Файл: Мотивация и ее теории (Базовые понятия).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 119

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность. В современных условиях на руководителя возложено большое количество задач, с которыми необходимо справляться в короткие сроки. В виду этого руководители вынуждены все больше полагаться на других при достижении поставленных целей, что требует активных действий по мотивированию персонала организации. Мотивация персонала предполагает формирование благоприятной атмосферы на рабочем месте, что должно способствовать эффективному выполнению работником трудовой функции, а также формированию позитивного отношения и высокого морального духа.

Мотивация и конечный результат работы находятся в прямой взаимосвязи, что обусловило ее значимость в деятельности менеджера. Наиболее продуктивными сотрудниками являются люди с достаточной мотивацией, которые не просто могут делать, то, что от них требует руководство, но и хотят это делать, что способствует выполнению задач и повышению результативности труда.

Для разработки и внедрения эффективной мотивационной системы персонала менеджеру необходимо понимать теоретические основы мотивации, природу ее механизма, а также адаптировать их к современным условиям. В связи с этим, исследование теоретических аспектов мотивации персонала в рамках современных концепций управления сотрудниками по – прежнему остается актуальным.

Цель. Исследование мотивационных теорий и их основных положений.

В соответствии с поставленной целью, определены следующие задачи:

  1. Дать определение базовым понятиям в рамках мотивации;
  2. Охарактеризовать основные принципы и виды мотивации персонала;
  3. Проанализировать содержательные теории мотивации;
  4. Рассмотреть процессуальные теории мотивации.

Объект исследования. Теории мотивации.

Предмет исследования. Основные положения теорий мотивации и их классификация.

При написании работы в качестве источников и литературы были использованы исследования ряда ученых в сфере менеджмента и управления персонала. Особое внимание было уделено исследованиям Бероевой З.М, отраженным в учебном пособии «Теория менеджмента», опубликованным в крупнейшем издательстве академической литературы – Инфра – М. В рамках данного издания была опубликована и работа Жигуна Л.А. «Теория менеджмента. Теория организации», также используемая нами. Учебное пособие Ильина Е.П. «Мотивация и мотивы», опубликованная крупнейшем издательством России «Питер», использовалась в рамках работы в виду глубокого анализа автором представлений о сущности мотива, его структуре и разновидностям. Наряду с указанными авторами были использованы труды: Боковни А.Е., Верещагиной Л.А., Волосского А.А., Журавлева П. В., Кудиновой Е.В. и др.


1. Теоретические основы мотивации

1.1 Базовые понятия

Основу мотивации составляет сложный и постоянный процесс психологического выбора человеком определённой модели поведения, механизмов ее реализации, а также оценки результатов. В связи с чем, человек непрерывно пребывает в состоянии ситуационного выбора, в рамках которого ему необходимо взвешивать ценность предпринимаемых им действий, прогнозировать ожидаемый результаты, оценивать затраты на их достижение[1]. Как выгоднее распорядиться своими сбережениями, вкладывать ли их в рубли или доллары, либо же на банковский депозит или в открытие собственного бизнеса, в недвижимость и т.д. Отказаться от учебы в престижном университете из-за необходимости себя обеспечить, или же продолжить обучение. Человек постоянно сталкивается с подобными или иными альтернативными задачами, в которых ему необходимо сделать выбор. Что же лежит в основе выбора либо же действия тем или иным образом человека? Основу поведения человека составляют именно потребности.

На первоначальном этапе изучения человеческого поведения использовалось наблюдение за их реакцией на те или иные воздействия внешнего характера (стимулы). Было выявлено, вызывание разного поведения одними и теми же факторами и наоборот, разные факторы вызывали одинаковое поведение[2]. В связи с подобной неопределенностью возникла необходимость в анализе внутренних причин человеческих действий в различных ситуациях, что должно было определить, что движет человеком.

Потребность является нуждой в чем – либо или же в ком либо[3].

Психологи отмечают, что человеческая потребность возникает, когда ощущается физиологически или же психологически недостаток чего – либо. Следует отметить, что саму потребность наблюдать невозможно, можно наблюдать только поведение человека. В рамках подобных наблюдений, психологами был сделан вывод, что именно потребность является мотивом человека к определенному действию[4]. Ощущение потребности человеком ведет к пробуждению в нем состояния устремленности.

Потребности формируются внутри человека и являются для разных людей в большей степени общими, что в то же время не исключает определенного индивидуального проявления, присущего каждому человеку. Следует отметить, что человеку свойственно стремление освободиться от потребности, так как существование последней дает о себе знать и «требует» своего устранения. Людям присуща потребность как в конкретных вещах, таких как одежда, дом, автомобиль и т.д., так и в неосязаемых вещах, как чувство уважения, возможность личного профессионального роста и т.д. Удовлетворение потребности является, прежде всего, ее устранением[5].


Под «удовлетворением потребностей» понимается позитивное чувство облегчения и состояния комфорта, ощущаемое человеком при реализации его желания[6].

Удовлетворение потребности возможно посредством вознаграждения, в рамках которого человеку предоставляется то, что для него имеет ценность. Однако разные люди вкладывают в понятие «ценность» разный смысл, а соответственно их оценки вознаграждения различны. Так, состоятельный человек, возможно, сочтет несколько часов отдыха в кругу семьи более значительными для себя, чем деньги, которые он получит за сверхурочную работу на благо организации1.

Побуждение является ощущением недостатка в чем-либо, которому присуща определенная направленность. Побуждение рассматривается как поведенческое проявление потребности, сконцентрированное на достижении цели[7]. В этом смысле целью является нечто, осознаваемое в качестве средства удовлетворения потребности. Именно при достижении человеком подобной цели, потребность может оказаться удовлетворенной, частично удовлетворенной либо же вовсе неудовлетворенной.

Так, если человеком ощущается потребность в сложной работе, это может побудить его к попытке достижения цели, представляющей собой получения места, обеспечивающего необходимую работу. Получив подобное место, человек может заметить, что работа не такая сложная, как он рассчитывал. Что может заставить человека прикладывать меньше усилий на работе либо же приступить к поиску иного места, на котором потребность будет полностью удовлетворена[8]. Мотив можно рассматривать как осознанное побуждение личности к определенному поведению в целях удовлетворения своих потребностей[9]. В качестве мотивов могут выступать:

  1. политические, нравственные идеалы, представления о будущем, о перспективе;
  2. достаточно действенные интересы к получению впечатлений;
  3. стремление к организации жизни и быта, влечение к труду, творческой деятельности, к семейной жизни и т. п.;
  4. сильная потребность в чем-то;
  5. достаточно сильное чувство;
  6. действенные моральные убеждения;
  7. привычки;
  8. подражание.

То есть, «любой фактор, влияющий на возникновение побуждения и принятие решения, объявляется мотивом»[10].

Принято разграничивать внутренние и внешние мотивы. Волевая сторона поведения характеризуется именно мотивами. Мотивационной сфере присуща определенная специфика:


1.мотив порождается определенной потребностью;

2.имеет место борьба мотивов, побеждает более сильный мотив;

3.мотивы тесно связаны со средой жизнедеятельности.

Термин мотивация выступает в качестве более широкого понятия по отношению к термину мотив. Термин «мотивация» применяется в двояком смысле:

  1. как обозначение системы факторов, которые детерминируют поведение человека (потребность, мотив, цель, намерения, стремления и др.);
  2. как характеристика процесса стимулирующего и поддерживающего поведенческую активность на определенном уровне[11].

При необходимости проанализировать причины тех или иных человеческих поступков каждый раз возникает вопрос о мотивации деятельности.

Мотивация должна решать следующие задачи:

  • признание труда сотрудников, добившихся значительных результатов;
  • демонстрация отношения фирмы к высоким результатам;
  • популяризация качественного труда сотрудников;
  • применение различных форм признания заслуг;
  • поднятие морального состояния через признание;
  • обеспечение процесса повышения трудовой активности[12].

Итак, мотивацию можно определить как совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека к определенной деятельности, задающих границы, формы и степень активности деятельности, придающие данной деятельности направленность, ориентиром которой является достижение определенных целей.

В своем стремлении удовлетворить потребности, людям присущ выбор своей линии целенаправленного поведения. Одним из способов целенаправленного поведения является работа в компании. Попытка продвинуться на руководящую должность в компании является также типом целенаправленного поведения, целью которого является удовлетворение потребности в признании[13].

Основной задачей менеджера в рамках процесса мотивации работника является предоставление ему возможности удовлетворить свои личные потребности в обмен на качественное выполнение трудовой функции. Также менеджер должен помочь работникам в осознании об оценке достоинств своей работы в частности и компании в целом, что должно способствовать направленности подчиненных на достижение целей предприятия[14].

Мотивирование представляет собой процесс воздействия на человека в целях побуждения его к конкретным действиям посредством пробуждения в нем определенных мотивов[15]. Мотивирование является сердцевиной управления работником. Успешное осуществление мотивирования способствует повышению эффективности управления работой.


1.2 Мотивация персонала: принципы и основные виды

Мотивация, как процесс включает в себя ряд последовательных этапов:

  1. Формирование потребности – человек осознает нехватку чего – либо. Потребность может быть как физиологической, так и психологической;
  2. Поиск путей реализации потребности – удовлетворение, подавление, игнорирование потребности;
  3. Определение целей действия – поиск средств необходимых для удовлетворения своих потребностей;
  4. Реализация действия – в целях получения возможности того, что необходимо для удовлетворения потребностей человек приступает к действиям;
  5. Получение вознаграждения за реализацию действия – получение человеком удовлетворения за совершение определенной работы;
  6. Ликвидация потребности – человек не осуществляет никаких действий до момента появления новой потребности, в обратном случае ищет пути решения[16].

Понимание логики мотивационного процесса не гарантирует абсолютных преимуществ в рамках управления данным процессом, так как имеет место фактора неочевидности мотивов. Достаточно сложно определить какие из мотивов имеют более высокую значимость, а вычленение конкретных является еще более сложной задачей[17]. Спецификой мотивационного процесса является его постоянная трансформация. В основе характера процесса находятся потребности, его инициирующие. В тоже время потребностям присуще сложное взаимодействие между собой и противоречие друг другу[18]. С течением определенного времени элементы подобного взаимодействия могут трансформироваться, что в свою очередь приводит к изменению характера и направленности мотивов. В рамках изучения мотивационной структуры сотрудника, его реакция на определенные действия мотивирующего характера все же может оставаться непредвиденной. Следует отметить, что мотивационная структура у каждого сотрудника различна, что означает различную степень воздействия мотива и его действия. Одни работники характеризуются сильным желанием к достижению цели, другие же слабым. В данном случае воздействие мотивов на поведение работников будет различным[19].

Система мотивации характеризуется существенным достижением необходимых соотношений между поощрениями, вознаграждениями и наказаниями, неотвратимостью санкций. В рамках отрицательного воздействия руководства происходит уменьшение активных процессов работника, появляются негативные эмоции, появляются стрессовые ситуации, уменьшается степень уверенности в себе. В случае наказания одного из сотрудников менеджером, последний должен вести себя корректно и предельно вежливо, четко разъясняя содержание вины работника. Перед высказыванием недовольства рекомендуется похвалить работника, например, за его деловые качества, однако в определенной ситуации своими действиями он подвел сотрудников и ввиду этого наказание является правдивым и неотвратимым[20].