Файл: Современная семья в системе воспитания (Родительство и семья, влияние стилей общения родителей на развитие детей).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 78

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Важнейшим моментом семейного воспитания является пример родителей, ребенок должен видеть, что слова взрослых подкрепляются поступками и не расходятся с ними. Ребенок видит себя глазами окружающих людей, и родители здесь занимают первое место. В связи с эти необходимо, чтобы оценки и ожидания семьи соответствовали возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, иначе его представления о себе окажутся искаженными.

Для того, чтобы у ребенка формировалось точное представление о себе необходимо соблюдать ряд простых правил: уделять воспитанию ребенка достаточно много времени; положительно оценивать уровень развития ребенка; прогнозировать и верить в успешность ребенка; поощрять его за успехи, не выбирая средство поощрении подарки и попытки подкупить ребенка; Именно от условий воспитания в семье зависит адекватное или неадекватное поведение ребенка [20].

Те знания, которые ребенок приобретает в детские годы в семье, сохраняются на всю жизнь и оказывают на нее непосредственное и очень мощное влияние.

Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. Именно в семье закладываются основы личности ребенка.

1.2 Детско-родительские отношения и типы семейного воспитания

В семьях в процессе жизнедеятельности складывается определенная система воспитания. Она включает в себя понимание целей воспитания, четкая формулировка задач, целенаправленное применение методов и приемов воспитания. Часто родители даже не воспринимают такой семейный уклад как систему воспитания [7, с. 113].

Выделяется четыре тактики семейного воспитания, которые соответствуют четырем типам семейных взаимоотношений: диктат, опека, невмешательство, сотрудничество. Семейный диктат проявляется в систематическом подавлении одними членами семьи инициатив и чувства собственного достоинства у других. Безусловно, родители должны предъявлять требования к ребенку, ориентируясь на цели воспитания, нормы морали и конкретную ситуацию.

При этом приказ и насилие не должны становиться средствами общения с ребенком. Как правило, такой способ воздействия вызывает сопротивление ребенка и ответную реакцию в виде лицемерия, обмана, вспышек грубости, ненависти. Родители могут сломить такое сопротивление, но вместе с этим оказываются сломленными ценные качества личности: самостоятельность и чувство собственного достоинства, инициативность и вера в себя. Серьезные проблемы в формировании личности ребенка могут быть спровоцированы авторитарностью родителей, игнорированием интересов ребенка, лишение его права голоса при решении вопросов, которые касаются непосредственно его [4, с. 96].


Еще один неоднозначный тип отношений – опека. Это система отношений, в которой родители удовлетворяют все потребности ребенка, ограждают его от забот и трудностей, принимая их на себя. При таком подходе к воспитанию вопросы об активном формировании личности затмеваются угождением ребенку. Родители не подготавливают детей к столкновению с реальным миром и его проблемами. Такие дети оказываются неприспособленными к коллективной жизни.

В переходном возрасте излишне опекаемые дети подвержены регулярным срывам. Часто проявляется протест против чрезмерной родительской опеки. Опека в своих формах является противоположностью диктату. Но при этом несет не меньше отрицательных влияний на воспитание ребенка. Результат диктата и опеки совпадает и проявляется в отсутствии у детей самостоятельности, инициативы, отрешенности от проблем семьи и социума [9].

Межличностные отношения в семье могут строиться на признании возможности независимого существования взрослых от детей, применяется своеобразная тактика «невмешательства». Такой тип семейных отношений предполагает существование мира взрослых и мира детей, которые не должны пересекаться. Такая позиция присуща пассивным в плане воспитания родителям. Самым эффективным с точки зрения воспитания является – сотрудничество.

При этом типе взаимодействия в семье межличностные отношения подчинены общим целям и задачам, совместной деятельности. Таким образом, становится возможным преодолеть эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, в которой взаимоотношения строятся на сотрудничестве, становится группой высокого уровня развития – коллективом.

Из типов семейных отношений вытекают стили семейного воспитания. Они играют огромную роль в формировании самооценки ребенка [14].

Демократический стиль воспитания, стиль «согласия», учитывает интересы ребенка. Демократичные родители культивируют в поведении ребенка самостоятельность и дисциплинированность одновременно. Они предоставляют ему право быть самостоятельным в определенных областях своей жизни; не ограничивая его прав, параллельно требуют выполнения обязанностей. Контроль, в таких семьях основывается на теплых чувствах и разумной заботе. Формирование взрослости и развитие при таких отношениях проходит без особых переживаний и конфликтов.

При авторитарном стиле, так называемом стиле «подавления» родители навязывают свое мнение ребенку и не учитывают его желания. Авторитарные родители требуют беспрекословного подчинения и не считают нужным объяснять причины своих указаний и запретов. Они контролируют все сферы жизни ребенка, часто не корректно. Дети в таких семьях замыкаются, и их доверительное общение с родителями становится не возможным. Часть детей, при таких отношениях, идут на конфликт, многие приспосабливаются и становятся неуверенными в себе, менее самостоятельными.


Сложнее ситуация, когда родители равнодушны и жестоки. Дети таких родителей относятся к людям с недоверием, испытывают трудности в общении, часто сами жестоки, хотя имеют сильную потребность в любви. В случае попустительства ребенок предоставлен сам себе. Развитие самосознания детей зависит от особенностей семейного воспитания. Дети с адекватным представлением о себе воспитываются в семьях, где им уделяют много времени [16].

Адекватная самооценка формируется у ребенка, когда его положительно оценивают, но завышают оценку относительно сверстников. Этих детей часто поощряют, но не подарками, а наказание проявляется в виде отказа от общения. Дети с заниженной самооценкой развиваются в семьях, где с ними не занимаются, требуют безоговорочного послушания, низко оценивают и часто упрекают, наказание применяют при посторонних, не ожидают от них успехов. Условия воспитания в семье влияют на адекватное и неадекватное поведение ребенка. Неадекватность может проявляться в виде заниженной или завышенной самооценки.

Заниженная самооценка формируется у детей из семей, где принято порицание и постановка завышенных задач. Ребенок ощущает, что он не соответствует требованиям, которые предъявляют к нему родители. Завышенная самооценка формируется у ребенка, которого часто хвалят и достижения регулярно отмечают материальными подарками. Система требований в таких семьях слишком мягкая. Для формирования адекватного представления о себе требуется взвешенная система наказания и похвалы. Недопустимо восхищение и похвала ребенка при нем. Подарки за достижения не должны быть регулярными. Жесткие наказания не применяются в воспитательном процессе [23].

Дети с высокой, но не с завышенной самооценкой, получают от родителей внимание к своей личности, сочетаемое с достаточной требовательностью. Родители таких детей не прибегают к унизительным наказаниям и хвалят ребенка, когда он этого заслуживает. Дети с пониженной самооценкой испытывают дома большую свободу, часто граничащую с бесконтрольностью и равнодушием родителей к детям и друг к другу. В семейных взаимоотношениях задается исходный уровень притязаний ребенка. Дети, обладающие высоким уровнем притязаний, ориентируются только на успех. Их планирование будущего оптимистично.

Дети с низким уровнем притязаний не ставят перед собой высоких целей и постоянно сомневаются в своих возможностях. Как правило, они не стремятся достичь более высокого уровня обучения. В зависимости от отношений в семье у ребенка может сформироваться чувство тревожности. Высокая тревожность возможна при постоянном недовольстве учебой, уровнем достижений со стороны родителей. Возникает страх сделать что-то плохо или неправильно. Такой же результат можно получить, если родители предъявляют завышенные и нереальные требования к ребенку.


Нарастание тревожности порождает низкую самооценку и снижение уровня достижений, закрепляется неуспех. Неуверенность в себе провоцирует желание, не задумываясь следовать указаниям взрослого, боязнь проявить инициативу [20].

В результате не правильных отношений внутри семьи у ребенка может проявляться демонстративность в поведении. Ребенок испытывает повышенную потребность в успехе и внимании к себе окружающих. Демонстративность является результатом недостаточного внимания со стороны взрослых к детям.

Задача родителей – исключить при общении с ребенком нотации и назидания, менее эмоционально делать замечания, не обращать внимание на легкие проступки и наказывать за крупные. Если для ребенка с высокой тревожностью проблема заключается в постоянном неодобрении взрослых, то для демонстративного ребенка в недостатке похвалы.

Еще один возможный результат отношений внутри семьи – «уход от реальности». Это происходит при сочетании демонстративности и тревожности. Эти дети ощущают сильную потребность во внимании к себе, но не могут ее реализовать из-за своей тревожности. Такие ребята мало заметны, так как опасаются вызвать неодобрение своим поведением, стремятся безоговорочно выполнять требования взрослых. Поощряя активность детей, проявляя внимание к результатам их деятельности, и совместном поиске путей творческой самореализации ребенка, достигается относительно легкая коррекция их развития [21, с. 59].

Родительское отношение это система эмоционального реагирования на ребенка его родителями, отношение к нему и способы их взаимодействия. Психологи понимают родительские отношения как субъективную сторону отражения существующей реальности при активном взаимодействии родителей с детьми.

Взаимоотношениями считаются взаимные позиции одного человека к другому, учитывая постоянное общение. Семья в жизни ребенка является основной личностной ценностью. Каждый человек в социальной среде имеет на протяжении всей своей жизни важный показатель, который называется семейно-брачным состоянием. Он отражает взаимоотношения всех членов семьи между собой. Семья служит ребенку основным окружением, благодаря которому формируется его физический, психический эмоциональный и интеллектуальный уровень развития. Родители с первых дней жизни обеспечивают практически все его потребности, как базовые, так и дополнительные.

В каждой семье существует стиль воспитания, характеризующий отношение родителей к ребенку. Фундаментальным фактором, формирующим разностороннее развитие ребенка, является воспитательная позиция родителей, задающая направление в стиле воспитания.


Лучшие родительские позиции соответствуют следующим требованиям: Чувство адекватности отражает способность родителей видеть в своем ребенке индивидуальность и чутко относиться к его внутреннему миру. Чувство гибкости показывает перестройку родительской позиции в неожиданных ситуац,иях и учитывание реакции ребенка на событие. Чувство прогностичности [25, с. 66].

Такая позиция показывает, что во взаимоотношениях родителей и детей не ребенок задает направление в общении, а родители определяют направление развития новых качеств характера в ребенке. В неблагополучных семьях, при нарушении данных позиций по одному или нескольким показателям появляются проблемы в воспитании детей. Типы семейного воспитания Проведённые психологические исследования показывают, что для точной оценки воспитания необходимо учитывать несколько аспектов.

Поведение родителей стоит из эмоционального отношения к ребенку и поведенческой характеристики. На основе этих данных сформированы следующие типы воспитания: сдержанное воспитание, характеризующееся яркими эмоциями по отношению к ребенку и чрезмерным контролем за его поведением; сдержанное отношение, с поддержкой инициативы ребенка и независимости его характера; поверхностное воспитание, проявляющее холодное эмоциональное отношение родителей и недостаток чувственных проявлений, при этом ребенку предоставляется личностная свобода; холодное воспитание, проявляющее постоянную критичность и недовольство ребенком, придирки и частые наказания за его поступки.

По материалам исследований Спиваковской А.С. психологами выделены следующие типы воспитания детей по степени эмоционального проявления: Первый тип семьи, построенный на принципах любви и понимания. Можно выразить формулой "Ребенок является центром моей жизни" [8, с. 74].

Взаимоотношения характеризуются нежностью к детям, разнообразием развивающих занятий и заботой об их жизни и разностороннем развитии. Второй тип семьи построен на неприятии и критике ребенка.Можно выразить формулой "Нет дела до этого ребенка, я не хочу о нем заботится". Взаимоотношения характеризуется невнимательностью к детям, жестокостью и нежеланием общаться с ребенком. Замечание 2 Учитывая приведённые выше данные, следует уделять значительное внимание детско-родительским отношениям, составляющим основу отношений в семье и развитию личности человека.

1.4 Отношения с детьми юношеского и послеюношеского периода