ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.02.2019

Просмотров: 3413

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1.Предмет и задачи возрастной психологии, ее структура.

2. Методы исследования в возрастной и педагогической психологии

3. Факторы и движущие силы физического развития

4. Закономерности психического развития.

6«Основные теории психического развития в зарубежной психологии»

7. Культурно-историческая теория развития высших психических функций Л.С. Выготского.

8.Проблема периодизации возрастного психического развития человека.

9. Концепция периодизации психического развития Д.Б.Эльконина.

10.Психологическая характеристика возраста. Стадия младенчества. 

11. Психическое развитие ребенка в младенчестве.

12. Психология развития ребенка в раннем возрасте

13. Игра как ведущий вид деятельности дошкольника

14.Возрастные особенности познавательной сферы дошкольника.

16. Психологическая готовность детей к обучению в школе.

17.Возрастные особенности познавательной сферы младшего школьника.

18. Развитие личности в младшем школьном возрасте.

19.Учение как ведущий вид деятельности младшего школьника.

21.Возрастные особенности познавательной сферы подростка.

22.Развитие личности в подростковом возрасте.

23.Общение со сверстниками как ведущий вид деятельности в подростковом возрасте.

24 Основные психологические новообразования подросткового возраста

25. Специфика общения подростка с родителями и учителями

26. Возрастные особенности познавательной деятельности старшего школьника

27. Развитие личности в старшем школьном возрасте

29 «Основные психологические новообразования старшего школьника»

30. Профессиональное самоопределение старших школьников. Мотивы выбора профессии.

31.Предмет и задачи педагогической психологии.

32. Психологическая характеристика обучения. Проблемное обучение

34. Понятие о научении. Виды и механизмы научения.

35.Психологические основы программированного обучения. Его возможности и ограничения.

36.Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина.

37 Психологические основы развивающего обучения

38. Психологические основы проблемного обучения.

40. развитие мышления и воображения в обучении

41. Психологические условия формирования знаний

42.Психологические условия формирования учебных умений и навыков.

43.Психологический анализ урока

44.Структура учения.

45. Мотивация учения и условия ее формирования.

46.Психологические факторы, определяющие успех и неудачи в учении. Успех в учении зависит от следующих психологических факторов:

47 Психологическая сущность воспитания. Теории воспитания.

48. Основные закономерности развития личности

49. Самовоспитание как высшая форма самоуправления личности

50. Воспитательные возможности коллектива

52 «Стратегии психологического воздействия: «императивная», «манипулятивная», «диалогическая»»

53. Педагогическая деятельность и её структура.

54. Характеристика педагогического общения

55. Психологическая характеристика педагогической оценки

56.Психологическая характеристика профессионально-педагогической направленности.

57. Профессионально значимые качества педагога.

58.Общие и специальные способности педагога

59.Понятие об индивидуальном стиле пед. деятельности.

60. Содержание и особенности психолого-педагогического сопровождения учения школьников.


6«Основные теории психического развития в зарубежной психологии»

Основные теории психического развития получили своё оформление в психологии ХХ века. Построение теорий психического развития позволяло объяснять особенности поведения, выявлять механизмы формирования тех или иных психических качеств личности. В западной психологии традиционно рассматривают психическое развитие человека в русле сложившихся школ психоанализа, бихевиоризма, гештальтпсихологии, генетической и гуманистической психологии. Психоаналитическая теория развития личности: Одной из первых сложившихся психологических школ стала научная школа, основанная Зигмундом Фрейдом. Развитие личности в детские периоды жизни Фрейд рассматривал в контексте психосексуального развития. Учёный полагал, что от младенчества до взрослого возраста сексуальный инстинкт человека проходит в своём развитии ряд стадий, что отражается на развитии психики. Оральная стадия длится от рождения до года и связана с получением младенцем физического удовольствия от кормления. Недостаточное удовлетворение потребностей и желаний на этой стадии может привести к формированию таких черт личности, как ненасытность, жадность, неудовлетворённость всем предлагаемым. Анальная стадия длится от года до трёх лет и связана с получением удовлетворения от овладения выделительными функциями организма, приучению к опрятности. Позитивное удовлетворение приводит к формированию таких черт личности, как аккуратность, пунктуальность. Фаллическая стадия длится от трёх до пяти лет и связана с получением удовлетворения посредством привязанности к взрослым, в первую очередь родителям, противоположного пола. Положительное протекание этой стадии детстваспособствует зарождению таких черт личности, как самонаблюдение, благоразумие. Латентная стадия протекает от пяти до двенадцати лет и характеризуется снижением полового интереса. Генитальная стадия после двенадцати и до восемнадцати лет завершает формирование зрелой сексуальности. Данная стадия характеризуется формированием взрослеющим человеком способов жизни, характерных для его пола и типа личности.Теории генетической психологии:теории генетической психологии представлены французской и женевской школами. Теория развития Жана Пиаже исходит из того, что в основе психического развития ребёнка лежит развитие интеллекта, обуславливающее развитие восприятия, памяти, эмоций и чувств.Основными процессами, определяющими когнитивное созревание, являются процессы адаптации, ассимиляции, аккомодации и уравновешивания. Бихевиоризм о развитии психики:с позиций бихевиоризма предметом психологического исследования является поведение человека от рождения до смерти. Центром внимания школы бихевиористов (Э.Торндайк, Дж.Уотсон, Б.Ф.Скиннер) стало изучение развития поведения, которое отождествлялось с развитием психики как таковой. Детское развитие в концепции бихевиоризма обусловлено в основном социальным окружением. В зависимости от стимулов, поставляемых средой, у детей возникают те или иные реакции, что способствует формированию определённых навыков. Гештальтпсихология о развитии психики:гештальтпсихология возникла в начале двадцатых годов ХХ века в Германии и связана с деятельностью таких ученых, как М. Ветгеймер, В. Келер, К.Левин, К. Кофка. Своё название это психологическое направление получило от немецкого слова gestalt - форма, структура. Традиционно полагая, что предметом психологии является исследование содержания психики, представители гештальтпсихологии развивали идею о том, что в основе психики лежат не отдельные элементы сознания, а целостные фигуры – гештальты. Развитие с точки зрения гештальтпсихологии делится на два независимых и параллельных процесса – созревание и обучение. Подчёркивая их независимость, Кофка доказывал, что в процессе обучения не происходит ускорения созревания, а процесс созревания не ускоряет обучения. Гуманистическая психология о развитии личности:исходным постулатом стало признание человека уникальной личностью, которая представляет собой открытую и саморазвивающуюся систему. Неповторимость личности связывалась с тем, что в каждом человеке сложена своеобразная мозаика сочетания психологических качеств и потребностей – его самость. Самость развивается в «феноменальном поле», представляющем собой внутренний мир человека. Степень соответствия между реальным опытом человека и его осознанием в феноменальном поле называется конгруэнтностью. Высокая степень конгруэнтности проявляется в ситуациях, когда человек максимально точно передаёт то, что он осознаёт, переживает.А.Маслоу считал, что человеку необходимо осознать и проявить в своей жизнедеятельности тот набор личностных черт, которые составляют сущность его «Я». Поэтому именно осознанные мотивы и стремления, а не бессознательные инстинкты, составляют суть человеческой личности. 



7. Культурно-историческая теория развития высших психических функций Л.С. Выготского.

Основные законы психического развития, сформулированные Л. С. Выготским:

Детское развитие имеет сложную организацию во времени: свой ритм, который не совпадаете ритмом времени (год в младенчестве не равен году жизни в отрочестве).

Закон метаморфозы в детском развитии (ребенок не просто маленький взрослый, а существо с качественно отличной психикой).

Закон неравномерности развития: каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный период развития.

Закон развития высших психических функций «извне внутрь».

Отличительные качества высших психических функций: опосредованность, осознанность, произвольность, системность; они образуются в результате овладения специальными орудиями, средствами, выработанными в ходе исторического развития общества.

Обучение - движущая сила психического развития, которая создает зону ближайшего развития ребенка (расстояние между уровнем актуального развития и уровнем возможного развития).

(основное было написано выше)Л.С. Выготский предлагает рассматривать социальную среду не как один из факторов, а как главный источник развития личности. В развитии ребенка, замечает он, существует как бы две переплетенных линии. Первая следует путем естественного созревания, вторая состоит в овладении культурой, способами поведения и мышления. По теории Выготского, развитие мышления и других психических функций происходит в первую очередь не через их саморазвитие, а через использование ребенком "психологических орудий", путем овладения системой знаков-символов, таких как язык, письмо, система счета.

Как правило, на этом первом этапе внешней деятельности все, что делает ребенок, он делает в сотрудничестве, вместе со взрослыми.Как пишет Выготский, каждая психическая функция появляется на сцене дважды – сперва как коллективная, социальная деятельность, а затем как внутренний способ мышления ребенка.

Именно сотрудничество с другими людьми является главным источником развития личности ребенка, а важнейшей чертой сознания является диалогичность. Сознание развивается через диалог: диалог ребенка со взрослым либо диалог взрослого со взрослым. Даже превращаясь во внутренние психические процессы, высшие психические функции сохраняют свою социальную природу – "человек и наедине с собой сохраняет функции общения". Согласно Выготскому, слово относится к сознанию как малый мир к большому, как живая клетка к организму, как атом к космосу. "Осмысленное слово есть микрокосм человеческого сознания".

Л.С. Выготский представлял развитие не как о ровно-постепенной, а как о стадиальный, ступенчатый процессе, где периоды ровного накопления новых возможностей сменяются этапами кризиса. Кризис, для Выготского, это бурный, иногда драматический этап слома (или переосмысления) старого багажа и формирование нового способа жизни. Кризисы бывают болезненны, но они неизбежны.


Разработал тезис об активности ребенка. Обычно ребенок рассматривался как некоторый объект, подвергающийся активности взрослого - воздействию внушений, положительных или отрицательных подкреплений. Однако ребёнок и сам активно влияет на взрослого, нередко управляя им в большей степени, чем взрослый управляет ребенком.


8.Проблема периодизации возрастного психического развития человека.

Л. С. Выготский выделял 3 группы периодизаций: 1. Для 1 группы характерно построение периодизации на основе внешнего, но связанного с самим процессом развития критерия. Примером могут служить периодизации, созданные по биогенетическому принципу. Представитель преформизма К.Бюлер считал, что стадии развития ребенка - это инстинкт, дрессура, интеллект. В периодизации Рене Заззо системы воспитания и обучения совпадают с этапами детства. 2. Для 2 группы характерно то, что периодизации построены на основе одного, произвольно выбранного автором, внутреннего критерия. З.Фрейд рассматривал развитие ребенка лишь через призму его полового созревания. В периодизации Э. Эриксона выделяются восемь стадий человеческой жизни, которые представляют собой серию критических периодов. Ж.Пиаже предложил возрастную периодизацию на основе изменений в умственном развитии детей. 3. 3 группа периодизаций выделяет периоды на основе существенных критериев, признаков. К таким периодизациям можно отнести периодизацию В. И.Слободчикова, Л. С. Выготского, Д. Б.Эльконина. Периодизация психического развития Л. С. Выготского. Он ввел понятия психологические новообразования и социальная ситуация развития (характер отношений между ребенком и обществом, которые складываются в данный период). Л.С.Выготский считал, что исследование переходов от одного периода развития к другому дает возможность раскрыть внутренние противоречия развития. Центральным моментом при рассмотрении динамики психического развития был для Л.С.Выготского анализ социальной ситуации развития. Распад старой и возникновение основ новой социальной ситуации развития, по мысли Выготского, и составляет главное содержание критических возрастов. Выделяя два пути развития: критический (возникает внезапно, протекает бурно) и литический (спокойный), Выготский заметил, что критический период имеет позитивные сдвиги - переход от одних форм поведения к новым формам. Он выделил в нем три этапа: 1) предкритический - отказ от прежних форм отношений и поведения;2) критический - идет поиск новых форм поведения;3) посткритический - отработка усвоенных форм поведения. Критический период может быть просто переходным при соответствующей ситуации развития и изменении отношений со взрослыми. Л. С. Выготский выделял в качестве критических периодов детства возраст около 1 года, 3 года, 6-7 лет, период новорожденности и подростковый период. Чередование стабильных и критических периодов по Л. С. Выготскому: Кризис новорожденности. Младший возраст (2 месяца - 1 год). Противоречия между максимальной социальностью младенца и минимальными возможностями общения. Кризис 1 года. Раннее детство (1-3 года). Деятельность "серьезная игра", предметно-орудийная. Появляются жест,ходьба, речь. Кризис 3 лет. Дошкольный возраст (3-7 лет). Тенденция к эмансипации (отделению от взрослого) и тенденция не к аффективной, а к волевой форме поведения. Возникновение "Я сам". Кризис 7 лет. Школьный возраст (8-12 лет). Утрата детской непосредственности из-за дифференциации внутренней и внешней жизни. Возникновение обобщений, логики чувств, переживания приобретают смысл, появляется самооценка. Кризис 13 лет. Пубертатный возраст (14-18 лет). Чувство взрослости - ощущение своей личности, развитие самосознания.



9. Концепция периодизации психического развития Д.Б.Эльконина.

Наиболее приемлема периодизация развития, предложенная выдающимся специалистом в области детской и педагогической психологии Д.Б. Элькониным. Она представляет собой нечто среднее между эмпирической периодизацией, сложившейся на основе реального жизненного опыта, и периодизацией теоретической, возможной при идеальных условиях обучения и воспитания детей. Концепция Д.Б. Эльконина: Период от рождения до окончания школы Эльконин разделил на семь этапов. 1. Младенчество: от рождения до 1 г.2. Раннее детство: от 1 г. до 3 лет. 3. Младший и средний дошкольный возраст: от 3 до 4–5 лет. 4. Старший дошкольный возраст: от 4–5 до 6–7 лет. 5. Младший школьный возраст: от 6–7 до 10–11 лет. 6. Подростковый возраст: от 10–11 до 14–15 лет. 7. Ранний юношеский возраст: от 14–15 до 16–17 лет. Весь процесс развития можно разделить на три этапа: дошкольное детство – от рождения до 6–7 лет; младший школьный возраст – от 6–7 до 10–11 лет; средний и старший школьный возраст – от 10–11 до 16–17 лет. Личностное развитие детей осуществляется через воспроизведение и моделирование межличностных отношений взрослых людей и проявляемых в них качеств личности, а также в процессе общения ребенка с другими детьми во время сюжетно-ролевых игр. Здесь он сталкивается с необходимостью овладения новыми предметными действиями, без которых трудно быть понятым сверстниками и выглядеть более взрослым. Процесс развития начинается в младенческом возрасте с того, что ребенок начинает узнавать родителей и оживляться при их появлении. Таким образом происходит общение ребенка с взрослым. В начале раннего возраста происходит манипулирование предметами и начинает формироваться практический, сенсомоторный интеллект. Одновременно идет интенсивное развитие вербального (речевого) общения.


10.Психологическая характеристика возраста. Стадия младенчества. 

Социальная ситуация неразрывного единства ребенка и взрос­лого содержит в себе противоречие, ребенок максимально нуж­дается во взрослом и в то же время не имеет специфических средств воздействия на него. Это противоречие решается на про­тяжении всего периода младенчества.

Социальная ситуация общей жизни ребенка с матерью приво­дит к возникновению нового типа деятельности — непосредствен­ного эмоционального общения ребенка и матери. - Предмет этой деятельности — другой человек. Но если предмет деятель­ности — другой человек, то эта деятельность суть общение. Со стороны взрослого ребенок становится предметом деятельности. Со стороны ребенка можно наблюдать возникновение первых форм воздействия на взрослого. Так, очень скоро голосовые реакции ребенка приобретают характер эмоционально активного призыва. Социальная ситуация психического развития ребенка мла­денческого возраста — ситуация неразрывного единства ребен­ка и взрослого, социальная ситуация комфорта. Второе основное новообразование этого возраста — по­явление первого слова. Особенность первых слов в том, что они носят характер указательных жестов. Новообразования: первые шаги и первые слова. Ведущая деятельность: непосредствен­ное эмоциональное общение ребенка и матери. Кризис одного года. Ребенок переходит к предметно-манипулятивной деятельности с предметами, но эта деятельность может успешно осуществляться только совместно со взрослыми. Кризис проявляется в том, что ребенок хочет действовать сам, но не владеет предметными действиями. Ранний возраст. Как подчеркивал Д. Б. Эльконин, в конце первого года жиз­ни социальная ситуация полной слитности ребенка со взрослым взрывается изнутри. В ней появляются двое: ребенок и взрос­лый. В этом суть кризиса первого года жизни. В этом возрасте ребенок приобретает некоторую степень самостоятельности: по­являются первые слова, ребенок начинает ходить, развиваются действия с предметами. Однако диапазон возможностей ребен­ка еще очень ограничен.


Переход от детства к взрослости продолжается от 11 до 21 года, особенно важны первые пять лет (с 11 до 16).

10 лет — ребенок. Уравновешен, доверчив, ровен с родителями, мало заботится о внешности, легко воспринимает жизнь.

11 лет — ребенок. Импульсивен, частая смена настроения, бунт против родителей, ссоры со сверстниками.

12 лет — ребенок. Вспыльчивость частично проходит, отно­шение к миру более позитивно, растет автономия от семьи, рас­тет влияние сверстников, заботится о внешности, растет инте­рес к противоположному полу.

13 лет — подросток. Обращенность внутрь (интровертность), самокритичность, чувствителен к критике, критически относит­ся к родителям, избирателен в дружбе.

14 лет — подросток. Экстраверсия, энергичен, общителен, уверенность в себе, интерес к другим людям, обсуждает себя и сравнивает с героями.

15 лет — подросток. «Приобретаются» индивидуальные раз­личия: дух независимости, свобода от внешнего контроля, нача­ло сознательного самовоспитания. Ранимость, восприимчивость к вредным влияниям.

16 лет — подросток. Равновесие. Мятежность уступает мес­то жизнерадостности, увеличивается внутренняя самостоятель­ность, эмоциональная уравновешенность, общительность. 


11. Психическое развитие ребенка в младенчестве.

Периодом интенсивных изменений в психике ребенка является младенческий возраст (1-й год жизни). У него развивается потребность в общении, ребенок овладевает различными движениями и действиями с предметами, появляются способность к пониманию человеческой речи и первые самостоятельные слова.

Формируются восприятия, представления о предметах, окружающей действительности. Закладываются предпосылки формирования личности. Важнейшие новообразования в психике младенца формируются в процессе ситуативно-делового и эмоционально-личностного общения.

Новое отношение ребенка к действительности символизирует начало младенческого периода. Перед тем у ребенка возникает определенный интерес к внешнему миру, появляется возможность выйти со своей активностью за пределы непосредственных влечений и интенсивных тенденций. Перед ним встает внешний мир. Так начинается первая стадия младенческого периода. На второй стадии также происходит резкое изменение отношения ребенка к внешнему миру.

Это происходит между 5-м и 6-м месяцами жизни. До того в поведении ребенка наблюдаются первые уверенные оборонительные движения, хватания, оживленные порывы радости, даже желание, экспериментальные поступки, социальные реакции на сверстников, поиски затерянных игрушек. Все это является активным интересом к окружающему миру. Существенная черта этого возрастного периода - подражание.

На 10-м месяце жизни ребенка исчезают беспорядочные движения и возникают зачатки сложных форм поведения: первое применение орудия и употребление слов, которые выражают желание. Так начинается новый период - кризис 1-го года жизни.