Файл: Практика оценки стоимости нематериальных активов (Задание на оценку).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 173
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
2. ПРИМЕНЯЕМЫЕ СТАНДАРТЫ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3. ДОПУЩЕНИЯ, ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ОЦЕНЩИКОМ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ОЦЕНКИ
4. Сведения о заказчике оценки и об оценщике
7.1. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В РОССИИ ПО СОСТОЯНИЮ НА 11 МАРТА 2019 ГОДА
7.2. АНАЛИЗ СЕГМЕНТА РЫНКА, К КОТОРОМУ ПРИНАДЛЕЖИТ ОЦЕНИВАЕМЫЙ ОБЪЕКТ
7.3 Основные выводы относительно рынка создания и использования объекта оценки
8. Анализ лучшего и наиболее эффективного использования оцениваемого объекта (ЛНЭИ)
9. Описание процесса оценки объекта оценки
9.1. ОЦЕНКА СТОИМОСТИ ОБЪЕКТА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ СРАВНИТЕЛЬНЫМ ПОДХОДОМ
9.2. ОЦЕНКА СТОИМОСТИ ОБЪЕКТА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ ЗАТРАТНЫМ ПОДХОДОМ
9.3. ОЦЕНКА СТОИМОСТИ ОБЪЕКТА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ ДОХОДНЫМ ПОДХОДОМ
10. ОПИСАНИЕ ПРОЦЕДУРЫ СОГЛАСОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОЦЕНКИ И ВЫВОДЫ
Таблица 9
Данные о стоимости аналогов
Товарный знак |
Стоимость товарного знака млн. руб. |
Дата определения стоимости |
Источник информации |
Аналог 1 |
5000 |
01/01/2016 |
|
Аналог 2 |
3500 |
01/01/2016 |
Инфляция в 2016 - 5,38%, в 2017 г. - 2,52%. инфляция за 2018 г. - 4,27%, инфляция в первом полугодии 2019 г. - 1,45%[14]
Индекс цен = (1+0,0538)*(1+0,0252)*(1+0,0427)*(1+0,0145) = 1,3837
Расчет стоимости товарного знака методом сравнения продаж представлен в таблице 10.
Таблица 10
Внесение корректировок
Объект-аналог № 1 |
Объект-аналог № 2 |
Объект оценки |
|
---|---|---|---|
Наименование объекта |
Аналог 1 |
Аналог 2 |
Объект оценки |
Назначение объекта |
Товарный знак |
Товарный знак |
Товарный знак |
Стоимость товарного знака по данным рейтинговых агентств, млн.руб. |
5350 |
3520 |
|
Элементы сравнения |
|||
Дата определения стоимости |
01.01.2016 |
01.01.2016 |
15.03.2019 |
Корректировка,% |
14,28% |
14,28% |
|
Скорректированная цена, тыс. руб. |
6114 |
4023 |
|
Территория действия исключительных прав |
Территория РФ |
Территория РФ |
Территория РФ |
Корректировка,% |
0,00% |
0,00% |
0,00% |
Скорректированная цена, тыс. руб. |
6114 |
4023 |
|
Срок полезного использования ИС, лет |
Бессрочно |
Бессрочно |
Бессрочно |
(в случае успешного коммерческого использования) |
(в случае успешного коммерческого использования) |
(в случае успешного коммерческого использования) |
|
Корректировка,% |
0,00% |
0,00% |
0,00% |
Скорректированная цена, тыс. руб. |
6114 |
4023 |
|
Год начала использования ТЗ |
2010 |
2005 |
2009 |
Срок существования ИС, лет |
9 |
14 |
10 |
Корректировка,% |
11,1% |
-28,6% |
|
Скорректированная цена, тыс. руб. |
6793 |
2874 |
|
Наличие патентной охраны |
да |
да |
да |
Корректировка,% |
0,00% |
0,00% |
|
Скорректированная цена, тыс. руб. |
6793 |
2874 |
|
Отрасль, в которой были или будут использованы ОИС |
пищевая промышленность |
пищевая промышленность |
пищевая промышленность |
Корректировка,% |
0,00% |
0,00% |
|
Скорректированная цена, тыс. руб. |
6793 |
2874 |
|
Выручка, млн. руб. (за 2018 г.) |
5279 |
7283 |
6674,87 |
Корректировка,% |
26,4% |
-8,3% |
|
Скорректированная цена, тыс. руб. |
8589 |
2634 |
|
Отклонение скорректированной цены от первоначальной стоимости, млн. руб. |
3239 |
886 |
|
Отклонение скорректированной цены от первоначальной стоимости, в долях (n) |
0,6054 |
0,2517 |
|
1/n |
1,6518 |
3,9730 |
|
Сумма 1/n |
5,6248 |
||
Вес аналога |
0,2937 |
0,7063 |
|
Взвешенная стоимость, млн. руб. |
2522 |
1860 |
|
Рыночная стоимость объекта оценки, млн. руб. |
4382 |
Таким образом, рыночная стоимость объекта оценки на 19.03.2019 г. по результатам использования сравнительного подхода составляет 4382 млн. руб.
9.2. ОЦЕНКА СТОИМОСТИ ОБЪЕКТА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ ЗАТРАТНЫМ ПОДХОДОМ
Затратный подход к оценке интеллектуальной собственности основан на определении затрат, необходимых для восстановления или замещения объекта оценки с учетом его износа.
Для расчета рыночной стоимости объекта оценки применяется метод стоимости создания. Данный метод заключается в калькулировании затрат в ценах и тарифах, действующих на дату оценки, всех ресурсов (элементов затрат), необходимых для создания аналогичного объекта интеллектуальной собственности.
Для расчета стоимости товарного знака необходимо все затраты привести к текущей стоимости по формуле:
Vтз = ((Здi + Зпi + Змi + Зрi)*(1+)* Киi)*Кв*М*Кэсв,
где Vтз – стоимость товарного знака;
Здi – затраты на дизайн в i-ом году;
Зпi – затраты на правовую охрану в i-ом году;
Змi – затраты на маркетинг в i-ом году;
Зрi – затраты на рекламу в i-ом году;
р – рентабельность, %;
Киi - коэффициент индексации в i-ом году;
М – коэффициент масштабности использования товарного знака;
Кэсв – коэффициент эстетического восприятия;
Кв –коэффициент времени использования товарного знака;
Затраты на правовую охрану
Размер государственной пошлины за совершение юридически значимых действий, связанных с государственной регистрацией товарного знака установлен Положением утвержденным Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2008 г. N 941.
Действия, связанные с государственной регистрацией товарного знака, руб.
Регистрация заявки на регистрацию товарного знака, знака обслуживания (далее - заявка на товарный знак) и принятие решения по результатам формальной экспертизы |
2700 |
Проведение экспертизы обозначения, заявленного в качестве товарного знака, и принятие решения по ее результатам |
11 500 + 2 050 за каждый из классов МКТУ, свыше 1 |
Регистрация товарного знака и выдача свидетельства на него |
16200 |
Продление срока действия исключительного права на товарный знак |
20250 |
Общий размер затрат на правовую охрану товарного знака в текущих ценах.
2700+(11500*4)+2050*7+16200+20250 = 99500 руб.
Рентабельность
Выручка по данным отчетности за 2018 г. составила 6 674 870 тыс. руб., прибыль от продаж - 961 840 тыс. руб. Рентабельность = 961 840/6 674 870*100% = 14,41%
Коэффициент индексации. Все затраты на создание товарного знака необходимо привести к дате оценки.
Таблица 11
Индексы цен[15]
Год |
|||||||||||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
|
ИПЦ |
1 |
1,1289 |
1,0387 |
1,0748 |
1,0732 |
1,1543 |
1,14 |
1,0457 |
1,0107 |
1,0466 |
1,0207 |
Коэффициент масштабности использования товарного знака (М) зависит от величины товарооборота и определяется по таблице приведенной ниже.
Таблица 12
Коэффициент масштабности использования товарного знака
Товарооборот, тыс. долл. В месяц |
Величина М |
До 10 |
1,0 |
10-50 |
1,2 |
50 – 100 |
1,4 |
100 — 500 |
1,6 |
500 – 1000 |
1,8 |
Более 1 млн долл. |
2,0 |
Для расчета стоимости объекта оценки применятся коэффициент масштабности – 2.
Коэффициент эстетического восприятия (Кэсв) зависит от времени использования товарного знака.
Для определения коэффициента эстетического восприятия рекомендованы величины, представленные в таблице.
Таблица 13
Величины коэффициента эстетического восприятия
Кэсв |
Время использования, лет.; рейтинг |
1,3 |
Более 10; мировая известность у потребителей |
1,2 |
Более 5; широкая узнаваемость |
1,1 |
Менее 5; устойчивая ассоциация у потребителей по отношению к производителю |
1,05 |
Не менее 3 |
1 |
В течение 1 года |
Оцениваемый товарный знак используется с 2009 г. следовательно, Кэсв = 1,3.
Коэффициент времени использования товарного знака (Кв) определяется по формуле
,
где Кв – коэффициент времени использования товарного знака;
Тф – фактический срок службы товарного знака;
Тн – номинальный срок службы товарного знака (10 лет).
Права на товарный знак были оформлены в 2011 году.
Таким образом, Кв = 1+10/8 = 2,25
Определение стоимости объекта оценки затратным подходом.
Стоимость товарного знака определяется по формуле:
Vтз = ((Здi + Зпi + Змi + Зрi)*(1+)* Киi)*Кв*М*Кэсв, где
Р (рентабельность) = 14,41%
М = 2
Кэсв = 1,3.
Кв = 2,25
Затраты на создание объекта оценки представлены в таблице.
Таблица 14
Расчет текущих затрат
Год |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
Итого |
Затраты на дизайн, тыс. руб. |
300 |
|||||||||||
Затраты на правовую охрану, тыс. руб. |
99,50 |
|||||||||||
Затраты на маркетинг, тыс. руб. |
1500 |
1500 |
1500 |
1500 |
1500 |
1500 |
1500 |
1500 |
1500 |
1500 |
750 |
|
Затраты на рекламу, ежегодно, тыс. руб. |
50000 |
50000 |
50000 |
50000 |
50000 |
50000 |
50000 |
50000 |
50000 |
50000 |
25000 |
|
итого в текущих ценах, тыс. руб. |
51800 |
51500 |
51500 |
51500 |
51500 |
51500 |
51500 |
51500 |
51500 |
51500 |
25849,5 |
|
Индекс цен |
1 |
1,1289 |
1,0387 |
1,0748 |
1,0732 |
1,1543 |
1,14 |
1,0457 |
1,0107 |
1,0466 |
1,0207 |
|
Итого в ценах на дату оценки, тыс. руб. |
104092 |
91672 |
88257 |
82114 |
76514 |
66286 |
58145 |
55604 |
55016 |
52566 |
25850 |
756116 |
Vтз = 756116* (1 + 14,41/100)*1,3*2*2,25 = 5060673 тыс. руб.
Таким образом, рыночная стоимость объекта оценки на 19.03.2019 г. по результатам использования затратного подхода составляет 5061 млн. руб.
9.3. ОЦЕНКА СТОИМОСТИ ОБЪЕКТА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ ДОХОДНЫМ ПОДХОДОМ
Доходный подход предполагает применение следующих методов:
- метод освобождения от роялти;
- метод преимущества в доходах (в прибыли);
- метод выигрыша в себестоимости;
- метод избыточных прибылей;
- метод дробления прибыли.
Для расчета рыночной стоимости объекта оценки применяется метод освобождения от роялти.
Этапы метода освобождения от роялти с использованием дисконтирования.
- Составляется прогноз объема продаж, по которым ожидаются выплаты роялти. Прогноз составляется в натуральных и стоимостных показателях с разбивкой по годам или более коротким интервалам.
- Определяется ставка роялти. Если нет опыта продаж лицензий аналогичного типа, то данные берутся из таблиц стандартных размеров роялти.
- Определяется экономический срок службы патента или лицензии, который может быть существенно короче юридического, если изобретение устаревает раньше окончания срока действия патента.
- Рассчитываются ожидаемые выплаты в виде роялти.
- Из ожидаемых выплат в виде роялти вычитаются все расходы, связанные с поддержанием патента в силе и т.п. (если они сопоставимы с размерами ожидаемых роялти).
- Рассчитываются дисконтированные потоки прибыли, получаемой от выплат в виде роялти. Коэффициенты дисконтирования определяются в зависимости от области применения изобретения, отраслевых и индивидуальных рисков.
- Определяется приведенная стоимость потоков прибыли за весь период. Для этого дисконтированные потоки прибыли суммируются
Прогнозируемая выручка
Прогноз выручки составляется с учетом эффективного распространения товарного знака на рынке, что приведет к росту всей прибыли компании.
Предполагается, что темпы роста будут соответствовать темпам роста экономики. Темпы роста приняты в соответствие с прогнозами Минэкономразвития по росту экономики:
Таблица 15
Основные показатели прогноза[16]