Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 192
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРИЯ РЕГЛАМЕНТОВ УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ
1.1. Отчет контроля складских запасов готовой продукции
1.2. Пример отчета о складских запасах готовой продукции
1.3. Нормативы логистики в отчете о складских запасах
2. ПРАКТИКА МОДЕЛИРОВАНИЯ БИЗНЕС ПРОЦЕССОВ УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ
2.1. Характеристика объекта исследования
2.2. Укрупнённая модель процессов управления запасами логистики
2.3. Моделирование рисков бизнес процессов управления запасами
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПЛАНИРОВАНИЮ И ПРОГНОЗИРОВАНИЮ ПОТРЕБНОСТИ В ЗАПАСЕ
3.1. Минимизация рисков управления запасами
3.2. Вектора совершенствования логистики по диаграмме Исикавы
3.3. Контроль логистики запасов
3.4. Оптимальность логистических процессов управления запасами
Контрольные показатели представлены в таблице № 2 и предусматривают следующие условия:
- любое отрицательное отклонение от страховых запасов считается критичным;
- фактическая доля брака не должна превышать установленной нормы;
- коэффициент оборачиваемости готовой продукции не должен быть ниже нормы;
- превышение фактической себестоимости запасов над плановой свыше 3 процентов нужно принять критичным;
- падение маржинальной рентабельности не должно быть более 5 процентных пунктов.
Целесообразно дополнить отчет логистического сервиса о состоянии складских запасов данными о движении готовой продукции: в большинстве случаев отчет о складских запасах готовой продукции нужно составлять не только на конкретную дату, но и в динамике – на начало месяца и конец. Это необходимо, чтобы оценить, изменяемая они или постоянная величина, а также понять, как управляют этими остатками ответственные лица. Бывает, что готовая продукция идет на доработку в производство под конкретного заказчика. Получается, что в отчете она указана в остатках, но в реализацию не попадает. Если такое происходит постоянно на предприятии, когда это специфика производства, то в аналитику отчета логистического сервиса важно выносить движение складских запасов [12, с.59].
Таблица 2. Контрольные показатели в отчете о состоянии складских запасов готовой продукции
Код |
Ассортимент |
Единица измерения |
... |
Маржинальная рентабельность, % |
Отклонение от страховых запасов, % (критично меньше 0%) |
Фактическая доля брака, % (критично превышение нормы) |
Фактический коэффициент оборачиваемости, об. (критично ниже нормы) |
Отклонение от плановой себестоимости, % (критично свыше 3%) |
Изменение маржинальной рентабельности, % (критично ниже -5%) |
|
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Плановая |
Фактическая |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
... |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
501 |
Группа товаров № 1 |
– |
... |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
5011 |
Товар 1 |
уп. |
... |
25,00 |
22,93 |
0,23 |
0,14 |
2,35 |
1,68 |
-2,07 |
5012 |
Товар 2 |
уп. |
... |
30,00 |
30,96 |
-0,23 |
0,45 |
3,90 |
-0,73 |
0,96 |
5013 |
Товар 3 |
уп. |
... |
26,79 |
25,15 |
0,23 |
0,66 |
1,90 |
1,31 |
-1,64 |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
502 |
Группа товаров № 2 |
– |
... |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
5021 |
Товар 16 |
шт. |
... |
35,00 |
32,01 |
-0,72 |
7,45 |
4,87 |
2,27 |
-2,99 |
5022 |
Товар 17 |
шт. |
... |
35,00 |
26,23 |
-0,82 |
8,02 |
6,49 |
6,95 |
-8,77 |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
Итого |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
Отчет планировании и прогнозировании потребности в запасе стоит дополнить информацией об ответственных сотрудниках: если в отчете отображаются контрольные показатели, характеризующие состояние складских запасов готовой продукции, необходимо определить, кто именно отвечает за их соблюдение, и указать этих сотрудников в отдельно отведенной графе.
Ответственным может быть директор по продажам, например, когда не отгружают заказ, а может быть и директор по производству (генеральный директор) – когда выпускают готовую продукцию без заявки со стороны продаж в силу разных причин (сезонности, чтобы не останавливать производство и т. д.) – но это только для стандартной продукции.
За логистику и расходы на хранение может отвечать директор по логистике. Например, порча готовой продукции на складе в результате неправильного хранения (температурный режим, санитарные нормы и т. д.). Если в отчете четко установлено ответственное лицо, можно будет обращаться к нему за комментариями или пояснениями при существенных изменениях тех или иных показателей, не возникнет недоразумений в спорных случаях [14, с.81].
2. ПРАКТИКА МОДЕЛИРОВАНИЯ БИЗНЕС ПРОЦЕССОВ УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ
2.1. Характеристика объекта исследования
Объект исследования курсовой работы: логистический представитель компании LOREAL - https://lorealprofessionnel.ru: салон LOREAL PROFESONEL CITY STYLE – Диадема, находящийся в г. Санкт-Петербург, ул. Большая Морская, д 21 (+7(812) 314-61-87) - http://diadema-spb.ru. Для достижения цели настоящей курсовой работы по исследованию методов планирования и прогнозирования потребности в запасе на примере компании Лореаль, будут проанализированы основные процессы логистики «LOREAL PROFESONEL CITY STYLE – Диадема».
Представим выполнение задач по управлению запасами через подготовку базы для моделирования бизнес процессов управления запасами как бизнес процессов в нотации IDEF0 из программы MS VISIO (в пунктах: 2.2; 2.3; 2.4; 3.1; 3.2 и 3.3).
Топ-менеджмент объекта исследования понимает, что практически любой дефицит запасных частей на складе рискует обернуться недополученной прибылью, а в некоторых случаях и потерей части клиентов. Этого можно избежать, если заранее рассчитать план целевого уровня складских запасов и стараться его поддерживать [10, с.54].
Целевой уровень складских запасов состоит из нескольких слагаемых (см. схему: Структура складских запасов): свободные остатки или рабочий запас. Товар, доступный для новых заказов клиентов; «замороженные» остатки. Товары, зарезервированные под заказы, но еще не отгруженные, а также недоступные для включения в новые заказы из-за вопросов по качеству (брак, контроль качества, повреждения, возвраты, таможенный контроль запасных частей); дополнительные запасы. Формируются перед сезоном высоких продаж, остановкой производства у поставщиков, перерывами в работе таможни, перед началом продаж.
Чтобы рассчитать целевой уровень запасов на складе, потребуется определить средние целевые уровни по каждой позиции регулярного ассортимента по формуле № 1:
Формула 1. Расчет целевого запаса на складе для товарной позиции
Используемые обозначения |
Расшифровка |
Ед. измерения |
Источник данных |
---|---|---|---|
Целевой запас товарной позиции |
мес. |
Результат расчета |
|
Циклический (рабочий) запас товарной позиции |
мес. |
Расчет по формулам № 2 или № 3 |
|
Страховой запас товарной позиции |
мес. |
Расчет по формуле № 4 |
|
Запасы в резерве («замороженные») товарной позиции |
мес. |
Определяется по методике |
|
Запасы под контролем качества товарной позиции |
мес. |
Расчет по формуле № 6 |
|
Дополнительный заказ товарной позиции |
мес. |
Определяется на основе экспертного заключения |
Предлагаемая методика позволяет выразить каждый элемент запасов как в абсолютных значениях (штуки, упаковки, килограммы и пр.), так и в днях будущих продаж (неделях или месяцах) [14, с.71].
Чтобы перевести значение показателя целевых запасов, полученное по формуле № 1, из месяцев в штуки (упаковки, килограммы и пр.), потребуется прогноз продаж на месяц (к примеру, целевой запас на конец мая в штуках будет равен произведению целевого запаса в месяцах и прогноза продаж на июнь).
Средний запас всей готовой продукции на складе определяется как сумма целевых значений по всем позициям товарной номенклатуры с учетом дополнительного запаса, создаваемого на определенные моменты времени.
Циклический запас: очень часто эту часть запасов называют «рабочим» запасом – в момент поступления на склад очередной партии товара она вырастает до максимального значения и до следующей поставки полностью распродается.
Представим способ рассчитать рабочий запас – исходя из объема поставки и прогноза продаж или же на основании времени между поставками:
Формула 2. Расчет циклического товарного запаса на основании объемов поставки и прогноза продаж
Используемые обозначения |
Расшифровка |
Ед. измерения |
Источник данных |
---|---|---|---|
Циклический (рабочий) товарный запас |
мес. |
Результат расчета |
|
Средний размер поставки данной номенклатуры |
шт. |
Отношение количества поступившего товара за прошедший период (месяц, квартал, год) к числу поставок в этом периоде |
|
Среднемесячные продажи |
шт./мес. |
Отношение количества проданного товара за прошедший период (месяц, квартал, год) к числу месяцев в этом периоде |
Формула 3. Расчет циклического товарного запаса по времени между поставками
Используемые обозначения |
Расшифровка |
Ед. измерения |
Источник данных |
---|---|---|---|
Циклический (рабочий) товарный запас |
мес. |
Результат расчета |
|
Среднее время между поставками товара |
мес. |
Данные отдела закупок или из учетной системы. Отношение продолжительности периода в месяцах к числу поставок за этот период |
Для расчета целевого уровня циклического запаса по формуле № 2 и № 3 используется среднее значение между его максимальным (в момент прихода очередной партии на склад) и минимальным уровнем (нулевое, непосредственно перед приходом следующей партии). Страховой запас создается для защиты от неопределенностей в цепи поставок – на случай, если объем реализации превысит прогнозный, если задержатся поставки или товар прибудет в меньшем количестве. Как правило, основное влияние на размер страхового запаса оказывает ошибка прогноза продаж, остальными неопределенностями можно пренебречь (не велики) [12, с.59].
Всё выше представленное можно подкрепить инфо графикой:
Схема 1. Структура складских запасов
Продолжим аналитику:
Формула 4. Расчет страхового товарного запаса
Используемые обозначения |
Расшифровка |
Ед. измерения |
Источник данных |
---|---|---|---|
Страховой товарный запас |
мес. |
Результат расчета |
|
Риск-фактор |
ед. |
Расчёт по алгоритму регламента контроля запасных частей в филиале компании CHEVROLET – это из области коммерческой тайны компании. |
|
Погрешность планирования |
% |
||
Время реакции на изменение спроса |
мес. |
Расчет по формуле № 5 |
Показатель «Время реакции на изменение спроса» показывает, как быстро компания может отреагировать на изменение величины или структуры покупательского спроса и восстановить запасы на складе в филиале.
Это время будет складываться из периодичности размещения заказа поставщикам (раз в неделю, раз в месяц), из времени обработки этого заказа и доставки товара на склад компании. При этом всегда стоит ориентироваться на худший сценарий развития событий и в расчетах брать максимальное время доставки.
Формула 5. Расчет времени реакции на изменение спроса
Используемые обозначения |
Расшифровка |
Ед. измерения |
Источник данных |
---|---|---|---|
Время реакции на изменение спроса |
мес. |
Результат расчета |
|
Время заказа |
День |
Максимальный период между заказами плюс количество дней, необходимых на размещение и подтверждение заказа продукции |
|
Время доставки |
дн. |
Количество дней, необходимых после подтверждения заказа для доставки товара, включая время на приемку товара на складе |
|
Дней в месяце |
дн. |
Длина условного месяца для перерасчета времени отклика из дней в месяц |