Высокопрочные алюминиевые сплавы на основе системы Аl — Zn — Mg — Си (В95 и др.) обладают высокой прочностью и пониженной пластичностью.
В настоящее время получены новые высокопрочные сплавы, где впервые в мировой практике вместо марганца и хрома был введен цирконий, что позволило улучшить прокаливаемость и повысить пластичность высокопрочных сплавов. Среди сплавов с цирконием самый прочный сплав на основе алюминия—В96Ц-1.
-
Принцип легирования высокопрочных алюминиевых сплавов.
В процессе разработки композиций алюминиевых сплавов использовали:
- дополнительное легирование элементами анти-рекристаллизаторами
Mn, Cr, Ti Zr Sc, Zr+Sc
и элементами, участвующими в создании упрочняющих метастабильных фаз, Li и Ag;
- оптимизацию соотношения концентраций основных легирующих элементов Zn:Mg, Cu:Mg, Si:Mg;
- повышение чистоты по примесям Fe и Si (не более 0,05 %).
Zn, Mg и Cu образуют с алюминием и между собой твердые растворы и различные металлические соединения — MgZn2, S(Al2CuMg), T(Mg4Zn3Al3), играющие большую роль в упрочнении сплава при его термической обработке. В сплавах данного типа особенно важной является фаза T, находящаяся в равновесии с твердым раствором а. Марганец и хром усиливают эффект старения, повышают коррозионную стойкость сплава; марганец, кроме того, способствует получению мелкозернистой структуры, затрудняет выделение металлических фаз по границам зерен твердого раствора, а также несколько повышает прочность сплава; при этом особенно повышается прочность прессованных изделий, что характеризует так называемый «пресс-эффект». Пресс-зффект связывают с выделением мелкодисперсных частиц марганцовистой фазы или образованием блоков внутри зерен твердого раствора.
Максимальные значения прочности полуфабрикатов из сплавов на основе системы Al—Zn—Mg—Си достигаются при температурах закалки 460—475°С с последующим искусственным старением. Режимы старения: сплава В93 — ступенчатый (120°С — 3 ч + 165°С — 4 ч); сплава В94 — ступенчатый (100° С — 3 ч + 165°С — 3 ч); сплава B95— плакированные листы — 120°С 24 ч; сплавов В95 — неплакированные полуфабрикаты, В96, В96ц — 135-145°С в течение 16 ч или ступенчатый (120°С — 3 ч + 160°С — 3 ч).
Сплавы на основе системы Al—Zn—Mg—Си обладают высокой прочностью и пониженной пластичностью. Чувствительны к надрезам. в закаленном и искусственно состаренном состоянии, отличаются удовлетворительной общей коррозионной стойкостью, однако склонны к коррозионному растрескиванию под напряжением (в особенности сплавы В96 и В96ц). Коррозионная стойкость естественно состаренных сплавов неудовлетворительная. Детали из этих сплавов следует анодировать и защищать лакокрасочными покрытиями.
Недостатками сплавов типа В95 являются пониженная пластичность, повышенная чувствительность к концентрации напряжений, большая анизотропия свойств в поперечном и продольном направлении волокон и склоннюсть к коррозии под напряжением. Однако при правильной обработке, рациональном применении в конструкции и надлежащей защите от коррозии эти недостатки могут быть успешно устранены.
Сплав В95 хорошо сваривается точечной сваркой; сплавы В96 и В96ц удовлетворительно свариваются аргонодуговой сваркой. Пластичность сварного шва пониженная.
Все сплавы на основе системы Al—Zn—Mg—Си хорошо обрабатываются резанием.
Сплавы В93, В95, В96, В96ц применяют для изготовления нагруженных силовых деталей и конструкций в различных отраслях техники. Сплав В94 применяют для изготовления заклепок и заклепочной проволоки.
При длительной эксплуатации рабочие температуры изделий из сплавов на основе системы Al—Zn—Mg—Сu не должны превышать 100°С.
-
Уровень эксплуатационных характеристик высокопрочных алюминиевых сплавов
Эффективность применения алюминиевых сплавов в летательных аппаратах – снижение веса конструкции при обеспечении требуемого уровня свойств
Снижение веса конструкции обеспечивается за счет:
- повышения прочности сплавов,
- снижения плотности сплавов,
- широкое применение сварки
Наибольший эффект достигается за счет:
- повышения прочности сплавов пониженной плотности.
Повышение прочности сплавов достигается в результате:
-
разработки новых композиций сплавов и новых видов термической и термомеханической обработки с целью создания упрочняющих наноструктурных элементов;
-
применения интенсивной пластической деформации (ИПД) с целью формирования ультрамелкозернистой (наноразмерной) зеренной структуры.
-
Снижение плотности сплавов достигается в результате:
- легирования сплавов системы Al-Mg, Al-Cu, Al-Cu-Mg литием: 1% Li снижает удельный вес на 3% за счет своей плотности 0,56 г/см3 и повышает модуль упругости на 6%
В настоящее время алюминиевые сплавы остаются основным конструкционным материалом современной авиационной техники: в планере современного самолета на их долю приходится не менее 50%.
Как известно, важнейшим параметром современного самолета является так называемая весовая эффективность. Вес самолетов, вертолетов и космических аппаратов напрямую связан с уровнем прочности и плотности (удельным весом) применяемых конструкционных материалов, поэтому создание высокопрочных алюминиевых сплавов с В ≥ 600 МПа и алюминий-литиевых сплавов с плотностью, пониженной на 10-15% и повышенным на 8-10% модулем упругости по сравнению с традиционными конструкционными алюминиевыми сплавами, можно по праву считать прорывом в современном авиационном материаловедении.
Другой путь достижения весового эффекта в авиастроении заключается в замене клепаной конструкции на сварную, при которой заклепочные соединений в нахлест с герметизацией заменяются на сварку встык.
Отечественная и мировая практика показала, что широкое применение сварочных процессов при изготовлении конструктивных элементов самолета приведет не только к снижению веса, но и трудоемкости, что в свою очередь позволит снизить и стоимость изделий.
-
Виды термической обработки высокопрочных алюминиевых сплавов.
Закалка без полиморфного превращения — это термическая обработка, фиксирующая при более низкой температуре состояние сплава, свойственное ему при более высокой температуре. Закалка без полиморфного превращения применима к любым сплавам, в которых одна фаза полностью или частично растворяется в другой при высокой температуре.
СТАРЕНИЕ
Закаленный сплав находится в метастабильном состоянии и обладает повышенной свободной энергией, закаленный сплав стремится понизить свою свободную энергию, в результате чего твердый раствор распадается. Уже при комнатной температуре могут образовываться выделения из пересыщенного твердого раствора, однако в большинстве сплавов диффузионная подвижность атомов при комнатной температуре недостаточна, чтобы распад раствора прошел в необходимой степени за приемлемое время. Поэтому для изменения структуры и свойств закаленный сплав нагревают - подвергают старению (отпуску).
Главным процессом при старении и отпуске большинства закаленных промышленных сплавов является распад метастабильного твердого раствора. Так как распад пересыщенного раствора является диффузионным процессом, то степень распада, тип выделений из раствора, их дисперсность, форма и другие структурные характеристики зависят от температуры и продолжительности старения и, конечно, от природы сплава, его химического состава по основным компонентам.
Ступенчатое старение
Старение с выдержкой сначала при одной, а затем при другой температуре называют ступенчатым. Как правило, температуру первой ступени выбирают ниже, чем второй. Основная цель двухступенчатого (двойного) старения - создать большое число центров выделений на низкотемпературной ступени, когда пересыщенность твердого раствора велика, а затем на высокотемпературной ступени получить необходимую степень распада раствора и оптимальный размер выделений. В результате достигаются более высокая плотность и однородность распределения выделений, чем это возможно при одноступенчатом старении при повышенной температуре.
-
Системы легирования и номенклатура алюминиевых сплавов, температурный диапазон их применения.
Алюминиевые деформируемые сплавы различных систем легирования
-
Термически неупрочняемые сплавы : Al-Mn, Al-Mg
-
Сплавы повышенной пластичности: Al-Mg-Si, Al-Mg-Si-Cu
-
Конструкционные и жаропрочные сплавы с медью и магнием: Al-Cu-Mg, Al-Cu-Mg-Fe-Ni
- Высокопрочные сплавы с цинком, магнием и медью: Al-Zn-Mg-Cu
-
Ковочные сплавы: Al-Cu-Mg-Si, Al-Zn-Mg-Cu
-
Свариваемые термически упрочняемые сплавы с цинком и магнием: Al-Zn-Mg
-
Криогенные и жаропрочные свариваемые сплавы с медью и марганцем: Al-Cu-Mn
-
Сплавы алюминий-литиевые, пониженной плотности (Al-Li-Mg, Al-Li-Cu, Al-Li-Mg-Cu): конструкционные, высокопрочные, жаропрочные и криогенные, свариваемые
-
АК4-1 может применятся в конструкциях, работающих при температуре до 250°С
-
В95 для применения в конструкциях, работающих при температуре не выше 120°С
-
Д1, Д1П, Д16, Д16П до 200°С
-
Для работы при отрицательных (низких) и криогенных температурах -153 ℃, являются сплавы 1100, 2014, 2024, 2090, 2219, 3003, 5083, 5456, 6061, 7005 и 7039
-
Д19 — до 250°С.
-
АК8 используют для изготовления нагруженных конструкций, работающих длительное время при температуре до 100°С (подмоторные рамы, бандажи колес железнодорожных вагонов, лопасти винтов вертолетов и т. п.).
-
БД 17 обладает средней прочностью при нормальной температуре и высокой прочностью при 200—250°С
-
Д20 имеет относительно высокие прочностные характеристики при 200-З00 °С.
-
АК4 и АК4н1 применяют для кованых и штампованных деталей, работающих при температурах до 250°С.
-
1350 (АД35) от -70 до +50
-
1341 (АВ) от -70 до +50
Система |
Марка |
Al-Li-Cu-Mg |
1430 |
Al-Mg |
1510 (АМг1) |
Al-Cu-Mg |
1101 (Д1) |
1440 |
1520 (АМг2) |
||
(Д1ч) |
1441 |
1530 (АМг3) |
|||
1160 (Д16) |
|
1540 (АМг4) |
|||
(Д16ч) |
Al-Mg-Si |
1310 (АД31) |
1550 (АМг5) |
||
1190 (Д19) |
1330 (АД33) |
1560 (АМг6) |
|||
1180 (Д18) |
1350 (АД35) |
1561 (АМг61) |
|||
Al-Cu-Mg-Ni |
1141 (АК4-1) |
1341 (АВ) |
Al-Zn-Mg-Cu |
1913 |
|
(АК4-1ч) |
|
1930 (В93) |
|||
1143(АК4-2) |
1933 |
||||
Al-Cu-Mn |
1200 (Д20) |
1950 (В95) |
|||
1201 |
Al-Li-Cu |
1450 |
(В95пч) |
||
1210 (Д21) |
1451 |
(В95оч) |
|||
Al-Li-Cu-Mn-Cd |
1230 (ВАД23) |
1460 |
1973 |
||
Al-Si-Mg-Cu |
1370 (АД37) |
1461 |
В96Ц |
||
Al-Cu-Si-Mg |
1380 (АК8) |
|
В96Ц-3 |
-
Сплавы на основе интерметаллидов титан – алюминий. Сравнительные характеристики отечественных и зарубежных аналогов.
К интерметаллидным сплавам относят сплавы на основе упорядоченного интерметаллидного соединения с фиксированным соотношением компонентов.
Создание отечественных интерметаллидных сплавов, в отличие от зарубежных, ведется по пути исключения бора из состава легирующих элементов. Считается что введение бора приводит к снижению пластичности сплава в интервале температур 300-850 С за счет формирования борсодержащих эвтектик с пониженной температурой плавления. Отечественные сплавы имеют более сложный химический состав, по сравнению с зарубежными, и содержат некоторое количество тяжелых тугоплавких элементов (W, Re, Ta), что приближает их к современным жаропрочным никелевым сплавам. Введение таких элементов способствует повышению кратковременной прочности и сопротивления ползучести при температурах свыше 1000 С.
Данные сплавы считаются привлекательными для применения в авиационной промышленности, что обусловлено их низкой плотностью, высокой температурой плавления, высокой удельной прочностью и пластичностью.