ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.02.2019

Просмотров: 1525

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО РАБОТЕ ДЕЖУРНОГО ПО СТАНЦИИ 

 

Цель работы 

В процессе выполнения лабораторной работы студент должен: 
−  усвоить особенности работы станций по приему, отправлению и пропуску поез-

дов и выполнению других операций с поездами; 

−  усвоить основные задачи и функции дежурного по станции (ДСП) в зависимости 

от характера работы станции (или района станции); 

−  выработать навыки работы на тренажере по выводу информации и ее считывания. 
 

Исходные данные 

1.  Схемы  путевого  развития  основных  категорий  станций  (сортировочных,  участ-

ковых, грузовых, пассажирских, промежуточных). 

2. Схема железнодорожного участка и станций (выводятся на экран монитора пу-

тем включения тренажера). 

 

Задание на выполнение работы 

1. Изучить характер и особенности работы станций (назначение, выполнение опе-

раций). 

2. Изучить технические устройства на станциях (путевое развитие, устройства СЦБ 

и связи,  устройства пассажирского и грузового хозяйства). 

3. Изучить характеристику должности дежурного по станции, руководствуясь ква-

лификационной  характеристикой  и  основными  положениями  ПТЭ.  Разработать  схему 
командных и информационных связей ДСП. 

4. Произвести запуск тренажера, изучить порядок работы с меню и панелью инст-

рументов. 

5. Ознакомиться  со  станцией  и  ее  путевым  развитием  на  основании  информации, 

содержащейся в тренажере, заполнить техническо-распорядительный акт станции (стан-
ция указывается преподавателем). 

6. В отчете привести схему станции с указанием путевого развития, специализации 

и длины путей, места размещения ДСП (поста МРЦ). 

7. Изучить  порядок  приема  и  сдачи  дежурства  с  оформлением  соответствующих 

записей в журнале движения поездов (ДУ-2) и журнале осмотра (ДУ-46). 

8. Изучить и изложить в отчете порядок приема, отправления и безостановочного 

пропуска поездов. 

9. Изучить  пульт-табло  МРЦ    (устройства  управления  и  контроля  объектами  цен-

трализации, их назначение, порядок задания и отмены поездных и маневровых маршру-
тов). 

 


background image

Указания к выполнению работы 

В  соответствии  с  Правилами  технической  эксплуатации  железных  дорог  Россий-

ском Федерации, железнодорожная станция (далее – станция) – пункт, который разде-
ляет железнодорожную линию на перегоны и блок-участки, обеспечивает функциониро-
вание  инфраструктуры  железнодорожного  транспорта,  имеет  путевое  развитие,  позво-
ляющее выполнять операции по приему, отправлению и обгону поездов, обслуживанию 
пассажиров и приему, выдаче грузов, багажа и грузобагажа, а при развитых путевых уст-
ройствах – выполнять маневровые работы по расформированию и формированию поез-
дов и технические операции с поездами. 

В зависимости от характера и объема выполняемой работы станция должна иметь 

соответствующее путевое развитие. На станции могут располагаться: устройства для по-
садки, высадки пассажиров, приема, выдачи, погрузки, выгрузки, сортировки и хранения 
грузов, приема, расформирования, формирования и отправления поездов, обслуживания 
и  ремонта  вагонов,  экипировки  вагонов,  сигнализации,  централизации,  блокировки  и 
связи,  водоснабжения,  освещения,  противопожарной  безопасности,  устройства  для  ос-
мотра вагонов в коммерческом отношении и устранения коммерческих неисправностей, 
приема, обработки и передачи информации о поездах и грузах, автоматизированные ра-
бочие места, автоматизированные системы управления. 

Станции  по характеру работы подразделяются: на пассажирские, грузовые,  сор-

тировочные, участковые и промежуточные

Производственная деятельность станций состоит из приема, отправления, пропуска, 

расформирования  и  формирования  поездов,  обработки  транзитных  и  местных  вагонов  и 
других  операций  с  поездами  и  вагонами.  При  этом  дежурный  по    станции,  как  правило, 
единолично распоряжается приемом, отправлением и пропуском поездов, а также другими 
передвижениями подвижного состава по главным и приемоотправочным путям станции (в 
случае отсутствия маневрового диспетчера – и по остальным станционным путям). 

На станциях в зависимости от путевого развития может быть несколько дежурных 

по станции или парку, каждый из которых единолично распоряжается движением поез-
дов в пределах своего района работы. Разграничение районов управления на таких стан-
циях и круг обязанностей, связанных с движением поездов, каждого дежурного по стан-
ции или парку указываются в техническо-распорядительном акте станции. 

Характер работы ДСП зависит от устройства, технического оснащения, характера и 

объема поездной и местной работы станции. 

При наличии на станции более одного ДСП в смену один из них назначается стар-

шим смены и осуществляет оперативное руководство работой станции, включая плани-
рование поездной и маневровой работы, контролирует работу остальных ДСП. При этом 
зоны управления между ними распределяются так, чтобы количество переговоров по со-
гласованию  передвижений  сводилось  к  минимуму.  Каждому  ДСП  поручается  управле-
ние законченными технологическими операциями. 


background image

ДСП  должен  знать  путевое  развитие  и  техническое  оснащение  станции,  порядок 

эксплуатации  и  использования  устройств  станции  для  обеспечения  безопасного  и  бес-
препятственного  приема,  отправления  и  проследования  поездов  по  станции,  безопасно-
сти маневровой работы. 

В процессе дежурства дежурный по станции: 
−  руководит движением поездов на станции или в пределах закрепленного района 

управления; 

−  обеспечивает безопасность движения; 
−  обеспечивает выполнение графика движения поездов; 
−  обеспечивает  выполнение  маневровой  работы  в  соответствии  с  требованиями, 

установленными  Правилами  технической  эксплуатации  железных  дорог  (ПТЭ),  Инст-
рукцией по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах (ИДП), Инст-
рукцией  по  сигнализации  на  железных  дорогах  (ИСИ),  техническо-распорядительным 
актом (ТРА) и технологическим процессом работы станции; 

−  оценивает поездную обстановку и фактическое положение на станции; 
−  принимает оптимальные решения по организации движения поездов и маневро-

вой работе с учетом сложившейся ситуации; 

−  выполняет  операции  по  приготовлению  маршрутов  приема,  отправления,  про-

пуска поездов и маневровых передвижений с пульта управления устройствами электри-
ческой  централизации  стрелок  и  сигналов  или  дает  распоряжения  на  приготовление 
маршрутов работникам исполнительных постов; 

−  контролирует правильность выполнения отданных распоряжений по показаниям 

приборов управления или докладам исполнителей; 

−  контролирует  закрепление  составов  и  вагонов  на  путях  станции  тормозными 

устройствами порядком и по нормам, установленным ТРА станции; 

−  предъявляет составы к техническому обслуживанию и коммерческому осмотру, 

контролирует их готовность; 

−  выполняет  распоряжения  поездного  диспетчера  по  вопросам  организации  дви-

жения поездов; 

−  ведет переговоры с дежурными соседних станций, машинистами локомотивов и 

других подвижных единиц в пределах станции и примыкающих к ней перегонов; 

−  оформляет и выдает предупреждения, разрешения и приказы на прием и отправ-

ление поездов; 

−  ведет поездную и другую документацию; 
получает (вводит) поездную и оперативную информацию; 
−  обеспечивает  выполнение  сменного  плана  работы  станции,  приказов,  распоря-

жений и указаний ОАО «РЖД», железной дороги, региона управления железной дороги 
по организации движения поездов и маневровой работе, безопасности движения; 


background image

−  осуществляет оперативное руководство подчиненными работниками, участвую-

щими в перевозочном процессе; 

−  контролирует соблюдение ими трудовой и технологической дисциплины. 
Подведение итогов и анализ выполнения сменного плана ДСП производит перио-

дически по периодам дежурства и в конце смены. О выполнении сменного плана докла-
дывает начальнику (заместителю начальника) станции. 

Расписываться в журнале или на графике исполненного движения о сдаче дежурст-

ва дежурный по станции должен лишь после того, как вступающий на работу дежурный 
по станции распишется о приеме дежурства. 

 

Оснащение рабочего места ДСП 

Аппаратура управления и средства связи по управлению перевозочным процессом: 
1. Пульт-табло,  или  пульт-манипулятор  и  выносное  табло  предназначены  для  вы-

полнения операций по приготовлению маршрутов приема, пропуска, отправления поез-
дов и контроля состояния управляемых объектов. 

2. Телефоны  прямой  связи:  поездная  межстанционная,  поездная  диспетчерская, 

стрелочная, местная. 

3. Телефоны АТС. 
4. Радиосвязь: поездная и маневровая. 
5. Видеотерминальное устройство. 
Документация на рабочем месте ДСП: 
а) руководящие (нормативные) документы; 
б) рабочая (поездная) документация; 
в) бланки форм письменных разрешений и других документов. 
При изучении аппаратуры управления на рабочем месте ДСП особое внимание не-

обходимо обратить на выработку навыков работы на АРМ ДСП по вводу-выводу необ-
ходимой  информации  и  ее  считывания,  умение  пользоваться  пультом-табло  МРЦ  кон-
кретной  станции:  устройствами  управления    (кнопками)  и  контроля  (лампочками  или 
ячейками, имитирующими работу реального пульта-табло маршрутно-релейной центра-
лизации стрелок и сигналов на станции). 

На пульте-табло изображена схема станции в осях путей. Номера путей показаны 

черной цифрой непосредственно над каждым путем (главные пути пронумерованы рим-
скими цифрами, остальные – арабскими). Полезная длина пути в условных вагонах ука-
зана рядом с номером пути. 

Стрелочные переводы (СП) обозначены на схеме желтыми цифрами, указывающи-

ми  их  номер.  На  пульте-табло  справа  и  слева  расположены  кнопки  управления  СП  и 
съездами. При загрузке имитационного тренажера кнопки управления СП установлены в 
режим автоматического перевода. Чтобы проконтролировать положение СП, необходимо 
одновременно  нажать  две  кнопки  курсора  «мыши»,  что  заменяет  нажатие  кнопки  под-
светки на реальных пультах-табло станций. 


background image

10 

Кроме кнопок управления стрелочными переводами, на пульте-табло станции раз-

мещены: кнопки задания поездных маршрутов, кнопки задания  маневровых маршрутов, 
кнопки искусственного размыкания секций маршрутов. 

Следует  обратить  особое  внимание  на  порядок  задания  маршрута.  Как  правило, 

маршрут задается следующим образом: от попутного светофора за встречный. При зада-
нии  поездных  маршрутов  участвуют  только  поездные  светофоры,  а  при  маневровых 
маршрутах – маневровые. 

 
Задание маршрута в режиме АРМ ДСП возможно следующим способом: 
Наведите  курсор  «мыши»  на  кнопку  попутного  светофора  и  нажмите  левую  кла-

вишу, затем наведите курсор «мыши» на кнопку встречного светофора и нажмите левую 
клавишу.  При  задании  маршрута  под  названием  станции  загорается  лампочка,  которая 
укажет  направление  задаваемого  маршрута  и  тип  маршрута  (горит  зеленая  лампочка – 
задается поездной маршрут, белая – маневровый). Правильно заданный маршрут обозна-
чается на схеме белой полосой. 

Кнопка  «отмена  набора»  предназначена  для  возможности  отказа  от  ошибочного 

нажатия кнопки задания маршрута. 

 
Для отмены уже заданного маршрута необходимо: 
Нажать на пульте-табло кнопку «отмена маршрута» и кнопку светофора, который 

был задан первым в данном маршруте, при этом под названием станции загорится соот-
ветствующая лампочка. 

Кнопка  «ИР»  предназначена  для  искусственной  разделки  маршрута.  Она  необхо-

дима в тех случаях, когда после проследования подвижной единицы какие-либо секции 
маршрута остались не разомкнутыми. Для размыкания необходимо нажать кнопки не ра-
зомкнувшихся секций и кнопку «ИР», и с выдержкой 3–4 минуты осуществится размы-
кание, ранее неразомкнутых секций. 

Кнопка «ВК» позволяет при ложной занятости СП осуществить его перевод. 
П

РОВЕРИТЬ  ПОЛОЖЕНИЕ 

СП

 

  ОДНОВРЕМЕННО  НАЖАТЬ  ДВЕ  КНОПКИ  КУРСОРА 

«

МЫШИ

». 

 

Контрольные вопросы 

1. Характеристика должности ДСП. 
2. Перечень и назначение документов, относящихся к поездной документации, ко-

торые ведет ДСП. 

3. Электрическая централизация стрелок и сигналов (ЭЦ), ее устройство и принцип 

работы. Типы аппаратуры ЭЦ на рабочем месте ДСП. 

4. Средства сигнализации и связи. Принцип действия автоматической блокировки 

(АБ) и полуавтоматической блокировки (ПАБ).