Файл: Корпоративная культура в организации (Сущность корпоративной культуры и ее функции).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 502

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- распорядок дня, его продолжительность, сверхурочные работы, замены;

- вопросы относительно того где и что взять, у кого попросить помощи;

- правила поведения при авариях, при пожаре, правила ТБ, гигиены, организация труда и отдыха, приема пищи;

- порядок личных телефонных разговоров;

- осмотр подразделения, комнат отдыха, мест для курения, разных специальных служб;

- знакомство с новыми коллегами по работе.

В процессе индивидуального введения в должность руководитель поздравляет нового сотрудника с началом работы, представляет человека коллективу, знакомит с подразделением и обстановкой в нем, детально излагает требования (неписанные – в том числе), сообщает о трудностях, которые могут встречаться в работе. Обязательно называются коллеги, у которых – трудный характер, а также те лица, которые всегда готовы прийти на помощь, поделиться дельными советами.

Руководитель подразделения ООО «ВВМТранс» проводит инструктаж, контроль над первыми шагами нового работника, определяет его слабые и сильные стороны подготовки, всесторонне помогает адаптироваться на новом месте.

Оценку деятельности работников осуществляет лично менеджер ООО «ВВМТранс». Оценивая сотрудников данной компании, формируется лист оценки деятельности, особенностей личностных качеств работника. Примером контрольного листа являются сведения в таблице 2.

Таблица 2

Оценка деятельности и личностных качеств работника

Оцениваемые показатели

Уровни оценок

1

2

3

4

5

Результаты деятельности

Качество работы

Профессионализм

Данные психодиагностики:

- нервно – психическая устойчивость

- эмоциональная устойчивость

- психические процессы (мышление)

- склонность к риску

- волевой самоконтроль

- поведение при конфликтной ситуации

- способность к самоконтролю

- уровень интеллектуального развития

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Здесь проставляется знак + в той или иной графе. В конечном итоге подсчитывается средний балл. Аттестуемый специалист ставит на листе свою подпись. Таким образом, на основании примера оценки средний балл составляет (3,7), что есть примером хороших личностных качеств нового сотрудника. Отметим, что в сложившихся условиях хозяйствования оценка должна быть объективной, компетентной, так как от ее показателя существенно зависит способность работников справляться с задачами, обязанностями, которые на них возлагаются при работе.


Для разработки оперативного плана с персоналом, с помощью специальных анкет собираются следующие данные:

- сведения о постоянном составе персонала (ФИО, место проживания, возраст, дата вступления на новую должность);

- сведения о структуре персонала (квалификационный уровень, половая и возрастная характеристика);

- удельный вес служащих, рабочих, квалифицированных специалистов, инвалидов и так далее;

- степень текучести кадров;

- данные о потере времени при простое, по причине болезни;

- сведения о продолжительности рабочего дня (частичная или полная занятость, работа в ночную смену или дневную смену, длительность отпусков);

- зарплата руководства и служащих (структура зарплаты, дополнительная зарплата, оплата по тарифу и сверх тарифа);

- сведения о социальных услугах, которые предоставляются правовыми и государственными компаниями (затраты на социальные нужды, выделяемые по Закону, тарифные договоры).

Предприятие ООО «ВВМТранс» использует оплату труда как важнейшее средство материального стимулирования добросовестной работы персонала.

На предприятии установлены следующие системы оплаты труда:

- повременно-премиальная;

- коллективный подряд;

- нормативная повременно-премиальная.

Тарифные ставки рабочим и должностные оклады руководителям, специалистам и служащим предприятия устанавливаются в соответствии с разработанным на предприятии «Положением об оплате труда работников ООО «ВВМТранс».

Надбавки за профессиональное мастерство, доплаты за руководство бригадой (сменой) рабочим устанавливаются в размерах согласно таблицы 3.

Таблица 3

Размеры надбавок за профессиональное мастерство

Квалификационный разряд

Размеры надбавок в % к тарифной ставке до:

8

12

16

20

24

28

32

36

40

44

48

II

+

III

+

+

+

IV

+

+

+

+

+

V

+

+

+

+

+

+

+

VI

+

+

+

+

+

+

+

+

+

VII

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

VIII

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+


Доплаты за условия труда рабочим и служащим устанавливаются за работу в условиях, имеющих отклонения от нормальных, в размерах согласно данных таблицы 4.

Таблица 4

Размеры доплат за руководство бригадой

Вид доплаты

Размеры доплат в % от минимальной заработной платы при явочной (плановой) численности рабочих в бригаде (смене) до:

До 5 чел. (вкл.)

Св. 5 до 10 чел. (вкл.)

Св. 10 до 15 чел. (вкл.)

Свыше 15 чел.

Бригадиру

15

20

30

40

Старшему рабочему

8

10

15

20

За работу в ночное время (с 22-00 до 6-00) работникам начисляется доплата в размере 40% тарифной ставки (оклада) за каждый час работы в ночное время.

Работа в сверхурочное время, выходной и нерабочий праздничный день оплачивается в соответствии с Трудовым кодексом РФ. Работникам, за исключением работников, получающих оклад, за нерабочие праздничные дни, в которые они привлекались к работе, выплачивается вознаграждение из расчета минимального размера оплаты труда на предприятии.

Основным рабочим устанавливаются надбавки за стаж работы на предприятии в размерах, указанных в таблице 5.

Таблица 5

Надбавка за стаж работы на предприятии

Время выплат надбавок

До 2 лет

После 2 лет

После 3 лет

После 4 лет

После 5 лет и более

Размер надбавок, %

15

20

25

30

35

Конкретному работнику размер индивидуальной надбавки может устанавливаться в пределах до 150% от размера должностного оклада.

Уровень премиальной части заработной платы определяется в процентах:

- у работающих по сдельной форме оплаты труда от сдельной части;

- у работающих по повременной форме оплаты труда от повременной части (тариф (оклад), доплата за условия труда, надбавки за профессиональное мастерство).

В качестве обязательных условий премирования выступают следующие условия: отсутствие замечаний, которые связаны с осуществлением индивидуальных заданий (все задания должны выполняться с высоким качеством, в установленные сроки); не допускается производственный брак; отсутствие замечаний по производственной и трудовой дисциплине; оперативное выполнение срочных, непредвиденных работ; выполнение норм выработки; недопущение неэкономного расходования сырья, электроэнергии, материалов, прочих ресурсов; соблюдение правил ТБ и эксплуатации оборудования; недопущение потерь рабочего времени по вине сотрудника; недопущение выхода из строя оборудования, порчи инструмента, материалов, прочих материальных ценностей. Если выполняется одно или несколько условий, о которых сказано ранее, то премия, которая начисляется сотруднику за основной и дополнительный показатель премирования, снижается на 50 и больше процентов. В крайнем случае, можно вообще лишиться премии.


Конкретному работнику максимальный уровень премиальной части заработной платы размер не может превышать 150% ее повременной части.

В качестве социально-психологических методов стимулирования персонала на предприятии ООО «ВВМТранс» используются следующие:

1. Социальные гарантии и льготы работникам предприятия.

Работникам предприятия на основании их личных заявлений оказывается единовременная материальная помощь в следующих случаях:

- при первом вступлении в брак;

- при рождении первого ребенка (одному из родителей).

Работники предприятия освобождаются от работы с сохранением средней заработной платы сроком на 5 календарных дней в следующих случаях:

- бракосочетание (при первом вступлении в брак);

- в случае кончины: мужа, жены; родителей; родителей супругов; детей; родного брата, родной сестры.

- когда работник становится жертвой пожара, стихийного бедствия.

Работникам также предоставляется:

- один день освобождения от работы с сохранением 50% средней заработной платы для отцов на день выписки жены и ребенка из роддома;

- один день 1 сентября освобождения от работы с сохранением 50% средней заработной платы отцам (опекунам) детей, поступающих в первый класс.

Юбилейными на предприятии принято считать следующие даты:

- 50 и 55 лет со дня рождения для женщин;

- 50 и 60 лет со дня рождения для мужчин.

В честь юбилейных дат работникам в зависимости от стажа работы на предприятии, в том числе при увольнении выплачивается поощрение в размере от 5 до 15% постоянной части оплаты труда.

Предприятие обеспечивает новогодними подарками детей всех работников.

2. Социальное обслуживание работников.

В целях обеспечения работников культурными и спортивно-оздоровительными мероприятиями предприятие обеспечивает финансирование профессиональных праздников, юбилейных дат, культурно-массовых и спортивно-оздоровительных мероприятий в размере 0,15% от фактического годового фонда оплаты труда.

Так как престиж работы в организации может выступать ключевым принципом выбора места работы, то возможно сокращение затрат на заработную плату работников при сильном HR-бренде.
В целостной модели HR-бренда Бакхауса и Тику виден план корреляции бренда и его целей (рис. 1)
Рисунок 1. Модель HR-бренда Бакхаус и Тику
Данная схема показывает базисные взаимосвязи между задачами, методами и результатами брендинга в организации. Вследствие увеличения влияния корпоративных брендов, за счет которых возрастает балансовая стоимость материальных активов, образуется репутационный капитал, который составляет разницу между номинальной и рыночной стоимостью компании. Благодаря репутации организация имеет возможность увеличивать число привлеченных специалистов и сохранять профессионалов даже в кризисных ситуациях.
При обозрении всех целей можно добавить, что HR-брендинг в организации является эффективным, когда он направлен на создание привлекательного образа компании на рынке труда для сотрудников и престижного и популярного места трудоустройства. Также он влияет на улучшение корпоративной репутации и делового имиджа компании.
Принято выделять два вида HR-бренда: внешний и внутренний,­ каждый из которых направлен на определенные сферы по управления человеческими ресурсами (Табл. 1):
Таблица 1
Сферы управления человеческими ресурсами
Внешний HR-бренд
Внутренний HR-бренд
Привлечение квалифицированных и талантливых работников;
Создание располагающего к себе образа предприятия как работодателя на рынке труда;
Создание элитного рабочего места;
Модернизация корпоративного образа компании как работодателя;
Удержание ценных работников и топ-менеджеров;
Повышение лояльность сотрудников;
Снижение текучести кадров;
Понижение материальных и временных затрат на подбор, отбор, обучение и адаптацию сотрудников;
Целевой группой внутреннего HR-брендинга являются сотрудники организации, с которых следует начинать программу HR-брендинга. При помощь опросников, тестов и т. д. Выявляется степень удовлетворенности сотрудников организации и главные факторы удержания персонала. С помощью анализа, можно увидеть проблемные зоны, которые нужно скорректировать, такие как система адаптации, обучения, мотивации и т. д. Внешняя составля��щая включает в себя потенциальных работников.
Для проведения диагностики в организации по вопросам­ HR-брендинга, компании стоит пользоваться матрицей состояний HR-брендинга, которая представлена ниже на рисунке 2:
Рисунок 2. Матрица состояния HR-брендинга
Наиболее оптимальным является путь , так как компания занимается вначале внутренним HR-брендом, а потом уже внешним. Путь связан с большими затратами на внешний HR-брендинг.
При детальном рассмотрении можно выделить проблемные зоны у каждого квадрата:
Квадрат А. Компания обладает хорошо отлаженными процессами, отличается стабильностью персонала и высокой эффективность их труда. Однако, по данным характеристикам можно сделать вывод о низкой гибкости и инновационности. Таким организациям требуется новый «свежий» взгляд, более объективный по вопросам развития HR-бренда, так как он по всей видимости довольно слабо задействован. Именно поэтому профессионалы не хотят рисковать в вопросах выбора компании и с опаской относятся. Вследствие этого таким специалистам приходится платить гораздо больше для их интереса и удержания.
Квадрат В. Представляет собой идеальный вариант, в котором высокая эффективность труда, стабильность, лояльность персонала и привлечение и удержание лучших специалистов без дополнительных­ затрат.
Квадрат С. Наиболее слабый вариант развития HR-бренда в совокупности с низкой отлаженностью процессов. Таким компаниям характерны высокая текучесть, низкая лояльность, эффективность труда, невозможность привлечения и удержания ключевых специалистов. Очень высокие убытки.
Квадрат D. Характеризуется низкой эффективность труда, низкой лояльностью, высокой текучестью. При привлечении квалифицированного персонала за счет сильного внешнего HR-бренда, компания несет значительные убытки, но тем не менее не может их удержать.
Один из важнейшим факторов эффективного HR-бренда компании является психология взаимоотношений в коллективе для создания ее приверженцев и единомышленников. Формирование данной психологии осуществляется благодаря созданию ответственных взаимоотношений, атмосферы взаимопонимания и доверия в команде, наличия обратной связи. Только в подобной ситуации компанию может сохранить компетентный персонал с высоким уровнем лояльности.
Многие специалисты в области маркетинга считают, персонал любой организации становится одним из важнейших способов донесения основных ценностей бренда до конечных потребителей, что непосредственно зависит от работы кадровой­ службы по построению коммуникаций. Посредством бренда потребитель контактирует с компанией, поэтому ценностная наполненность бренда играет ключевую роль. Бренд является базисом стратегии управления персоналом, что включает в себя бренд работодателя, потенциал бренда, товар и корпоративную культуру. Обязательным условием считается интеграция технологий ориентированных на сотрудников и инструментов бренд менеджмента для эффективного результата (рис. 3). Высокая производительность труда и рентабельность;
Высокая инициатива, творчество и инновации со стороны работников;
Увеличение количества откликов от профессионалов;
Высокий уровень лояльности и удовлетворенности клиентов;
Стабильность во время экономических спадов.
Одной из основных проблем связанных с HR-брендингом является непонимание сущности, областей, связанных с ним, разделение и несение ответственности исполнителей. Что ведет к тому, что тесное взаимодействие кадровой службы и отдела маркетинга является обязательным условием для успешной реализации и развития HR-бренда, однако это достаточно часто приводит к столкновениям интересов этих отделов, делегированию полномочий работникам, не связанных с данным вопросом, рассеиванию ответственности.
Помимо этого специалисты не всегда обращают внимание на рисковые области связанные с управлением человеческими ресурсами, в следствие чего стратегия бывает частично или полностью неправильно разработанной и распределение ресурсов не эффективным.
Как отдельную проблему можно выделить сосредоточение внимания специалистов только на внешнем или только на внутреннем HR-брендинге, что ведет к неполному­ и не системному принципу работы, что опять же приводит к неэффективным результатам.
Финансовые затраты могут в свою очередь отрицательно отразиться на HR-брендинге. При условии, что их недостаточно, то желаемый результат вероятно не сможет быть достигнут за назначенный период. При излишнем финансировании, компания может ухудшить свое финансовое положение и иметь необязательные затраты.
Для предотвращения этих проблемных ситуаций, многие компании проводят мониторинг деятельности по вопросам HR-брендинга для своевременного выявления кризисных областей и нахождения путей разрешения их. К тому же компании прибегают к методы широко информирования при помощь Интернет-ресурсов, периодических изданий, официального сайта и т. д. Это условие позволило добиться обратной связи путем принятия во внимание пожеланий сотрудников, клиентов, поставщиков и т. д.
Для создания бренда организации как работодателя возможно привлечение сторонних специалистов. В большинстве стран данные услуги активно развиваются, что позволяет добиться больших результатов быстрее, при меньших затратах и более объективно.
Разработка системы HR-бренда должно отвечать принципу сбалансированности и обязательно­ соответствовать принятой в организации стратегии, быть максимально гибкой и иметь большое число возможных механизмов воздействия.
Основные методы и инструменты управления HR
брендом организации
Для построение эффективной системы HR-бренда существует пять этапов:
Постановка целей с учетом HR-стратегии и выделение целевых групп, а также формирование бюджета и затрат. Задача привлечения новых специалистов актуальна не для всех компаний, в то время как развитие внутреннего HR-бренда является прерогативой большинства для создания максимально эффективной рабочей среды. Главное, при выделении целевых групп избегать обобщенных критериев, а использовать более конкретные для подбора наиболее подходящих людей. Вопрос бюджета и инвестиций должен быть продуман при учете ROI (возврат инвестиций), куда относятся затраты и прибыль. При работающем HR-бренде все первоначальные инвестиции окупаются быстро и дают возможность эффективно работать.
Аудит HR-бренда: внешние и внутренние исследования. Он проводится с целью обозначения актуального ценностного предложения работнику (EVP). Проведение исследования восприятия HR-бренда включает в себя интервью, опросные листы и т. д., хотя­ р��дко обходится без привлечения внешних провайдеров. Аудит требует как финансовых, так и временных затрат.
Разработка инновационной концепции. Формулирование EVP и тестирование для разных аудиторий. EVP – это набор преимуществ, которые отличают конкретного работодателя от другого, для предложения их работнику в обмен на его знания, навыки и время. Данный критерий строится на уникальности EVP, который многим компаниям сложно обозначить на уровне ценностей или условиях труда. Для формирования EVP специалисты консалтингового центра HeadHunter разработали ключевой список характеристик, которым должно соответствовать EVP:
Четкость формулировки;
Согласованность с бизнес- и HR-стратегией;
Уникальность показателей;
Отвечать реальной ситуации в организации;
Отвечать потребностям основных целевых аудиторий.
Тестирование на отдельных целевых аудиториях ведется для избегания дорогостоящей ошибки при реализации программы и понимания донесения и усвоения ценностей бренда сотрудниками.
Формирование стратегии продвижения и ключевых каналов. Для успешной реализации этого критерия необходимо выяснить на этапе аудита источники, которыми сотрудники чаще пользуются для­ общения и передачи информации и которым доверяют. Далее выбирается определенная коммуникационная кампания и комплекс мероприятий для внутреннего HR-брендинга и происходит взаимодействие организации с сотрудниками.
Оценка эффективности. Для многих компаний этот этап является проблемным, ведь измерение результатов определить зачастую сложно и нет определенных стандартов для всего HR-брендинга. В таком случае оценка может происходить на основании трех измерений:
Мнение соискателей (выбор желаемого места работы в рамках онлайн-исследования);
Мнение работников организации (удовлетворенность, лояльность и т. д.);
Оценка эффективности работы кадровой службы (анкетирование для определения уровня работы с персоналом, условий работы и возможностей для сотрудников).
Способами продвижения внешнего HR-бренда могут быть следующие:
Газеты (новостное информирование аудитории, размещение рекламных объявлений HR-бренда);
Журналы (профессиональное информирование аудитории, интервью, рекламные объявления);
Книги (презентация книги о HR-брендинге или участие в достижениях, обозначенных в отраслевой публицистике);
Телевидение (самый эффективный и оперативный способ,­ который включает прямую и косвенную рекламу);
Интернет (баннерная реклама, корпоративный сайт, участие в тематических форумах с высокой посещаемостью, адресная рассылка);
Радио (тематические передачи, интервью, HR-гимн для запоминания компании);
Промоакции (раздача буклетов);
Наружная реклама (стенды, плакаты, служебные автомобили);
Самопродвижение (слухи).
В 2014 г. компания Employer Brand International совместно с Консалтинговым центром HeadHunter провела исследование о развитии HR-брендинга в мире. Исследование включало более 1100 компаний из 19 стран. Из опроса видно, что 70% организаций собираются в 2015 г. увеличить (38%) или сохранить на существующем уровне (32%) бюджет на программы в сфере HR-брендинга. Уровень финансирования в России сохраняется на том же уровне по словам 41% HR-менеджеров.
На рис. 4. Меры по укреплению HR-бренда видны актуальные на 2014 г. данные по используемым методам среди опрошенных компаний. При сравнение данных показателей с показателями 2011 г. Можно увидеть два значительных изменения: увеличение показателя социальных медиа с 44% в 2011 г. до 58% в 2014 и появление мобильного сайта или приложения с рейтингом в 21%. При­ первичном запуске подобного приложения компанией Adidas на рынке для IPhone менее чем за одну неделю более 7000 пользователей скачали данное приложение. На сегодняшний день на сайт hh.ru примерно половина пользователей заходит с помощью Рисунок 4. Меры по укреплению HR-бренда
мобильных устройств, хотя в 2011 г. их число составляло всего 3,5%.
В данном исследовании также были приведены основные показатели оценки эффективности финансирования HR-брендинга на рис. 5. Показатели вовлеченности сотрудников и места организации в рейтингах работодателей имели самый высокий прирост по сравнению с 2011 г., когда показатель вовлеченности составлял 33%, а другой 14%. Значение текучести персонала и стоимости закрытия вакансии лидируют по использованию в России.
Рисунок 5. Ключевые показатели для оценки эффективности финансирования в HR-брендинг
На приведенном выше рисунке 6 видны полученные результаты организаций, применивших измеримые показатели эффективности. Сильных изменений по сравнению с 2011 г. на диаграмме нет, за исключением категории признание лучшего работодателя, которая выросла на 11%.
Рисунок 6. Преимущества от HR-брендинговой программы
Обобщая, можно сказать,­ что HR-брендинг является трудоемким процессом, который требует тщательно отобранных инструментов и мер в соответствии с HR-стратегий и детальным изучением целевых групп. При выработки концепции HR-бренда специалисты обращают повышенное внимание на отдельные акценты, способы, формы и каналы передачи информации. По данным исследования Employer Brand Interanаtional сегментирование целевых аудиторий является следующей ступенью для более качественного HR-брендинга, что отражается в различиях выбранных различными группами людей. Например, возможность гибкого графика является в шесть раз менее важным фактором для мужчин, нежели для женщин. Получение возможности испытывать праздник, приходя на работу и наличие веселой атмосферы является в три раза более востребованным фактором среди молодой аудитории, нежели для работников старше 50 лет.
Исходя из данных этого исследования, понятно, что HR-брендинг не может отвечать принципу универсальности, поэтому сохранение и развитие определенных составляющих для каждой целевой группы в отдельности ведет к самому эффективному способу удовлетворения потребностей персонала и кандидатов. Что позволяет значительно увеличить отсев неэффективных для­ данной работы кандидатов и найти мотивированных работников, что составляет качественность подбора в организации.
Арькова Т. Ю. в своей статье привела обобщенную таблицу, основанную на целях и инструментах HR-брендинга для достижения эффективных результатов (Рис. 7).
Рисунок 7. Цели и инструменты HR-брендинга в организации
Социальные медиа являются на сегодняшний день ключевой возможностью для многих компаний для укрепления своего HR-бренда, как уже отображалось раннее в Диаграмме 1. По результатам исследования Burson-Marsteller около 50% из списка организаций «Fortune 100» имеют аккаунт в Twitter, а по исследованию Financial Insite 38% компаний ведут корпоративный блог. Эти данные показывают зависимость репутаций многих компаний от быстро изменяющей онлайн рейтингов и мнений, так как их рост популярности в социальных СМИ не поддается четкому контролю.
Исходя из данных опроса агентства Right Management количество кандидатов, просматривающих социальные сети при выборе места работы значительно выросло. 31% опрошенных постоянно используют социальные СМИ для оценки и составления мнения о потенциальном работодателе, возможности карьерного роста и взаимоотношений­ в коллективе. Именно из-за этого нацеленность программ HR-бренда особенно по работе с молодыми специалистами должна быть и на социальные медиа.
Для определенных компаний создание аккаунтов на площадках социальных СМИ позволило увидеть проблемные зоны. И хотя контролировать весь поток информации, проходящий в социальных сетях не представляется возможным, участие в дискуссиях в режиме онлайн позволяет компаниям сохранять свой имидж и репутацию. Так например, директор по подбору студентов и выпускников в Ernst&Young Блэк Д. отмечает, что благодаря корпоративной странице на Facebook он может отслеживать появление слухов и критику.
Социальные СМИ предполагают открытость и достоверность. Большинство кандидатов пользуются ими для изучения жизни в компании изнутри. Несомненно выигрывают организации, где существует собственное онлайн-пространство, предназначенное для обсуждения опыта работы в них.
Выводы: мировые компании развивают направление HR-брендинга более 20 лет, в то время как на российском рынке он существует около 10. Основные понятия, цели и методы ведения HR-брендинга определены, однако не многие организации имеют сильную брендовую программу. Развитие и укрепление­ позиций HR-бренда позволяет компаниям снижать затраты на персонал и увеличить лояльность сотрудников, их мотивацию для работы в конкретной компании. Формирование политики HR-брендинга направлено на создание положительного образа и имиджа компании как работодателя для привлечения и удержания ценных специалистов. Поэтому HR-брендинга на сегодняшний день является одной из важнейших составляющих деятельности любой организации. Развитие HR-брендинга проходит в двух областях: внешней и внутренней, где превалирует эффективность последней.



Глава 3. АНАЛИЗ ОТЕЧЕСТВЕННОГО И ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА HR БРЕНДИНГА В ОРГАНИЗАЦИИ


3.1. Передовой опыт российских компаний в области HR-
брендинга


В апреле 2013 г. было проведено онлайн исследование среди топ-менеджеров различных компаний в России для выяснения необходимости внедрения и развития HR-брендинга в организациях. По данным агентства «Контакт» около 70% респондентов занимаются изучением данной области, 42% из которых, уже начали ее вводить в компанию, что говорит о том, что HR-брендинг становится одной из областей внимания специалистов в России.
Одной из задач данного эксперимента стало выяснение сфер затрат планируемых­ к уменьшению при проведении HR-брендинга, которыми стали следующие:
Набор персонала на работу (90% респондентов);
Заработная плата (40% опрошенных);
Привлечение и удержание персонала (35%);
Уровень текучести (10%).
При полной и структурированной политики в сфере HR-брендинга данных сокращений вполне возможно добиться в краткосрочной перспективе.
По итогам второго международного исследования по теме HR-брендинга, проведенного компанией Employer Branding Institute в 2013 г., в котором приняли участие 231 российская организация из 1700 компаний, 25% российских работодателей занимаются вопросами HR-брендинга, что повысилось в два раза к 2014 году и приблизилось к уровню США и Австралии. По данным на 2011-2012 г. 33% организаций планировали увеличить финансирование программ HR-брендинга и 30% не уменьшать свои инвестиции.
Главным отличием HR-брендинга в России является большая заинтересованность руководителей в этой сфере, нежели кадровых служб. В США и Великобритании HR-брендинг составляет часть стратегии компании, в которых упор делается на три составлявшие: «продукт», «услуга», «люди», что в совокупности определяет успех бренда.
По­ данным опроса компанией HeadHunter, проведенного с 11 по 29 марта 2013 г. на основе 493 организаций в России, 58% компаний занимаются вопросами HR-брендинга, из которых 74% отметили значительные улучшения, которые представленной ниже на рис. 8:
Рисунок 8 . Улучшения после введения системы HR-бренда
Увеличение количества откликов в компаниях, где применяют программу HR-бренда составило 301%. Количество качественных резюме выросло в 2,3 раза, столько же составил рост предложений по рекомендациям от сотрудников, а сокращение времени на закрытие вакансии составило 36%. Текучесть персонала сократилась в 2 раза, в то время как количество работников, успешно прошедших испытательный срок составило в 1,2 раза больше.
Основным препятствием для осуществления программ HR-бренда является отсутствие бюджетов (47%). На втором месте отсутствие временных ресурсов (36%). 20% компаний не заинтересованы во внедрении системы HR-бренда.
При рассмотрении существующей ситуации на рынке труда в России, можно увидеть, что основные препятствия появляются вследствие социально-демографического кризиса. Это происходит из-за некоторых критериев:
Сокращение населения трудоспособного­ возраста на 4 млн. человек по данным Минтруда РФ к 2016 г., что ведет к сокращение уровня занятости в экономике на 1,2 млн.;
Снижение качества образования;
Снижение количества обучающихся по программам высшего профессионального образования.
В то же время происходит повышенный спрос на профессиональных менеджеров, а их удержание становится проблемой. Наложение этого на не очень высокий уровень безработицы составляющий 5,8% на 2016 г., ведет к увеличению борьбы за кадры. Именно в такой ситуации имея сильный HR-бренд компании могут привлечь и сохранить специалистов.
Проекты по работе с молодежью становятся особенно популярны. Из-за этого многим организациям пришлось менять формат рабочей среды и графиков. Современное поколение Y ждет относительной свободы и гибкости от работодателей, для чего вводятся свободные графики и быстрые программы адаптации.
Помимо проектов с молодежью актуальными становятся программы связанные с эмоциональной вовлеченностью работников благодаря корпоративным акциям и творческим инициативам. Замена социальных программ и благотворительных мероприятий внутренними хобби работников положительно сказалась и проявилась в организации театров,­ фотовыставок и т. д.
В числе последних тенденций выделяется сокращение затрат на образование в крупных городах России, и наоборот увеличение потребность в обучении в регионах, при сохранение бюджета на программы по HR-бренду организаций. Что ведет к рост изучения практической составляющей в мегаполисах, а не теоретической. В дополнение к этому происходит увеличение автоматизации производств, а также поворот в технологическую сферу в области HR-брендинга.
В условиях складывающейся экономической ситуации на рынке в России бренд работодателя играет роль в поиске, подборе и удержании лучших специалистов. Привлечение качественной аудитории соискателей только благодаря материальной составляющей более не является важнейшим факторов. Современные кандидаты помимо заработной платы обращают внимание на отзывы о компании, как о работодателе, на атмосферу в организации, цели организации, прозрачность ее системы и т. д. Число направлений по развитию HR-бренда представлено на рис. 9.
Рисунок 9. Направления по развитию HR-бренда
В России существует «Премия HR-бренд», проводимая HeadHunter group, которая осуществляет признание лучших HR-практик на российском рынке и распространение­ опыта, идей, подходов в профессиональной среде HR-менеджмента. Оценка проводится компанией с трех сторон: оценка соискателей, оценка сотрудников, оценка HR-отдела, что позволяет точнее определить место компании в рейтинге работодателей. Ниже представлен рейтинг работодателей с 2013 по 2015 год (Табл. 2).