Файл: Дидактическая игра как метод обучения (Характеристика и особенности обучения детей).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 142

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В дидактической игре формируется познавательная деятельность ребенка, проявляются особенности этой деятельности.

Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у детей живой интерес к процессу познания и, что очень важно, облегчает процесс усвоения знаний [45].

В дидактических играх применяются разные приемы обучения: наглядные, словесные, практические. Но методика дидактических игр своеобразна. Важно во все время игры поддерживать у ребенка увлеченность игровой задачей. Для этого воспитатель должен стать как бы участником игры, мотивируя свои требования и замечания ее задачами и правилами [12].

Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной форме, сами находят решение, преодолевая при этом определенные трудности. Ребенок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую, это повышает его умственную активность [5].

Обучение в форме дидактических игр основано на одной из закономерностей игровой деятельности ребенка - на его стремлении входить в воображаемую ситуацию, действовать по мотивам, диктуемым игровой ситуацией. Использовав это, были разработаны игры, основанные на игровых действиях в игровых ситуациях, но при этом и в игровое действие и в игровую ситуацию введена дидактическая задача. В такой дидактической игре ребенок учиться счету, речи и т.д. в зависимости от того, на что игра направлена. Оперировать вложенными в игру знаниями он учиться непреднамеренно, непроизвольно, играя. Дидактическая цель остается скрытой от ребенка, и, чем искуснее составлена дидактическая игра, тем лучше эта цель скрыта. Ребенок просто играет, но по внутреннему значению - это процесс учения, непроизвольного, неосозноваемого [10].

С помощью дидактических игр дети учатся самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей [6].

Задания многих игр предполагают сотрудничество ребят, совместный выбор картинок, игрушек, маршрутов, их сравнение, обсуждение особенностей предметов, способов их классификации. Это способствует активизации имеющихся у детей знаний, способов их применения в реальной и условной ситуациях. В процессе совместного выполнения задания происходит взаимный обмен знаниями, опытом [41].

Сенсорное развитие ребенка в дидактической игре происходит в неразрывной связи с развитием у него логического мышления и умения выражать свои мысли в слове. Чтобы решить игровую задачу, требуется сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы. Таким образом, развивается способность к суждениям, умозаключению, умение применять свои знания о предметах и явлениях, которые составляют содержание игры [54].


В старшем дошкольном возрасте используются словесно-дидактические игры, в которых требуется использование приобретенных ранее знаний в новых связях и новых обстоятельствах. В этих играх ребенок должен решать самостоятельно разнообразные мыслительные задачи: описывать предметы, отгадывать по описаниям сходства и различия, группировать предметы по различным свойствам, признакам и т.д. [40].

Для развития мышления ребенка очень важно синтезирование признаков предмета в едином представлении. В игре «Отгадай-ка!» пример синтезирования признаков дает сам взрослый. Вместе со своим помощником (ребенком) он перечисляет характерные особенности предмета, т. е. загадывает загадку, а дети ее отгадывают, т. е. строят целостный образ предмета по совокупности его признаков. В то же время, выполняя роль помощников взрослых и перечисляя вслед за ним признаки предметов, изображенных на картинке, дети делают первые шаги к описанию предмета через анализ и синтез его характерных особенностей [42]. В игре «Парные картинки» дети сами перечисляют признаки изображенного предмета, производят элементарный анализ и синтез. Рассуждая и обмениваясь впечатлениями, дети устанавливают тождество или различия предметов. Игра учит их рассуждать и делать выводы. Таким образом, дидактические игры обеспечивают органическую связь между мышлением и речью, которая способствует умственному развитию ребенка [43].

Увлекательные дидактические игры создают у дошкольников интерес к решению умственных задач: успешный результат умственного усилия, преодоление трудностей приносят им удовлетворение. Увлечение игрой повышает способность к произвольному вниманию, обостряет наблюда- тельность, помогает быстрому и прочному запоминанию. Все это делает дидактическую игру важным средством умственного воспитания детей и их подготовки к школе [56].

1.3. СТРУКТУРА И ВИДЫ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР, ИХ ПРЕДСТАВЛЕННОСТЬ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММАХ

Дидактическая игра - явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура, т.е. основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Один из основных элементов игры - дидактическая задача, которая определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Познавательное содержание черпается из «Программы воспитания и обучения в детском саду» [57].


Игровые действия составляют основу дидактической игры - без них невозможна сама игра. Чем разнообразнее и содержательнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. Игровым действиям детей нужно учить. Лишь при этом условии игра приобретает обучающий характер и становится содержательной. Обучение игровым действиям чаще всего не является прямым, а дается через пробный ход, через показ действия при раскрытии той или иной роли.

Игровые действия – это не всегда практические внешние действия, когда нужно что-то рассмотреть, сравнить, разобрать и др. Это и сложные умственные действия, выраженные в процессах целенаправленного восприятия, наблюдения, сравнения. Припоминания ранее усвоенного –умственные действия, выраженные в процессах мышления.

Одним из составных элементов дидактической игры являются правила игры. Правила игры имеют обучающий, организационный, дисциплинирующий характер, и чаще всего они разнообразно сочетаются между собой. Обучающие правила помогают раскрывать перед детьми, что и как нужно делать, они соотносятся с игровыми действиями, усиливают их роль, раскрывают способ действий. Правила организуют познавательную деятельность детей: что-то рассмотреть, подумать, сравнить, найти способ решения поставленной игрой задачи [40].

Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли воспитателя. Перечисленные признаки присущи всем играм, но в одних отчетливее выступают одни, в других иные.

Некоторые дидактические игры имеют сюжет, требуют разыгрывания ролей. Так, в игре «Магазин игрушек» есть продавец и покупатели. В игре «Узнай по голосу» каждый ребенок изображает какое-то животное.

Из дидактических игр с сюжетом следует выделить игры-инсценировки – показ с помощью игрушек небольших сценок, в которых перед детьми ставится дидактическая задача (угадать, из какой сказки показан эпизод, и продолжить сказку, заметить изменения, которые произошли на сцене).

Многие дидактические игры не имеют сюжета и заключаются только в решении определенной задачи. Иногда и в бессюжетные игры вводится образ, например, загадки загадывает Петрушка. То, что игровую задачу перед детьми ставит не воспитатель, а кукла, очень повышает умственную активность малышей.

В зависимости от материала дидактические игры можно разделить на три вида: игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные игры.


Игры с предметами наиболее доступны детям, так как они основаны на непосредственном восприятии, соответствуют стремлению ребенка действовать с вещами и таким образом знакомиться с ними. Многие игры с игрушками сопровождаются движениями, что соответствует особенностям восприятия и мышления ребенка. Например, в играх, с помощью которых детей учат различать и правильно называть цвета, малыши бегают с цветными флажками, прокатывают цветные шарики, ходят по комнате, разыскивая игрушки определенного цвета.

Настольно-печатные игры, так же как и игры с предметами, основаны на принципе наглядности, но в этих играх детям дается не сам предмет, а его изображение. Содержание настольных игр разнообразно. Некоторые виды лото и парные картинки знакомят детей с отдельными предметами, с животными, птицами, овощами, их качествами и свойствами. Другие уточняют представления о сезонных явлениях природы (лото «Времена года»), о различных профессиях (игра «Что кому нужно? »).

Наиболее сложны словесные игры: они не связаны с непосредственным восприятием предмета, в них дети должны оперировать представлениями. Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребенка, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, не полагаясь на суждения других, замечать логические ошибки других [24].

Часто игры соотносятся с содержанием обучения и воспитания: игры по сенсорному воспитанию, по ознакомлению с природой, по формированию математических представлений и др. Дидактические игры, направленные на умственное развитие дошкольника, делятся на следующие виды:

1. Игры, направленные на развитие восприятия, формируют у ребенка умение анализировать предметы по таким признакам, как цвет, форма и величина.

2. Игры, направленные на развитие внимания. Эти игры формируют у ребенка умение сосредоточиваться на определенных сторонах и явлениях действительности.

3. Следующая группа игр направлена на развитие памяти, которая так же, как и внимание, постепенно становится произвольной. Ребенок старшего дошкольного возраста уже может ставить себе цель - запомнить что-либо и с большим или меньшим успехом подбирать средства для выполнения этой цели, т.е. средства, облегчающие процесс запоминания.

4. Развитие мышления ребенка происходит при условии овладения им тремя основными формами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным и логическим. Ребенок должен научиться пользоваться схемами, планами, уметь рассуждать, делать умозаключения.


5. Развитие творческих способностей ребенка подразумевает развитие воображения и гибкого, нестандартного мышления.

6. И, наконец, игры помогающие подготовить ребенка к школе. Это игры, которые развивают у малыша элементарные математические представления, знакомят его со звуковым анализом слова, готовят руку к овладению письмом [56].

Дидактические игры используют на занятиях и в самостоятельной деятельности. Они помогают обобщать знания, применять их в новой обстановке. Поэтому дидактические игры широко представлены в различных образовательных программах как средство закрепления, уточнения, расширения знаний дошкольников.

Возрастные особенности детей определили насыщенность учебного материала игровыми заданиями в программе «Игралочка» Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасовой. Программа предлагает в ходе занятий широко использовать дидактические игры для закрепления математических представлений. При анализе «Игралочки» вырисовывается следующая картина: много игр на развитие внимания («Что изменилось?», «Чего не стало?»), закрепление счетных умений («Молчанка», «Наведем порядок»), сравнение («Найди два одинаковых предмета», «Цветные ленты»), классификацию («Четвертый лишний», «Магазин»), на закрепление геометрических фигур («Калейдоскоп», «Геометрическое лото»). В программе присутствуют дидактические игры с использованием наглядного моделирования – это игры на умение ориентироваться в пространстве при помощи плана. Отсутствуют игры на обобщение, на развитие комбинаторных способностей. В целом наблюдается однообразие игр, не учитывается возраст, не прослеживается систематичность. [31]

В «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой определены задачи развития и совершенствования дидактических игр с учетом возраста детей. Стратегия программы в области развития игровой деятельности детей строится на основе исследований отечественных ученых (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. П. Усова, Н. Я. Михайленко и др.). В соответствии с содержанием программы дети овладевают необходимыми для полноценного умственного и личностного развития умениями и навыками в организации дидактических игр. При отборе игр основное внимание обращается на степень трудности игровых правил и действий, при выполнении которых дети должны иметь возможность проявить умственные и волевые усилия. Детям предоставляется большая самостоятельность как в выборе игры, так и в творческом решении ее задач. Дидактические игры в качестве метода обучения широко используются на занятиях по ознакомлению с окружающим, живой природой, по формированию элементарных математических представлений, развитию речи, а также на музыкальных занятиях в целях обучения детей определенным способам умственных действий, для систематизации, уточнения и закрепления знаний. Как самостоятельная игровая деятельность они проводятся во внеучебное время. В программе используют различные виды игр, направленные на развитие сенсорных способностей, психических процессов, логического мышления, мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация), умений делать умозаключение, комбинаторных способностей, закрепление знаний о природе, предметах окружающего мира, явлениях общественной жизни. Это игры: «Что лишнее?», «Петрушка идет трудиться», «Расскажи Незнайке о предмете», «Собери картинки», «Каждому предмету свое прошлое», «Что не так?» и др. [34].