ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.02.2019

Просмотров: 3391

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1.Предмет и задачи возрастной психологии, ее структура.

2. Методы исследования в возрастной и педагогической психологии

3. Факторы и движущие силы физического развития

4. Закономерности психического развития.

6«Основные теории психического развития в зарубежной психологии»

7. Культурно-историческая теория развития высших психических функций Л.С. Выготского.

8.Проблема периодизации возрастного психического развития человека.

9. Концепция периодизации психического развития Д.Б.Эльконина.

10.Психологическая характеристика возраста. Стадия младенчества. 

11. Психическое развитие ребенка в младенчестве.

12. Психология развития ребенка в раннем возрасте

13. Игра как ведущий вид деятельности дошкольника

14.Возрастные особенности познавательной сферы дошкольника.

16. Психологическая готовность детей к обучению в школе.

17.Возрастные особенности познавательной сферы младшего школьника.

18. Развитие личности в младшем школьном возрасте.

19.Учение как ведущий вид деятельности младшего школьника.

21.Возрастные особенности познавательной сферы подростка.

22.Развитие личности в подростковом возрасте.

23.Общение со сверстниками как ведущий вид деятельности в подростковом возрасте.

24 Основные психологические новообразования подросткового возраста

25. Специфика общения подростка с родителями и учителями

26. Возрастные особенности познавательной деятельности старшего школьника

27. Развитие личности в старшем школьном возрасте

29 «Основные психологические новообразования старшего школьника»

30. Профессиональное самоопределение старших школьников. Мотивы выбора профессии.

31.Предмет и задачи педагогической психологии.

32. Психологическая характеристика обучения. Проблемное обучение

34. Понятие о научении. Виды и механизмы научения.

35.Психологические основы программированного обучения. Его возможности и ограничения.

36.Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина.

37 Психологические основы развивающего обучения

38. Психологические основы проблемного обучения.

40. развитие мышления и воображения в обучении

41. Психологические условия формирования знаний

42.Психологические условия формирования учебных умений и навыков.

43.Психологический анализ урока

44.Структура учения.

45. Мотивация учения и условия ее формирования.

46.Психологические факторы, определяющие успех и неудачи в учении. Успех в учении зависит от следующих психологических факторов:

47 Психологическая сущность воспитания. Теории воспитания.

48. Основные закономерности развития личности

49. Самовоспитание как высшая форма самоуправления личности

50. Воспитательные возможности коллектива

52 «Стратегии психологического воздействия: «императивная», «манипулятивная», «диалогическая»»

53. Педагогическая деятельность и её структура.

54. Характеристика педагогического общения

55. Психологическая характеристика педагогической оценки

56.Психологическая характеристика профессионально-педагогической направленности.

57. Профессионально значимые качества педагога.

58.Общие и специальные способности педагога

59.Понятие об индивидуальном стиле пед. деятельности.

60. Содержание и особенности психолого-педагогического сопровождения учения школьников.

Ученый считал, что ЗБР определяет психические функции, находящиеся в процессе созревания. Она связана с такими фундаментальными проблемами детской и педагогической психологии, как возникновение и развитие высших психических функций, соотношение обучения и умственного развития, движущие силы и механизмы психического развития ребёнка. Зона ближайшего развития - следствие становления высших психических функций, которые формируются сначала в совместной деятельности, в сотрудничестве с другими людьми, и постепенно становятся внутренними психическими процессами субъекта.

ЗБР может быть выявлена и при изучении личности ребёнка, а не только его познавательных процессов. При этом выясняется разница между стихийно складывающимися в процессе социализации личностными характеристиками и теми сдвигами в развитии личности, которые происходят в результате направленных воспитательных воздействий. Оптимальные условия для выявления ЗБР личности создаёт интеграция её в коллективе

Зона актуального развития – совокупность представлений, знаний, навыков, умений, личностных качеств, которыми ребенок уже овладел и может пользоваться без посторонней помощи. Зона актуального разв-я опред-ся по уровню общего разв-я, степени сформированности тех или иных качеств, прочности усвоенного человеч-го опыта, творческого применения приобретенного.

. Историче¬ски сложились различные т.зрения по этому вопросу. Одна из них была представлена американским ученым Торндайком и состояла в признании обучения и развития как то¬ждественных процессов. Каждый шаг обучения считался и шагом развития ученика. При этом Торндайк не видел разницы между обучением человека и обучением животного, отрицал роль сознания в обучении. Другая точка зрения, высказанная швейцарским психологом Ж.Пиаже, отрицая связь между обучением и развитием ребен¬ка. Согласно ей, развитие ребенка есть следствие внутреннего, спонтанного самоизменения, на которое обучение не оказывает ни¬какого влияния. По мнению Ж.Пиаже, мышление ребенка с необхо¬димость проходит через все известные фазы и стадии независимо от процесса обучения. Более того, обучение обусловлено уровнем развития человека. Обучение - это лишь внешние условия созрева¬ния, детского развития. Еще одна точка зрения, наиболее признанная российскими уче¬ными, содержит в себе следующий постулат: обучение ведет за со¬бой развитие и должно идти впереди него. Впервые она была сформулирована Выготским в его концепции умственного разви¬тия ребенка. Обучение, по Выготскому, - это источник развития ребенка. Под влиянием обучения происходит перестройка всех его психиче¬ских функций. При решении проблемы соотношения обучения и умственного развития Выготский, ведущую роль отводил обучению. Процесс развития ребенка, считал он, не совпадает с процессом обучения, а идет вслед за ним. Развивая этот тезис, он выделил два уровня раз¬вития ребенка: уровень его актуального развития и зону ближайшего развития. Зона ближайшего развития обнаруживается в совместном со взрослыми решении задач. Именно обучение должно создавать зону ближайшего развития.



34. Понятие о научении. Виды и механизмы научения.

НАУЧЕНИЕ - есть процесс и результат приобретения индивидуального опыта. Сам термин «научение» пришел из зоопсихологии, в которую его ввел Э. Торндайк.

Путем научения может приобретаться любой опыт: у человека - знания, умения и навыки; у животных - новы формы поведения.

Научение включает протекающее неосознанно уяснение содержания материала и его закрепление (непроизвольное запоминание).

Виды научения:

  1. Реактивное поведение имеет место, когда организм пассивно реагирует на внешние факторы и в нервной системе непроизвольно возникают изменения, формируются новые следы памяти. К этому виду поведения относятся: привыкание, сенсибилизация, импринтинг и условные рефлексы.
    Импринтинг
    (запечатление) - это глубокая привязанность к первому движущемуся объекту, попавшему в поле зрения.
    Привыкание
    наступает, когда организм, в результате изменений, научается игнорировать какой-то постоянный раздражитель.
    Условно-рефлекторное научение происходит, когда формируются связи между специфическим стимулом, вызывающим врожденный рефлекс и каким-либо индифферентным стимулом.
    Сенсибилизация (противоположна привыканию) - повторение стимула ведет к более сильной активации организма и последний, становится более чувствительным к данному стимулу.

  2. Оперантное поведение (термин введен бихевиористами) - это такие действия, для выработки которых надо, чтобы организм активно экспериментировал со средой и, таким образом, устанавливал связи между различными стимулами
    Метод проб и ошибок. Встретившись с препятствием, организм совершает попытки преодолеть его и, постепенно, отказывается от неэффективных действий, находя решение задачи.
    Метод формирования реакций. Продолжил и систематизировал учение Торндайка Скиннер. Исходя из того, что поведение может формироваться в результате отбора, Скиннер разработал теорию формирования поведения путем последовательных приближений, составляющих основу оперантногообусловливания.

Наблюдение. Множество форм социальной активности индивида основано на наблюдении за другими людьми из ближайшего окружения, которые служат моделью для подражания.

  1. Когнитивное научение представляет собой не просто установление каких-то ассоциативных связей между двумя стимулами или ситуацией и ответом организма, но и оценку данных связей с учетом прошлого опыта и учетом возможных последствий. В результате этого процесса принимается какое-то решение. К данному виду научения относят: латентное научение, выработку психомоторных навыков, инсайт и научение путем рассуждений.
    Латентное научение. По мнению Э. Толмена (1948), в организм из окружающей среды поступают разнообразные сигналы, одни из которых осознаются полностью, другие, менее четко, а третьи, вообще не доходят до сознания.
    Инсайт (в переводе с латинского означает озарение, вспышка, осветившая сознание) занимает промежуточное место между латентным научением и творчеством. Во время инсайта, определенная информация, разбросанная в памяти, как бы объединяется и используется в новой ситуации . Задача при этом решается оригинально, и решение приходит спонтанно (как раз в этом, проявляется сходство с творчеством)
    Научение путем рассуждений. Рассуждение - это мыслительный процесс. Оно используется, когда задача не может быть решена привычным способом или для нее нет типового решения «с ходу» (например, стоит ли занимать крупную сумму денег; где лучше обедать; идти на лекцию или в кино)


В качестве основных механизмов научения выделяют:

Ассоциации, повторение, различение, обобщение, инсайт и творчество.


35.Психологические основы программированного обучения. Его возможности и ограничения.

Психологическая сущность программированного обучения состоит в повышении эффективности управления процессом учения. В основе программированного обучения лежат общие и частные дидактические принципы последовательности, доступности, систематичности, самостоятельности. Эти принципы реализуются в ходе выполнения главного элемента программированного обучения - обучающей программы, представляющей собой упорядоченную последовательность задач. В этом обучении в определенной мере реализуется индивидуальный подход как учет характера освоения обучающимся программы.

Организация учебного процесса по специальной обучающей программе, обеспечивающей самостоятельное приобретение знаний, навыков и умений.

В широком понимании термина – это обучение,построенное на принципах управления познавательной деятельностью учащихся. П. о. осуществляется спомощью специальных пособий (безмашинное П. о.) либо технических приспособлений.

П. о. присущи следующие признаки:

1) наличие поддающейся измерению цели учебной работы и алгоритма достижения этой цели;

2) расчлененность изучаемого материала и деятельности участников обучения на небольшие порции (шаги);

3) возможность получения информации о выполнении обучаемым каждого шага (наличие оперативной обратной связи, сигнализирующей о правильности прохождения шагов, и использование ее для коррекции учебной деятельности);

4) особая организация учебного процесса, при которой преподаватель не только осуществляет контроль заработой учащихся, но и оказывает помощь на основе данных выборочного контроля;

5) использование в ходе обучения специальных программированных учебных пособий и техническихсредств (обучающих машин и персональных компьютеров).

Программированное обучение содержит ряд достоинств, прежде всего в осуществлении принципа индивидуального подхода, своевременной обратной связи (ученик-учитель). Однако для его внедрения в широкую практику обучения нет ещё достаточных экспериментальных данных. Недостаточно изучены также вопросы сочетания программированного обучения с другими методами преподавания, возможности и целесообразности применения отдельных элементов программированного обучения с целью лучшего учета индивидуальных скоростей усвоения математического материала сильными, средними и слабыми учащимися.


36.Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина.

Гальперин П.Я. разграничил две части осваемого предметного действия: его понимание (ориентировочная часть) и умение его выполнять (исполнительная часть). Автор придавал особое значение ориентировочной части, считая ее «управляющей инстанцией».


Ориентировочная основа действия (ООД) – это та система условий, на которую опирается человек при выполнении действия. Ориентировочная часть действия направлена на правильное и рациональное построение исполнительной части, на выбор одного из возможных исполнений.

Эффективность ориентировочной основы зависит: от степени общности входящих в нее знаний (ориентиров); от полноты отражения в них условий, объективно определяющих успешность действия; от способа получения обучаемым ориентировочной основы.

Классификация ООД· С точки зрения полноты (достаточности) ООД может быть полной, неполной, избыточной.· По общности ООД может быть представлена в частном виде и поэтому пригодна для единичного, конкретного случая, но может быть представлена в общем виде, отражающем сущность целого класса частных случаев, и, следовательно, пригодна для ориентировки в каждом из них.· По способу получения могут быть следующие случаи: ООД дается обучаемому в готовом виде; составляется им самостоятельно. Самостоятельное составление ООД может происходить двумя разными путями: путем «проб и ошибок» в самом процессе выполнения действия или путем сознательного применения общего приема (метода).Типы ООД. Различия в общности, полноте, способе получения ООД служат основанием для выделения разных ее типов.

· Первый тип характеризуется неполным составом ориентировочной основы, ориентиры представлены в частном виде и выделяются самом субъектом путем слепых проб. Процесс формирования действия на такой ориентировочной идет очень медленно, с большим количеством ошибок. Сформированное действие оказывается чувствительным к малейшим изменениям условий выполнения.· Второй тип ООД характеризуется наличием всех условий, необходимых для правильного выполнения действия. Но эти условия даются субъекту, во-первых, готовыми, во-вторых, в частном виде, пригодном для ориентировки лишь в данном случае. Формирование действия при такой ориентировочной основе идет быстро и безошибочно. Сформированное действие более устойчиво, чем при первом типе ориентировки. Однако сфера переноса действия ограничена сходством конкретных условий его выполнения (всем известны прописи для первоклассников. Они предваряют обучение русскому языку. Прописи — 2 тип ориентировки. Они помогают детям выявить действия с помощью ориентиров т усваивать правильное написание букв).· Третий тип ООД имеет полный состав, ориентиры представлены в общем виде, характерном для целого класса явлений. В каждом конкретном случае ООД составляется субъектом самостоятельно с помощью общего метода, который ему дается. Действию присущи не только быстрота и безошибочность процесса формирования, но и большая устойчивость, широта переноса.Действие представляет собой целостную систему взаимосвязанных элементов. В ходе выполнения действия эти элементы обеспечивают три основные функции: ориентировочную; исполнительную; контрольно-корректировочную.


Первичные свойства учебного действия составляют группу основных свойств: форма, общность, сокращенность, освоенность, самостоятельность. Это независимые характеристики действий, ни одна из них не является следствием других. Они независимы в том смысле, что сформированность одной из характеристик не приводит к сформированности других.Вторичные свойства всегда являются следствием одного или нескольких первичных: прочность, осознанность, разумность. Особенность этих свойств состоит в том, что их нельзя сформировать непосредственно: путь к ним лежит через первичные характеристики.Главное изменение действия связано с его формой. Усвоение знаний и включающих их действий идет успешней, когда исходная форма является материализованной. Порядок перехода таков:От материальной (материализованной) к перцептивной, от нее к внешне речевой, затем через форму внешней речи про себя – к умственной.Полноценное формирование действия требует последовательного прохождения 6 этапов, два – предварительные, 4 – основные: 1 этап – мотивационный; 2 этап – ориентировочный; 3 этап – материальный; 4 этап – внешнеречевой; 5 этап – беззвучной устной речи; 6 этап – умственного или внутриречевого действия.Мера обобщенности – это как бы отношение субъективно возможных границ применения действия к объективно возможным. Обобщение идет не по любым общим свойствам предметов, а лишь по тем из них, которые вошли в состав ООД, направленных на анализ этих предметов. Обычно процесс сокращения происходит постепенно. Он неразрывно связан автоматизацией действия: ряд операций постепенно уходит из поля осознавания, остается лишь контроль сознания за автоматизированным их выполнением. Мера разделенности (самостоятельности) действия – в начале ученик нуждается в помощи учителя, который разделяет с ним выполнение действия, берет на себя некоторые операции. Постепенно эта помощь ослабевает: ученик приобретает все большую степень самостоятельности.



37 Психологические основы развивающего обучения

Теория развивающего обучения берет свое начало в работах И.Г. Песталоцци, Ф.А. Дистервега, К.Д. Ушинского и др.

Научное обоснование этой теории дано в трудах Л.С. Выготского. Развивающее обучение есть продуктивная реализация принципа опережающего развития обучения.

Термин "развивающее обучение" обязан своим происхождением В.В. Давыдову. Введенный для обозначения ограниченного круга явлений, он довольно скоро вошел в массовую педагогическую практику.

Под развивающим обучением понимается новый, активно-деятельностный способ (тип) обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу (типу).

Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума.

Развивающее обучение происходит в зоне ближайшего развития ребенка. Развивающее обучение - это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и на их реализацию.