Файл: Игра как метод воспитания ( Понятие игры в отечественной психолого-педагогической литературе).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 232
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ К ПОНЯТИЮ ИГРЫ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1. Понятие игры в зарубежной психолого-педагогической литературе
1.2. Понятие игры в отечественной психолого-педагогической литературе
ГЛАВА 2. ПОНИМАНИЯ МЕСТА РАЗВИВАЮЩЕЙ ИГРЫ В ШИРОКОМ РЯДУ ДЕТСКИХ ИГР
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Игра является одним из главных видов деятельности детей в дошкольный период жизни. В процессе игры происходит формирование детского интеллекта, психики, коммуникативных умений и навыков. Играя, дети познают окружающий мир, учатся общаться между собой и взаимодействовать со взрослыми. В процессе игровой деятельности существует уникальная возможность у ее участников «придумать» сюжет, распределить роли, договориться о правилах взаимодействия.
Впервые интерес к обозначенной теме проявился еще в период античности. А именно, Афинская философская школа, представленная по данному вопросу трудами Платона и Аристотеля, принимала под игрой известный праздничный ритуал, имеющий своей целью «…снискать милость богов и проживать согласно свойствам … природы…»
Игры пользуются значительным спросом в педагогической практике, это обозначено Т.М. Михайленко: «Игра – важнейшее средство воспитания школьников. Каждый вид игр помогает в развитии ребенка, как здорового человека, так и здоровой личности. При правильном подборе игр можно спланировать и создать условия для нормального развития и социализации ребенка».
В процессе широкого применения игр как педагогического метода, все больше внимания, стало уделяться вычленению и исследованию характеристик этого метода, которые облегчают познавательное развитие. Актуализировалась идея разработки эдакой игры, которая бы прямо способствовала достижению какого-то конкретного педагогического эффекта. Так, планомерно из огромного массива разнообразных детских игр, все еще развивающих, навыки, умения и способности ребенка, выделилась в отдельное направление игра, четко сфокусированная на развитие именно интеллекта ребенка и способности его к креативному мышлению.
Все вышеуказанные типологии отражают всю огромную многоликость и разнонаправленность детских игр, их базовые характеристики. Данное разнообразие детерминировано природным образом: игра есть ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Именно этим обуславливается научный и прикладной интерес к игре как к уникальному инструменту развития ребенка.
На основе проведенного разбора феномена игры в психолого-педагогической теории и практике, должно констатировать, что игра в целом представляет собой метод, средство и форму организации педагогического воздействия на ребенка дошкольного возраста в условиях господствующей и естественно комфортной для ребенка деятельности. В курсовой работе под развивающей игрой понимается средство педагогического взаимодействия. В свою очередь средство педагогического взаимодействия трактуется как безукоризненное средство: «орудие освоения культурного наследия, новых культурных ценностей», которое предполагает использование уже изученного знания в качестве способа «рассуждения, доказательства, расчета, запоминания и понимания для усвоения новых знаний, развития эмоциональной, волевой и интеллектуальной сфер личности» ребенка старшего дошкольного возраста.
Резюмируя отмеченное выше, можно выработать вывод, что приведенные игры, воздействуя на зоны как актуального, так и ближайшего развития, дидактически содержательны и в основном системны в процессе формирования психических функций, интеллекта, конкретных умений и навыков ребенка. Тем не менее, они не учитывают потенциал гуманитарных знаний, последовательное усвоение которых (по крайней мере первичное с ними знакомство) как способствует расширению кругозора и приобщению, в той или другой степени, к мировой и отечественной культуре, что уже само по себе является ценным для становления личности, так может и надлежит являться проводником для системного развития ребенка по направлениям, уже отмеченным выше.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Конвенция о правах ребенка // Сборник международных договоров СССР. – М.: Междунар. отношения, 1993. – Вып. № XLVI. – 496 с. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959/?frame=1 (дата обра-щения: 08.04.2020).
- Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: приказ Минобрнауки Рос. Федерации от 17 окт. 2013 г. №1155 г. Москва // – Российская газета. – 2013. – 25 нояб. – URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения: 07.04.2020).
Аристотель. Политика // Аристотель. Соч.: в 4 т. – М.: Мысль, 1983. – Т. 4. – С. 376–644.
- Бакмансурова А.Б. Концепт «азартная игра» в эпоху Средневековья (на материале средневерхненемецкого) / А.Б. Бакмансурова // Молодой ученый. – М.: Молодой ученый, 2011. – №12. Т. 1.
- Берн Э. Игры, в которые играют люди / Э. Берн. – М.: Бомбора, 2020. – 600 с.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. – М.: Педагогика, 1989. – 192 с.
- Вундт В. Этика: Факты нравственной жизни. Философские системы морали / В. Вундт. – М.: Либроком, 2011. – 456 с
- Выготский Л.С. Вопросы теории и истории психологии / Л.С. Выготский // Собр. соч.: в 6 т. / [под. ред. А.Р. Лурии, М.Г. Ярошевского]. – М.: Педагогика. – 1982. – Т. 1. – 488 с.
- Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребёнка / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. – М.: Школа-Пресс, 1966. – № 6. – С. 74-75.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. М.: Педагогика-Пресс, 1999. — 536 с.
- Газман О.С. В школу с игрой / О.С. Газман, Н.Е. Харитонова. – М.: Просвещение, 1991. – 96 с.
- Газман О.С. Каникулы: игра, воспитание / О.С. Газман. – М.: Наука, 1988. – 157 с.
- Горвиц Ю.М. Эргономическое проектирование компьютерно-игрового комплекса для дошкольников: автореф. дис. … канд. психол. наук / Ю.М. Горвиц. – М., 1994. – 23 с.
- Гросс К. Душевная жизнь ребенка / К. Гросс. Киев: Издание Киевского Фребелевского общества, 1916. – 242 с. –
- Давыдов В.В. Как ребенок становится личностью / В.В. Давыдов // Возрастная и педагогическая психология. – М.: Академия, 2008. – 368 с.
- Кант И. Критика способности суждения / И. Кант // Соч.: в 6 т. / И. Кант. – М.: Мысль, 1966. – Т.5. – 564 с.
- Каптерев П.Ф. О детских играх и развлечениях / П.Ф. Каптерев // Из-бранные пед. соч. / [под ред. А.М. Аресеньева]. – М.: Педагогика, 1982. – С. 132.
- Классификация компьютерных игр // Компьютерные игры как искус-ство. – URL: http://gamesisart.ru/game_class_all.html (дата обращения: 08.04.2020).
- Кон И.С. Как построить свое «Я» / И.С. Кон. – М.: Педагогика, 1991. – 136 с.
- Котельникова Т.М. Брейгель / Т.М. Котельникова // Галерея гениев. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2004. – 128 с.
- Крупская Н.К. Роль игры в детском саду / Н.К. Крупская // Игры детей / [под ред. Е.И. Волковой]. – М.: Учпедгиз, 1948, С.4-5.
- Кэрролл Л. Логическая игра / Л. Кэрролл // Б-чка Квант. – М.: Наука, 1991. – Вып. №73. – 192 с.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. / А.Н. Леонтьев. – М.: Педагогика, 1983. – Т.1. – 392 с.
- Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры / А.Н. Леонтьев // Сов. Педагогика. – М.: Педагогика, 1944. – № 8-9. – С. 37-47.
- Лесгафт П.Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста / П.Ф. Лесгафт // Собр. пед. соч. / П.Ф. Лесгафт. – М.: Физкультура и спорт, 1952. – Т.2 – 384 с.
- Макаренко А.С. Игра: Соч.: в 7 т. / А.С. Макаренко – М.: АПН РСФСР, 1957. – Т. 4. – с. 437.
- Михайленко Т.М. Игровые технологии как вид педагогических технологий / Т.М. Михайленко // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, окт. 2011 г.). – Челябинск: Два комсомольца, 2011. – Т. 1. – С. 140-146.
- Никитин Б.П. Интеллектуальные игры / Б.П. Никитин. – М.: Лист, 1998. – 176 с.
- Новоселова С.Л. Компьютерный мир дошкольника / С.Л. Новоселова, Г.П. Петку. – М.: Новая школа, 1997. – 128 с.
- Новоселова С.Л. О новой классификации детских игр / С.Л. Новоселова // Дошкольное воспитание. – М.: Воспитание дошкольника, 1997. – № 3. – С. 84-87.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка: ок. 57000 слов / [под ред. Н.Ю. Шведовой]. – М.: Рус. яз., 1988. – 750 с.
Платон. Соч.: в 4 т. / [под ред. А.Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса]. – СПб: Изд-во Олега Абышко, 2007. – Т. 3. – Ч. 2 – 731 с., стр 135
- Попов О.А. Новая классификация компьютерных игр / О.А. Попов. – URL: http://psystat.at.ua/publ/4-1-0-30 (дата обращения: 08.04.2020)
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб: Питер, 2000. – с. 712. – с.589
- Рысбаева С.А. Использование игровых технологий в младшем школьном возрасте / С.А. Рысбаева, П.О. Жунусова, З.О. Бедишева, Г.А. Саухамбаева // Успехи современного естествознания. – М.: Академия Естествознания, 2014. – № 3 . – С. 148-151.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с
- Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. / Г.К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – Т.1. – 816 с.
- Сикорский И.А. Душа ребенка / И.А. Сикорский. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 153 с.
- Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособ. для студентов высш. пед. учеб. заведений / [под ред. В.А. Сластенина]. – М.: Академия, 2002. – 576 с.
- Смирнова Е.О. Структура и варианты сюжетной игры дошкольника / Е.О. Смирнова, И.А. Рябкова // Психологическая наука и образование. – М.: МГППУ, 2010. – №3. – С.62-70.
- Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду: пособие для воспитателей дет. сада / А.И. Сорокина. – М.: Просвещение, 1982. – 96 c.
- Спиваковская А.С. Игра – это серьезно / А.С. Спиваковская. – М.: Педагогика, 1981. – 144 с.
- Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. – Киев: Радяньска школа, 1974. – 288 с.
- Ушинский К.Д. Избранные пед. соч.: в 2 т. / К. Д. Ушинский. – М.: Пе-дагогика, 1974. – Т. 1. – 584 с
- Фребель Ф. Детский сад / Ф. Фребель // Пед. соч.: в 2 т. / Ф. Фребель. – М.: Книгоиздательство К.И. Тихомирова, 1913. – Т. 2. – 593 с. – с.407
- Фрейд З. О психоанализе: пять лекций, прочит. на празднике по поводу 20-летия существования Clark university in Worcester Mass, в сент. 1909 г. / З. Фрейд // Психотерапевтическая библиотека / [под ред. д-ров Н.Е. Осипова, О.Б. Фельцмана] – М.: Наука, 1912. – Вып. №1. – 67 с.
- Шмаков С.А. Игры учащихся – феномен культуры / С.А. Шмаков. – М.: Новая школа, 1994 – 240 с.
- Шуть Н.Н. Мастерство организации и проведения игры / Н.Н. Шуть. – Харьков: Монограф, 2013. – 106 с
- Эльконин Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 2007. – 384 с.
-
Платон. Соч.: в 4 т. / [под ред. А.Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса]. – СПб: Изд-во Олега Абышко, 2007. – Т. 3. – Ч. 2 – 731 с., стр 135 ↑
-
Там же ↑
-
Там же, стр 275 ↑
-
Аристотель. Политика // Аристотель. Соч.: в 4 т. – М.: Мысль, 1983. – Т. 4. – С. 376–644. ↑
-
Котельникова Т.М. Брейгель / Т.М. Котельникова // Галерея гениев. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2004. – 128 с. – 49с ↑
-
Бакмансурова А.Б. Концепт «азартная игра» в эпоху Средневековья (на материале средневерхненемецкого) / А.Б. Бакмансурова // Молодой ученый. – М.: Молодой ученый, 2011. – №12. Т. 1. – С. 211-216. ↑
-
Кант И. Критика способности суждения / И. Кант // Соч.: в 6 т. / И. Кант. – М.: Мысль, 1966. – Т.5. – 564 с. – с.337-342 ↑
-
Вундт В. Этика: Факты нравственной жизни. Философские системы морали / В. Вундт. – М.: Либроком, 2011. – 456 с. – с.145 ↑
-
Фрейд З. О психоанализе: пять лекций, прочит. на празднике по поводу 20-летия существования Clark university in Worcester Mass, в сент. 1909 г. / З. Фрейд // Психотерапевтическая библиотека / [под ред. д-ров Н.Е. Осипова, О.Б. Фельцмана] – М.: Наука, 1912. – Вып. №1. – 67 с. ↑
-
Берн Э. Игры, в которые играют люди / Э. Берн. – Л.: Лениздат, 1992. – 399 с. – с.37 ↑
-
Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребёнка / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. – М.: Школа-Пресс, 1966. – № 6. – С. 74-75. ↑
-
Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. М.: Пе-дагогика, 1991. – 480 с. – с.31-42 ↑
-
Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. / А.Н. Леонтьев. – М.: Педагогика, 1983. – Т.1. – 392 с. – с.307 ↑
-
Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры / А.Н. Леон-тьев // Сов. Педагогика. – М.: Педагогика, 1944. – № 8-9. – С. 37-47. ↑
-
Эльконин Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 2007. – 384 с. – с.107 ↑
-
Давыдов В.В. Как ребенок становится личностью / В.В. Давыдов // Возрастная и педагогическая психология. – М.: Академия, 2008. – 368 с. – с.27 ↑
-
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб: Питер, 2000. – с. 712. – с.589 ↑
-
Спиваковская А.С. Игра – это серьезно / А.С. Спиваковская. – М.: Пе-дагогика, 1981. – 144 с. – с.3 ↑
-
Ушинский К.Д. Избранные пед. соч.: в 2 т. / К. Д. Ушинский. – М.: Пе-дагогика, 1974. – Т. 1. – 584 с. – с.569 ↑
-
Ушинский К.Д. Избранные пед. соч.: в 2 т. / К. Д. Ушинский. – М.: Пе-дагогика, 1974. – Т. 1. – 584 с. – с.569 ↑
-
Каптерев П.Ф. О детских играх и развлечениях / П.Ф. Каптерев // Из-бранные пед. соч. / [под ред. А.М. Аресеньева]. – М.: Педагогика, 1982. – С. 132. ↑
-
Макаренко А.С. Игра: Соч.: в 7 т. / А.С. Макаренко – М.: АПН РСФСР, 1957. – Т. 4. – с. 437. – с.79 ↑
-
Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. – Киев: Радяньска школа, 1974. – 288 с. – с.33 ↑
-
Кон И.С. Как построить свое «Я» / И.С. Кон. – М.: Педагогика, 1991. – 136 с. – с.42 ↑
-
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с. – с.51 ↑
-
Газман О.С. Каникулы: игра, воспитание / О.С. Газман. – М.: Наука, 1988. – 157 с. – с.8 ↑
-
Шмаков С.А. Игры учащихся – феномен культуры / С.А. Шмаков. – М.: Новая школа, 1994 – 240 с. – с.222 ↑
-
Шуть Н.Н. Мастерство организации и проведения игры / Н.Н. Шуть. – Харьков: Монограф, 2013. – 106 с. – с.11 ↑
-
Михайленко Т.М. Игровые технологии как вид педагогических техно-логий / Т.М. Михайленко // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, окт. 2011 г.). – Челябинск: Два комсо-мольца, 2011. – Т. 1. – С. 140-146. ↑
-
Фребель Ф. Детский сад / Ф. Фребель // Пед. соч.: в 2 т. / Ф. Фребель. – М.: Книгоиздательство К.И. Тихомирова, 1913. – Т. 2. – 593 с. – с.407 ↑
-
Гросс К. Душевная жизнь ребенка / К. Гросс. Киев: Издание Киевского Фребелевского общества, 1916. – 242 с. – с.58,111 ↑
-
Сикорский И.А. Душа ребенка / И.А. Сикорский. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 153 с. – с.115-118 ↑
-
Лесгафт П.Ф. Руководство по физическому образованию детей школь-ного возраста / П.Ф. Лесгафт // Собр. пед. соч. / П.Ф. Лесгафт. – М.: Физкуль-тура и спорт, 1952. – Т.2 – 384 с. – с.129 ↑
-
Крупская Н.К. Роль игры в детском саду / Н.К. Крупская // Игры детей / [под ред. Е.И. Волковой]. – М.: Учпедгиз, 1948, С.4-5. ↑
-
Газман О.С. В школу с игрой / О.С. Газман, Н.Е. Харитонова. – М.: Просвещение, 1991. – 96 с. ↑
-
Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду: пособие для вос-питателей дет. сада / А.И. Сорокина. – М.: Просвещение, 1982. – 96 c. ↑
-
Новоселова С.Л. О новой классификации детских игр / С.Л. Новоселова // Дошкольное воспитание. – М.: Воспитание дошкольника, 1997. – № 3. – С. 84-87. ↑
-
Смирнова Е.О. Структура и варианты сюжетной игры дошкольника / Е.О. Смирнова, И.А. Рябкова // Психологическая наука и образование. – М.: МГППУ, 2010. – №3. – С.62-70. ↑
-
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с. ↑
-
Классификация компьютерных игр // Компьютерные игры как искус-ство. – URL: http://gamesisart.ru/game_class_all.html (дата обращения: 08.04.2020). ↑
-
Попов О.А. Новая классификация компьютерных игр / О.А. Попов. – URL: http://psystat.at.ua/publ/4-1-0-30 (дата обращения: 08.04.2020) ↑
-
Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. / Г.К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – Т.1. – 816 с. ↑
-
Никитин Б.П. Интеллектуальные игры / Б.П. Никитин. – М.: Лист, 1998. – 176 с. ↑
-
Никитин Б.П. Интеллектуальные игры / Б.П. Никитин. – М.: Лист, 1998. – 176 с. ↑
-
Рысбаева С.А. Использование игровых технологий в младшем школь-ном возрасте / С.А. Рысбаева, П.О. Жунусова, З.О. Бедишева, Г.А. Саухамбаева // Успехи современного естествознания. – М.: Академия Естествознания, 2014. – № 3 . – С. 148-151. ↑
-
Конвенция о правах ребенка // Сборник международных договоров СССР. – М.: Междунар. отношения, 1993. – Вып. № XLVI. – 496 с. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959/?frame=1 (дата обра-щения: 08.04.2020). ↑
-
Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: приказ Минобрнауки Рос. Федерации от 17 окт. 2013 г. №1155 г. Москва // – Российская газета. – 2013. – 25 нояб. – URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения: 07.04.2020). ↑
-
Ожегов С.И. Словарь русского языка: ок. 57000 слов / [под ред. Н.Ю. Шведовой]. – М.: Рус. яз., 1988. – 750 с. ↑
-
Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособ. для студентов высш. пед. учеб. заведений / [под ред. В.А. Сластенина]. – М.: Академия, 2002. – 576 с. ↑
-
Выготский Л.С. Вопросы теории и истории психологии / Л.С. Выготский // Собр. соч.: в 6 т. / [под. ред. А.Р. Лурии, М.Г. Ярошевского]. – М.: Педагогика. – 1982. – Т. 1. – 488 с. ↑
-
Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. – М.: Педагогика, 1989. – 192 с. ↑
-
Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. / Г.К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – Т.1. – 816 с. ↑
-
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с. ↑
-
Кэрролл Л. Логическая игра / Л. Кэрролл // Б-чка Квант. – М.: Наука, 1991. – Вып. №73. – 192 с. ↑
-
Горвиц Ю.М. Эргономическое проектирование компьютерно-игрового комплекса для дошкольников: автореф. дис. … канд. психол. наук / Ю.М. Горвиц. – М., 1994. – 23 с. ↑
-
Новоселова С.Л. Компьютерный мир дошкольника / С.Л. Новоселова, Г.П. Петку. – М.: Новая школа, 1997. – 128 с. ↑