ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.02.2019
Просмотров: 1814
Скачиваний: 10
11
Таблица 2.1 – Количество отправок
№
п/п
Наименование грузов
Количество отправок, тыс. единиц
прибытие
отправление
1
Мелкие отправки 10
7,5
2
Повагонные отправки 3,3
2,7
3
Крупнотоннажные контейнеры 8,0
10
Таблица 2.2 – Количество ТЭО
№
п/п
Наименование гру-
зов
Составлено докумен-
тов
Расчёты за перевозку
Передано сообщений
по
прибытии
при
отправлении
по
прибытии
при
отправлении
по
прибытии
при
отправлении
1
Мелкие отправки
─ 7,5 10 7,5 10 7,5
2
Повагонные
от-
правки
─
2,7 3,3 2,7 3,3 2,7
3
Крупнотоннажные
контейнеры
─ 10 8 10 8 10
Примечание: составление перевозочных документов производится при отправлении грузов; ин-
формация клиентуре передаётся при прибытии и отправлении грузов.
Объём погрузочно-разгрузочных работ рассчитываем при разгрузке и загрузке ав-
томобилей:
• мелкие отправки 20 + 15 = 35 тыс. тонно-операций;
• повагонные отправки 100 + 80 = 180 тыс. тонно-операций;
• контейнеры 270 тыс. тонно-операций или 18 тыс. контейнеро-операций.
Доходы за выполнение погрузочно-разгрузочных работ, хранение грузов Д
1
рас-
считываем по соответствующим ставкам сборов, объёмам работ для прибывающих и от-
правляемых грузов по формуле:
Д
1
= (Q
п
пв
+ Q
о
пв
)С
пв
с
+ (Q
п
мо
+ Q
о
мо
)С
мо
с
+ (Q
п
к
+ Q
о
к
)С
к
с
+ (Q
п
пв
+ Q
п
мо
)t
х
С
пв
х
+ Q
п
к
t
х
С
к
х
, (2.7)
где t
х
− количество тонно-суток хранения груза (принимаем t
х
=2 сут.);
С
пв
с
, С
мо
с
, С
к
с
− ставки сборов за выполнение грузовых операций соответственно с
повагонными, мелкими отправками и контейнерами;
C
пв
х
, С
к
х
− ставки сборов за хранение тарно-штучных грузов и контейнеров.
Д
1
= (100+80)·180+(20+15)·180+(8+10)·540+(20+100)·2·43+120·2·35 = 75740 тыс. руб.
Ещё раз отметим, что железная дорога может хранить грузы до отправления и по-
сле прибытия на своём складе.
Доходы за выполнение ТЭО Д
2
определяем по объёмам работ, которые рассчитаны
по формулам (2.1)–(2.6) и ставкам сборов за соответствующие экспедиционные опера-
ции:
Д
2
= (n
о
пв
+ n
о
мо
+ n°
к
)(С
д
+ С
р
) + (n°
пв
+ n°
мо
+ n°
к
)С
о
и
+ (n
п
пв
+ n
п
мo
+ n
п
к
)С
п
и
, (2.8)
где С
д
, С
р
− ставки сборов за составление перевозочных документов и расчёты за пере-
возки по доверенности;
12
С
о
и
,С
п
и
− ставки сборов за информацию клиентуры при отправлении и прибытии
грузов.
Д = (7,5+2,7+10)(473+492)+(7,5+2,7+10)·493+(10+3,3+8)·493 = 39952,5 тыс. руб.
Доходы за доставку грузов автомобильным транспортом Д
3
рассчитываем по дей-
ствующим тарифам автомобильного транспорта, объёму перевозок и средней дальности
перевозок автотранспортом по формуле:
Д
3
=[(Q
п
пв
+Q
п
мо
)l
п
а
+(Q
о
пв
+Q
о
мо
)l
о
а
+(Q
п
к
+Q
о
к
)l
к
а
]С
д
а
,
(2.9)
где l
п
а
, 1°
а
− средняя дальность доставки автотранспортом соответственно при вывозе и
завозе грузов;
l
к
а
− средняя дальность доставки грузов в контейнерах;
С
д
а
− средняя доходная тарифная ставка.
Д
3
= ((20+15+100+80)·10+(120+150)·12)·27,3 = 147147 тыс. руб.
Доходы за выполнение операций по экспедированию определяем по формуле:
Д
4
= (n
п
мо
+n
o
мо
)С
э
мо
+(n
п
пв
+n°
пв
)С
э
пв
+(n
п
к
+n°
к
)С
э
к
,
(2.10)
где С
э
мо
, С
э
пв
, С
э
к
− ставки сбора за экспедирование соответственно мелких, повагонных
отправок и контейнеров.
Д
4
= (10+7,5)·370+(3,3+2,7)·644+(8+10)·1248 = 32803 тыс. руб.
Суммарные доходы МЧ или станции составят:
Д = Д
1
+Д
2
+Д
3
+Д
4
;
(2.11)
Д = 75740+39952,5+147147+32803=295642,5 тыс. руб.
Расходы на погрузочно-разгрузочные работы С
г
определяются объемами работ и
средними значениями себестоимости (расходных ставок) погрузки, выгрузки. Расчёты
выполняем по формуле:
С
г
= (Q
п
пв
+Q
о
пв
)С
пв
+(Q
п
к
+Q
о
к
)С
к
+(Q
п
мо
+Q
о
мо
)С
мо
, (2.12)
где С
пв
, С
к
, С
мо
− средние расходные ставки на погрузочные и выгрузочные операции
соответственно повагонных отправок, контейнеров и мелких отправок.
С
мо
= 90 руб/т;
С
пв
= 80 руб/т;
С
к
= 26 руб/т.
Для этих условий указанные расходы составят:
С
г
= (100+80)·80+(120+150)·26+(20+15)·90 = 24570 тыс. руб.
Расходы за хранение грузов С
х
на грузовом дворе до момента вывоза их получате-
лями рассчитываем по формуле:
С
х
= (Q
п
пв
+Q
п
мо
)t
х
С
т
х
+Q
п
к
t
х
С
к
х
, (2.13)
где С
т
х
,С
к
х
− средние расходные ставки за хранение тонны груза или контейнера в те-
чение суток.
Величины С
т
х
и С
к
х
могут быть заданы преподавателем. Расходы на хранение гру-
зов в части затрат на освещение склада и отчислений на амортизацию и ремонт можно
рассчитать также непосредственно, определив площадь склада и воспользовавшись
удельными нормативами затрат на электроэнергию, амортизацию и ремонт склада.
С
х
= 2300 тыс. руб.
Расходы по доставке груза автомобильным транспортом определяем из выражения:
С
а
= [(Q
п
пв
+Q
п
мо
)l
п
а
+(Q
о
пв
+Q
о
мо
)l
о
а
+(Q
п
к
+Q
о
к
)l
к
а
]С
а
,
(2.14)
где С
а
− средняя расходная ставка (себестоимость перевозок) при доставке груза авто-
мобильным транспортом.
Расходы по доставке грузов автотранспортом при средней расходной ставке 9
руб./1ткм, а также l
а
пв
= l
а
мо
= 10 км, 1
а
к
= 12 км, равны:
С
а
= ((15+20+80+100)·10+(120+150)·12)·90 = 48510 тыс. руб.
13
При определении расходов на ТЭО по заполнению документов, расчётам за пере-
возку, информацию получателей С
тэ
, учитываем затраты времени на операции в минутах,
объёмы соответствующих экспедиционных операций, нормативы месячных затрат часов
рабочего времени Т
м
, выполняемых соответствующим агентом и среднемесячную та-
рифную ставку заработной платы этого агента С
а
м
.
Для этих условий:
(
)
(
)
(
)
(
)
[
]
60
Т
12
K
С
t
t
n
n
n
n
n
n
t
t
n
n
n
C
м
д
а
м
4
3
п
мо
о
мо
п
к
о
к
п
пв
о
пв
2
1
о
к
о
м
о
пв
ТЭ
⋅
×
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
=
, (2.15)
где t
1
, t
2
, t
3
, t
4
− затраты времени на операции ТЭО соответственно по заполнению пе-
ревозочных документов, расчёты за перевозку, информацию получателя по прибытии
груза и отправителя об отправлении.
К
д
− коэффициент начислений на зарплату.
Воспользовавшись данными таблицы 3.2 и приведенными нормами времени на
выполнение отдельных операций ТЭО и приняв Т
М
= 150, получим:
(
) (
) (
) (
)
6111
60
150
3
3
120
100
20
150
80
15
3
5
150
80
15
26
.
1
15000
C
ТЭ
=
⋅
+
⋅
+
+
+
+
+
+
+
⋅
+
+
⋅
=
тыс. руб.
Суммарные расходы МЧ или станции при выполнении ТЭО составят:
С = С
г
+С
х
+С
а
+С
тэ
,
(2.16)
а прибыль
П = Д−С.
(2.17)
С = 24570+2300+48510+6111 = 81491 тыс. руб.
Чистая прибыль МЧ или станции за выполнение ТЭО при обслуживании клиенту-
ры будет равна:
П = 295642,5-81491 = 214151,5 тыс. руб.
Если МЧ или станция не располагают собственным парком автомобилей, возника-
ет необходимость учёта затрат на их приобретение и устройство требуемой инфраструк-
туры для обслуживания и содержание парка. Эти расходы необходимо учитывать при
оценке эффективности выполнения ТЭО.
Выводы:
1. Выполнение ТЭО силами железной дороги является весьма эффективным даже при
ориентировочных уровнях принятых нормативов для экономических расчётов.
2. Наибольший удельный вес в расходах МЧ при выполнении ТЭО её средствами со-
ставляют затраты на доставку грузов автотранспортом (60 %) и затраты на погру-
зочно-разгрузочные работы (30 %).
3. Наибольший удельный вес в доходах МЧ от ТЭО составляют сборы за погрузочно-
разгрузочные операции (26 %) и за доставку груза автотранспортом (50 %).
Варианты исходных данных для выполнения индивидуальных заданий по данной
работе приведены в приложении 2.
3. ВЫБОР ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИТОРСКОЙ ФИРМЫ
НА ОСНОВАНИИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЕЙТИНГА
Пример. Выбрать транспортно-экспедиторскую фирму для организации отправки
N = 30 контейнеров в месяц на основании самого высокого рейтинга при следующих ис-
ходных данных (таблица 3.1).
14
Таблица 3.1
Показатели
Фирмы
«Красная
заря»
«Троян» «Третий
путь»
«Контейнер
транс»
«Петров и К°»
1 Тариф
на
услуги
тыс.
руб./конт.
2,08 2,20 2,32 2,33
2,52
2 Скидка стоимости
услуг, k, %
при отправлении N,
конт/мес
1,5 - - 0,5
2,0
>20 >50
>10
конт
конт
конт
мес
мес
мес
3 Продолжительность
организации
отправки
контейнера, t
о
, сут.
1,0 0,5 1,5 2,0
1,0
4 Несохранные перевозки (в %
к общему объему перевозок
фирмы)
2,49 8,09 9,91 9,2
7,61
5 Нарушения согласованных
сроков отправки (в % к об-
щему объему перевозок фир-
мы)
2,22 2,19 13,2 12,4
3,15
6 Доходы, Д, тыс. руб./год 1232
2825
1574
1732 3684
7 Расходы, R, тыс. руб./год 835
1950
1274
1363 3226
8 Кредиторская задолженность,
К, тыс.руб.
253 1088 569 1246
2987
9 Собственные средства, С
c
,
тыс.руб.
4620 8510 7590 8410
16700
10 Время работы фирмы, Т
о
, лет
3 2
10 2
3
11 Суммарная
грузо-
подъемность подвижного со-
става, ΣГ
п
, m
600 300 900 400
500
12 Количество заключаемых до-
говоров на ТЭО, N
дог
, дог/год
50 30
100 50
20
13 Возраст подвижного состава
(контейнеров), лет
20 15 18 19
16
Решение.
Определение рейтинга фирмы можно осуществлять с использованием различных
критериев. В случае если основным видом деятельности фирмы является оказание
транспортно-экспедиторских услуг, такими критериями могут быть следующие:
1. Стоимость услуг, С.
В нашем примере стоимость услуг можно определить по формуле:
⎟
⎠
⎞
⎜
⎝
⎛ −
×
=
100
k
1
T
N
C
.
(3.1)
2. Продолжительность организации отправки контейнера.
Данный критерий практически всегда учитывается потребителями при решении
вопроса о выборе ТЭК. Продолжительность организации отправки приведена в исходных
данных.
3. Качество предоставленных услуг.
Этот критерий вводится в связи с тем, что очень часто низкая стоимость услуг мо-
жет повлечь за собой снижение качества и убытки, связанные с оплатой неустоек. Боль-
15
шинство фирм ставит на первое место именно этот показатель. Качество услуг в нашей
задаче можно оценить с помощью процента случаев несохранной перевозки (исходные
данные).
4. Надежность соблюдения сроков отправки.
Заявленные фирмой минимальные сроки отправки не являются гарантией того, что
они будут выполнены. Поэтому следует обратить внимание и на надежность их соблю-
дения.
Проценты нарушения согласованных сроков отправки приведены в исходных данных.
5. Эффективность деятельности ТЭК.
Данный критерий не имеет прямого отношения к заключению договора транспорт-
ной экспедиции, однако он оказывает косвенное влияние.
Высокая эффективность деятельности ТЭК может стать дополнительным стимулом
к выбору именно этой компании. Низкий уровень этого критерия ставит вопрос о том,
следует ли доверять фирме, которая не очень хорошо организовала свою работу.
Эффективность деятельности фирмы определим как ее рентабельность по формуле:
%
100
R
R
-
Д
Р
×
=
,
(3.2)
где Д − доходы фирмы, тыс. руб./год;
R − расходы фирмы, тыс.руб./год.
6. Финансовая независимость.
Этот критерий характеризует зависимость фирмы от внешних займов.
Он также не оказывает прямого воздействия на заключение договора ТЭО, но учи-
тывается потребителем, т. к. чем больше займов у компании, тем выше риск неплатеже-
способности. Финансовая независимость говорит о возможности стабильной работы
фирмы в различных кризисных ситуациях, когда необходимо погашать кредиты.
Оценку финансовой независимости фирмы можно выполнить с использованием
«коэффициента автономии»
с
з
авт
С
К
K
=
,
(3.3)
где К
з
− кредиторская задолженность, тыс. руб.;
С
с
− собственные средства, тыс. руб.
7. Опыт работы.
Данный критерий не является однозначным, т. к. наличие опыта не всегда свиде-
тельствует о лучшей работе фирмы. Молодые перспективные компании могут работать
более эффективно, чем те, которые уже упрочили свое положение на рынке. Фирмы с
большим стажем работы лучше знают рынок и могут предложить клиенту наилучшие
варианты оказания услуг. Опыт работы оценим временем работы фирмы на рынке, кото-
рое приведено в исходных данных.
8. Производственные мощности.
Ситуация на современном рынке услуг такова, что компании-операторы, т. е. ком-
пании, имеющие свой подвижной состав и парк контейнеров, являются более устойчи-
выми, менее зависимыми от наличия или отсутствия его у основного перевозчика.
Величиной данного критерия будем считать суммарную грузоподъемность под-
вижного состава фирмы (исходные данные).
9. Современность подвижного состава.
Этот критерий играет не последнюю роль в обеспечении доставки груза в надлежа-
щем состоянии в указанные сроки, т. к. вагоны и контейнеры, которые находятся в эксплуа-
тации в течение длительного времени, могут стать причиной порчи или потери груза.