Файл: Адаптация ребёнка к школе..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 187

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, волевая готовность к школе позволит первокласснику включиться в общую деятельность, принять систему школьных требований, выполнять новые для него правила.

Интеллектуальная готовность к школьному обучению требует определённого уровня познавательного развития. Ребёнок должен быть способен встать на точку зрения, отличную от его собственной, чтобы усвоить объективные знания о мире, не совпадающие с его непосредственными житейскими представлениями. Он должен уметь различать в предмете его отдельные стороны, что является непременным условием перехода к предметному обучению. Для этого ребёнку необходимо владеть определёнными средствами познавательной деятельности (сенсорными эталонами, системой мер), осуществлять основные мыслительные операции (уметь сравнивать, обобщать).

Интеллектуальная готовность предполагает также наличие умственной активности ребёнка, стремление узнавать что – то новое.

Психологическая готовность к школе – это сложное, комплексное образование, которое является итогом полноценного прожитого дошкольного детства. Недостаточный уровень развития какого – либо одного или нескольких параметров психологической готовности свидетельствует о недостатках развития ребёнка в предшествующий возрастной период.

Уровень педагогической готовности выявляет учитель. Психологическая готовность определяется психологом, в распоряжении которого имеются специальные диагностические программы.

Уровни педагогической и психологической готовности, показанные ребёнком при приёме в школу, анализируются учителем и психологом с тем, чтобы они могли совместными усилиями выработать тактику работы с каждым учеником, учитывая его индивидуальные особенности.

Таким образом, выделяют педагогическую и психологическую готовность к школе. Несформированность одного из компонентов школьной готовности является неблагоприятным вариантом развития и ведёт к затруднениям к школе, в учебной и социально – психологической сфере.

16

Факторы, влияющие на адаптацию детей к школе

Существует ряд причин, затрудняющих адаптацию детей к школе. Одной из таких причин многие исследователи называют несоответствие функциональных возможностей детей требованиям, предъявляемым в учебных занятиях и всем режимом школы, или, иначе говоря, недостаточный уровень функциональной готовности детского организма к школьному обучению, отсутствие так называемой школьной зрелости.


Под функциональной готовностью понимают такой уровень развития и функционального состояния отдельных систем, который способен обеспечить адекватный ответ организма на конкретное воздействие среды. Недостаточная функциональная готовность к обучению в школе чаще всего определяется не общим отставанием в развитии организма, а частичной незрелостью некоторых функций, непосредственно связанных с обучением.

В особом внимании нуждаются те дети, которые компенсируют свою неготовность к школе чрезвычайным умственным напряжением и поэтому не попадают в разряд неуспевающих. Как правило, учебные успехи у таких школьников достигаются ценой их здоровья. Чаще всего это приводит к нервному истощению, а иногда неврозу.

Из – за имеющих осложнений у детей формируется негативное отношение к школе. Развитие отрицательных личностных свойств позволяет отнести их к группе риска возникновения нервно – психической патологии.

По данным В. С. Мухина, у половины «незрелых» детей с хорошей успеваемостью и работоспособностью в первом классе ухудшался неврологический статус. Особенно отчётливо неблагоприятное влияние учебной нагрузки на функциональное состояние и здоровье таких школьников проявлялось во 2 – м учебном году. [18]

Степень готовности к школе неразрывно связано с общим уровнем развития организма. Это хорошо демонстрируется несовпадением уровня школьной зрелости у детей одного паспортного возраста, но находящихся на разных ступенях биологического развития. Так, по данным Г. А. Цукермана и К. Н. Поливановой, процесс адаптации к школе протекает в более короткий срок и с меньшим напряжением физиологических функций у детей, биологический возраст которых соответствует паспортному или опережает его, по сравнению с детьми, имеющими низкий уровень биологического развития. [23]

17

Совершенно естественно, что число детей, обнаруживающих функциональную неготовность к школе, выше у 6 – летних по сравнению с 7 – летними.

Этим объясняется и большая длительность адаптации к учебной деятельности у 6 – летних детей по сравнению с 7 – летними. У младших наблюдается более высокое напряжение систем вегетативного обеспечения. Следовательно, необходимо облегчить детям 6 – летнего возраста адаптацию к школе. Одним из средств для этого явилось бы несколько более позднее поступление в школу.

Год, отделяющий 6 – летнего ребёнка от 7 – летнего, очень важен для психического развития, так как именно в этот год быстро формируются многие важнейшие психологические новообразования: интенсивно развивается произвольная регуляция своего поведения, ориентация на социальные нормы и требования; закладываются основы логического мышления, формируется внутренний план действий. Всё это служит благоприятными предпосылками для успешного перехода к учебной деятельности, поэтому поступление в школу в возрасте 6 – 7 лет значительно облегчило бы адаптацию к школе.


Но и без этого далеко не все возможности облегчения детям адаптации к школе исчерпаны. Так, известно, что существенное условие, облегчающее растущему организму адаптацию к новым воздействиям, это ступенчатость, постепенное увеличение интенсивности этих воздействий.

Адаптация детей к школе в значительной степени определяется и такими факторами, как содержание обучения и методика преподавания. Отбирая программный материал, следует в полной мере учитывать возрастные возможности детей. Практика экспериментального обучения показала, что при сохранении той же учебной программы, что и для 7 – летних школьников, учение оказывалось достаточно утомительным для детей 6 лет, несмотря даже на облегчённый режим учебных занятий.

В известной степени облегчает адаптацию к школе предварительное пребывание детей в детском саду. М. Н. Ильин указывает, что на развитие и течение адаптационного процесса влияет характер воспитания в дошкольном возрасте. Быстрее адаптируются дети, посещавшие до школы детский сад, а у тех, кто воспитывался дома, чаще наблюдалась двигательная расторможенность, нежелательные изменения в характере общения со сверстниками. «Незрелые» школьники, среди посещавших детский сад

18

встречаются в двое реже, чем среди детей из домашних условий. [11]

Выделяют три уровня степени школьной адаптации:

1 Ребёнок с высоким адаптационным уровнем любит школу, горд, что теперь он – ученик. Он довольно легко учится, интересуется новыми знаниями, старательно выполняет задания в школе и дома без особого внешнего контроля, внимательно слушает учителя на уроке и даже может искать какую – то дополнительную информацию сам. Мало того, он добросовестно выполняет поручения учителя, легко сходится с одноклассниками, активно участвует во внеурочной жизни класса.

2 Ребёнок со средним уровнем адаптации тоже, в целом, позитивно настроен относительно школы. Он в хороших отношениях с одноклассниками и учителем, способен усваивать материал. Но наиболее успешно работает всё под контролем взрослого. Мотивы у такого ребёнка, скорее, внешние. Он хочет быть «хорошим учеником», «радовать маму», «делать всё правильно». При должном внимании со стороны учителя и родителей ребёнок хорошо учится.

3 Дети с низким уровнем адаптации к школе относятся негативно либо просто абсолютно равнодушно, на уроках «витают в облаках», сложно включаются в общую деятельность, могут и отвлекать других детей. Для усвоения нового материала им нужна серьёзная помощь учителя и родителей: подробные неоднократные объяснения и повторения. При таком уровне адаптации у ребёнка, очевидно, уже есть ряд явных трудностей, с которыми нужно справиться совместными усилиями педагогов, психологов, родителей и самого ребёнка.


Условно по степени адаптации всех детей можно разделить на три группы.

Первая группа детей адаптируется к школе в течение первых двух месяцев обучения. За тот же период проходит и наиболее острая физиологическая адаптация. Эти дети относительно быстро осваиваются в новом коллективе, находят друзей, у них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, приветливы, хорошо общаются со сверстниками, с желанием и без видимого напряжения выполняют школьные обязанности. Иногда у них отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, так как им ещё трудно выполнять все правила поведения: хочется побегать на перемене или поговорить с товарищем, не дожидаясь звонка, но к концу октября трудности, как правило, нивелируются

19

– ребёнок становится учеником.

Вторая группа детей проходит более длительную адаптацию, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается: дети не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем, одноклассниками – они могут играть на уроках или выяснять отношения с товарищем, не реагирует на замечания учителя или их реакция – слёзы, обиды. Как правило, это дети испытывают трудности и в усвоении учебной программы. Лишь к концу первого полугодия реакции этих учеников становятся адекватными требованиям школы и учителя.

Третья группа – дети, у которых социально – психологическая адаптация связана со значительными трудностями: отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций. Часто они не осваивают учебную программу, для них характерны трудности в обучении письму, чтению, счёту и т. п. Именно на таких детей жалуются учителя, одноклассники, родители: они нередко «третируют детей», «мешают работать на уроке», их реакции непредсказуемы. Проблемы, накапливаясь, становятся комплексными.

Наилучший эффект достигается, по – видимому, взаимопроникновением смежных ступеней социального существования детей. Переход из детского сада в школу должен быть облегчен как за счёт создания элементов школы в последней группе детского сада, так и за счёт сохранения элементов детского сада в 1 – м классе школы. [7]

Если ровное, доброжелательное поведение – это необходимое требование профессиональной этики во всех классах школы, то в 1 – м классе оно приобретает ни с чем несравнимое значение, так как психика первоклассников особенно ранима. Его роль во много раз возрастает по отношению к детям из неблагоприятных микросоциальных условий (низкий образовательный уровень родителей, злоупотребление алкоголем, конфликты в семье), приводящих к социально – педагогической запущенности детей, задержке интеллектуального развития, формированию нежелательных личностных качеств и затрудняющих приспособление к школе.


В тех классах, где учитель по своим педагогическим установкам ближе всего к воспитателю детского сада, обычно самая высокая групповая сплочённость и самая благоприятная картина межличностных отношений среди учеников.

Среди факторов, влияющих на адаптацию детей к обучению в школе, следует

20

отметить состояние здоровья.

У детей с хронической интоксикацией уровень работоспособности значительно ниже по сравнению со здоровыми, а функциональные сдвиги со стороны центральной нервной и сердечно – сосудистой системы, а также мышечной работоспособности более существенны.

Тщательный медицинский осмотр детей за год до поступления в школу позволяет выделить группу риска неготовности к школьному обучению по состоянию здоровья. Она включает в себя: 1 С отставанием в биологическом развитии; 2 С функциональными отклонениями (невротические реакции, логоневрозы, гипертрофия миндалин), часто болеющих, длительно болеющих; 3 С хроническими заболеваниями.

Углублённый медицинский осмотр позволяет не только своевременно выявить таких детей, но и провести соответствующее лечение и оздоровительные мероприятия. Таким образом, удаётся улучшить состояние здоровья детей, поступающих в школу и следовательно, облегчить им приспособление к ней.

К показателям, наиболее полно характеризующим поведение первоклассников на общеобразовательных уроках, относится: уровень беспокойности (неусидчивости), быстрота нарастания утомления, реакция на низкие оценки, тревожность в стрессовых ситуациях (на контрольных работах, при необходимости быстро выполнять задание), уровень концентрации внимания, агрессивность, уровень подготовленности к занятиям (наличие учебников, тетрадей, карандашей).

На первом месте показатель быстроты нарастания – утомление. Невысока способность первоклассников поддерживать на уроке высокую концентрацию внимания длительное время. Тревожность в стрессовых ситуациях – очень распространённое явление. Если с ним не бороться, то в дальнейшем оно может привести к негативным явлениям, в плоть до полного отказа от усвоения нового материала. Несколько реже проявляется качество беспокойности (неусидчивости). Не так часто, но всё же встречаются первоклассники с повышенной агрессией. Все замечания (как учителя, так и товарищей) они встречают «в штыки». Обычно это дети с повышенной возбудимостью, нередко с отклонениями в состоянии здоровья. Им необходим специальный комплекс профилактических мероприятий.