Файл: Современная семья в системе воспитания (Родительство и семья, влияние стилей общения родителей на развитие детей).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Юношеский возраст. Молодость детей. Социальная ситуация «порога взрослой жизни» требует от молодого человека решения важнейших, в прямом смысле судьбоносных вопросов профессионального и социального самоопределения. Далеко не все старшеклассники осознают значимость момента, поэтому направить их размышления в нужное русло, побудить присматриваться к тому, какие есть профессии: выбирай на вкус – первостепенная забота родителей.

Важно обратить внимание на соответствие требований профессии и индивидуальности молодого человека, стимулировать и поддерживать в разработке жизненного плана, включающего не только конечный результат, но и способы, пути его достижения, объективные и субъективные ресурсы, которые для этого понадобятся [10].

При этом родители не должны быть чрезмерно настойчивы в отстаивании своего мнения относительно будущего их сына или дочери. В динамичных условиях жизни современного общества старшие не могут быть абсолютно уверены в правильности своего понимания ситуации. Окончательный выбор должен быть сделан молодым человеком самостоятельно.

Этот период называют иногда временем «вырывания корней», некоторого дистанцирования молодежи от родителей, вынужденных с пониманием относиться к растущей эмоциональной независимости детей. Однако многочисленные исследования показывают, что и подростки, и юноши по-прежнему остро нуждаются в контакте со взрослым, более опытным человеком. Особенно настоятельна потребность в неформальном, нерегламентированном, доверительном общении со взрослым при определении перспектив будущего, при обсуждении моральных проблем (цель и образ жизни, долг, любовь, замужество, верность и др.). Диалог старших и младших должен продолжаться на основе взаимоуважения, растущего доверия и равенства [13].

Для родителей наступает подготовка к новому периоду жизни, связанному с отрывом взрослеющего ребенка от семьи, с его вступлением в реальную взрослость (вспомним стадию «опустевшего гнезда»). Необходимо заранее готовить себя к новой ситуации, когда супружеские отношения подвергаются определенной проверке, возникает шанс обновления или опасность разочарования. Общность интересов супругов, активное участие в профессиональной, общественной и культурной жизни не позволят жизни семьи стать скучной, бесцветной, когда дети выросли.

Отношения с детьми все более теряют иерархический характер, становятся взаимодействием между взрослыми равными людьми. Этот процесс может пройти с меньшими осложнениями, если родители настроены на принятие изменений, своевременно поощряют претензии подростка на самостоятельность и реальное продвижение в этом направлении. Иногда переход к отношениям взаимного равенства совершается в длительной борьбе родителей и детей, перемежается периодами отдаления, даже разрыва, пока обе стороны не смогут принять реалистически свои позиции.


Взрослость детей не всегда сопровождается уходом из родительского дома. Часто, напротив, семья увеличивается за счет новых членов, пришедших в нее через брачные связи. Создание благожелательной обстановки для всей расширенной семьи либо хороших отношений между собственной семьей и семьей взрослого ребенка, уважение самостоятельности и индивидуальности обеих семей – вот, пожалуй, те проблемы, над решением которых бьются сами люди и многочисленные специалисты (тещи и зятья, невестки и свекрови давно стали излюбленными героями анекдотов, что показывает почти хрестоматийный характер этой проблемы) [7].

Взрослые дети, давно ставшие родителями сами, глубоко в душе несут надежду на то, что в любых жизненных ситуациях они всегда получат утешение и помощь под родительским кровом.

Выводы по главе 1.

Семья – структурная, первичная единица социальной общности людей, основанная на кровном родстве или браке. Это древнейший социальный институт – основной институт человеческого общества.

Социальные функции семьи Функции семьи отражают динамику семейных изменений на различных этапах развития и функционирования общества, историческую связь между семьей и обществом.

Роль семьи в жизни человека: рождение и воспитание детей; регулирование отношений полов; социализация человека; духовное общение; психологическая поддержка и защита; взаимная материальная помощь, экономическая поддержка; первичный социальный контроль – правовая ответственность и обязанности между супругами, родителями и детьми, другими родственниками; регламент поведения членов семьи).

Глава 2. Проблема взаимоотношений подростков и родителей

2.1 Описание целей и метода исследования

Чтобы прояснить и раскрыть содержание семейных отношений, были разработаны и эффективно использованы многочисленные психологические методы, которые описывают поведение родителей с точки зрения самих родителей. Однако следует помнить, что дети, особенно подростки, воспринимают и ценят межличностные отношения не так, как взрослые, и даже в большей степени это касается подростков с проблемами социальной адаптации. Одним из наиболее распространенных методов, которые описывают межличностные отношения в семье с точки зрения подростков, является тест ADOR (Адор).


Методика исследует отношение, поведение и методы воспитания детей в той форме, в которой вы видите своих детей в подростковом и юношеском возрасте. Тест эффективно используется для диагностики детских и родительских отношений в подростковых семьях и организации социально-психологической помощи для вас, поскольку его применение позволяет родителям узнавать, как их собственные действия воспринимаются и оцениваются подростками и как все они социально-психологическая адаптация и формирование определенных личностных качеств под влиянием подростков. Особую ценность этой методики дает тот факт, что она отражает фактор семейного воспитания, который скрывают как психологи, так и сами родители.

Методика основана на позиции, что образовательное воздействие родителей может быть охарактеризовано тремя факторами: усыновление родителей-подростков - эмоциональное неприятие вашего; направленность со стороны родителей - ваша психологическая автономия; Согласованность - несогласованность в реализации родителями образовательных принципов. Результаты теста представлены в виде сумм баллов по пяти основным шкалам SCHWARMS - положительный интерес, но - направленность, но - враждебность, AUT - автономия и несоответствие NED

Анкета содержит 50 вопросов, по 10 для каждого из оцениваемых параметров.

В результате обработки первичных результатов диагностики воспринимаемый подростком стиль отношения к нему со стороны родителей описывается 5 основными результатами:

Автономность со стороны родителей (PAUT)

Директивность со стороны родителей (PDIR)

Враждебность со стороны родителей (PHOS)

Непоследовательность со стороны родителей (PNED)

Позитивный интерес со стороны матери (PРОZ)

Критерием серьезности определенного стиля отношений является оценка 3 балла, оценка ниже 3 баллов означает неадекватный уровень этого стиля, оценка выше 3 баллов - чрезмерная строгость этого стиля отношений.

Интересны и показатели взаимоотношений DIR / POZ и POZ / NOZ со стороны родителей. Первый показатель отражает степень контроля над поведением подростка со стороны родителей и, соответственно, степень самостоятельности и сознательной свободы подростков. Второй показатель отражает степень эмоционального восприятия подростка родителями и, соответственно, уровень его психологического комфорта и чувства защищенности в семье.

Конечно, принятие (позитивный интерес) означает позитивное отношение к ребенку, независимо от первоначальных ожиданий родителей и специфики ребенка. Приемные родители-подростки - это родители, которые понимают его эмоционально, сочувствуют ему и своевременно реагируют на потребности подростка. Таким образом, такие родители у подростка создают бессознательное доверие к тому, что другим людям необходимо и интересно, что он обладает необходимыми личными ресурсами для достижения своих целей.


Эмоциональное отторжение рассматривается как негативное отношение к ребенку, отсутствие привязанности и уважения, в крайних случаях - враждебность. Превосходство в детско-родительских отношениях, игнорирование потребностей ребенка, чрезмерная строгость и агрессивность, обычно приводят к формированию чувства опасности, недоверия к миру и людям, неуверенности в себе и тревоге.

Направленность родителей понимается как стремление к лидерству и власти, и это желание может быть выражено как в доминирующем поведении родителей, так и в их желании контролировать поведение подростка, а также в навязывании чувств вины и объяснении своей позиции жертвы. Несмотря на то, что политика заставляет родителей подчиняться нормам и правилам поведения в обществе, именно в семьях с ведущим политическим стилем отношений наиболее ярко выражены активные протестные формы поведения подростка. Такое поведение может принимать форму отрицания родительских ценностей, негатива, чрезмерного стремления к независимости и независимости в сочетании с минимальной личной ответственностью за то, что с ним происходит.

2.2 Исследование тревожности и детско-родительских отношений подростков

Чтобы распознать истинный образ личности у подростков с разными семейными отношениями, мы провели не только опрос «Подростки на родителях» в том же подростковом возрасте, но и опросник Spielberger для диагностики личности и ситуативной тревоги. Целью данной части исследования было определение уровня тревожности подростков, а также выявление зависимости уровня тревожности молодежи от стиля родительского воспитания.

Изучение тревожности в подростковом возрасте особенно важно, поскольку этот период характеризуется определенными явлениями психофизиологического и социального кризисов. Взволнованный ребенок может быть менее успешным в школе, поскольку ему трудно адаптироваться к обществу, развивать разум здорового соответствия и чувство свободы-ответственности, необходимые для адаптации в любой социальной нише.

Соответственно виды тревожности, выявляемые с помощью данного теста, обозначены так: школьная, самооценочная, личностная.

Текст методики включает в себя 40 вопросов-суждений,20 из которых предназначены для оценки ситуативной тревожности (ST), т.е. самочувствия подростка в данный момент и 20 - для оценки уровня личностной тревожности (LT), обычного самочувствия подростка.

В исследовании было использовано две методики:


1. Подростки о родителях (АDOR)

2. Шкала тревожности Спилбергера.

По результатам диагностики детско-родительских отношений, значения показателей теста "Подростки о родителях" оказались следующими:

Таблица 1

Название фактора

Среднее значение

1.

Автономность (PAUT)

1.20

2.

Непоследовательность (PNED)

1.10

3.

Директивность (PDIR)

1.01

4.

Враждебность (PHOS)

0.53

5.

Позитивный интерес (PPOZ)

1.35

Как показывают результаты, молодые люди особенно отмечают положительный интерес к образовательной тактике своих родителей. Обращает на себя внимание выраженная самостоятельность в отношениях между подростками и родителями: показатели AUT занимают второе место по численным значениям. На третьем месте - непосредственность, затем направленность, а на последнем - враждебность.

Такие результаты характеризуют общую картину восприятия подростками своих отношений с родителями следующим образом.

Положительный интерес родителей в связи с их автономией (дистанцированием) показывает, что отношения между родителями и подростками в семьях варьируются от чрезмерной заботы до безразличия. Родители выделяют область общения со своими детьми как отдельную ценность, но вы относитесь к этому без особого внимания, проживая свою собственную жизнь и обращая внимание на подростка только в тех случаях, когда у вас есть что-то особенное, чтобы привлечь ваше внимание. Это объясняет несостоятельность педагогической тактики родителей: в «богатые» периоды жизни детям самим разрешено многое, уровень требований и контроля, степень интереса как личности со стороны родителей низкая. В «неблагополучные» периоды все меняется - родители, вынужденные присматривать за ребенком, решают «исправить» ситуацию: контроль усиливается, строгость, санкции усиливаются.

Средние значения показателей отношения DIR/AUT и POZ/HOS соответственно следующие:

Таблица 2

Показатель

Среднее значение

1.

PDIR/PAUT

0.84

2.

PPOZ/PHOS

2.55

Как показывают результаты, молодые люди особенно отмечают положительный интерес к образовательной тактике своих родителей. Обращает на себя внимание выраженная самостоятельность в отношениях между подростками и родителями: показатели AUT занимают второе место по численным значениям. На третьем месте - непосредственность, затем направленность, а на последнем - враждебность.