ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.02.2019

Просмотров: 3463

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1.Предмет и задачи возрастной психологии, ее структура.

2. Методы исследования в возрастной и педагогической психологии

3. Факторы и движущие силы физического развития

4. Закономерности психического развития.

6«Основные теории психического развития в зарубежной психологии»

7. Культурно-историческая теория развития высших психических функций Л.С. Выготского.

8.Проблема периодизации возрастного психического развития человека.

9. Концепция периодизации психического развития Д.Б.Эльконина.

10.Психологическая характеристика возраста. Стадия младенчества. 

11. Психическое развитие ребенка в младенчестве.

12. Психология развития ребенка в раннем возрасте

13. Игра как ведущий вид деятельности дошкольника

14.Возрастные особенности познавательной сферы дошкольника.

16. Психологическая готовность детей к обучению в школе.

17.Возрастные особенности познавательной сферы младшего школьника.

18. Развитие личности в младшем школьном возрасте.

19.Учение как ведущий вид деятельности младшего школьника.

21.Возрастные особенности познавательной сферы подростка.

22.Развитие личности в подростковом возрасте.

23.Общение со сверстниками как ведущий вид деятельности в подростковом возрасте.

24 Основные психологические новообразования подросткового возраста

25. Специфика общения подростка с родителями и учителями

26. Возрастные особенности познавательной деятельности старшего школьника

27. Развитие личности в старшем школьном возрасте

29 «Основные психологические новообразования старшего школьника»

30. Профессиональное самоопределение старших школьников. Мотивы выбора профессии.

31.Предмет и задачи педагогической психологии.

32. Психологическая характеристика обучения. Проблемное обучение

34. Понятие о научении. Виды и механизмы научения.

35.Психологические основы программированного обучения. Его возможности и ограничения.

36.Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина.

37 Психологические основы развивающего обучения

38. Психологические основы проблемного обучения.

40. развитие мышления и воображения в обучении

41. Психологические условия формирования знаний

42.Психологические условия формирования учебных умений и навыков.

43.Психологический анализ урока

44.Структура учения.

45. Мотивация учения и условия ее формирования.

46.Психологические факторы, определяющие успех и неудачи в учении. Успех в учении зависит от следующих психологических факторов:

47 Психологическая сущность воспитания. Теории воспитания.

48. Основные закономерности развития личности

49. Самовоспитание как высшая форма самоуправления личности

50. Воспитательные возможности коллектива

52 «Стратегии психологического воздействия: «императивная», «манипулятивная», «диалогическая»»

53. Педагогическая деятельность и её структура.

54. Характеристика педагогического общения

55. Психологическая характеристика педагогической оценки

56.Психологическая характеристика профессионально-педагогической направленности.

57. Профессионально значимые качества педагога.

58.Общие и специальные способности педагога

59.Понятие об индивидуальном стиле пед. деятельности.

60. Содержание и особенности психолого-педагогического сопровождения учения школьников.

Объективными показателями сформированности навыков являются: правильность и качество ее реализации (отсутствие ошибок), скорость выполнения операций или их последовательности (внешние критерии), отсутствие направленности сознания на способ выполнения действия, напряженности и быстрой утомляемости, выпадение промежуточных операций, т.е. редуцирования действия (внутренние критерии).

На эффективность выработки навыка влияют: правильное распределение упражнений во времени, понимание, осмысление принципов, которые усваиваются, основного плана выполнения действий, знание результатов выполненного действия, влияние ранее усвоенных знаний и выработанных навыков на момент научение; рациональное соотношение ре-производительности и продуктивности.

Формирование умений — конечная обязательная цель профессионального обучения, его завершение- Умения лучше всего определяют подготовленность учащегося, становясь особенностями его личности. Ведь когда о рабочем говорят «умелец», а об учащемся «неумелый», то этим хотя и кратко, но точно характеризуют определенные особенности их личности.

Навыки и умения формируются только в практической деятельности, осуществляемой методами упражнений и обучения. Вне целенаправленной деятельности ни умения, ни тем более составляющие их навыки формироваться не могут.

Умения, со всеми входящими в них компонентами, наиболее успешно формируются при следующих основных условиях: четко определенных целях учебной деятельности в смысле результата действий и цели упражнений? понимании правил и последовательности выполнения действий, направленных на достижение цели деятельности; ясном представлении техники выполнения действий и их конечного результата, т. е. наличии образа, которого следует достичь;постоянном самоконтроле качества действий путем сличения их результатов со сложившимся в представлении или зрительно воспринимаемым образом; своевременном обнаружении отклонений, ошибок и брака в учебной работе и внесении поправок в свои действия при следующих повторениях этих действий; правильной самооценке успехов в достижении конкретной цели учебной деятельности и цели упражнений и наличии отчетливо осознанного стремления к совершенствованию осваиваемых действий.


43.Психологический анализ урока

Психологический анализ урока для учителя - это, по сути, комплексный анализ всего того, что происходило в процессе подготовки и проведения урока.

По мнению И.А. Зимней (1997), ценность психологического анализа урока состоит для учителя в возможности применения своих теоретических знаний для осмысления способов и приемов учебной работы, используемой в обучении и общении с классом, т.е. этот анализ объективно способствует развитию педагогической рефлексии.

В психологической литературе, относящейся к теории учебной деятельности Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, в структуре урока выделяют три компонента: познавательный, коммуникативный и контрольно-оценочный. Урок можно анализировать по каждому из этих компонентов в отдельности или по всем трем одновременно.


СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ НА УРОКЕ :
1.МОТИВАЦИЯ
2.ПРИНЯТИЕ УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ
3.ОТНОШЕНИЕ К ЗАДАЧЕ
4.ВЫПОЛНЯЕМЫЕ ДЕЙСТВИЯ
5.КОНТРОЛЬ
6.ОТНОШЕНИЕ К ОКАЗЫВАЕМОЙ ПОМОЩИ
7.ТЕМП
8.ПЛАН, В КОТОРОМ ВЫПОЛНЯЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
9.ОЦЕНКА
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ НА УРОКЕ:
1.СОЗДАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ
2.ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
3. ПРЕДМЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
4. СРЕДСТВА
5. УСЛОВИЯ
6. ПРОДУКТ :
1) прямой - достижение поставленной цели, отсутствие полноценного полезного продукта;
2) побочный - стойкий познавательный интерес, отсутствие познавательного интереса.


44.Структура учения.

Учение – сознательная деятельность ученика, направленная на приобретение знаний, умений и навыков.

Учение как процесс имеет следующую структуру:

1. Структура учения:

* уяснение информации (ощущение и восприятие). Его можно проверить через пересказ материала.

* осмысление (мышление).

* запоминание (память).

* применение (решение задач).

* контроль (промежуточный и итоговый, фронтальный и индивидуальный, письменный и устный, выборочный и сплошной). е) Оценка (промежуточная и итоговая).

2. Свойства:

* время (продолжительность)

* напряженность работы

* результат работы (ЗУНы и развитие личности)

3. Факторы: Психологические и педагогические факторы эффективности процесса учения: внутренние и внешние.


45. Мотивация учения и условия ее формирования.

Выделяют несколько типов мотивации, связанной с результатами учения:

мотивация, которая условно может быть названа отрицательной. Под отрицательной мотивацией подразумевают побуждения школьника, вызванные осознанием определенных неудобств и неприятностей, которые могут возникнуть, если он не будет учиться (укоры со стороны родителей, учителей, одноклассников и т.п.).

мотивация, имеющая положительный характер, эта мотивация выступает в двух формах.

Косвенно об учебной мотивации свидетельствует уровень реальной успешности учебной деятельности. Сюда относятся обычные показатели школьной успеваемости, посещаемости и главное - показатели сформированности учебной деятельности школьников.

Для формирования познавательного интереса немалое значение имеет характер учебной деятельности.

Три кита учебной мотивации - это ощущение самостоятельности процесса поиска знаний + ощущение свободы выбора + ощущение успешности (компетентности).

Выделяют пять уровней учебной мотивации:

Высокий уровень развития наблюдается у детей, у которых положительное отношение к школе, есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Средний уровень наблюдается у детей, у которых хорошая школьная мотивация. Низкая школьная мотивация наблюдается у детей, которые относятся к школе отрицательно или безразлично, посещают школу неохотно. На уроках часто занимаются посторонними делами, отвлекаются, нарушают дисциплину, а как следствие фрагментарно усваивают учебный материал.


Составляющие, от которых в большой степени зависит учебная мотивация:

Интерес к информации, который лежит в основе познавательной активности;

Уверенность в себе;

Направленность на достижения успеха и вера в возможность положительного результат своей деятельности;

Интерес к людям, организующим процесс обучения или участвующим в нем;

Потребность и возможность в самовыражении,

Принятие и одобрение значимыми людьми;

Актуализация творческой позиции;

Осознание значимости происходящего для себя и других;

Потребность в социальном признании;

Наличие положительного опыта и отсутствие состояния тревожности и страха;



46.Психологические факторы, определяющие успех и неудачи в учении. Успех в учении зависит от следующих психологических факторов:

- мотивации учебной деятельности;

- произвольности познавательных процессов (восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления и речи);

- наличия у обучаемого необходимых волевых и ряда других качеств личности (настойчивости, целеустремленности, ответственности, дисциплинированности, сознательности и др.).

К числу психологических факторов успешного учения можно также отнести умение взаимодействовать с людьми в совместной с ними деятельности, прежде всего с учителями и товарищами по учебной группе, интеллектуальную развитость и сформированность учебной деятельности как учения

Еще одним важным фактором успешности учения является продуманная система стоит.

У человека есть два различных мотива, функционально связанных с деятельностью, направленной на достижение успеха: ожидание успеха и стремление избежать неудач.

Учащиеся, мотивированные на достижение успеха, отчетливо проявляют свои стремления, выбирают средства и предпочитают действия, направленные на достижение поставленной цели. Они рассчитывают получить одобрение за свои усилия, а связанная с этим работа вызывает у них положительные эмоции (предвосхищающего и констатирующего характера).

Совершенно иначе ведут себя школьники, мотивированные на избавление от возможных неудач. Они хотят не столько добиться успеха, сколько избежать неудач, не верят в собственные силы; неуспех вызывает у них разочарование, они боятся критики. С учебной деятельностью у них обычно связаны отрицательные эмоциональные переживания, они не испытывают удовольствия от самого процесса, тяготятся им. У таких школьников проявляются неадекватные завышенные или заниженные самооценки.

Создавая ситуации успеха, педагог актуализирует в структуре потребностно-мотивационной сферы личности школьника диспозиции достижения успеха в любой деятельности и, прежде всего, в учебно-познавательной. Актуализация этих диспозиций приводит к изменению восприятия школьником учебной и любой другой жизненной ситуации. Его внимание в таком случае становится избирательным, а сам он может предвзято воспринимать и оценивать мотивации достижения успеха. Таким образом, мы делаем вывод о взаимосвязи успешности в обучении с мотивацией достижений.



47 Психологическая сущность воспитания. Теории воспитания.

Воспитание – планомерное, целенаправленное и организованное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных качеств, обеспечивающих необходимые условия для его развития, успешной деятельности и жизни в социуме.

Психологическая сущность воспитания.

Воспитание, как и учение, представляет собой двусторонний процесс, в котором участвуют два субъекта – педагог и учащийся. Участие педагога предполагает познание его как личности и как субъекта самосовершенствования, проектирование его развития, организацию его поведения и деятельности, выбор средств и методов воспитания и многие другие действия.

В свою очередь, поведение учащегося в процессе воспитания предполагает осуществление максимума самостоятельных и глубоко мотивированных поступков, управление своим поведением в сложных ситуациях.

В воспитании реализуются не одна, а две цели – цель воспитателя и цель воспитуемого, которые могут не совпадать (учитель ставит цель стимулировать развитие общительности у подростка, подростка целью будет не развитие своей общительности, а выполнение именно этой задачи).

ТЕОРИИ ВОСПИТАНИЯ

Под теориями воспитания имеются в виду концепции, объясняющие происхождение, формирование и изменение личности, ее поведения под влиянием воспитания.
Биогеннаяутверждает, что личностные качества человека в основном передаются по наследству и мало изменяются под влиянием условий жизни. Данная теория представляет пессимистический взгляд на возможности воспитания личности. (Фрейд, Уи.Макдауголл, Э. Кречмер)

Вторая теория социогенная. Данная теория утверждает, что все, что есть личностного в человеке, возникает при его жизни под влиянием социальных условий и в принципе поддается воспитанию, начиная от темперамента и кончая нравственными чувствами и установками.

Другие теории представляют собой промежуточные, компромиссные варианты двух рассмотренных. Они характеризуются одновременным признанием зависимости развития и функционирования личности как от биологических, так и от социальных факторов и отводят воспитанию значительную, хотя и ограниченную, роль.


48. Основные закономерности развития личности

Процесс психического и личностного развития имеет определенные закономерности, которые следует рассматривать как тенденции развития К закономерностям развития относятся:

1 Наличие прежде качественных, а не количественных изменений, возникновения психических и личностных новообразований, новых психических механизмов, процессов, структур Важнейшими признаками развития является дифференциация (расчленение ранее единого феномена), появление новых аспектов, элементов в развитии, связей между сторонами внутреннего мира субъектта.


2 Разнонаправленность и взаимосвязанность направлений, сфер развития (тело, психика, личность, субъектность, духовность и др.)

3 Детерминированность развития Поскольку человек является биосоциальной существом, ее развитие обусловлено многими факторами зависимости от времени и ситуации развитие каждого индивида имеет специфические особенности

4 Неравномерность и гетерохронность В определенном возрасте различные психические свойства имеют разный уровень развития В одном периоде жизни ребенка существенные изменения происходят в познавательной деятельности (моло одший школьник), в другом - перестраиваются взгляды и формируются убеждения (ранняя юность) Но всегда она есть индивидуальностьістю.

5 сенситивность (в определенные возрастные периоды) Как известно, в определенные периоды возникают благоприятные условия для развития определенных психических свойств Такие возрастные периоды называют сенситивными для развития т той или иной психической функции Например, для развития речи сенситивным является возраст от 1 до 5 лет, памяти - младший школьный возраст, мышления - подростковый период, мировоззрения - ранний юношеский е вік.

6 Интегрированность Каждая сфера личности является системой, возникающее в процессе онтогенеза, и элементом сложной системы - социального окружения Происходит интеграция различных сфер личности (интеллектуал ной, побудительной, эмоциональной, волевой, духовной7 Пластичность развития Она обеспечивает компенсацию, замену действия одной психической функции другой (например, зрение - слухом у слепых) Развитие субъективного мира детей приводит к изменению соотношения реакторов ности и активности в процессе взаимодействия Растут произвольность, инициативность, самостоятельность поведения, сопротивление прямым внешним воздействиям, которые не соответствуют внутренним установкам младенцевтини.

8 Включение индивида в систему деятельности каждого возраста характерна особая ведущая деятельность, что приводит основные изменения в психике ребенка и его личности

9 Наличие противоречий между личностью и окружением, а также внутренних противоречий между отдельными составляющими личности и отдельными психическими функциями

10 постоянных прогресс личности Он является следствием благоприятных условий и адекватной активности ребенка

11 Саморазвитие личности Свидетельством его являются изменения личности как результат работы над собой, самостоятельных занятий, упражнений

12 Психическое и личностное развитие обусловлено действием механизмов защиты Я, проявлений акцентуаций личности, функционированием бессознательного


49. Самовоспитание как высшая форма самоуправления личности

Самовоспитание – сознательная планомерная деятельность, направленная на самосовершенствование свойств своей личности, которые соответствуют требованиям общества и личной программе. Разнообразные его функции: ускорение психического и физического развития, оптимальная самореализация собственных дарований и способностей, обогащение личности счастьем самосозидания, подготовка к жизни и другое. Самовоспитание возникает на основе самосознания, которое включает: 1)самопознание; 2) самоотношение; 3) саморегулирование. Самовоспитание является непосредственным проявлением высокого уровня саморегулирования. Элементы самовоспитания проявляются у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Сознательное самовоспитание начинается в подростковом возрасте. Важной предпосылкой и внутренним побуждением к самовоспитанию является стремление стать взрослым. В ранней юности цели воспитания становятся более глубокими, усваиваются его приемы и способы. Самовоспитание становится систематическим, оно осуществляется в процессе всей жизни, являясь важнейшим внутренним условием развития личности. Программа самовоспитания должна быть конкретной. Взрослые и коллектив сверстников должны помочь ученику в составлении такой программы. Для этого у ученика должна быть потребность в самовоспитании и доверительные отношения со взрослыми и коллективом сверстников. Подросток часто сам вырабатывает правила самовоспитания, в которых указывает и что воспитывать, и как воспитывать. В процессе самовоспитания идет сложная внутренняя работа, возникают конфликты, борьба различных тенденций, склонностей (например, между стремлением серьезнее относиться к учению и ленью). Для того, чтобы внутренняя борьба разрешалась в положительном плане, необходимо владеть определенными способами воздействия на самого себя. А.Г.Ковалев считает, что среди многообразия приемов самовоспитания основными являются самоубеждение, самовнушение и упражнения.