ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.02.2019
Просмотров: 3463
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.Предмет и задачи возрастной психологии, ее структура.
2. Методы исследования в возрастной и педагогической психологии
3. Факторы и движущие силы физического развития
4. Закономерности психического развития.
6«Основные теории психического развития в зарубежной психологии»
7. Культурно-историческая теория развития высших психических функций Л.С. Выготского.
8.Проблема периодизации возрастного психического развития человека.
9. Концепция периодизации психического развития Д.Б.Эльконина.
10.Психологическая характеристика возраста. Стадия младенчества.
11. Психическое развитие ребенка в младенчестве.
12. Психология развития ребенка в раннем возрасте
13. Игра как ведущий вид деятельности дошкольника
14.Возрастные особенности познавательной сферы дошкольника.
16. Психологическая готовность детей к обучению в школе.
17.Возрастные особенности познавательной сферы младшего школьника.
18. Развитие личности в младшем школьном возрасте.
19.Учение как ведущий вид деятельности младшего школьника.
21.Возрастные особенности познавательной сферы подростка.
22.Развитие личности в подростковом возрасте.
23.Общение со сверстниками как ведущий вид деятельности в подростковом возрасте.
24 Основные психологические новообразования подросткового возраста
25. Специфика общения подростка с родителями и учителями
26. Возрастные особенности познавательной деятельности старшего школьника
27. Развитие личности в старшем школьном возрасте
29 «Основные психологические новообразования старшего школьника»
30. Профессиональное самоопределение старших школьников. Мотивы выбора профессии.
31.Предмет и задачи педагогической психологии.
32. Психологическая характеристика обучения. Проблемное обучение
34. Понятие о научении. Виды и механизмы научения.
35.Психологические основы программированного обучения. Его возможности и ограничения.
36.Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина.
37 Психологические основы развивающего обучения
38. Психологические основы проблемного обучения.
40. развитие мышления и воображения в обучении
41. Психологические условия формирования знаний
42.Психологические условия формирования учебных умений и навыков.
43.Психологический анализ урока
45. Мотивация учения и условия ее формирования.
47 Психологическая сущность воспитания. Теории воспитания.
48. Основные закономерности развития личности
49. Самовоспитание как высшая форма самоуправления личности
50. Воспитательные возможности коллектива
52 «Стратегии психологического воздействия: «императивная», «манипулятивная», «диалогическая»»
53. Педагогическая деятельность и её структура.
54. Характеристика педагогического общения
55. Психологическая характеристика педагогической оценки
56.Психологическая характеристика профессионально-педагогической направленности.
57. Профессионально значимые качества педагога.
58.Общие и специальные способности педагога
59.Понятие об индивидуальном стиле пед. деятельности.
60. Содержание и особенности психолого-педагогического сопровождения учения школьников.
Объективными показателями сформированности навыков являются: правильность и качество ее реализации (отсутствие ошибок), скорость выполнения операций или их последовательности (внешние критерии), отсутствие направленности сознания на способ выполнения действия, напряженности и быстрой утомляемости, выпадение промежуточных операций, т.е. редуцирования действия (внутренние критерии).
На эффективность выработки навыка влияют: правильное распределение упражнений во времени, понимание, осмысление принципов, которые усваиваются, основного плана выполнения действий, знание результатов выполненного действия, влияние ранее усвоенных знаний и выработанных навыков на момент научение; рациональное соотношение ре-производительности и продуктивности.
Формирование умений — конечная обязательная цель профессионального обучения, его завершение- Умения лучше всего определяют подготовленность учащегося, становясь особенностями его личности. Ведь когда о рабочем говорят «умелец», а об учащемся «неумелый», то этим хотя и кратко, но точно характеризуют определенные особенности их личности.
Навыки и умения формируются только в практической деятельности, осуществляемой методами упражнений и обучения. Вне целенаправленной деятельности ни умения, ни тем более составляющие их навыки формироваться не могут.
Умения, со всеми входящими в них компонентами, наиболее успешно формируются при следующих основных условиях: четко определенных целях учебной деятельности в смысле результата действий и цели упражнений? понимании правил и последовательности выполнения действий, направленных на достижение цели деятельности; ясном представлении техники выполнения действий и их конечного результата, т. е. наличии образа, которого следует достичь;постоянном самоконтроле качества действий путем сличения их результатов со сложившимся в представлении или зрительно воспринимаемым образом; своевременном обнаружении отклонений, ошибок и брака в учебной работе и внесении поправок в свои действия при следующих повторениях этих действий; правильной самооценке успехов в достижении конкретной цели учебной деятельности и цели упражнений и наличии отчетливо осознанного стремления к совершенствованию осваиваемых действий.
43.Психологический анализ урока
Психологический анализ урока для учителя - это, по сути, комплексный анализ всего того, что происходило в процессе подготовки и проведения урока.
По мнению И.А. Зимней (1997), ценность психологического анализа урока состоит для учителя в возможности применения своих теоретических знаний для осмысления способов и приемов учебной работы, используемой в обучении и общении с классом, т.е. этот анализ объективно способствует развитию педагогической рефлексии.
В психологической литературе, относящейся к теории учебной деятельности Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, в структуре урока выделяют три компонента: познавательный, коммуникативный и контрольно-оценочный. Урок можно анализировать по каждому из этих компонентов в отдельности или по всем трем одновременно.
СТРУКТУРНЫЙ
АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ НА УРОКЕ
:
1.МОТИВАЦИЯ
2.ПРИНЯТИЕ
УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ
3.ОТНОШЕНИЕ К
ЗАДАЧЕ
4.ВЫПОЛНЯЕМЫЕ
ДЕЙСТВИЯ
5.КОНТРОЛЬ
6.ОТНОШЕНИЕ К
ОКАЗЫВАЕМОЙ ПОМОЩИ
7.ТЕМП
8.ПЛАН,
В КОТОРОМ ВЫПОЛНЯЕТСЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
9.ОЦЕНКА
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ
АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ НА
УРОКЕ:
1.СОЗДАНИЕ
УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ
2.ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
3.
ПРЕДМЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
4. СРЕДСТВА
5.
УСЛОВИЯ
6. ПРОДУКТ :
1) прямой -
достижение поставленной цели, отсутствие
полноценного полезного продукта;
2)
побочный - стойкий познавательный
интерес, отсутствие познавательного
интереса.
44.Структура учения.
Учение – сознательная деятельность ученика, направленная на приобретение знаний, умений и навыков.
Учение как процесс имеет следующую структуру:
1. Структура учения:
* уяснение информации (ощущение и восприятие). Его можно проверить через пересказ материала.
* осмысление (мышление).
* запоминание (память).
* применение (решение задач).
* контроль (промежуточный и итоговый, фронтальный и индивидуальный, письменный и устный, выборочный и сплошной). е) Оценка (промежуточная и итоговая).
2. Свойства:
* время (продолжительность)
* напряженность работы
* результат работы (ЗУНы и развитие личности)
3. Факторы: Психологические и педагогические факторы эффективности процесса учения: внутренние и внешние.
45. Мотивация учения и условия ее формирования.
Выделяют несколько типов мотивации, связанной с результатами учения:
• мотивация, которая условно может быть названа отрицательной. Под отрицательной мотивацией подразумевают побуждения школьника, вызванные осознанием определенных неудобств и неприятностей, которые могут возникнуть, если он не будет учиться (укоры со стороны родителей, учителей, одноклассников и т.п.).
• мотивация, имеющая положительный характер, эта мотивация выступает в двух формах.
Косвенно об учебной мотивации свидетельствует уровень реальной успешности учебной деятельности. Сюда относятся обычные показатели школьной успеваемости, посещаемости и главное - показатели сформированности учебной деятельности школьников.
Для формирования познавательного интереса немалое значение имеет характер учебной деятельности.
Три кита учебной мотивации - это ощущение самостоятельности процесса поиска знаний + ощущение свободы выбора + ощущение успешности (компетентности).
Выделяют пять уровней учебной мотивации:
Высокий уровень развития наблюдается у детей, у которых положительное отношение к школе, есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Средний уровень наблюдается у детей, у которых хорошая школьная мотивация. Низкая школьная мотивация наблюдается у детей, которые относятся к школе отрицательно или безразлично, посещают школу неохотно. На уроках часто занимаются посторонними делами, отвлекаются, нарушают дисциплину, а как следствие фрагментарно усваивают учебный материал.
Составляющие, от которых в большой степени зависит учебная мотивация:
• Интерес к информации, который лежит в основе познавательной активности;
• Уверенность в себе;
• Направленность на достижения успеха и вера в возможность положительного результат своей деятельности;
• Интерес к людям, организующим процесс обучения или участвующим в нем;
• Потребность и возможность в самовыражении,
• Принятие и одобрение значимыми людьми;
• Актуализация творческой позиции;
• Осознание значимости происходящего для себя и других;
• Потребность в социальном признании;
• Наличие положительного опыта и отсутствие состояния тревожности и страха;
46.Психологические факторы, определяющие успех и неудачи в учении. Успех в учении зависит от следующих психологических факторов:
- мотивации учебной деятельности;
- произвольности познавательных процессов (восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления и речи);
- наличия у обучаемого необходимых волевых и ряда других качеств личности (настойчивости, целеустремленности, ответственности, дисциплинированности, сознательности и др.).
К числу психологических факторов успешного учения можно также отнести умение взаимодействовать с людьми в совместной с ними деятельности, прежде всего с учителями и товарищами по учебной группе, интеллектуальную развитость и сформированность учебной деятельности как учения
Еще одним важным фактором успешности учения является продуманная система стоит.
У человека есть два различных мотива, функционально связанных с деятельностью, направленной на достижение успеха: ожидание успеха и стремление избежать неудач.
Учащиеся, мотивированные на достижение успеха, отчетливо проявляют свои стремления, выбирают средства и предпочитают действия, направленные на достижение поставленной цели. Они рассчитывают получить одобрение за свои усилия, а связанная с этим работа вызывает у них положительные эмоции (предвосхищающего и констатирующего характера).
Совершенно иначе ведут себя школьники, мотивированные на избавление от возможных неудач. Они хотят не столько добиться успеха, сколько избежать неудач, не верят в собственные силы; неуспех вызывает у них разочарование, они боятся критики. С учебной деятельностью у них обычно связаны отрицательные эмоциональные переживания, они не испытывают удовольствия от самого процесса, тяготятся им. У таких школьников проявляются неадекватные завышенные или заниженные самооценки.
Создавая ситуации успеха, педагог актуализирует в структуре потребностно-мотивационной сферы личности школьника диспозиции достижения успеха в любой деятельности и, прежде всего, в учебно-познавательной. Актуализация этих диспозиций приводит к изменению восприятия школьником учебной и любой другой жизненной ситуации. Его внимание в таком случае становится избирательным, а сам он может предвзято воспринимать и оценивать мотивации достижения успеха. Таким образом, мы делаем вывод о взаимосвязи успешности в обучении с мотивацией достижений.
47 Психологическая сущность воспитания. Теории воспитания.
Воспитание – планомерное, целенаправленное и организованное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных качеств, обеспечивающих необходимые условия для его развития, успешной деятельности и жизни в социуме.
Психологическая сущность воспитания.
Воспитание, как и учение, представляет собой двусторонний процесс, в котором участвуют два субъекта – педагог и учащийся. Участие педагога предполагает познание его как личности и как субъекта самосовершенствования, проектирование его развития, организацию его поведения и деятельности, выбор средств и методов воспитания и многие другие действия.
В свою очередь, поведение учащегося в процессе воспитания предполагает осуществление максимума самостоятельных и глубоко мотивированных поступков, управление своим поведением в сложных ситуациях.
В воспитании реализуются не одна, а две цели – цель воспитателя и цель воспитуемого, которые могут не совпадать (учитель ставит цель стимулировать развитие общительности у подростка, подростка целью будет не развитие своей общительности, а выполнение именно этой задачи).
ТЕОРИИ ВОСПИТАНИЯ
Под
теориями воспитания имеются в виду
концепции, объясняющие происхождение,
формирование и изменение личности, ее
поведения под влиянием воспитания.
Биогеннаяутверждает,
что личностные качества человека в
основном передаются по наследству и
мало изменяются под влиянием условий
жизни. Данная теория представляет
пессимистический взгляд на возможности
воспитания личности. (Фрейд, Уи.Макдауголл,
Э. Кречмер)
Вторая теория социогенная. Данная теория утверждает, что все, что есть личностного в человеке, возникает при его жизни под влиянием социальных условий и в принципе поддается воспитанию, начиная от темперамента и кончая нравственными чувствами и установками.
Другие теории представляют собой промежуточные, компромиссные варианты двух рассмотренных. Они характеризуются одновременным признанием зависимости развития и функционирования личности как от биологических, так и от социальных факторов и отводят воспитанию значительную, хотя и ограниченную, роль.
48. Основные закономерности развития личности
Процесс психического и личностного развития имеет определенные закономерности, которые следует рассматривать как тенденции развития К закономерностям развития относятся:
1 Наличие прежде качественных, а не количественных изменений, возникновения психических и личностных новообразований, новых психических механизмов, процессов, структур Важнейшими признаками развития является дифференциация (расчленение ранее единого феномена), появление новых аспектов, элементов в развитии, связей между сторонами внутреннего мира субъектта.
2 Разнонаправленность и взаимосвязанность направлений, сфер развития (тело, психика, личность, субъектность, духовность и др.)
3 Детерминированность развития Поскольку человек является биосоциальной существом, ее развитие обусловлено многими факторами зависимости от времени и ситуации развитие каждого индивида имеет специфические особенности
4 Неравномерность и гетерохронность В определенном возрасте различные психические свойства имеют разный уровень развития В одном периоде жизни ребенка существенные изменения происходят в познавательной деятельности (моло одший школьник), в другом - перестраиваются взгляды и формируются убеждения (ранняя юность) Но всегда она есть индивидуальностьістю.
5 сенситивность (в определенные возрастные периоды) Как известно, в определенные периоды возникают благоприятные условия для развития определенных психических свойств Такие возрастные периоды называют сенситивными для развития т той или иной психической функции Например, для развития речи сенситивным является возраст от 1 до 5 лет, памяти - младший школьный возраст, мышления - подростковый период, мировоззрения - ранний юношеский е вік.
6 Интегрированность Каждая сфера личности является системой, возникающее в процессе онтогенеза, и элементом сложной системы - социального окружения Происходит интеграция различных сфер личности (интеллектуал ной, побудительной, эмоциональной, волевой, духовной7 Пластичность развития Она обеспечивает компенсацию, замену действия одной психической функции другой (например, зрение - слухом у слепых) Развитие субъективного мира детей приводит к изменению соотношения реакторов ности и активности в процессе взаимодействия Растут произвольность, инициативность, самостоятельность поведения, сопротивление прямым внешним воздействиям, которые не соответствуют внутренним установкам младенцевтини.
8 Включение индивида в систему деятельности каждого возраста характерна особая ведущая деятельность, что приводит основные изменения в психике ребенка и его личности
9 Наличие противоречий между личностью и окружением, а также внутренних противоречий между отдельными составляющими личности и отдельными психическими функциями
10 постоянных прогресс личности Он является следствием благоприятных условий и адекватной активности ребенка
11 Саморазвитие личности Свидетельством его являются изменения личности как результат работы над собой, самостоятельных занятий, упражнений
12 Психическое и личностное развитие обусловлено действием механизмов защиты Я, проявлений акцентуаций личности, функционированием бессознательного
49. Самовоспитание как высшая форма самоуправления личности
Самовоспитание – сознательная планомерная деятельность, направленная на самосовершенствование свойств своей личности, которые соответствуют требованиям общества и личной программе. Разнообразные его функции: ускорение психического и физического развития, оптимальная самореализация собственных дарований и способностей, обогащение личности счастьем самосозидания, подготовка к жизни и другое. Самовоспитание возникает на основе самосознания, которое включает: 1)самопознание; 2) самоотношение; 3) саморегулирование. Самовоспитание является непосредственным проявлением высокого уровня саморегулирования. Элементы самовоспитания проявляются у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Сознательное самовоспитание начинается в подростковом возрасте. Важной предпосылкой и внутренним побуждением к самовоспитанию является стремление стать взрослым. В ранней юности цели воспитания становятся более глубокими, усваиваются его приемы и способы. Самовоспитание становится систематическим, оно осуществляется в процессе всей жизни, являясь важнейшим внутренним условием развития личности. Программа самовоспитания должна быть конкретной. Взрослые и коллектив сверстников должны помочь ученику в составлении такой программы. Для этого у ученика должна быть потребность в самовоспитании и доверительные отношения со взрослыми и коллективом сверстников. Подросток часто сам вырабатывает правила самовоспитания, в которых указывает и что воспитывать, и как воспитывать. В процессе самовоспитания идет сложная внутренняя работа, возникают конфликты, борьба различных тенденций, склонностей (например, между стремлением серьезнее относиться к учению и ленью). Для того, чтобы внутренняя борьба разрешалась в положительном плане, необходимо владеть определенными способами воздействия на самого себя. А.Г.Ковалев считает, что среди многообразия приемов самовоспитания основными являются самоубеждение, самовнушение и упражнения.