ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.02.2019
Просмотров: 1525
Скачиваний: 2
6
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО РАБОТЕ ДЕЖУРНОГО ПО СТАНЦИИ
Цель работы
В процессе выполнения лабораторной работы студент должен:
− усвоить особенности работы станций по приему, отправлению и пропуску поез-
дов и выполнению других операций с поездами;
− усвоить основные задачи и функции дежурного по станции (ДСП) в зависимости
от характера работы станции (или района станции);
− выработать навыки работы на тренажере по выводу информации и ее считывания.
Исходные данные
1. Схемы путевого развития основных категорий станций (сортировочных, участ-
ковых, грузовых, пассажирских, промежуточных).
2. Схема железнодорожного участка и станций (выводятся на экран монитора пу-
тем включения тренажера).
Задание на выполнение работы
1. Изучить характер и особенности работы станций (назначение, выполнение опе-
раций).
2. Изучить технические устройства на станциях (путевое развитие, устройства СЦБ
и связи, устройства пассажирского и грузового хозяйства).
3. Изучить характеристику должности дежурного по станции, руководствуясь ква-
лификационной характеристикой и основными положениями ПТЭ. Разработать схему
командных и информационных связей ДСП.
4. Произвести запуск тренажера, изучить порядок работы с меню и панелью инст-
рументов.
5. Ознакомиться со станцией и ее путевым развитием на основании информации,
содержащейся в тренажере, заполнить техническо-распорядительный акт станции (стан-
ция указывается преподавателем).
6. В отчете привести схему станции с указанием путевого развития, специализации
и длины путей, места размещения ДСП (поста МРЦ).
7. Изучить порядок приема и сдачи дежурства с оформлением соответствующих
записей в журнале движения поездов (ДУ-2) и журнале осмотра (ДУ-46).
8. Изучить и изложить в отчете порядок приема, отправления и безостановочного
пропуска поездов.
9. Изучить пульт-табло МРЦ (устройства управления и контроля объектами цен-
трализации, их назначение, порядок задания и отмены поездных и маневровых маршру-
тов).
7
Указания к выполнению работы
В соответствии с Правилами технической эксплуатации железных дорог Россий-
ском Федерации, железнодорожная станция (далее – станция) – пункт, который разде-
ляет железнодорожную линию на перегоны и блок-участки, обеспечивает функциониро-
вание инфраструктуры железнодорожного транспорта, имеет путевое развитие, позво-
ляющее выполнять операции по приему, отправлению и обгону поездов, обслуживанию
пассажиров и приему, выдаче грузов, багажа и грузобагажа, а при развитых путевых уст-
ройствах – выполнять маневровые работы по расформированию и формированию поез-
дов и технические операции с поездами.
В зависимости от характера и объема выполняемой работы станция должна иметь
соответствующее путевое развитие. На станции могут располагаться: устройства для по-
садки, высадки пассажиров, приема, выдачи, погрузки, выгрузки, сортировки и хранения
грузов, приема, расформирования, формирования и отправления поездов, обслуживания
и ремонта вагонов, экипировки вагонов, сигнализации, централизации, блокировки и
связи, водоснабжения, освещения, противопожарной безопасности, устройства для ос-
мотра вагонов в коммерческом отношении и устранения коммерческих неисправностей,
приема, обработки и передачи информации о поездах и грузах, автоматизированные ра-
бочие места, автоматизированные системы управления.
Станции по характеру работы подразделяются: на пассажирские, грузовые, сор-
тировочные, участковые и промежуточные.
Производственная деятельность станций состоит из приема, отправления, пропуска,
расформирования и формирования поездов, обработки транзитных и местных вагонов и
других операций с поездами и вагонами. При этом дежурный по станции, как правило,
единолично распоряжается приемом, отправлением и пропуском поездов, а также другими
передвижениями подвижного состава по главным и приемоотправочным путям станции (в
случае отсутствия маневрового диспетчера – и по остальным станционным путям).
На станциях в зависимости от путевого развития может быть несколько дежурных
по станции или парку, каждый из которых единолично распоряжается движением поез-
дов в пределах своего района работы. Разграничение районов управления на таких стан-
циях и круг обязанностей, связанных с движением поездов, каждого дежурного по стан-
ции или парку указываются в техническо-распорядительном акте станции.
Характер работы ДСП зависит от устройства, технического оснащения, характера и
объема поездной и местной работы станции.
При наличии на станции более одного ДСП в смену один из них назначается стар-
шим смены и осуществляет оперативное руководство работой станции, включая плани-
рование поездной и маневровой работы, контролирует работу остальных ДСП. При этом
зоны управления между ними распределяются так, чтобы количество переговоров по со-
гласованию передвижений сводилось к минимуму. Каждому ДСП поручается управле-
ние законченными технологическими операциями.
8
ДСП должен знать путевое развитие и техническое оснащение станции, порядок
эксплуатации и использования устройств станции для обеспечения безопасного и бес-
препятственного приема, отправления и проследования поездов по станции, безопасно-
сти маневровой работы.
В процессе дежурства дежурный по станции:
− руководит движением поездов на станции или в пределах закрепленного района
управления;
− обеспечивает безопасность движения;
− обеспечивает выполнение графика движения поездов;
− обеспечивает выполнение маневровой работы в соответствии с требованиями,
установленными Правилами технической эксплуатации железных дорог (ПТЭ), Инст-
рукцией по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах (ИДП), Инст-
рукцией по сигнализации на железных дорогах (ИСИ), техническо-распорядительным
актом (ТРА) и технологическим процессом работы станции;
− оценивает поездную обстановку и фактическое положение на станции;
− принимает оптимальные решения по организации движения поездов и маневро-
вой работе с учетом сложившейся ситуации;
− выполняет операции по приготовлению маршрутов приема, отправления, про-
пуска поездов и маневровых передвижений с пульта управления устройствами электри-
ческой централизации стрелок и сигналов или дает распоряжения на приготовление
маршрутов работникам исполнительных постов;
− контролирует правильность выполнения отданных распоряжений по показаниям
приборов управления или докладам исполнителей;
− контролирует закрепление составов и вагонов на путях станции тормозными
устройствами порядком и по нормам, установленным ТРА станции;
− предъявляет составы к техническому обслуживанию и коммерческому осмотру,
контролирует их готовность;
− выполняет распоряжения поездного диспетчера по вопросам организации дви-
жения поездов;
− ведет переговоры с дежурными соседних станций, машинистами локомотивов и
других подвижных единиц в пределах станции и примыкающих к ней перегонов;
− оформляет и выдает предупреждения, разрешения и приказы на прием и отправ-
ление поездов;
− ведет поездную и другую документацию;
получает (вводит) поездную и оперативную информацию;
− обеспечивает выполнение сменного плана работы станции, приказов, распоря-
жений и указаний ОАО «РЖД», железной дороги, региона управления железной дороги
по организации движения поездов и маневровой работе, безопасности движения;
9
− осуществляет оперативное руководство подчиненными работниками, участвую-
щими в перевозочном процессе;
− контролирует соблюдение ими трудовой и технологической дисциплины.
Подведение итогов и анализ выполнения сменного плана ДСП производит перио-
дически по периодам дежурства и в конце смены. О выполнении сменного плана докла-
дывает начальнику (заместителю начальника) станции.
Расписываться в журнале или на графике исполненного движения о сдаче дежурст-
ва дежурный по станции должен лишь после того, как вступающий на работу дежурный
по станции распишется о приеме дежурства.
Оснащение рабочего места ДСП
Аппаратура управления и средства связи по управлению перевозочным процессом:
1. Пульт-табло, или пульт-манипулятор и выносное табло предназначены для вы-
полнения операций по приготовлению маршрутов приема, пропуска, отправления поез-
дов и контроля состояния управляемых объектов.
2. Телефоны прямой связи: поездная межстанционная, поездная диспетчерская,
стрелочная, местная.
3. Телефоны АТС.
4. Радиосвязь: поездная и маневровая.
5. Видеотерминальное устройство.
Документация на рабочем месте ДСП:
а) руководящие (нормативные) документы;
б) рабочая (поездная) документация;
в) бланки форм письменных разрешений и других документов.
При изучении аппаратуры управления на рабочем месте ДСП особое внимание не-
обходимо обратить на выработку навыков работы на АРМ ДСП по вводу-выводу необ-
ходимой информации и ее считывания, умение пользоваться пультом-табло МРЦ кон-
кретной станции: устройствами управления (кнопками) и контроля (лампочками или
ячейками, имитирующими работу реального пульта-табло маршрутно-релейной центра-
лизации стрелок и сигналов на станции).
На пульте-табло изображена схема станции в осях путей. Номера путей показаны
черной цифрой непосредственно над каждым путем (главные пути пронумерованы рим-
скими цифрами, остальные – арабскими). Полезная длина пути в условных вагонах ука-
зана рядом с номером пути.
Стрелочные переводы (СП) обозначены на схеме желтыми цифрами, указывающи-
ми их номер. На пульте-табло справа и слева расположены кнопки управления СП и
съездами. При загрузке имитационного тренажера кнопки управления СП установлены в
режим автоматического перевода. Чтобы проконтролировать положение СП, необходимо
одновременно нажать две кнопки курсора «мыши», что заменяет нажатие кнопки под-
светки на реальных пультах-табло станций.
10
Кроме кнопок управления стрелочными переводами, на пульте-табло станции раз-
мещены: кнопки задания поездных маршрутов, кнопки задания маневровых маршрутов,
кнопки искусственного размыкания секций маршрутов.
Следует обратить особое внимание на порядок задания маршрута. Как правило,
маршрут задается следующим образом: от попутного светофора за встречный. При зада-
нии поездных маршрутов участвуют только поездные светофоры, а при маневровых
маршрутах – маневровые.
Задание маршрута в режиме АРМ ДСП возможно следующим способом:
Наведите курсор «мыши» на кнопку попутного светофора и нажмите левую кла-
вишу, затем наведите курсор «мыши» на кнопку встречного светофора и нажмите левую
клавишу. При задании маршрута под названием станции загорается лампочка, которая
укажет направление задаваемого маршрута и тип маршрута (горит зеленая лампочка –
задается поездной маршрут, белая – маневровый). Правильно заданный маршрут обозна-
чается на схеме белой полосой.
Кнопка «отмена набора» предназначена для возможности отказа от ошибочного
нажатия кнопки задания маршрута.
Для отмены уже заданного маршрута необходимо:
Нажать на пульте-табло кнопку «отмена маршрута» и кнопку светофора, который
был задан первым в данном маршруте, при этом под названием станции загорится соот-
ветствующая лампочка.
Кнопка «ИР» предназначена для искусственной разделки маршрута. Она необхо-
дима в тех случаях, когда после проследования подвижной единицы какие-либо секции
маршрута остались не разомкнутыми. Для размыкания необходимо нажать кнопки не ра-
зомкнувшихся секций и кнопку «ИР», и с выдержкой 3–4 минуты осуществится размы-
кание, ранее неразомкнутых секций.
Кнопка «ВК» позволяет при ложной занятости СП осуществить его перевод.
П
РОВЕРИТЬ ПОЛОЖЕНИЕ
СП
–
ОДНОВРЕМЕННО НАЖАТЬ ДВЕ КНОПКИ КУРСОРА
«
МЫШИ
».
Контрольные вопросы
1. Характеристика должности ДСП.
2. Перечень и назначение документов, относящихся к поездной документации, ко-
торые ведет ДСП.
3. Электрическая централизация стрелок и сигналов (ЭЦ), ее устройство и принцип
работы. Типы аппаратуры ЭЦ на рабочем месте ДСП.
4. Средства сигнализации и связи. Принцип действия автоматической блокировки
(АБ) и полуавтоматической блокировки (ПАБ).