Файл: Основные функции в системе менеджмента (Менеджмент как особый тип научно-практического управления).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 120

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой. Такая система не является самообеспечивающейся, она зависит от энергии, информации, материалов, которые поступают извне. Открытая система должна иметь способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде, чтобы продолжать свое функционирование.

При системном подходе на основе маркетинговых исследований сначала исследуются параметры «выхода», т. е. товары или услуги, а именно что производить, с какими показателями качества, с какими затратами, для кого, в какие периоды продавать и по какой цене. Затем определяют параметры «входа», т. е. исследуется потребность в ресурсах (материальных, финансовых, трудовых и информационных), которая определяется после детального изучения организационно-технического уровня рассматриваемой системы (уровня техники, технологии, особенности организации производства, труда и управления) и параметров внешней среды (экономической, геополитической, социальной, экологической и др.). И, наконец, не менее важно также исследовать параметры «процесса», преобразующего ресурсы в готовую продукцию. На этом этапе в зависимости от объекта исследования рассматривается производственная технология, либо технология менеджмента, а также факторы и пути ее совершенствования.

Любое предприятие ‒ система, которая превращает набор вкладываемых в производство ресурсов ‒ затрат (сырье, машины, люди) ‒ в товары и услуги. Она функционирует внутри более крупной системы внешнеполитической, экономической, социальной и технической среды, в которой она постоянно вступает в сложные взаимодействия. Она включает серию подсистем, которые также взаимосвязаны и взаимодействуют. Нарушение функционирования в одной части системы вызывает трудности в других ее частях. Например, крупный банк является системой, которая действует внутри более широкого окружения, взаимодействует и связан с ним, а также испытывает на себе его влияние. Отделы и филиалы банка являются подсистемами, которые должны взаимодействовать бесконфликтно, чтобы банк как целое работал результативно. Если что-то нарушается в подсистеме, она, в конечном счете, (если ее не сдерживать) повлияет на эффективность деятельности банка в целом.

Системный подход ‒ комплексное изучение явления или процесса как единого целого с позиций системного анализа, т. е. уточнение сложной проблемы и ее структуризация в серию задач, решаемых с помощью экономико-математических методов, нахождение критериев их решения, детализация целей, конструирование эффективной организации для достижения целей.


Глава 2 Функциональные основы менеджмента

2.1. Понятие функций, их значение и содержание в менеджменте

Менеджмент на всех ступенях иерархической системы имеет единые функции, которыми в том или ином сочетании пользуется любое подразделение управляющей системы. Каждой системе или подсистеме присуще свое соотношение функций, их рациональное расчленение и сочетание. Рассмотрим понятие функции подробнее.

В производственно-хозяйственной практике нередко встречаются выражения: специалист хорошо выполняет свои функции, специалист не справляется с выполнением должностных обязанностей, отдел сбыта выполняет функции и т. д. Получается, что определенные функции выполняет и специалист, и отдел. Кроме того, в одном случае работник выполняет функции, а в другом – должностные обязанности. С чем это связано? Чтобы ответить на данный вопрос обратимся к понятию функции, как в общем понимании, так и в теории менеджмента.

«Функция» (от лат. functio – исполнение, осуществление) имеет ряд значений:

– деятельность, обязанность, работа;

– работа, производимая органом, организмом (функция печени, слюнной железы);

– обязанность, круг деятельности (должностные обязанности экономиста по труду);

– назначение, роль того или иного элемента конструкции (функция шасси самолета, коробки перемены передач автомобиля);

– роль, которую выполняет определенный социальный институт по отношению к целому (функция государства, семьи в обществе);

– зависимая переменная величина (в математике, физике).

Из рассмотрения понятия функции вытекает, что любую работу, выполняемую отдельным работником или подразделением, можно назвать функцией вполне обоснованно. Но в силу установившихся норм и правил при оформлении организационных документов (положений о подразделениях и должностных инструкций работников) принято перечень работ, выполняемых подразделением, называть функциями, а перечень работ, выполняемых работником, – должностными обязанностями. В последнем случае подчеркивается наделение должностного лица кругом обязанностей, за выполнение которых работник несет ответственность, поскольку должностная инструкция определяет правовой статус работника.


Функция управления – вид управленческой деятельности, с помощью которой субъект управления воздействует на управляемый объект. Функции управления выполняются в управляющей системе, а функции производства – в управляемой системе. Функция управления отвечает на вопрос, кто что делает или должен делать в системе управления производством. Функции производства – это деятельность производственного персонала по производству продукции и услуг.

Функция управления производством как категория науки управления является одной из форм реализации отношений управления. Функция управления занимает ключевое место среди основных категорий науки управления. Это говорит о том, что разработку структуры, применение методов и средств управления, подбор и расстановку кадров и т. п. следует осуществлять с учетом состава и содержания функций управления и эффективности их реализации, т. е. применение большинства категорий управления предполагает увязку их с функциями управления.

Функции менеджмента – относительно обособленные направления управленческой деятельности, которые позволяют осуществить определенное воздействие на управляемый объект для достижения поставленной цели, задачи. Собственно процесс управления и есть общая совокупность управленческих функций. В самом общем виде под процессом управления понимается совокупность непрерывных, последовательно выполняемых действий по формированию и использованию ресурсов предприятия для достижения им своих целей.

2.2 Формирование состава функций для реализации поставленных целей

Все функции управления делятся на три группы (рис. 4).

Рис. 4. Классификация функций управления

К общим (основным) функциям правления относятся: планирование; организация; руководство; мотивация; контроль.

В литературе по вопросам управления нет единой классификации общих (основных) функций управления. Различные авторы по-разному называют эти функции и насчитывают их от четырех до семи. Так, функцию «руководство» называют координированием и регулированием, а функцию «мотивация» – стимулированием. Все пять общих (основных) функций управления располагаются в логической последовательности.

Общие функции управления выполняют руководители управленческих подразделений (отделов, служб) вместе с подчиненными им специалистами, а также руководители производственных подразделений со своими штабами. Иными словами, все без исключения руководители и управленческие подразделения выполняют общие (основные) функции управления.


Содержание конкретных функций управления на различных предприятиях отражает специфику производства (тип, сложность производства и продукции, специализацию, масштабы и т. п.). Каждая конкретная функция тесно связана с выделенным объектом управления. Поэтому установление количественного состава объектов управления служит основанием для определения конкретных функций управления, соответствующих каждому выделенному объекту управления.

Конкретных функций управления на предприятии будет столько, сколько окажется сфер (видов) производственно-хозяйственной деятельности, которые служат объектами управления. Для управления той или иной сферой деятельности создается орган управления (отдел, служба, бюро). Формулирование конкретной функции управления начинается со слова «управление».

К конкретным функциям управления относятся:

– управление научно технической подготовкой производства;

– управление основным производством;

– управление вспомогательным и обслуживающим производством;

– управление качеством продукции;

– управление трудом и заработной платой;

– управление кадрами;

– управление материально-техническим снабжением;

– управление финансами и кредитом;

– управление сбытом продукции;

– управление капитальным строительством;

– управление социальным развитием коллектива.

Конкретной функцией наделяется орган управления (бухгалтерия, отдел кадров, финансовый отдел, планово-экономический отдел и т. д.), коллектив которого и занят выполнением данной функции наряду с участием в выполнении всех пяти общих (основных) функций управления. Каждая конкретная функция на предприятии является комплексной по содержанию и включает в свой состав пять общих функции управления (планирование, организацию, руководство, мотивацию и контроль) для осуществления воздействия на организационно обособленные объекты управления.

Носителем общих (основных) функций управления является вся управляющая система, а носителем конкретных (специфических) функций управления – части (отделы, службы) управляющей системы.

Функции звеньев (отделов, служб) управляющей системы, выделенные относительно конкретных объектов управления (сфер деятельности), представляют содержание конкретных функций, а выделенные относительно всей управляющей системы – содержание общих функций. Таким образом, управление любым из выделенных объектов складывается из общих и конкретных функций.


Специальные функции управления – это подфункции (части) конкретных функций управления. Каждая конкретная функция обладает способностью расчленяться на составляющие. Например, конкретную функцию «Управление учетом и отчетностью» можно расчленить на следующие подфункции:

– учет предметов труда;

– учет основных фондов;

– учет оборотных средств;

– учет заработной платы;

– расчеты с работниками.

Подфункции конкретной функции (специальные функции) представляют собой отдельные участки работ, характеризующие разделение труда внутри управленческого подразделения. Специальные функции выполняют специалисты и технические исполнители в каждом подразделении управляющей системы.

В состав каждой конкретной функции включаются все общие функции. Получается, что в любом управленческом подразделении выполняются все три группы функций управления (общие, конкретные и специальные), которые тесно связаны между собой, взаимодействуют во времени и пространстве и образуют комплекс видов деятельности, осуществляемых субъектом управления при воздействии на объект управления. Совокупность всех функций управления, выполняемых руководителями, специалистами и техническими исполнителями в управляющей системе, формирует содержание процесса управления.

Глава 3. Основные функции менеджмента

При всем многообразии задач, решаемых менеджерами, управление можно рассматривать как непрерывный процесс реализации нескольких взаимосвязанных функций. Такие функции называют основными (или базовыми) функциями менеджмента, поскольку их выполняют менеджеры всех уровней, независимо от специфики управленческой деятельности.

Взаимосвязь и логика реализации общих функций менеджмента представлена на рис. 5:

Рис. 5. Взаимосвязь функций управления

Основные (общие) функции управления:

- осуществляются в каждой организации и на каждом уровне управления;

- разделяют содержание управленческой деятельности на виды работ по признаку последовательности их выполнения во времени;

- относительно самостоятельны и в то же время тесно взаимодействуют.

Технологическая последовательность процесса управления, в которой реализуются основные функции управления, образует цикл управления.