ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.02.2019

Просмотров: 1530

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

16 

2. Порядок оформления и вручения путевой записки машинисту отправляемого со 

станции поезда. 

3. Особые случаи отправления поездов при телефонных средствах связи. 
 
 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4 

ПРИЕМ И ОТПРАВЛЕНИЕ ПОЕЗДОВ ПРИ ЗАПРЕЩАЮЩЕМ ПОКАЗАНИИ 

ВХОДНОГО И ВЫХОДНОГО СВЕТОФОРА 

 

Цель работы 

В процессе выполнения лабораторной работы студент должен: 
−  выработать умение обеспечивать безопасность движения в поездной и маневро-

вой работе при запрещающих показаниях светофоров; 

−  овладеть  навыками  выполнения  операций  по  приему,  отправлению  поездов  на 

станции при запрещающих показаниях входных и выходных светофоров; 

−  усвоить порядок оформления соответствующих записей в журнале движения по-

ездов и журнале осмотра. 

 

Исходные данные 

1. Рабочее место ДСП. Станция оборудована ЭЦ стрелок и сигналов, на прилегаю-

щих перегонах автоматическая блокировка. Устройства связи: поездная межстанционная 
связь, поездная радиосвязь. 

2. Журнал движения поездов и журнал осмотра. 
3. Поездная обстановка – по указанию руководителя занятий. 
 

Задание на выполнение работы 

1.  Составить  таблицы  последовательности  действий  ДСП  (с  указанием  порядка 

оформления записей в журнале движения поездов и журнале осмотра): 

а) при приеме поезда при запрещающем показании входного светофора; 
б)  при  отправлении  поезда  со  станции  при  запрещающем  показании  выходного 

светофора (или с неспециализированного пути). 

2. Выполнить действия ДСП по приему поездов на станцию в случае невозможно-

сти открытия входного светофора, с оформлением соответствующих записей в Журнале 
осмотра, Журнале движения поездов, разрешений установленной формы: 

а) по пригласительному сигналу; 
б) по радиосвязи; 
в) по письменному разрешению. 
3. То же по отправлению поездов со станции: 
а) по  пригласительному  сигналу  светофора  (по  правильному  пути  двухпутного 

перегона); 


background image

17 

б) по радиосвязи; 
в) по письменному разрешению установленной формы. 
 

Указания к выполнению работы 

Основные случаи, способы и порядок приема поездов при запрещающем показании 

входного  светофора  указаны  в  ПТЭ  приложение 6 пп. 68 и  ИДП:  Общие  положения  
(пп. 8–11, 14), приложения 9  (пп. 29–37), и 13 (пп. 1–12). 

Указанные случаи можно разделить на две группы: 
-  случаи,  связанные  с  невозможностью  открытия  входного  светофора  из-за  неис-

правности устройств СЦБ (приложение 9 п.п. 29 «а», приложение 13 пп. 5–11 ИДП). В 
этих случаях ДСП, руководствуясь общим порядком выполнения операций, связанных с 
приемом поездов (см. лабораторную работу № 3), отдельные из этих операций – «б», «г», 
«д», «е» выполняют особым порядком (в зависимости от вида неисправности) с учетом 
требований ИДП приложения 13 пп. 1–12 и приложение 9 пп. 30–37; 

-  другие  случаи,  связанные  с  невозможностью  открытия  входного  светофора  при 

нормальной работе устройств СЦБ (ИДП приложение 9 п.п. 29 «б», «в», «г»). В этих слу-
чаях ДСП, руководствуясь общим порядком выполнения операций, связанных с приемом 
поездов (см. лабораторную работу № 3), операции, указанные в пунктах «г», «д», выпол-
няет одним из способов и порядком, установленным ИДП приложение 9 пп. 30–37, при-
ложение 13 пп. 12. 

Отправление поездов при запрещающем показании выходного светофора произво-

диться с учетом требований ПТЭ приложение 6 пп. 69 – 16.79 и ИДП: пп. 8–12, 14 Об-
щих положений, приложение 9 пп. 19, 24 и приложение 13 пп. 1–12; приложение 1 пункт 
III пп. 14–24 (при автоматической блокировке); приложение 3 пп. 7–15 (при полуавтома-
тической блокировке). 

При отправлении поезда со станции ДСП выполняет соответствующие операции в 

последовательности, указанной в лабораторной работе № 3, при этом: 

- в случае возникновения каких-либо отклонений или неисправности устройств СЦБ 

отдельные  из  этих  операций  (в  зависимости  от  вида  неисправности)  выполняет  особым 
порядком  с  учетом  требований  ИДП  (приложение 13 пп. 1–12, приложение 1 пп. 14–24, 
приложение 3 пп. 5–15, приложение 9 пп. 19, 24); 

- в других случаях (отправление с путей, не имеющих выходного светофора, голова 

поезда находится за выходным светофором и т.п.) ДСП выполняет операции по отправ-
лению с учетом требований ИДП приложение 13 пп. 12, 5–15, приложение 1 пп. 8, 14–24, 
приложение 9 пп. 9–24. 

В  случае  если  по  какой-либо  причине  необходимо  принять  поезд  при  запрещаю-

щем показании светофора, то для приема можно воспользоваться пригласительным сиг-
налом. 

Нажмите на кнопку пригласительного сигнала (загорит красным цветом) и держите 

ее до тех пор, пока ведущий локомотив поезда не проследует светофор. При этом будет 


background image

18 

мигать  лунно-белый  сигнал  повторителя  пригласительного  сигнала,  который  разрешает 
поезду проследовать светофор с красным огнем (или погасшим) и продолжать движение 
до следующего светофора со скоростью не более 20 км/ч с особой бдительностью и го-
товностью  остановиться,  если  встретится  препятствие  для  дальнейшего  движения.  При 
нажатии на кнопку пригласительного сигнала сменится показание счетчика, что следует 
указать в Журнале осмотра в конце смены. 

Использование ДСП поездной радиосвязи предусматривается в следующих случаях: 
- для ведения переговоров с машинистами поездов на перегонах и станциях; 
-  для  передачи  указаний  о  проезде  запрещающих  сигналов  и  различной  дополни-

тельной информации; 

- при производстве маневровой работы и в других случаях. 
Вызвать  машиниста  по  поездной  радиосвязи  в  имитационном  тренажере  можно 

нажав  на  панели  инструментов  кнопку  «поездная  радиосвязь».  В  появившимся  окне 
«поездная радиосвязь» выберите поезд из списка и нажмите на кнопку «вызов». 

Движение – данное распоряжение в тренажере имитирует регистрируемый приказ, 

передаваемый  машинисту  по  радиосвязи,  на  проследование  светофора  с  запрещающим 
показанием. 

Остановка – команда имитирует передачу приказа на остановку поезда. 
Осаживание – указание на осаживание поезда. 
Ремонт – разрешает машинисту произвести ремонт локомотива. 
Расформировать – указание на расформирование поезда. 
Сократить стоянку – позволяет сократить стоянку пассажирских поездов, преду-

смотренную расписанием движения. 

Маневровая  работа – предусматривает  укладку  тормозных  башмаков,  сцеп / рас-

цеп вагонов. 

Предупреждение – позволяет  получить  машинисту  информацию  о  действующих 

предупреждениях. 

Для того чтобы дать указания на выполнение работы, наведите курсор на соответ-

ствующую команду и нажмите на левую кнопку «мыши». 

 

Контрольные вопросы 

1. Назовите основные случаи, при которых прием (отправление) поездов произво-

дится при запрещающем показании входного (выходного) светофора. 

2. Отправление  поездов  при  запрещающем  показании  выходного  светофора  при 

полуавтоматической блокировке. 

3. Разрешения и приказы, передаваемые машинисту, при приеме поездов на стан-

цию при запрещающем показании входного сигнала. 

4. Отправление  поездов  при  запрещающем  показании  выходного  светофора  при 

автоматической блокировке. 

 


background image

19 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 5 

ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЯ ДСП В УСЛОВИЯХ НАРУШЕНИЯ НОРМАЛЬНОЙ  

РАБОТЫ УСТРОЙСТВ СЦБ И СВЯЗИ 

 

Цель работы 

В процессе выполнения лабораторной работы студент должен: 
−  усвоить общие положения и требования ПТЭ, ИДП, регламентирующие движе-

ние поездов в условиях нарушения нормальной работы устройств СЦБ; 

−  оформить соответствующие записи в журнале движения поездов и журнале ос-

мотра; 

−  выработать умение обеспечивать безопасность движения в поездной и маневро-

вой работе при нарушении нормальной работы устройств СЦБ; 

−  овладеть  навыками  выполнения  операций  по  приему,  отправлению  поездов  на 

станции при нарушении нормальной работы устройств СЦБ. 

 

Исходные данные 

1. Рабочее место ДСП. Станция оборудована ЭЦ стрелок и сигналов. 
2. Журнал движения поездов и журнал осмотра. 
3. Поездная обстановка – по указанию руководителя занятий. 
 

Задание на выполнение работы 

1. Изучить основные виды нарушений нормальной работы устройств СЦБ и связи. 
2. Изучить порядок действий ДСП в условиях нарушения нормальной работы уст-

ройств СЦБ на станции. 

3. Выполнить на тренажере действия ДСП по приему, отправлению и внутристан-

ционному передвижению поездов при нарушениях нормальной работы устройств СЦБ и 
связи: 

- ложный контроль занятости пути; 
- ложный контроль занятости стрелочного участка; 
- ложный контроль свободности пути или стрелочного участка; 
- потеря контроля положения стрелок (взрез стрелки); 
- невозможность перевода централизованной стрелки с пульта управления; 
- невозможность открытия светофора; 
- самопроизвольное перекрытие светофора. 
4. Оформить соответствующую поездную документацию. 
5. Выполнить  действия  по  приему  отправлению  и  пропуску  поездов  при  восста-

новлении движения после устранения неисправности. 

 
 
 


background image

20 

Указания к выполнению работы 

При  возникновении  каких-либо  нарушений  в  работе  устройств  СЦБ  ДСП  должен 

прежде всего проверить, не является ли это следствием его неправильных действий или 
действий других работников, пользующихся устройствами. Необходимо дополнительно 
проверить: 

-  свободность пути приема и изолированных участков по маршруту предполагае-

мого следования поезда; 

-  контроль положения всех стрелок, в том числе охранных, входящих в маршрут, 

и правильность их установки; 

-  не остаются ли путь и стрелки, входящие в требуемый маршрут, замкнутыми в 

других маршрутах; 

-  не извлечен ли из аппарата ключ-жезл, правильно ли он установлен в аппарате; 
-  не оказался ли включенным заградительный светофор на переезде, расположен-

ном в пределах станции, или сигнал централизованного ограждения составов поездов и 
т.п. – в зависимости от характера возникшего нарушения в работе устройств; 

-  соответствие  приготовленного  маршрута  направлению  следования  поезда  и  ус-

тановленному направлению блокировки. 

При  отсутствии  каких-либо  ошибок  в  своих  действиях  ДСП  обязан  немедленно 

сделать соответствующую запись в журнале осмотра и сообщить о неисправности элек-
тромеханику или дежурному инженеру дистанции СЦБ и связи приложение 5 ИДП. 

В зависимости от характера неисправности, ДСП, не ожидая прибытия электроме-

ханика,  должен  использовать  имеющиеся  в  его  распоряжении  средства  для  выяснения 
причин  нарушения  нормального  действия  устройств  СЦБ  внешним  осмотром  путей  и 
стрелок способом изложенным в приложении 13 пп. 3, 5–11 ИДП. 

В имитационном тренажере ведение Журнала осмотра путей, стрелочных перево-

дов, устройств СЦБ, связи и контактной сети, выполняется в следующем порядке: 

1)  навести  курсор  «мыши»  на  неисправный  объект,  нажать  правую  клавишу  и  в 

появившимся вспомогательном меню выбрать пункт «Неисправность»; 

2)  в появившемся окне «Устранение неисправности» в поле « Текст записи» сде-

лать соответствующую запись о неисправности и нажать на кнопку «Занести в журнал». 
Таким образом, эта запись будет зафиксирована в Журнале осмотра; 

3) в поле «Работники служб» курсором  выделите сотрудника, которому необходи-

мо сообщить о неисправности объекта, и нажмите «Сообщить». Таким образом необхо-
димо оповестить всех причастных работников. В поле «Порядок действий» появится со-
ответствующая запись с указанием времени сообщения. 

В ходе работы на экране будут появляться доклады работников. После ознакомле-

ния с содержанием доклада, в случае согласия с ним, необходимо его подписать, нажав 
на кнопку «Подписать», при этом сообщение будет зафиксировано в Журнале осмотра. 

В окне «Устранение неисправности» в поле «Ход устранения»  можно посмотреть 

информацию о выполнении работы.