Файл: Основные функции в системе менеджмента (Менеджмент как особый тип научно-практического управления).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 124

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3.4. Контроль

Контролировать ‒ значит соизмерять и сопоставлять достигнутые организацией результаты с запланированными.

Функция контроля в менеджменте понимается как вид управленческой деятельности, благодаря которой организацию можно удержать на запланированном пути развития, сравнивая показатели ее деятельности с установленными планами и стандартами.

Контроль ‒ одно из слагаемых мастерства руководителя. Его следует воспринимать как профессиональную услугу управляющего. Контроль начинается с четкой постановки цели, без чего контроль просто бессмыслен. Контроль должен быть явным. Скрытый контроль возможен только в исключительных случаях. Завершение любых контрольных действий ‒ беседа с контролируемым.

Система контроля в организации обеспечивает обратную связь между ожидаемыми и реальными показателями ее деятельности. Чем эффективнее система контроля в организации, тем больше у нее шансов выжить.

Контроль позволяет получить ответы на следующие вопросы: чему научилась организация? В чем причина отклонений от намеченных планов? Что следует сделать по-другому? Какое воздействие оказал контроль на принятие решений? Воздействие контроля было положительным или негативным? Какие выводы следует сделать для выработки новых целей?

В практике управления используется базовая технология контроля, в состав которой входят следующие элементы:

‒ определение целей контроля ‒ целесообразность, регулируемость, эффективность; последняя определяет успешность и полезность контроля, которые измеряются в уменьшении расходов, что связано с обнаружением и устранением выявленных в процессе контроля недостатков;

‒ концепция контроля системный контроль (контроль как система) ‒ это оптимальный подход, постоянный процесс или частные проверки, предмет и цель контроля, контролирующие органы;

‒ объем и область контроля ‒ полный контроль, эпизодический, выборочный, финансовый, контроль качества и производительности труда и т.д.;

‒ нормы контроля ‒ правовые, производственные, этические и др.;

‒ методы контроля.

На практике используются следующие методы контроля:

  • диагностический ‒ включает такие категории, как измерители, стандарты, эталоны, предупреждающие сигналы, указывающие на то, что в организации что-либо не в порядке;
  • терапевтический ‒ позволяют выявлять отклонение от нормативов, а также принимать исправительные меры;
  • текущий ‒ реализуется в ходе проведения работ. Чаще всего его объектом становятся работники организации; он осуществляется непосредственно руководителем и позволяет исключить отклонения от намеченных планов и инструкций;
  • заключительный ‒ выполняется с целью предотвращения ошибок в будущем периоде и дает информацию для планирования в том случае, если аналогичные работы предполагается проводить в будущем.

Диагностические и терапевтические методы контроля относятся к предварительному контролю, который осуществляется до фактического начала работы путем реализации определенных правил, процедур и линий поведения.

В организациях такой контроль проводится в трех ключевых областях:

‒ человеческие ресурсы ‒ оценка деловых и профессиональных знаний и навыков, которые необходимы для выполнения конкретных задач организации;

‒ материальные ресурсы ‒ контроль за качеством сырья и комплектующих;

‒ финансовые ресурсы ‒ анализ бюджета: когда, сколько и каких средств потребуется организации для выполнения задач.

В процедуре контроля существуют три четко различимых этапа:

1) установление стандартов ‒ конкретных целей, прогресс в отношении которых поддается измерению (например, повышение производительности на 15 % за квартал, реализация остатков товара на складе до конца года и т.д.) Эти цели появляются в процессе планирования, поэтому на первом этапе контроля необходимо установить временные рамки и конкретные критерии, по которым будет оцениваться работа, т.е. определить ее результативность. Показатели результативности определяют, что должно быть получено для достижения поставленной цели;

2) сопоставление достигнутых результатов с установленными стандартами; при этом необходимо принять решение о том, насколько допустимы обнаруженные отклонения от стандартов;

3) принятие корректирующих действий, предполагающее следующие варианты: ничего не предпринимать при незначительных отклонениях, устранить отклонения, пересмотреть стандарты.

При создании любой системы контроля необходимо учитывать:

‒ эффект влияния контроля на работников, т.е. следует выяснить, какие стимулы, положительные или стрессовые, отрицательные, вызывает у работника применяемая технология контроля;

‒ границы контроля ‒ те мероприятия, которые невозможно полностью проконтролировать, тем не менее нельзя осуществлять без ограничений. Нужно так построить систему периодических проверок, чтобы суметь выявить отклонения от намеченной цели на самой ранней стадии;

‒ стоимость контроля ‒ его проведение может быть дорогостоящей для организации процедурой, поэтому при выборе типа контроля необходимо ответить на вопросы: понимают ли работники цели организации? Предоставит ли система контроля руководителю такую информацию, на основе которой можно осуществлять изменения в организации?

Функция контроля не является конечным пунктом процесса управления организацией, поскольку конечного пункта на практике вовсе не существует. Каждая управленческая функция движима другой, поэтому возникает «круговое движение» и менеджер любого уровня, как рядовой, так и топ-менеджер, выполняет все четыре функции управления ‒ планирование, организацию, мотивацию и контроль.


Возможны следующие ошибки в осуществлении контроля:

‒ ограничение контроля расследованием инцидентов;

‒ тотальный контроль, который делает работников несамостоятельными и нерадивыми;

‒ скрытый контроль, вызывающий только досаду; контроль только одного участка;

‒ восприятие контроля как проформы: кто не контролирует, тот не интересуется достижениями персонала;

‒ контроль из недоверия; не держите своих выводов при себе.

Заключение

Содержание менеджмента заключается в том, что в любой системе менеджмента при решении любых задач производятся функции управления: планирование, организация, координация, стимулирование и контроль.

Все общие (основные) функции взаимно проникают друг в друга. Так, например, планирование организуется, мотивируется, контролируется, осуществляется руководство им. Организация планируется, мотивируется, контролируется и т. д.

Все перечисленные функции управления «работают в одной упряжке», готовя управляющее воздействие, направленное на определенный объект управления. В подготовке управляющего воздействия принимают участие многие управленческие подразделения на различных уровнях управления, выполняющие при этом все группы функций управления.

Менеджеры на каждом из уровней управления выполняют самые разнообразные функции, обеспечивающие деятельность компаний, что требует от них использования различных человеческих, технических и концептуальных навыков.

Управленческий труд, как и труд по производству продукции и услуг, должен быть организован на научной основе. Только при таком условии может быть обеспечена рентабельность предприятия и его конкурентоспособность.

Библиография

  1. Акмаева, Р.И. Менеджмент : учебник / Р.И. Акмаева, Н.Ш. Епифанова, А.П. Лунев. - Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2018. - 442 с. : табл., ил. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-4475-9631-6 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=491959 (29.07.2019).
  2. Блинов, А.О. Теория менеджмента : учебник / А.О. Блинов, Н.В. Угрюмова ; Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации. - Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016. - 304 с. : табл., схем., граф. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-394-02404-7 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=452815 (29.07.2019).
  3. Марусева, И.В. Современный менеджмент (Классический и прикладной аспекты) : учебное пособие для вузов / И.В. Марусева. - Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2018. - 540 с. : ил., схем., табл. - Библиогр.: с. 428-436. - ISBN 978-5-4475-9728-3 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=494455 (29.07.2019).
  4. Маслова, Е.Л. Менеджмент : учебник / Е.Л. Маслова. - Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016. - 333 с. : табл., схем., ил. - (Учебные издания для бакалавров). - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-394-02414-6 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=452863 (29.07.2019).
  5. Михненко, П.А. Теория менеджмента : учебник / П.А. Михненко. - 4-е изд., стер. - Москва : Университет «Университет», 2018. - 520 с. : ил. - (Легкий учебник). - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-4257-0342-2 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=490881 (29.07.2019).
  6. https://center-yf.ru/data/Menedzheru/osnovnye-funkcii-menedzhmenta.php (29.07.2019)