ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.02.2019

Просмотров: 1814

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

11 

 

Таблица 2.1 – Количество отправок 

№ 

п/п 

Наименование грузов 

Количество отправок, тыс. единиц 

прибытие 

отправление 

Мелкие отправки 10 

7,5 

Повагонные отправки 3,3 

2,7 

Крупнотоннажные контейнеры 8,0 

10 

 
Таблица 2.2 – Количество ТЭО 

№ 

п/п 

Наименование гру-

зов 

Составлено докумен-

тов 

Расчёты за перевозку 

Передано сообщений 

по

 

прибытии

 

при

 

отправлении

 

по

 

прибытии

 

при

 

отправлении

 

по

 

прибытии

 

при

 

отправлении

 

Мелкие отправки 

─ 7,5  10  7,5  10  7,5 

Повагонные 

от-

правки 

─ 

2,7 3,3 2,7 3,3 2,7 

Крупнотоннажные 
контейнеры 

─ 10  8  10  8  10 

Примечание: составление перевозочных документов производится при отправлении грузов; ин-

формация клиентуре передаётся при прибытии и отправлении грузов. 

 

Объём погрузочно-разгрузочных работ рассчитываем при разгрузке и загрузке ав-

томобилей: 

•  мелкие отправки 20 + 15 = 35 тыс. тонно-операций; 

•  повагонные отправки 100 + 80 = 180 тыс. тонно-операций; 

•  контейнеры 270 тыс. тонно-операций или 18 тыс. контейнеро-операций. 

Доходы  за  выполнение  погрузочно-разгрузочных  работ,  хранение  грузов  Д

1

  рас-

считываем по соответствующим ставкам сборов, объёмам работ для прибывающих и от-
правляемых грузов по формуле: 

 

Д

= (Q

п

пв 

+ Q

о

пв

пв

с 

+ (Q

п

мо 

+ Q

о

мо

мо

с 

+ (Q

п

к 

+ Q

о

к

к

с 

+ (Q

п

пв 

+ Q

п

мо

)t

х

С

пв

х 

+ Q

п

к

t

х

С

к

х

, (2.7) 

 

где  t

х

 − количество тонно-суток хранения груза (принимаем t

х

=2 сут.); 

С

пв

с

, С

мо

с

, С

к

с

 − ставки сборов за выполнение грузовых операций соответственно с 

повагонными, мелкими отправками и контейнерами; 

C

пв

х

, С 

к

х

 − ставки сборов за хранение тарно-штучных грузов и контейнеров. 

Д

= (100+80)·180+(20+15)·180+(8+10)·540+(20+100)·2·43+120·2·35 = 75740 тыс. руб. 

 
Ещё раз отметим, что железная дорога может хранить грузы до отправления и по-

сле прибытия на своём складе. 

Доходы за выполнение ТЭО Д

2

 определяем по объёмам работ, которые рассчитаны 

по  формулам (2.1)–(2.6) и  ставкам  сборов  за  соответствующие  экспедиционные  опера-
ции: 

 

Д

= (n

о

пв 

+ n

о

мо 

+  n°

к

)(С

д 

+ С

р

) + (n°

пв 

+ n°

мо 

+ n°

к

о

и 

+ (n

п

пв 

+ n

п

мo 

+ n

п

к

п

и

,    (2.8) 

 

где  С

д

, С

р

 − ставки сборов за составление перевозочных документов и расчёты за пере-

возки по доверенности; 


background image

12 

 

С

о

и

п

и

  −  ставки  сборов  за  информацию  клиентуры  при  отправлении  и  прибытии 

грузов. 

Д = (7,5+2,7+10)(473+492)+(7,5+2,7+10)·493+(10+3,3+8)·493 = 39952,5 тыс. руб. 

Доходы за доставку грузов автомобильным транспортом Д

3

 рассчитываем по дей-

ствующим тарифам автомобильного транспорта, объёму перевозок и средней дальности 
перевозок автотранспортом по формуле: 

Д

3

=[(Q

п

пв

+Q

п

мо

)l

п

а

+(Q

о

пв

+Q

о

мо

)l

о

а

+(Q

п

к

+Q

о

к

)l

к

а

д

а

  (2.9) 

где  l

п

а

, 1°

а

 − средняя дальность доставки автотранспортом соответственно при вывозе и 

завозе грузов; 

l

к

а

 − средняя дальность доставки грузов в контейнерах; 

С

д

а

 − средняя доходная тарифная ставка. 

Д

= ((20+15+100+80)·10+(120+150)·12)·27,3 = 147147 тыс. руб. 

Доходы за выполнение операций по экспедированию определяем по формуле: 

Д

= (n

п

мо

+n

o

мо

э

мо

+(n

п

пв

+n°

пв

э

пв

+(n

п

к

+n°

к

э

к

,  

 

(2.10) 

где    С

э

мо

, С

э

пв

, С

э

к

 − ставки сбора за экспедирование соответственно мелких, повагонных 

отправок и контейнеров. 

Д

= (10+7,5)·370+(3,3+2,7)·644+(8+10)·1248 = 32803 тыс. руб. 

Суммарные доходы МЧ или станции составят: 

Д = Д

1

2

3

4

;

 

 

 

 

 

(2.11) 

Д  = 75740+39952,5+147147+32803=295642,5 тыс. руб. 

Расходы  на  погрузочно-разгрузочные  работы  С

г

  определяются  объемами  работ  и 

средними  значениями  себестоимости  (расходных  ставок)  погрузки,  выгрузки.  Расчёты 
выполняем по формуле: 

С

г 

= (Q

п

пв

+Q

о

пв

пв

+(Q

п

к

+Q

о

к

к

+(Q

п

мо

+Q

о

мо

мо

,   (2.12) 

где  С

пв

, С

к

, С

мо

 − средние расходные ставки на погрузочные и выгрузочные операции 

соответственно повагонных отправок, контейнеров и мелких отправок. 

С

мо 

= 90 руб/т; 

С

пв 

= 80 руб/т; 

С

к 

= 26 руб/т. 

Для этих условий указанные расходы составят: 

С

г 

= (100+80)·80+(120+150)·26+(20+15)·90 = 24570 тыс. руб. 

Расходы за хранение грузов С

х

 на грузовом дворе до момента вывоза их получате-

лями рассчитываем по формуле: 

С

х 

= (Q

п

пв

+Q

п

мо

)t

х

С

т

х

+Q

п

к

t

х

С

к

х

,    (2.13) 

где  С

т

х

к

х

 − средние расходные ставки за хранение тонны груза или контейнера в те-

чение суток. 

Величины С

т

х

 и С

к

х

 могут быть заданы преподавателем. Расходы на хранение гру-

зов в части затрат на освещение склада и отчислений на амортизацию и ремонт можно 
рассчитать  также  непосредственно,  определив  площадь  склада  и  воспользовавшись 
удельными нормативами затрат на электроэнергию, амортизацию и ремонт склада. 

С

х 

= 2300 тыс. руб. 

Расходы по доставке груза автомобильным транспортом определяем из выражения: 

С

а 

= [(Q

п

пв

+Q

п

мо

)l

п

а

+(Q

о

пв

+Q

о

мо

)l

о

а

+(Q

п

к

+Q

о

к

)l

к

а

а

,    

(2.14) 

где  С

а

 − средняя расходная ставка (себестоимость перевозок) при доставке груза авто-

мобильным транспортом. 

Расходы  по  доставке  грузов  автотранспортом  при  средней  расходной  ставке 9 

руб./1ткм, а также l

а

пв 

= l

а

мо 

= 10 км, 1

а

к 

= 12 км, равны: 

С

а 

= ((15+20+80+100)·10+(120+150)·12)·90 = 48510 тыс. руб. 


background image

13 

 

При определении расходов на ТЭО по заполнению документов, расчётам за пере-

возку, информацию получателей С

тэ

, учитываем затраты времени на операции в минутах, 

объёмы соответствующих экспедиционных операций, нормативы месячных затрат часов 
рабочего  времени  Т

м

,  выполняемых  соответствующим  агентом  и  среднемесячную  та-

рифную ставку заработной платы этого агента С

а

м

Для этих условий: 

(

)

(

)

(

)

(

)

[

]

60

Т

12

K

С

t

t

n

n

n

n

n

n

t

t

n

n

n

C

м

д

а
м

4

3

п
мо

о
мо

п
к

о
к

п
пв

о
пв

2

1

о
к

о
м

о
пв

ТЭ

×

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

=

, (2.15) 

где  t

1

, t

2

, t

3

, t

4

 − затраты времени на операции ТЭО соответственно по заполнению пе-

ревозочных  документов,  расчёты  за  перевозку,  информацию  получателя  по  прибытии 
груза и отправителя об отправлении. 

К

д

 − коэффициент начислений на зарплату. 

Воспользовавшись  данными  таблицы 3.2 и  приведенными  нормами  времени  на 

выполнение отдельных операций ТЭО и приняв Т

М 

= 150, получим: 

(

) (

) (

) (

)

6111

60

150

3

3

120

100

20

150

80

15

3

5

150

80

15

26

.

1

15000

C

ТЭ

=

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

=

тыс. руб. 

Суммарные расходы МЧ или станции при выполнении ТЭО составят: 

С = С

г

х

а

тэ

 

 

 

 

(2.16) 

а прибыль 

П = Д−С.   

 

 

 

 

(2.17) 

С = 24570+2300+48510+6111 = 81491 тыс. руб. 

Чистая прибыль МЧ или станции за выполнение ТЭО при обслуживании клиенту-

ры будет равна: 

П = 295642,5-81491 = 214151,5 тыс. руб. 

Если МЧ или станция не располагают собственным парком автомобилей, возника-

ет необходимость учёта затрат на их приобретение и устройство требуемой инфраструк-
туры  для  обслуживания  и  содержание  парка.  Эти  расходы  необходимо  учитывать  при 
оценке эффективности выполнения ТЭО.  

Выводы: 

1.  Выполнение ТЭО силами железной дороги является весьма эффективным даже при 

ориентировочных уровнях принятых нормативов для экономических расчётов. 

2.  Наибольший удельный вес в расходах МЧ при выполнении ТЭО её средствами со-

ставляют затраты на доставку грузов автотранспортом (60 %) и затраты на погру-
зочно-разгрузочные работы (30 %). 

3.  Наибольший удельный вес в доходах МЧ от ТЭО составляют сборы за погрузочно-

разгрузочные операции (26 %) и за доставку груза автотранспортом (50 %). 

Варианты  исходных  данных  для  выполнения  индивидуальных  заданий  по  данной 

работе приведены в приложении 2. 

 
 

3. ВЫБОР ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИТОРСКОЙ ФИРМЫ 

НА ОСНОВАНИИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЕЙТИНГА 

 

Пример.  Выбрать  транспортно-экспедиторскую фирму для организации отправки 

N = 30 контейнеров в месяц на основании самого высокого рейтинга при следующих ис-
ходных данных (таблица 3.1). 
 


background image

14 

 

Таблица 3.1 

Показатели 

Фирмы 

«Красная 

заря» 

«Троян» «Третий

путь» 

«Контейнер 

транс» 

«Петров и К°» 

1  Тариф 

на 

услуги 

тыс. 

руб./конт. 

2,08 2,20 2,32  2,33 

2,52 

2  Скидка стоимости 

услуг, k, % 
при отправлении N, 
конт/мес 

1,5 - -  0,5 

2,0 

>20     >50 

>10 

конт 

 

 

конт 

конт 

мес 

 

 

мес 

мес 

3  Продолжительность 

организации 
отправки 
контейнера, t

о

, сут. 

1,0 0,5 1,5  2,0 

1,0 

4  Несохранные перевозки (в % 

к общему объему перевозок 
фирмы) 

2,49 8,09 9,91  9,2 

7,61 

5  Нарушения согласованных 

сроков отправки (в % к об-
щему объему перевозок фир-
мы) 

2,22 2,19 13,2  12,4 

3,15 

6  Доходы, Д, тыс. руб./год 1232 

2825 

1574 

1732  3684 

7  Расходы, R, тыс. руб./год 835 

1950 

1274 

1363  3226 

8  Кредиторская задолженность, 

К, тыс.руб. 

253 1088 569  1246 

2987 

9  Собственные средства, С

c

тыс.руб. 

4620 8510 7590  8410 

16700 

10  Время работы фирмы, Т

о

, лет 

3 2 

10  2 

11  Суммарная 

грузо-

подъемность  подвижного  со-
става, ΣГ

п

, m 

600 300 900  400 

500 

12  Количество  заключаемых  до-

говоров на ТЭО, N

дог

, дог/год 

50 30 

100  50 

20 

13  Возраст  подвижного  состава 

(контейнеров), лет 

20 15 18  19 

16 

 

Решение. 

Определение  рейтинга  фирмы  можно  осуществлять  с  использованием  различных 

критериев.  В  случае  если  основным  видом  деятельности  фирмы  является  оказание 
транспортно-экспедиторских услуг, такими критериями могут быть следующие: 

1.  Стоимость услуг, С. 

В нашем примере стоимость услуг можно определить по формуле: 

⎛ −

×

=

100

k

1

T

N

C

.   

 

 

 

 

(3.1) 

2.  Продолжительность организации отправки контейнера. 

Данный  критерий  практически  всегда  учитывается  потребителями  при  решении 

вопроса о выборе ТЭК. Продолжительность организации отправки приведена в исходных 
данных. 

3.  Качество предоставленных услуг. 

Этот критерий вводится в связи с тем, что очень часто низкая стоимость услуг мо-

жет повлечь за собой снижение качества и убытки, связанные с оплатой неустоек. Боль-


background image

15 

 

шинство фирм ставит на первое место именно этот показатель. Качество услуг в нашей 
задаче  можно  оценить  с  помощью  процента  случаев  несохранной  перевозки  (исходные 
данные). 

4.  Надежность соблюдения сроков отправки. 

Заявленные фирмой минимальные сроки отправки не являются гарантией того, что 

они будут выполнены. Поэтому следует обратить внимание и на надежность их соблю-
дения.  

Проценты нарушения согласованных сроков отправки приведены в исходных данных. 

5.  Эффективность деятельности ТЭК. 

Данный критерий не имеет прямого отношения к заключению договора транспорт-

ной экспедиции, однако он оказывает косвенное влияние. 

Высокая эффективность деятельности ТЭК может стать дополнительным стимулом 

к  выбору  именно  этой  компании.  Низкий  уровень  этого  критерия  ставит  вопрос  о  том, 
следует ли доверять фирме, которая не очень хорошо организовала свою работу. 

Эффективность деятельности фирмы определим как ее рентабельность по формуле: 

%

100

R

R

-

Д

Р

×

=

,   

 

 

 

 

(3.2) 

где  Д − доходы фирмы, тыс. руб./год; 

R − расходы фирмы, тыс.руб./год. 

6.  Финансовая независимость. 

Этот критерий характеризует зависимость фирмы от внешних займов. 
Он также не оказывает прямого воздействия на заключение договора ТЭО, но учи-

тывается потребителем, т. к. чем больше займов у компании, тем выше риск неплатеже-
способности.  Финансовая  независимость  говорит  о  возможности  стабильной  работы 
фирмы в различных кризисных ситуациях, когда необходимо погашать кредиты. 

Оценку  финансовой  независимости  фирмы  можно  выполнить  с  использованием 

«коэффициента автономии» 

с

з

авт

С

К

K

=

,   

 

 

 

 

 

(3.3) 

где  К

з

 − кредиторская задолженность, тыс. руб.; 

С

с

 − собственные средства, тыс. руб. 

7.  Опыт работы. 

Данный критерий не является однозначным, т.  к. наличие опыта не всегда свиде-

тельствует о лучшей работе фирмы. Молодые перспективные компании могут работать 
более  эффективно,  чем  те,  которые  уже  упрочили  свое  положение  на  рынке.  Фирмы  с 
большим  стажем  работы  лучше  знают  рынок  и  могут  предложить  клиенту  наилучшие 
варианты оказания услуг. Опыт работы оценим временем работы фирмы на рынке, кото-
рое приведено в исходных данных. 

8.  Производственные мощности. 

Ситуация на современном рынке услуг такова, что компании-операторы, т. е. ком-

пании,  имеющие  свой  подвижной  состав  и  парк  контейнеров,  являются  более  устойчи-
выми, менее зависимыми от наличия или отсутствия его у основного перевозчика. 

Величиной  данного  критерия  будем  считать  суммарную  грузоподъемность  под-

вижного состава фирмы (исходные данные). 

9.  Современность подвижного состава. 

Этот критерий играет не последнюю роль в обеспечении доставки груза в надлежа-

щем состоянии в указанные сроки, т. к. вагоны и контейнеры, которые находятся в эксплуа-
тации в течение длительного времени, могут стать причиной порчи или потери груза.