Файл: Мотивация и ее теории (Базовые понятия).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 126

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В случае совершения работником проступка впервые, как правило, к нему применяются минимальные санкции материального характера. В случае применения взыскания за неисполнение работы в определенный срок, необходимо определение нового срока реализации работы, а также проконтролировать поставленную задачу[21]. Целью менеджера является создание ситуации, в которой работники будут выполнять определенную работу прилежно, тщательно и в поставленные сроки[22].

Единые правила или же способы мотивации персонала не разработаны, однако можно назвать принципы формирования собственного эффективного метода:

  1. Эффективная мотивация должна позволять служащему чувствовать себя нужным и важным. Поощрение должно вызывать уважение и добрую зависть коллег. Однако следует знать меру, так как утрата наград приведет к моральной дисквалификации работника.;
  2. Применение непредвиденных единоразовых поощрений вместо системных работает эффективнее, так как системные методы вызывают привыкание и сотрудники воспринимают их как часть нормы.;
  3. Похвала эффективнее наказания.;
  4. Руководство должно реагировать незамедлительно, в этом случае сотрудник будет воспринимать себя значимым для руководителя, небезразличного как к его достижениям, так и промахам.;
  5. Промежуточный результат тоже является результатом! Применение стимулирования сотрудников за маленькие успехи способствует ускорению достижения основной цели[23].

Стимулирование является процессом воздействия на работника, включающего в свою область его потребности. Интересы, желания, стремления, цели и мотивацию поведения[24]. В рамках стимулирования происходит взаимодействие внешних условий с внутренними качествами человека. Формируется стимулирование посредством воспроизведения условий трудовых ситуаций, побуждающих человека поступать определенным образом. Подобные ситуации включают в себя условия деятельности, которые непосредственно ее определяют: размер заработной платы; организация трудовой деятельности и т.д. Косвенное влияние на труд оказывают и аспекты общественной инфраструктуры: жилищно-бытовые условия, местожительство. В тоже время не любое условие внешнего характера включает деятельность человека, а только та, что является личностно необходимой для него, находится в соответствии с его душевными желаниями. Именно в подобном случае у людей возникает заинтересованность[25]. В рамках большого количества разнообразных стимулов людьми выбираются разные способы поведения, отвечающие текущим нуждам, запросам, увлечениям, ценностям. В связи с чем, в процессе стимулирования имеет значение не только создание определенных внешних ситуаций, подразумевающих выбор, но и их совпадение с внутренней сущностью человека. Непосредственное воздействие на мотив действия человека оказывает как внешняя, так и наружная действующая ситуация.


В рамках стимулирования форма поведения, выбранная сотрудником, является задачей субъекта стимулирования соответствующая целям тех, кто подобную ситуацию сформировал. Человек, работая на ту или иную организацию, стремится получить от нее необходимые социально – значимые блага, а само функционирование предприятия базируется на вкладе, который вносится сотрудником[26]. В полном смысле стимулирование является особым видом взаимодействия сотрудника и менеджера, представляет собой обмен деятельностью. Формирование стимулирования возможно на основании прямого (гарантированного и эквивалентного) и опосредованного (негарантированного и неэквивалентного) обмена[27].

Инструментами мотивации являются стимулы, в качестве которых могут быть какие – либо объекты, воздействие на других людей, носители должностей, возможности, компенсация человеку за его труд и т.д. В целях мотивации сотрудников применяются различные стимулы, представляющие собой разнообразного вида стимулирующие действия[28].

Экономическое (материальное) стимулирование.

Наиболее популярным видом усиления работоспособности сотрудников предприятия является экономическое стимулирование. Эффективный подход к оплате труда позитивно влияет на его производительность[29]. Экономическая мотивация может быть как денежной, так и неденежной.

К денежному стимулирования относятся:

  • дополнительные выплаты в случае высоких показателей в работе в форме премий, бонусов, процентов от сделок и т.д.;
  • поощрение здорового образа жизни, предусматривающее премии за отсутствие больничных, поощрение некурящих, оплата абонементов в спортзал;
  • оплата медицинской и социальной страховки;
  • в случае невозможности улучшения вредных условий труда повысить оплату;
  • предоставление наряду с ежегодным отпуском, предусмотренным ТК РФ, дополнительного времени отдыха (по семейным обстоятельствам, в связи со свадьбой, учебой);
  • денежные выплаты на день рождения, свадьбу, юбилей, при чрезвычайных ситуациях (смерть близких, ограбление, пожар);
  • компенсация затрат сотрудников на проезд до предприятия или организация служебного транспорта;
  • пенсионные надбавки. Специальные компенсационные выплаты от организации для поощрения заслуженных работников, вышедших на пенсию[30].

К неденежному экономическому стимулированию относятся:

  • различные социальные учреждения предприятия;
  • предоставление бесплатных или частично оплаченных путевок в санатории или на базы отдыха для служащих и их членов;
  • предоставление льготных условий для приобретения продукции предприятия;
  • вознаграждения в случае смены рабочего места;
  • улучшение условий труда и материально-технического оснащения;
  • возможность гибкого графика исполнения трудовой функции;
  • сокращенный трудовой день или неделя;
  • бесплатные билеты на концерты, в театр, кинотеатр[31].

Особое внимание стоит уделять выделению денежных средств для проведения корпоративных праздников, так как подобные мероприятия способствуют сплоченности коллектива, формированию корпоративного духа, налаживанию дружеских отношений между сотрудниками[32].

Нематериальное мотивирование.

Нематериальная мотивация характеризуется большим разнообразием.

К видам нематериальной мотивации относятся:

  • Похвала от руководства организации. Похвала подчиненных за успешно выполненную работу способствует стремлению сотрудников и в дальнейшем выполнять свою трудовую функцию качественно. В связи с чем, до сих пор популярна такая форма поощрения добросовестных работников как доска почета[33].
  • Карьерный рост. Каждый сотрудник понимает, что качественное исполнение трудовой функции гарантированно ведет к продвижению по карьерной лестнице. В тоже время следует соблюдать меру, иначе возможна конкурентная борьба внутри коллектива, что негативно скажется на командной работе[34].
  • Повышение квалификации оплачиваемое предприятием. Обучение способствует повышению профессионального уровня персонала, а также мотивирует каждого сотрудника на эффективную деятельность.
  • Формирование комфортной и дружественной атмосферы. Сплоченный коллектив способен легко справиться с самыми сложными задачами.
  • Совместный досуг. Командная работа базируется не только на совместном труде, но и на отдыхе. Совместные поездки на природы, походы в кино, спортивные мероприятия и т.д. способствуют сплочению коллектива. В основе подобной мотивации лежит принцип «кто хорошо отдыхает, тот хорошо работает».
  • Обратная связь. Осознание сотрудником важности его мнения для руководства, учет его предложений по улучшению работы оказывает позитивное воздействие на функционирование всего предприятия[35].

Руководство определяет применение материальных или же нематериальных методов мотивации персонала. Право выбора наиболее результативных способов стимулирования в условиях современного рынка, которые будут обеспечивать максимальную продуктивность сотрудников принадлежит только директору[36].

Взыскания как способ мотивации.

Наряду с поощрением в систему мотивации персонала включается и взыскание, которому присущ превентивный характер, помогающий предупредить неправомерные действия работников. Также взыскание выступает в качестве компенсации причинённого предприятия вреда.

В случае применения санкций необходимо точное обоснование их причины и цели.

Инновационные методики мотивирования.

Целью разработки разнообразных способов мотивации сотрудников является стимулирование повышения эффективности работы персонала. Инновационные методы мотивации условно подразделяются на три категории:

  • Индивидуальная мотивация направленная на работу с отдельными подчиненными.
  • Моральная и психологическая мотивация, использующаяся для удовлетворения основных внутренних потребностей работников.
  • Организационная мотивация, помогающая сформировать систему стимулов для служащих внутри учреждения[37].

Формами индивидуальной мотивации являются:

  • Коллективные празднования значимых событий в жизни сотрудников: день рождения, свадьба, юбилей, и т.д.
  • Поочередное назначение ответственного за организацию внерабочих мероприятий.
  • Оформление кабинетов для психологической разгрузки и отдыха персонала.
  • Предоставление коллективу информации о личных достижениях каждого работника.
  • Организация соревнований, по результатам которых ыручается символическая награда[38].

Моральные и психологические методики мотивации обеспечивают профессиональное развитие сотрудника, повышение его работоспособности[39]. К подобным методам относятся:

  • Проведение социального диагностирования персонала организации, что способствует установлению основных социальных проблем трудящихся, посредством решения которых можно воздействовать на сотрудников.
  • Организация и проведение тренингов и соревнований, выявляющих людей с лидерскими качествами.
  • Формирование особой атмосферы (цветовая гамма при оформлении кабинетов, музыка в помещениях для релакса и т.д.)[40].

Моральным поощрением сотрудника является похвала в присутствии коллег или же личная благодарность руководителя, которая может иметь как устную, так и письменную форму.

Организационные методики мотивации имеют своей целью систематизацию работы организации. К организационным стимулам относятся:

  • Проведение совещаний и планерок для всего коллектива. Сотрудники получают информацию о задачах компании, возможность высказать свое мнение, что способствует вовлеченности сотрудников в процесс достижения общей цели[41].
  • Администрирование, которое включает в себя: формирование перечня обязанностей подчиненных; изучение нормативно – правовой базы функционирования организации; оформление кодекса этики сотрудника организации; разработка культуры общения с клиентами и коллегами; формирование системы поощрения и наказания[42].
  • Грейдирование, представляющее собой одну из современных методик повышения работоспособности сотрудников. Посредством данного метода формируется иерархическая лестница сотрудников относительно их значимости для организации, на основании чего рассчитывается система вознаграждения работы каждого сотрудника. В качестве критериев оценивания выступают: квалификация, образование ответственность, исполнительность, производительность.

Нестандартные способы мотивирования.

В современных условиях наиболее эффективными методами мотивации являются нестандартные, не требующие больших финансовых вложений и основанные на креативном подходе руководства к организации труда. Примерами нестандартных подходов мотивирования персонала являются:

  • Применение шуточной формы наказания нерадивых сотрудников. Нерадивый сотрудник не лишается премии или не получает штраф, а ему присваивается звание «Ленивца отдела» и т.д., что выступает в качестве мотива к улучшению качества труда[43].
  • Игровые кабинеты. В рамках данной методики сотрудникам предоставляется помещение, в котором можно поиграть и отвлечься от текущей работы, что благотворно влияет на атмосферу в офисе и повышает работоспособность.
  • Внезапные подарки. Получение неожиданного поощрения за хорошую работу мотивирует работника работать также или даже лучше.
  • Проявление заботы о семьях. Например, в форме новогодних подарков для детей или скидок для отдыха членов семьи работника.
  • Предоставление дополнительного отдыха[44].
  • «Повторение», или методика аналогии. Стала применяться подобная методика во времена кризиса, когда у многих фирм не было возможности оказывать материальное поощрение своих сотрудников. В основе методики лежат психологические особенности людей, а именно бессознательное подражание. Начальник своим примером мотивирует подчиненных на качественное исполнение профессиональных обязанностей.[45]
  • В качестве приятного дополнительного стимула может выступить награждение «работников месяца» билетом в кино или абонементом для посещения бассейна и т.д.