Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 187
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРИЯ РЕГЛАМЕНТОВ УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ
1.1. Отчет контроля складских запасов готовой продукции
1.2. Пример отчета о складских запасах готовой продукции
1.3. Нормативы логистики в отчете о складских запасах
2. ПРАКТИКА МОДЕЛИРОВАНИЯ БИЗНЕС ПРОЦЕССОВ УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ
2.1. Характеристика объекта исследования
2.2. Укрупнённая модель процессов управления запасами логистики
2.3. Моделирование рисков бизнес процессов управления запасами
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПЛАНИРОВАНИЮ И ПРОГНОЗИРОВАНИЮ ПОТРЕБНОСТИ В ЗАПАСЕ
3.1. Минимизация рисков управления запасами
3.2. Вектора совершенствования логистики по диаграмме Исикавы
3.3. Контроль логистики запасов
3.4. Оптимальность логистических процессов управления запасами
- Системообразующие: формирование системы, обеспечивающей эффективное управление ресурсами и товародвижением;
2. Интегрирующие: обеспечение согласования процессов сбыта, хранения и доставки с ориентацией на потребителя;
3. Регулирующие: управление материальными и сопутствующими потоками, подразумевающее минимизацию издержек;
4. Результирующие: реализация логистических задач в соответствии с заданными параметрами.
Производственно-коммерческий цикл деятельности предприятия состоит из совокупности взаимозависимых процессов, таких как закупка материальных ресурсов, их складирование и хранение; внутрипроизводственное распределение готовой продукции; доставка, разгрузка и складирование продукции для потребителей. Данные процессы, взаимодействуя с информационными и финансовыми потоками управления запасами, образуют функциональную логистическую среду, которую лучше понять и оценить, проведя предварительное моделирование бизнес процессов.
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПЛАНИРОВАНИЮ И ПРОГНОЗИРОВАНИЮ ПОТРЕБНОСТИ В ЗАПАСЕ
3.1. Минимизация рисков управления запасами
Риски логистики планировать по карте рисков. Она представляет собой графическое описание прогнозируемых рисков планирования и прогнозирования потребности в запасе и допустимости рисков (их потенциального ущерба - см. рисунок. Карта рисков):
Рисунок 1 - Карта х рисков логистики
Есть несколько способов построить карту рисков планирования и прогнозирования потребности в запасе. Проще всего представить ее в виде матрицы (таблицы) «вероятность-потери» размерностью 3 × 3, 4 × 4 или 5 × 5. Последняя, когда по горизонтали перечисляется пять уровней ущерба от реализации риска, а по вертикали – пять значений вероятности его наступления, – самый распространенный вариант (см. рисунок. Карта рисков). Прежде чем построить карту, потребуется сделать следующее: выявить риски, оценить вероятность их возникновения и ущерб от их реализации; присвоить каждому риску ранг (балл) в зависимости от вероятности его реализации (см. таблицу № 5):
Чем выше вероятность, тем больше балльная оценка.
Чтобы понять значение рисков – надо присвоить каждому риску ранг (балл) в зависимости от существенности ущерба (см. таблицу № 2. Количественная оценка рисков). Ориентир – условная шкала вероятных потерь. К примеру, чем значительнее ущерб, тем выше ранг риска, и наоборот.
Таблица 5 - Качественная оценка рисков по вероятности возникновения
Виды рисков |
Вероятность возникновения (Р) |
||
---|---|---|---|
Количественный подход |
Качественный подход |
||
Ранг риска, балл |
Вероятность возникновения, доля |
||
Возможные риски (значительная вероятность) |
5 |
0,9 <P × 1,0 |
Ожидаемое событие, которое должно произойти |
Высоковероятные |
4 |
0,6 <P × 0,9 |
Событие может произойти |
Риски со средней вероятностью |
3 |
0,4 <P × 0,6 |
Наличие свидетельств |
Маловероятные |
2 |
0,1 <P × 0,4 |
Редкое событие, но, как известно, уже имело место |
Риски со слабой вероятностью |
1 |
0,0 <P × 0,1 |
Событие может произойти в исключительных случаях |
Таблица 6 - Количественная оценка рисков
Ущерб (потери) |
Возможная сумма ущерба (тыс. руб.) или величина потери от плановой прибыли (%) |
Ранг риска, балл |
---|---|---|
Существенный |
от 1 000 010 |
5 |
Крупный |
от 50 010 до 100 000 |
4 |
Средний |
от 30 010 до 50 000 |
3 |
Малый |
от 10 010 до 30 000 |
2 |
Несущественный |
менее 10 000 |
1 |
Балльные оценки известны, остается перенести риски в матрицу (см. рисунок. Карта рисков). Но прежде потребуется определить так называемые границы толерантности к риску или «риск-аппетит». Все зависит от того, какой урон считать приемлемым, а какой нет. Основной ориентир – степень риска планирования и прогнозирования потребности в запасе, которую можно рассчитать, перемножив баллы за ущерб и вероятность наступления.
Так, на карте могут быть выделены три зоны по уровню риска. Для удобства их можно закрасить по принципу «светофора»: допустимый (зеленый цвет); умеренный (желтый); критический, недопустимый (красный). Для каждой из этих зон задается свой диапазон степеней рисков планирования и прогнозирования потребности в запасе. К примеру, если риск, скорее всего, произойдет (вероятность оценена в 4 балла), но приведет к минимальным потерям (1 балл за ущерб), его можно рассматривать как допустимый для бизнеса. То же самое касается и риска с низкой вероятностью реализации (1 балл), но крупным ущербом (4 балла).
Если далее рассуждать в той же логике, получается, что допустимы все риски со степенью от 1 до 9 баллов, умеренные – от 10 до 12, а критические – от 15 до 25. Включать ли в зону умеренного риска коммерческие риски с минимальной вероятностью возникновения, но вызывающие максимальные потери и, наоборот, оказывающие минимальный ущерб при максимальной вероятности возникновения (оба со степенью риска в 5 баллов), – на усмотрение руководства (на рисунке. Карта рисков этот вопрос решен положительно).
Риски, попавшие в красно-желтую зону, требуют принятия мер по снижению их вероятности и негативного воздействия. Аналогично оцениваются и возможные потери (см. таблицу № 2. Количественная оценка х рисков планирования и прогнозирования потребности в запасе) – тоже 4 балла. Соответственно, степень рисков равна 16 баллам (4 × 4). Они переносятся на карту в соответствующую ячейку в критической зоне. Из чего следует, что данный риск требует выработки плана по нейтрализации и снижению его негативного воздействия (см. рисунок. Карта рисков). Карту рисков целесообразно строить для каждого бизнес-процесса логистики или нового проекта в отдельности. Все риски на одной карте не уместить, а если и получится, то будет ненаглядно. Да и работать с таким документом затруднительно. Когда карта рисков составлена, это совсем не означает, что процесс управления рисками завершен. Для рисков, находящихся в красно-желтой – опасной зоне, необходимо определить мероприятия по их минимизации, определить ответственных лиц.
Процесс картографирования должен быть систематическим, к нему возвращаются каждые 3–12 месяцев в зависимости от анализируемого бизнес-направления логистики и стратегических приоритетов в планировании и прогнозировании потребности в запасе 9сезонность продаж, например).
Представим анализ активности в системе ответственности риск-менеджмента компании и вектора их страхования: оценка рисков планирования и прогнозирования потребности в запасе:
Таблица 7 - качественная оценка и «ВЕС» рисков логистики компании
РИСК: |
ВЕС: |
ПЕРВЫЙ РИСК - Быстродействие: |
10 % |
ВТОРОЙ РИСК – Надежность: |
20 % |
ТРЕТИЙ РИСК – Безопасность: |
25 % |
ЧЕТВЁРТЫЙ РИСК – Масштабируемость: |
5 % |
ПЯТЫЙ РИСК - Эргономика и техническая эстетика: |
5 % |
ШЕСТОЙ РИСК - Интеграция со смежными ИТ-системами: |
35 % |
100 % |
Рис. 9. Качественные и количественные оценки рисков логистики
Таблица 8 - Количественные оценки «экспертов» - сотрудников компании, по пяти-бальной шкале с учётом веса риска, так:
РИСК: |
ВЕС: |
КОММЕРЧЕСКИЙ ДЕПАРТАМЕНТ |
ДЕПАРТАМЕНТ ПО ТОРГОВЛЕ |
ФИНАНСОВЫЙ ДЕПАРТАМЕНТ |
ДЕПАРТАМЕНТ ПО МАРКЕТИНГУ |
ДЕПАРТАМЕНТ ПО ЛОГИСТИКЕ |
ДЕПАРТАМЕНТ ПО ПЕРСОНАЛУ |
ДЕПАРТАМЕНТ ПО ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ |
|||||||
ВЕС |
ОЦЕНКА |
ВЕС |
ОЦЕНКА |
ВЕС |
ОЦЕНКА |
ВЕС |
ОЦЕНКА |
ВЕС |
ОЦЕНКА |
ВЕС |
ОЦЕНКА |
ВЕС |
ОЦЕНКА |
||
БЫСТРОДЕЙСТВИЕ: |
10 % |
0,5 |
5 / 0,25 |
0,35 |
5 / 0,175 |
0,4 |
3 / 0,12 |
0,7 |
3 / 0,21 |
0,75 |
5 / 0,375 |
0,85 |
3 / 0,255 |
1 |
2 / 0,2 |
НАДЕЖНОСТЬ: |
20 % |
0,5 |
4 / 0,4 |
0,35 |
3 / 0,21 |
0,4 |
4 / 0,32 |
0,7 |
5 / 0,7 |
0,75 |
3 / 0,45 |
0,85 |
4 / 0,68 |
1 |
4 / 0,8 |
БЕЗОПАСНОСТЬ: |
25 % |
0,5 |
0 / 0 |
0,35 |
1 / 0,088 |
0,4 |
1 / 0,1 |
0,7 |
1 / 0,175 |
0,75 |
2 / 0,375 |
0,85 |
0 / 0 |
1 |
3 / 0,75 |
МАСШТАБИРУЕМОСТЬ: |
5 % |
0,5 |
1 / 0,025 |
0,35 |
2 / 0,035 |
0,4 |
0 / 0 |
0,7 |
0 / 0 |
0,75 |
0 / 0 |
0,85 |
2 / 0,085 |
1 |
1 / 0,05 |
ЭРГОНОМИКА И ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА: |
5 % |
0,5 |
2 / 0,05 |
0,35 |
0 / 0 |
0,4 |
5 / 0,1 |
0,7 |
4 / 0,14 |
0,75 |
1 / 0,38 |
0,85 |
1 / 0,043 |
1 |
0 / 0 |
ИНТЕГРАЦИЯ СО СМЕЖНЫМИ ИТ-СИСТЕМАМИ: |
35 % |
0,5 |
3 / 0,525 |
0,35 |
4 / 0,49 |
0,4 |
2 / 0,28 |
0,7 |
2 / 0,49 |
0,75 |
4 / 1,05 |
0,85 |
5 / 1,488 |
1 |
5 / 1,75 |
100 % |
1,25 |
0,998 |
0,92 |
1,715 |
2,288 |
2,55 |
3,55 |
Оценка вероятности возникновения рисков планирования и прогнозирования потребности в запасе:
Таблица 9 - оценка вероятности возникновения и влияния рисков планирования и прогнозирования потребности в запасе, с учётом мнения каждого представителя, от всех участвующих в оценке департаментов Лореаль:
КОММЕРЧЕСКИЙ ДЕПАРТАМЕНТ |
ДЕПАРТАМЕНТ ПО ТОРГОВЛЕ |
ФИНАНСОВЫЙ ДЕПАРТАМЕНТ |
ДЕПАРТАМЕНТ ПО МАРКЕТИНГУ |
ДЕПАРТАМЕНТ ПО ЛОГИСТИКЕ |
ДЕПАРТАМЕНТ ПО ПЕРСОНАЛУ |
ДЕПАРТАМЕНТ ПО ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ |
ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА |
|
БЫСТРОДЕЙСТВИЕ: |
0,25 |
0,175 |
0,12 |
0,21 |
0,375 |
0,255 |
0,2 |
1,585 |
НАДЕЖНОСТЬ: |
0,4 |
0,21 |
0,32 |
0,7 |
0,45 |
0,68 |
0,8 |
3,56 |
БЕЗОПАСНОСТЬ: |
0 |
0,088 |
0,1 |
0,175 |
0,375 |
0 |
0,75 |
1,4875 |
МАСШТАБИРУЕМОСТЬ: |
0,025 |
0,035 |
0 |
0 |
0 |
0,085 |
0,05 |
0,195 |
ЭРГОНОМИКА И ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА: |
0,05 |
0 |
0,1 |
0,14 |
0,038 |
0,043 |
0 |
0,37 |
ИНТЕГРАЦИЯ СО СМЕЖНЫМИ ИТ-СИСТЕМАМИ: |
0,525 |
0,49 |
0,28 |
0,49 |
1,05 |
1,488 |
1,75 |
6,0725 |
Рис. 10. Оценка вероятности возникновения и влияния рисков на проект
Степень важности идентифицированных рисков:
Расставим приоритеты реагирования на риски планирования и прогнозирования потребности в запасе и упорядочим список рисков по приоритетам: