ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.02.2019

Просмотров: 1786

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

1.  МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ СПРОСА НА ГРУЗОВЫЕ ПЕРЕВОЗКИ 

 

Для  повышения  спроса  на  перевозки,  развития  конкурентного  сектора  рынка 

транспортных  услуг  на  железнодорожном  транспорте  развивается  система  скидок  с  та-
рифа. 

Необоснованные  льготы  приводят  к  потере  доходов.  При  оценке  обоснованности 

предоставляемой скидки исходят из предпосылки, что с увеличением объема перевозок 
возрастает  только  «зависящая»  от  него  часть  расходов.  Если  дополнительные  доходы 
превышают  дополнительно  возникающие  «зависящие»  расходы,  то  перевозка  экономи-
чески выгодна, а коммерческая сделка обеспечит прирост прибыли. 

Из состава различных скидок, применяемых при ценообразовании в условиях ры-

ночной  экономики,  на  железнодорожном  транспорте  целесообразно  применение  сле-
дующих скидок с тарифа. 

Скидка с тарифа при дополнительных перевозках грузов. Эту скидку следует пре-

доставлять в следующих случаях: 

– на тех направлениях, где функционируют конкурирующие виды транспорта с це-

лью отвлечь от них на железную дорогу часть грузов или предотвратить отток грузов с 
железной дороги; 

–  в  случаях,  когда  размеры  провозной  платы  значительно  влияют  на  рост объема 

производства и расширение рынка сбыта продукции; 

– при условии создания новых объектов производства или сооружений; 
–  для  создания  льготных  условий  грузовладельцам,  испытывающим  временные 

финансовые трудности. 

Максимально допустимый размер скидки с тарифа может быть определен по фор-

муле 

,                                                (1.1) 

где     

 – доля расходов, зависящих от объема перевозок;  

 – коэффициент рентабельности.  

Минимальным  пределом  скидки  с  прейскурантной  платы  должна  быть  маржи-

нальная (зависящая от объема работы) себестоимость перевозок. 

Следует отметить, что подобные скидки оправданно применять только при оплате 

либо  дополнительного  объема  перевозок  (а  не  всего  объема  перевозок  грузов  какого-
либо отправителя, берущего на себя обязательство увеличить его), либо той части пере-
возок, для которой создается угроза оттока на другие виды транспорта или уменьшения 
ввиду свертывания производства из-за высокой транспортной слагаемой в цене груза. 

Прирост  прибыли  от  дополнительных  перевозок  можно  определить  следующим 

образом: 

 

    

    (1.2) 

где     

 – количество дополнительно предъявленных к перевозке тонн груза;  

 – плата за перевозку одной тонны груза по прейскуранту, руб.;  

 – размер скидки на дополнительный объем перевозки, %; 

 – полная  себестоимость  перевозки 1 т  груза  до  осуществления  рассматривае-

мых дополнительных перевозок, руб. 

%

100

1

С

р

з

max

⎟⎟

⎜⎜

Κ

γ

=

з

γ

р

Κ

(

)

[

]

п

з

д

С

С

01

,

0

1

γ

Τ

ΔΡ

=

ΔΠ

ΔΡ

Τ

д

С

п

С


background image

 

Если  от  дополнительных  перевозок  предприятие  хочет  получить  определенную 

сумму прибыли, то расчет скидки будет осуществляться по формуле 

.                                         (1.3) 

Бонусные скидки. Особенностью бонусных скидок является то, что они должны преду-

сматриваться в договоре, заключенном на срок не менее года, где грузоотправитель обязуется 
предъявить к перевозке массу груза, увеличенную по сравнению с предыдущим периодом. В 
случае предоставления такой скидки у грузовладельца может быть заинтересованность в уве-
личении перевозок: чем выше прирост по сравнению с базовым уровнем, тем большую скид-
ку с тарифа он получит в расчете на весь объем перевозок.  

Максимальная скидка на весь объем перевозок может быть определена в двух ва-

риантах, %: 

– при условии сохранения среднего уровня рентабельности: 

,                                               (1.4)         

где      

 – прирост объема перевозок, %; 

– при условии возмещения только зависящих расходов без образования прибыли: 

 

 

 

 

         

.                                                      (1.5) 

Сезонные  скидки.  На  транспорте  сезонные  скидки  возможны  при  перевозках  от-

дельных  видов  грузов.  Определение  предельных  размеров  скидок  выполняется  анало-
гично скидкам при дополнительных перевозках. 

Скидка  за  предварительную  оплату  перевозок  (типа  «сконто»)  применяется  при 

условии предварительной оплаты перевозок или оплаты наличными. 

При предварительной оплате максимальный размер скидки может быть определен 

исходя  из  депозитной  процентной  ставки.  Такой  подход  обоснован  тем,  чтобы  размер 
предварительной  оплаты  не  превысил  сумму,  которую  грузовладелец  мог  бы  дополни-
тельно получить, поместив те же средства на хранение в банк. 

Скидка с тарифа при предварительной оплате не должна превышать, %: 

       

,   

 

 

 

    (1.6) 

где     0,0833 – часть годового процента, приходящаяся на один месяц (1:12 = 0,0833);  

d – годовая депозитная банковская ставка, %;  
t – число  месяцев  в  периоде  предварительной  оплаты  до  момента  предъявления 

груза к перевозке;  

Н – ставка налога на добавленную стоимость, %. 
Сумма  дополнительных  средств,  которую  возможно  получить  при  предваритель-

ной оплате в случае неизменного уровня тарифа, можно выразить так, руб.: 

.                            (1.7) 

Скидка  при  перевозках  грузов  в  направлениях  следования  порожних  вагонов.  Эта 

скидка является специфической железнодорожной скидкой, направленной на улучшение 
использования  транспортных средств и сокращения тем самым  эксплуатационных рас-
ходов железных дорог. В то же время предоставление этой скидки с тарифа стимулирует 
и спрос на перевозки груза в определенных направлениях. В настоящее время этот вид 
скидки не применяется.  

%

100

С

1

С

з

д

⎟⎟

⎜⎜

Τ

ΔΡ

ΔΠ

+

Τ

=

(

)

(

)

p

o

з

p

o

max

n

01

,

0

1

n

С

Κ

+

γ

Κ

=

o

n

(

)

o

з

o

max

n

01

,

0

1

1

n

С

+

γ

=

(

)

H

01

,

0

1

dt

0833

,

0

С

=

(

)

(

)

Н

01

,

0

1

t

12

d

01

,

0

1

Н

01

,

0

1

Д

Τ

⎛ +

Τ

=

Δ


background image

 

Инвестиционные  скидки  с  тарифа.  Это  исключительные  (пониженные)  тарифы, 

применяемые с целью привлечения инвесторов. Инвестиционная скидка рассчитывается 
так, чтобы разность между тарифом на перевозки в вагонах инвентарного парка РЖД и 
тарифом на перевозки в собственных (арендованных) вагонах (груженый плюс порожний 
рейсы) не превышала стоимости содержания высвобождаемых вагонов парка РЖД с уче-
том  необходимой  прибыли.  Размеры  скидок  оформляются  договором  и  утверждаются 
правительственными органами РФ. Срок возврата инвестиций устанавливается в преде-
лах 8–15 лет и в течение этого срока применяются инвестиционные скидки с тарифа. В 
настоящее время этот вид скидки не применяется.  

Скидки с учетом транспортной составляющей в цене товара. Определение опти-

мальной величины скидки и порядок ее согласования с грузовладельцем выполняется в 
следующей последовательности: 

– определяется суммарная стоимость производства товара и его транспортировки: 

,                                      (1.8) 

где       

 – цена продукции в пункте отправления с учетом рентабельности производства;  

 – прочие расходы в пункте отправления (хранение, услуги других видов транспор-

та, ППЖТ и др.);  

 – дополнительные сборы в пунктах отправления (погрузочно-разгрузочные работы, 

подача и уборка вагонов и т.д.);  

 – прочие расходы в пунктах назначения;  

 – провозная плата; 

– рассчитывается сумма дефицита, т.е. разность между рыночной ценой , 

по кото-

рой  грузовладелец  может  реализовать  свою  продукцию  в  пункте  назначения,  и  суммарной 
стоимостью производства и транспортировки: 

;                                                      (1.9) 

–  распределяется  общая  сумма  дефицита  между  перевозчиком  и  грузовладельцем 

пропорционально провозной плате и стоимости продукции в пункте производства и про-
чим расходам; 

– рассчитывается доля дефицита, приходящаяся на железнодорожный транспорт: 

;                                               (1.10) 

– определяется оптимальная величина скидки с тарифа, %: 

  

 

 

 

 

 

;                                                    (1.11) 

– вычисляется договорной тариф с учетом оптимальной скидки: 

.                                         (1.12)  

Если  грузоотправитель  запрашивает  скидку  в  большем  размере,  то  путем  перего-

воров ее следует максимально приблизить к оптимальной величине, не превышая уста-
новленный максимальный размер скидки на данную перевозку. 

 

Пример. Пусть стоимость одной тонны продукции в пункте отправления = 

22500 

руб.,  а  в  пункте  назначения = 

30000 

руб.,  прочие  расходы  в  пункте  отправления  

 = 387 руб., дополнительные сборы в пунктах отправления  

73 

руб., прочие расходы 

в  пунктах  назначения  

243 

руб.,  провозная  плата = 

36920 

руб.  Определить  опти-

мальную величину скидки с тарифа. 

П

Э

С

Э

Ц

И

н

б

о

о

+

+

+

+

=

о

Ц

о

Э

б

С

н

Э

П

р

Ц

р

Ц

И

Д

=

(

)

И

С

П

Д

х

б

+

=

100

П

х

С

т

=

П

С

01

,

0

П

т

д

=

Τ

о

Ц

р

Ц

о

Э

б

С

н

Э

П


background image

 

Решение. 
Определяем  по  формуле (1.8) суммарную  стоимость  производства  и  транспорти-

ровки товара 

 руб. 

Сумма дефицита по формуле (1.9) составит 
  

 

 

 

 руб. 

Находим величину дефицита по формуле (1.10), приходящуюся на железнодорож-

ный транспорт 

 руб. 

Согласно формуле (1.11), величина скидки составит 

 %. 

Следовательно, договорной тариф при перевозке одной тонны продукции  

 руб. за 1 т. 

За счет такой скидки клиент сокращает издержки производства. 
Варианты исходных данных для выполнения индивидуальных заданий по данной 

работе приведены в приложении 1. 

 

2.  ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ 

ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИЦИОННЫХ ОПЕРАЦИЙ 

 

Пример. Определить суммарный доход МЧ или станции по отдельным операциям 

и  родам  грузов  и  суммарную  прибыль  при  выполнении  всех  видов  транспортно-
экспедиционных операций (ТЭО) при следующих исходных данных: Q

п

пв 

= 100 тыс.т/год 

− объём перевозок грузов повагонными отправками по прибытии; Q

о

пв 

= 80 тыс.т/год − 

объём перевозок грузов повагонными отправками при отправлении; Q

п

мо 

= 20 тыс.т/год − 

объём перевозок грузов мелкими отправками по прибытии; Q

о

мо 

= 15 тыс.т/год − объём 

перевозок грузов мелкими отправками при отправлении; Q

п

к 

= 120 тыс.т/год − объём пе-

ревозок грузов в контейнерах по прибытии; Q

о

к 

= 150 тыс.т/год − объём перевозок грузов 

в  контейнерах  при  отправлении.  Средняя  статическая  нагрузка  вагона  для  повагонных 
отправок Р

ср

ст  

= 30 т, контейнеров q

к 

= 15 т; средняя масса мелкой отправки q

мо 

= 2 т. 

Набор  ТЭО,  выполняемых  МЧ  или  станцией:  экспедирование,  заполнение  ком-

плекта  перевозочных  документов,  проведение  расчётов  за  перевозки  по  доверенности; 
информация грузополучателей об отправлении и прибытии грузов, завоз и вывоз груза, 
погрузочно-разгрузочные  операции  с  автомобильным  транспортом,  хранение  прибыв-
ших грузов. 

Затраты времени на выполнение отдельных ТЭО: заполнение перевозочных доку-

ментов t

= 5 мин, расчёты за перевозки t

2  

= 3 мин, информация грузополучателя при от-

правлении t

= 3 мин и прибытии t

= 3 мин. 

Средняя  дальность  доставки  грузов  автомобильным  транспортом:  тарно-штучных 

грузов l

а

пв 

=  10 км; контейнеров l

а

к 

= 12 км. 

Средняя себестоимость переработки грузов: мелких отправок С

мо 

= 90 руб./т; пова-

гонных отправок С

пв 

= 80 руб./т; контейнеров С

к 

= 26 руб./конт. 

Ставки  сборов  за  погрузочно-разгрузочные  операции  с  автотранспортом:  мелких 

отправок  С

мо

с 

= 180 руб./т;  повагонных  отправок  С

пв

с 

= 180 руб./т;  контейнеров  

С

к

с 

= 540 руб./конт 20 т. 

60123

36920

243

73

387

22500

И

=

+

+

+

+

=

30123

30000

60123

Д

=

=

(

)

18534

60123

73

36920

30123

х

=

+

=

50

100

36920

18534

С

т

=

=

18460

36920

50

01

,

0

36920

д

=

=

Τ


background image

10 

 

Ставка за хранение единицы груза: тарноупаковочные грузы С

пв

х 

= 44 руб./т; кон-

тейнеры С

к

х

 = 30 руб./т. 

Среднемесячная тарифная ставка работника станции или МЧ при выполнении ТЭО 

С

а

м 

= 94 руб./ч. Средняя тарифная ставка за доставку грузов (доходная ставка) автотранс-

портом С

д

а 

= 27,3 руб./10ткм. 

В  среднем  на  каждый  автомобиль  загружаются 2 мелкие  отправки,  один  крупно-

тоннажный контейнер, 5 т повагонных отправок.  

Сборы на ТЭО: экспедирование мелких отправок С

э

мо 

= 370 руб./отпр; экспедиро-

вание повагонных отправок С

э

пв 

= 644 руб./отпр; экспедирование крупнотоннажных кон-

тейнеров С

э

к 

= 1248 руб./отпр. 

Уведомление получателя о прибытии или отправлении груза:С

п

и 

= С

о

и 

= 493 руб. 

Расчётные операции за перевозки: по доверенности С

р 

= 676 руб.; составление до-

кументов С

д 

= 676 руб. 

Решение. 
Необходимо  определить  количество  отправок,  которое  соответствует  количеству 

заполненных документов и выполненных ТЭО: 

•  повагонные отправки: 

по прибытии 

ст

ср

п

пв

п

пв

P

Q

n

=

 

 

 

 

(2.1) 

при отправлении 

ст

ср

о

пв

о

пв

P

Q

n

=

;   

 

 

 

(2.2) 

•  мелкие отправки: 

по прибытии 

мо

п

м

п

м

q

Q

n

=

 

 

 

 

(2.3) 

при отправлении 

мо

о

м

о

м

q

Q

n

=

 

 

 

 

(2.4) 

•  контейнеры: 

по прибытии 

к

п

к

п

к

q

Q

n

=

 

 

 

 

(3.5) 

 

при отправлении 

к

о

к

о

к

q

Q

n

=

 

 

 

 

(2.6) 

 
Результаты расчёта количества отправок и соответственно количества заполненных 

комплектов  перевозочных  документов,  операций  по  расчёту  за  перевозки  и  провозных 
плат по передаче информации приведены в таблице 2.1 и таблице 2.2.