ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.02.2019
Просмотров: 3503
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.Предмет и задачи возрастной психологии, ее структура.
2. Методы исследования в возрастной и педагогической психологии
3. Факторы и движущие силы физического развития
4. Закономерности психического развития.
6«Основные теории психического развития в зарубежной психологии»
7. Культурно-историческая теория развития высших психических функций Л.С. Выготского.
8.Проблема периодизации возрастного психического развития человека.
9. Концепция периодизации психического развития Д.Б.Эльконина.
10.Психологическая характеристика возраста. Стадия младенчества.
11. Психическое развитие ребенка в младенчестве.
12. Психология развития ребенка в раннем возрасте
13. Игра как ведущий вид деятельности дошкольника
14.Возрастные особенности познавательной сферы дошкольника.
16. Психологическая готовность детей к обучению в школе.
17.Возрастные особенности познавательной сферы младшего школьника.
18. Развитие личности в младшем школьном возрасте.
19.Учение как ведущий вид деятельности младшего школьника.
21.Возрастные особенности познавательной сферы подростка.
22.Развитие личности в подростковом возрасте.
23.Общение со сверстниками как ведущий вид деятельности в подростковом возрасте.
24 Основные психологические новообразования подросткового возраста
25. Специфика общения подростка с родителями и учителями
26. Возрастные особенности познавательной деятельности старшего школьника
27. Развитие личности в старшем школьном возрасте
29 «Основные психологические новообразования старшего школьника»
30. Профессиональное самоопределение старших школьников. Мотивы выбора профессии.
31.Предмет и задачи педагогической психологии.
32. Психологическая характеристика обучения. Проблемное обучение
34. Понятие о научении. Виды и механизмы научения.
35.Психологические основы программированного обучения. Его возможности и ограничения.
36.Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина.
37 Психологические основы развивающего обучения
38. Психологические основы проблемного обучения.
40. развитие мышления и воображения в обучении
41. Психологические условия формирования знаний
42.Психологические условия формирования учебных умений и навыков.
43.Психологический анализ урока
45. Мотивация учения и условия ее формирования.
47 Психологическая сущность воспитания. Теории воспитания.
48. Основные закономерности развития личности
49. Самовоспитание как высшая форма самоуправления личности
50. Воспитательные возможности коллектива
52 «Стратегии психологического воздействия: «императивная», «манипулятивная», «диалогическая»»
53. Педагогическая деятельность и её структура.
54. Характеристика педагогического общения
55. Психологическая характеристика педагогической оценки
56.Психологическая характеристика профессионально-педагогической направленности.
57. Профессионально значимые качества педагога.
58.Общие и специальные способности педагога
59.Понятие об индивидуальном стиле пед. деятельности.
60. Содержание и особенности психолого-педагогического сопровождения учения школьников.
Итак, основные психологические новообразования младшего школьного возраста следующие:
-
произвольность и осознанность всех
психических процессов,
- интеллектуализация
всех психических процессов,
- внутреннее
опосредование процессов, происходящее
благодаря усвоению системы научных
понятий.
21.Возрастные особенности познавательной сферы подростка.
К моменту перехода в среднюю школу дети заметно различаются по многим параметрам, в частности: 1) по отношению к учению – от ответственного до равнодушного, безразличного; 2) по общему развитию – от высокого уровня до весьма ограниченного кругозора и плохого развития речи; 3) по объему и прочности знаний; 4) по способу усвоению материала – от умения самостоятельно работать, добывать знания до полного их отсутствия и заучивания материала дословно на память; 5) по умению преодолевать трудности в учебной работе – от упорства до иждивенчества в форме хронического списывания; 6) по широте и глубине познавательных интересов.
Появляется дифференцированное отношение к учителям, и одновременно развиваются средства познания другого человека. В подростковом возрасте расширяется и содержание понятия «учение». В него вносится элемент самостоятельного интеллектуального труда, направленного на удовлетворение индивидуальных интеллектуальных потребностей, выходящих за рамки учебной программы. Приобретение знаний для части подростков становится субъективно необходимым и важным для настоящего и подготовки к будущему.В подростковом возрасте начинают формироваться элементы теоретического мышления. Его специфическое качество – способность рассуждать гипотетико-дедуктивно (от общего к частному), т.е. на основе одних общих посылок путем построения гипотез и их проверки. Разумеется, далеко не все подростки достигают равного уровня в развитии мышления, но в целом для них характерно:
1) осознание собственных интеллектуальных операций и управление ими;2) более контролируемой и управляемой становится речь; 3) интеллектуализация процессов восприятия; 4) формирование установки на размышление
22.Развитие личности в подростковом возрасте.
После относительно спокойного младшего школьного возраста подростковый кажется бурным и сложным. Недаром С. Холл назвал его периодом «бури и натиска». Развитие на этом этапе, действительно, идет быстрыми темпами, особенно много изменений наблюдается в плане формирования личности. И, пожалуй, главная особенность подростка — личностная нестабильность. Противоположные черты, стремления, тенденции сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения взрослеющего ребенка.Среди многих личностных особенностей, присущих подростку, особо выделим формирующиеся у него чувство взрослости и «Я-концепцию».
Чувство взрослости — особая форма самосознания. Оно не жестко связано с процессом полового созревания; можно сказать, что половое созревание не становится основным источником формирования чувства взрослости. Как проявляется чувство взрослости подростка? Прежде всего, в желании, чтобы все — и взрослые, и сверстники — относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию.
Подросток открывает для себя свой внутренний мир. Сложные переживания, связанные с новыми отношениями, свои личностные черты, поступки анализируются им пристрастно.
Образы «Я», которые создает в своем сознании подросток, разнообразны — они отражают все богатство его жизни. Физическое «Я», т.е. представления о собственной внешней привлекательности, представления о своем уме, способностях в разных областях, о силе характера, общительности, доброте и других качествах, соединяясь, образуют большой пласт «Я-концепции» — так называемое реальное «Я».
Познание себя, своих различных качеств приводит к формированию когнитивного (познавательного) компонента «Я-концепции». С ним связаны еще два — оценочный и поведенческий
Подросток — еще не цельная зрелая личность. Отдельные его черты обычно диссонируют, сочетание разных образов «Я» негармонично. Неустойчивость, подвижность всей душевной жизни в начале и середине подросткового возраста приводит к изменчивости представлений о себе. Иногда случайная фраза, комплимент или насмешка приводят к заметному сдвигу в самосознании. Когда же образ «Я» достаточно стабилизировался, а оценка значимого человека или поступок самого ребенка ему противоречит, часто включаются механизмы психологической защиты.
Помимо реального «Я», «Я-концепция» включает в себя «Я»-идеальное. При высоком уровне притязаний и недостаточном осознании своих возможностей идеальное «Я» может слишком сильно отличаться от реального. Тогда переживаемый подростком разрыв между идеальным образом и действительным своим положением приводит к неуверенности в себе, что внешне может выражаться в обидчивости, упрямстве, агрессивности. Когда идеальный образ представляется достижимым, он побуждает к самовоспитанию. Подростки не только мечтают о том, какими они будут в ближайшем будущем, но и стремятся развить в себе желательные качества.
23.Общение со сверстниками как ведущий вид деятельности в подростковом возрасте.
Подросток обладает сильными, иногда гипертрофированными потребностями в самостоятельности и общении со сверстниками. Подростковая самостоятельность выражается, в основном, в стремлении к эмансипации от взрослых, освобождении от их опеки, контроля и в разнообразных увлечениях — неучебных занятиях
Именно в этот период у детей появляется потребность в активном, самостоятельном, творческом познании. В принципе она может быть реализована и в учебной деятельности. Однако излишнее давление со стороны родителей приводит к нежеланию делать то, что навязывают, к апатии или бунту.
Накопительские увлечения — прежде всего коллекционирование во всех его видах. Страсть к коллекционированию может сочетаться с познавательной потребностью (при коллекционировании марок), со склонностью к накоплению материальных благ (коллекционирование старинных монет, дорогих камней), с желанием следовать подростковой моде (собирание наклеек, этикеток от импортных бутылок) и т.д. Самый примитивный вид увлечений — информативно-коммуникативные увлечения. В них проявляется жажда получения новой, не слишком содержательной информации, не требующей никакой критической переработки.
В подростковом возрасте не только бурно увлекаются разнообразными делами, но и столь же эмоционально общаются со сверстниками. Ведущей деятельностью в этот период становится интимно-личностное общение. Наиболее содержательное и глубокое общение возможно при дружеских отношениях. Подростковая дружба — сложное, часто противоречивое явление. Подросток стремится иметь близкого, верного друга и лихорадочно меняет друзей.Друг,умеющий выслушать и посочувствовать,становится своеобразным психотерапевтом. Он может помочь не только лучше понять себя, но и преодолеть неуверенность в своих силах, бесконечные сомнения в собственной ценности, почувствовать себя личностью
У детей в это время появляется много знакомых и, что еще более важно, образуются неформальные группы или компании. Подростков может объединять в группу не только взаимная симпатия, но и общие интересы, занятия, способы развлечений, место проведения свободного времени.
Отношения с окружающими — наиболее важная сторона жизни подростков. Если потребность в полноценном общении со значимыми взрослыми и сверстниками не удовлетворяется, у детей появляются тяжелые переживания. Эти переживания могут быть смягчены и даже совершенно изжиты: разрыв с другом или конфликт в классе может быть компенсирован общением с родителями или любимым учителем; отсутствие понимания и эмоционального тепла в семье приводит подростка в группы сверстников, где он находит необходимые ему отношения.
24 Основные психологические новообразования подросткового возраста
Основные новообразования
Формирование "Мы"-концепции.
Иногда оно принимает очень жесткий характер: "мы – свои, они – чужие". Поделены территории, сферы жизненного пространства.
Формирование референтных групп
В подростковом возрасте среди детей начинают выделяться группы.. Ценности и мнения референтной группы подросток склонен признавать своими собственными. В его сознании они задают оппозицию взрослому обществу.
Чувство взрослости
Объективной взрослости у подростка еще нет. Субъективно она проявляется в развитии чувства взрослости и тенденции к взрослости:
Эмансипация от родителей. Ребенок требует суверенности, независимости, уважения к своим тайнам. Взрослые снисходительны к ценностям друг друга, а ребенок – максималист и не принимает снисхождения к себе.
Новое отношение к учению.
Подросток стремится к самообразованию, причем часто становится равнодушным к отметкам. Порой наблюдается расхождение между интеллектуальными возможностями и успехами в школе: возможности высокие, а успехи низкие.
Взрослость проявляется в романтических отношениях со сверстниками другого пола. Здесь имеет место не столько факт симпатии, сколько форма отношений, усвоенная от взрослых (свидания, развлечения).
Внешний облик и манера одеваться.
25. Специфика общения подростка с родителями и учителями
Отношения с учителями:
Система взаимоотношений подростков с учителями усложняется по сравнению с младшими школьниками, на смену беспрекословной авторитетности педагогов приходит дифференцированное отношение к ним - если младшие школьники автоматически выражали свое уважение к учителю, то в отношении подростков авторитет ему необходимо завоевать.
Если педагог не видит усилий подростков в сфере саморазвития, это сильно задевает их самолюбие и приводит к разочарованию.
Старшие подростки ожидают личностного общения на равных, признание учителем их взросления. Несмотря на внешнюю, демонстративную ненужность мнения педагога для подростка, последний очень чувствителен к несправедливости, недоверию учителя.
Учитель может фиксировать и негативно оценивать ухудшение мотивации обучения подростка. Однако,отношение подростков к учебному предмету преимущественно проектируется от отношения к учителю. В связи с расширением опыта и усложнением мыслительной деятельности подростка, он, воспринимая информацию от учителя, подвергает ее критическому анализу. Поэтому именно во взаимоотношениях учащихся основной школы с учителями впервые фигурирует конфликт поколений.
Общение подростка с учителем может приобретать откровенно конфликтного характера, негативно влиять на общую производительность их взаимоотношений.
Оптимальным стилем взаимодействия учителя с подростками является демократический, сочетающий в себе поощрение подростков к самостоятельности, ответственности и коллегиальности и постоянный, требовательный контроль, справедливую оценку результатов учения школьников. Если педагоги замечают процессы взросления учащихся основной школы, признают их, организуют учебную и воспитательную деятельность так, чтобы подростки могли адекватно реализовать себя как личности, которые формируются, то процесс общения между ними носит продуктивный характер.
Отношения с родителями:
Чувство взрослости как центральное новообразование подростков вызывает их стремление изменить отношения с послушания, подчинения ребенка взрослому на равноправные отношения. Детская любовь к родителям меняется у подростка на анализ и критику их личностных качеств, т.е. вступает в силу эффект «снятия с пьедестала".
Эффект "снятие с пьедестала" - уменьшение авторитетности родителей для подростка, вызванное его критическим, оценочным отношением к личностных качеств и поведения родителей.
Эгоцентризм проявляется как сосредоточенность подростков на себе.
Данное явление вызывает ослабление эмоциональных связей между подростком и родителями, переключения его интересов в среду сверстников. Сложность взаимоотношений подростков с семьей обусловлено и асимметричностью их интересов. Так, родители интересуются всеми сферами жизни подростков, тогда как остальные через собственный эгоцентризм и малый жизненный опыт мало озабочены проблемами родителей. В отношениях с родителями подросток стремится наладить новые связи, подтверждая свою идентичность и испытывая свою автономию. Перестройка взаимоотношений подростка с родителями сопровождается его поведенческим отделением от взрослых, что проявляется в реакциях эмансипации и оппозиции .
Подростковая реакция эмансипации - стремление подростка избавиться от опеки, требовательности взрослых и получить автономность от старшего поколения.Переключение интересов подростка на ровесников, ослабление частоты общения и открытости, доверия между родителями и подростком является неизбежным явлением, которое, однако, не отрицает значимости семьи для взросления подростка. Его тяга к поведенческой и нормативной автономии тоже является весьма относительным явлением. На самом же деле подростки не стремятся к полной свободе, так как она воспринимается ими как отчуждение от семьи. Подростки хотят делать собственный выбор, проявляя свою независимость, спорить со старшими и нести ответственность за свои слова и поступки, однако и полная свобода им не нужна.
Подростковая реакция оппозиции - противопоставление ценностей и норм подростка требованиям взрослых.
Изменение взаимоотношений подростков с родителями сопровождаются конфликтами. Их типичными причинами является, родительский контроль за учебой подростка, достижениями, его выбором друзей, необходимость выполнения подростком бытовой работы и способ выбора им одежды, прически.
Частота развертывания и характер разрешения конфликтов подростков и родителей существенно зависят от стиля родительского воспитания. В течение детства и отрочества наиболее важными являются два вектора воспитательного влияния семьи - родительское принятие и родительская требовательность.