Файл: Теоретические аспекты и сущность, применение и модели трансфертного ценообразования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

С точки зрения экономики трансакционных издержек современная организация представляет собой миниатюрную экономику, а рынки и иерархии являются альтернативой организации экономической деятельности. В зависимости от характера транзакции, экономика трансакционных издержек предлагает «структуру управления» или торг. Уильямсон считает, что в случае сложных транзакций иерархии заменяют рынки из-за высоких операционных издержек и внешних валютных рисков. Это особенно верно для повторяющихся сделок с уникальными продуктами, которые требуют инвестиций в определенные товары человека и средства производства. Эмпирические исследования подтверждают связь между характеристиками продукта и решением «производить-покупать» и выбором политики трансфертного ценообразования [3, с.148]. Это особенно верно для отраслей, подверженных сильным технологическим изменениям, таких как электроника, связь, разработка информационных систем или патентное право, например, фармацевтика. Некоторые компании наладили торговлю на всех этапах производства и распределения (обычно из-за их технологической независимости) и становятся организациями с высокой степенью вертикальной интеграции, что характерно для алюминиевой промышленности.

Обратите внимание, что перспектива цепочки создания стоимости транзакции - не единственная причина создания системы трансфертного ценообразования. Утверждение Дж. Хиршляйфера [4, стр. 29] о том, что трансфертные цены являются производными от децентрализации, приводит к существованию и типу трансфертного ценообразования, определяемого на основе сущности и целей децентрализованного управления и структуры. Другими словами, система трансфертного ценообразования должна соответствовать бизнес-стратегии и организационной структуре компании. Л. Мак Аулай и К. Томкинс [4, с. 32] определили четыре взаимосвязанные группы целевых показателей трансфертной цены, которые никогда не упоминались в литературе:

* функциональная необходимость;

* экономическая необходимость;

* организационные причины;

* стратегические соображения

Функциональная необходимость относится к разделению компании на центры ответственности (в частности, центры прибыли). Это включает в себя измерение и оценку их деятельности и мотивации их руководителей.

Экономическая причина заключается в необходимости эффективного распределения ограниченных ресурсов между центрами ответственности за корпоративные процессы для достижения целей организации, выраженных в ее стратегических и операционных планах.


Организационная составляющая связана с тем, что в компании с дивизиональной структурой система трансфертного ценообразования является инструментом интеграции и дифференциации.

И, наконец, система трансфертного ценообразования необходима для выработки оптимальных стратегических решений. Традиционный подход к трансфертному ценообразованию был сосредоточен на операционных решениях (чаще всего связанных с производством) и не учитывал стратегический компонент.

В связи с этим трансфертную цену можно рассматривать с точки зрения анализа цепочки создания стоимости, предложенной М. Портером. Как инструмент оценки стратегии, цепочка создания стоимости имеет три характеристики [5, с. 168]:

* Определить источник конкурентного преимущества;

* Назначение ссылок в цепочке создания стоимости;

* Формулировка общих стратегий (лидерство по затратам, дифференциация и концентрация) для достижения и поддержания конкурентного преимущества

Компания достигает конкурентного преимущества, создавая стоимость, тем самым генерируя прибыль. Компоненты затрат (т.е. низкие затраты, рост продаж и рентабельность) или способность компании создавать стоимость зависят от привлекательности отрасли, от ее конкурентной позиции (обратите внимание, что эти концепции также взаимосвязаны) и от выбранной стратегии.

Цепочки создания стоимости ориентированы на конкретные бизнес-единицы, которые занимаются стратегической деятельностью для достижения и поддержания конкурентного преимущества всей компании. Это дает менеджерам возможность оценить, какие бизнес-подразделения создают и увеличивают затраты, а какие нет. Последние могут быть распущены, а ограниченные ресурсы высвобождаются для альтернативного использования.

В результате внутренней торговли существуют связи разной степени сложности как внутри цепочки создания стоимости, так и между цепочками создания стоимости различных подразделений. Система трансфертного ценообразования содержит множество видов деятельности, которые составляют конкурентное преимущество компании. Например, интернационализируя торговлю, компания создает барьеры для входа на рынок конкурентов.

Цепочки создания стоимости модели не отвечают на вопросы: она способствует созданию стоимости трансфертного ценообразования, которая измеряет способность одного центра ответственности создавать стоимость, зависит от той же способности другого центра ответственности и т. Д.

Как правило, внутренние транзакции создают стоимость для внутренних покупателей (т.е. центр ответственности), которая не обязательно соответствует стоимости для внешних потребителей. Если для одного из участников внутренней сделки трансфертная цена невыгодна, то это виды деятельности, которые не создают стоимость. Это снижает способность генерировать стоимость как от отдельных бизнес-единиц, так и от всей компании.


На основе рассмотренных моделей можно выделить семь переменных системы трансфертного ценообразования.

* стратегические переменные:

• технологии;

* диверсификация и дифференциация продуктов и рынков;

* конкуренты и рыночная позиция компании;

• вертикальная интеграция;

* субподряд;

* финансовая стратегия;

* конкурентное преимущество

• Организационная структура:

* централизованный или децентрализованный;

* основы для разделения (продукты, производственные процессы, регионы, рынки и т. д.);

* типы центров ответственности;

* международные филиалы;

* внутриотраслевая структура;

* управление информационными системами

* Автономность блока:

* операционные решения (производство, трансфертные цены, распределение затрат, операции, персонал, оценка и оценка активов и т. д.);

* стратегические решения (определение целей подразделения, инвестиционных решений, «производи-покупай», новые продукты, рынки, ценовая политика и т. д.)

* Человеческие переменные:

* ограниченная рациональность и оппортунизм;

* стили руководства;

• различия

• Система трансфертного ценообразования:

• цели;

* наличие рыночных цен;

* основа для расчета трансфертных цен;

* стабильность трансфертных цен (частота корректировки);

* национальные ограничения (национальные и международные);

* характер внутренней торговли:

* характеристики товара (дизайн и качество, специфика деятельности);

* существенность объемов (для компании и для подразделения);

* частота (стабильность внутренней торговли)

* Оценка деятельности:

* критерии эффективности;

* оценочные меры (бухгалтерский учет - нестандартный, краткосрочный - долгосрочный и т. д.);

• ограничение бюджета

* Управление информацией:

• Программное обеспечение;

* информационная система компании (каналы передачи информации, иерархия информационных потоков)

Экономическая интерпретация проблемы трансфертного ценообразования была сделана JJ. Хиршлайфер, который считал компанию независимой от спроса и двух продуктовой технологии. Задача постановки J. Hirschleifer заключалась в том, чтобы найти оптимальную цену трансфера при максимальном выпуске. Эта формулировка проблемы трансфертного ценообразования была решена с помощью классических методов оптимизации. Его решением было значение цены, по которой она была равна предельным издержкам.

Среди недостатков этого подхода можно выделить отсутствие автономии в подразделениях компании и возможность нефункционального поведения со стороны менеджеров (например, манипулирование информацией о затратах на их подразделение) и игнорирование риска и неопределенность.


В будущем многие экономисты пытались улучшить эту модель, но все проанализировали предельные издержки, лишь попытались максимизировать прибыль компании и не обратили внимания на автономность подразделений.

Методы линейного и целевого планирования усложнили экономические модели, учитывая внешние факторы (вторые единицы друг друга) и ограничения. Здесь он ищет проблемы, выходит в двух приоритетных областях: изучение рынка несовершенной конкуренции и разработка алгоритма определения транснациональных цен на основе оптимального распределения ресурсов в пределах производительности и изучение поведения менеджеров поощрения менеджеров. единиц для раскрытия информации.

Давайте рассмотрим эти подходы подробнее.

Бухгалтерский подход к трансфертным ценам.

Согласно этому подходу, трансфертная цена определяется на основании информации о внутрифирменных затратах. Как и прежде, делается попытка вывести единую формулу для определения стоимости трансфертной цены. Все расчеты были основаны на предположении, что эта цена является доходом от продажной единицы и стоимостью получателя. Когда эти подразделения являются зависимыми (например, вертикальная интеграция), каждый вносит вклад в общий доход от реализации конечного продукта. Таким образом, роль цены заключается в распределении этого дохода и расчете вклада каждого подразделения.

В зависимости от того, существует ли рынок полуфабрикатов, проблема сводится к вопросу о том, что использовать в качестве трансфертной цены: рыночные цены, формула, основанная на затратах, или, возможно, переговоры?

Система ERP (Enterprise Resource Planning) - это корпоративная система управления ресурсами, которая поддерживает деятельность всей компании или отдельной группы выделенных бизнес-процессов.

Основным недостатком этого подхода является то, что нужно искать правильное решение, универсальную формулу, поскольку проблема трансфертных цен рассматривается только в координатах «затраты - прибыль», не учитывая организационную и психологическую составляющую.

Поэтому традиционный подход к проблеме трансфертного ценообразования основан на унитарном видении компании, которая восходит к неоклассической экономике. Его представители полагали, что единственной целью компании было максимизация прибыли. Учитывая рынок совершенной конкуренции, поведение его участников и отсутствие риска являются рациональными. Отсюда и разделение традиционного подхода, и логическое объяснение появления трансфертных цен. Последний был постулирован Дж. Хиршлайфером в 1964 году в его работе «Внутренние цены и децентрализованные решения», где он заявил, что трансфертные цены были введены не только в бизнес-процессы, как желаемое нововведение, но как результат децентрализации. Децентрализация предполагает необходимость определения результатов в отношении потребляемых ресурсов. Однако подход предельных издержек по определению не претендует на объяснение поведения компании, а лишь адаптирует ценовой механизм к внутреннему рынку для более эффективного распределения ресурсов с целью максимизации прибыли компании. И это не помогает решить проблему трансфертного ценообразования.


Бихевиористский подход.

Первую работу в этой области можно назвать классическим исследованием по теории организации Р. Куэрта и Дж. К. Роулинг. Марча, где они отрицали максимизацию прибыли как единственную цель существования компании. Они рассматривали компанию как коалицию, участники которой имеют разные, а иногда даже противоположные интересы, и определяли размер трансфертной цены в результате длительных (но не бесконечных) переговоров.

Способ определения трансфертных цен путем переговоров имеет своих сторонников.

Д. Уотсон и Дж. Баумлер заявили, что трансфертные цены, достигнутые в ходе переговоров, будут способствовать мотивации менеджеров. Исследования Р. Акельсберга и Дж. Юкла показали, что трансфертное ценообразование посредством переговоров способствует интеграции, решению проблем и менее агрессивному поведению руководителей подразделений.

Последнее исследование по организационному подходу включает две важные модели: Р. Экклс и Б. Спайсер.

Модель Эклса.

Р. Эклс, для определения политики трансфертного ценообразования на практике, использовал данные по 13 американским компаниям. Его теория представлена в форме «управленческого аналитического плана», координатами которого являются стратегия вертикальной интеграции и стратегия диверсификации. Вертикальная интеграция показывает степень независимости между подразделениями, а диверсификация отражает степень сегментации рынка продуктов питания.

Исходя из этого, Р. Экклс выделил 4 типа компаний:

* коллективный, с низкой интеграцией и низкой диверсификацией;

* конкурентоспособный, с низкой интеграцией и высокой диверсификацией;

* кооперативный, с высокой интеграцией и низкой диверсификацией;

* обычный, с высокой степенью интеграции и высокой диверсификацией

Для каждого типа компаний, Eccles показал базовый механизм для расчета трансфертных цен. Политика трансфертного ценообразования показана на рисунке. 1.

вертикальная

интеграция

Диверсификация

низкая

высокая

высокая

Полные издержки

Рассчитанные на основе рыночных цен

низкая

Нет трансфертного ценообразования

Автономия обмена по рыночным

ценам

Рисунок 1 - Аналитическая плоскость менеджеров (по Экклесу)

Основным результатом исследования Эклса является то, что трансфертные цены зависят от стратегии и что стратегия вертикальной интеграции не может быть эффективно реализована без внутренних транзакций.