Файл: Развитие воображения в дошкольном возрасте (Теоретические основы проблемы развития творческого воображения у детей дошкольного возраста).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 324

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Заключение

В процессе изучения проблемы развития творческого воображения у детей 4-5 лет мы выявили, что творческое воображение является неотменяемым элементом различных видов творческой деятельности и формирования личности детей дошкольного возраста.

Психолого-педагогические исследования Л.С. Выготского, Л.А. Венгера, Н.Н. Поддъякова, Л.А. Парамоновой и др. показывают, что наиболее эффективным способом зарождения творческой личности является практическое изучение, проектирование и самостоятельное создание детьми объектов, обладающих признаками полезности или субъективной новизны, развитие которых происходит в процессе специально организованного обучения.

Важным видом деятельности в детском саду, где педагог может развивать творческое воображение у детей, используя различные приемы и методы работы, является конструирование.

В соответствии с поставленной целью и сформированной гипотезой исследования нами был проведен констатирующий эксперимент, цель которого, было выявить уровень развития творческого воображения у детей 4-5 лет.

В ходе констатирующего эксперимента, за основу оценивания ответов детей, были применены такие показатели как: гибкость, разработанность, оригинальность, вариативность.

На констатирующем этапе мы выявили уровень развития творческого воображения у детей 4-5 лет. Проведя анализ полученных результатов, мы пришли к выводу что в группе преобладает средний уровень развития творческого воображения.

Согласно результатам констатирующего этапа, была определена цель формирующего этапа работы: разработать и апробировать содержание работы по развитию творческого воображения у детей 4-5 лет посредствам Lego-конструктора.

В соответствии с сформулированной гипотезой была определена логика формирующего эксперимента:

  • обогатить развивающую предметно-пространственную среду наборы Lego-конструктора разной комплектации;
  • организовать совместную деятельность педагога и детей в клубе «Легоша»;
  • организовать самостоятельную деятельность детей с использованием Lego-конструктора.

Проведенная опытно-экспериментальная работа доказала свою эффективность и продемонстрировала положительную динамику в развитии творческого воображения у детей 4-5 лет.

Данные контрольного этапа показали динамику уровня развития творческого воображения у детей 4-5 лет, о чем свидетельствуют следующие результаты: показатель высокого уровня развития творческого воображения у детей 4-5 лет в экспериментальной группе повысился на 12,5 %; показатель среднего уровня развития творческого воображения у детей 4-5 лет повысился на 25 %; показатель низкого уровня развития творческого воображения у детей 4-5 лет понизился на 37,5 %.


Полученные данные позволяют нам утверждать, что после проведения формирующего этапа уровень развития у детей 4-5 лет экспериментальной группы заметно возрос и качественно улучшился.

Соотнося результаты исследования с выдвинутой предварительно гипотезой, можно сделать вывод о том, что главные задачи работы удалось реализовать, цель работы достигнута, наша гипотеза подтверждена.

Итак, проблема развития творческого воображения, безусловно, считается актуальной в наше время. А результаты, полученные в ходе нашего исследования, могут быть использованы педагогами дошкольных учреждений с целью решения задач по развитию творческого воображения у детей 4-5 лет.

Список используемой литературы

  1. Богоявленская, Д.Б. Рабочая концепция одаренности [Текст] // Вопросы образования. - 2004. - № 2. - С. 46-68.
  2. Боровик, О.В. Развитие воображения [Текст]: методические рекомендации / О.В. Боровик. - М. : ООО «ЦГЛ «Рон», 2000. - 256 с.
  3. Боровик, О.В. Развитие воображения [Текст] // Дошкольное воспитание. - 2013 - №6. - С. 14-17.
  4. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. - СПб. : Союз, 2010. - 92 с.
  5. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в дошкольном возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. - М. : Педагогика, 2008. - 189 с.
  6. Выготский, Л.С. Психология [Текст] / Л.С. Выготский. - М. : Эксмо-пресс, 2000. - 1008 с.
  7. Гамезо, М.В. Атлас по психологии [Текст] информационнометодическое пособие по курсу «Психология человека» / М.В. Гамезо, И.А. Домашенко. - М. : Педагогическое общество России, 2004. - 276 с. Режим доступа: https://itexts.net/avtor-i-a-domashenko/285385-atlas-po-psihologii-i- domashenko/read/page- 1.html
  8. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей [Текст] / В.Н. Дружинин. - СПб. : Питер, 2007. - 368 с.
  9. Дудецкий, А.Я. Теоретические основы воображения и творчества [Текст]: методическое пособие для педагогов ДОУ / А.Я. Дудецкий. - М. : Логос, 2010. - 159 с.
  10. Дьяченко, О.М. Развитие воображения дошкольника. Методическое пособие для воспитателей и родителей [Текст] / О.М. Дьяченко. - М. : Мозаика-Синтез, 2009. - 128 с.
  11. Дьяченко, О.М. Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка [Текст] / О.М. Дьяченко. - М., МПСИ, 2005. - 656 с.
  12. Иванова, Э. Творческое воображение [Текст] // Дошкольное воспитание. - 2015. - №3. - С. 51-53.
  13. Ильенков, Э.В. О воображении [Текст] / Э.В. Ильенков. - М. : Академия, 2009. - 96 с.
  14. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности [Текст] / Е.П. Ильин. - СПб. : Питер, 2012. - 830 с.
  15. Ишмакова, М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС [Текст]: пособие для педагогов / М.С. Ишмакова. - М. : Маска, 2013. - 100 с.
  16. Кириллова, Г. Реалистические тенденции в воображении детей [Текст] // Дошкольное воспитание. - 2013. - №11. С. 23-27.
  17. Козлова, С.А. Педагогика дошкольная [Текст] / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - Чебоксары: Альфа, 2011. - 295 с.
  18. Коноваленко, С.В. Развитие конструктивной деятельности у дошкольников [Текст] / С.В. Коноваленко. - М. : Детство-Пресс, 2012. - 112 с.
  19. Коршунова, Л.С. Воображение и его роль в познании [Текст] / Л.С. Коршунова. - М. : Просвещение, 1979. - 274 с.
  20. Кравцова, Е.Е. Развитие воображения [Текст] // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 9. - С.5-13.
  21. Крутецкий, В.А. Психология [Текст] / В.А. Крутецкий. - М. : Инфа, - 2011. -164 с.
  22. Кудрявцев, В.Т. Воображение ребёнка: природа и развитие [Текст] // Психологический журнал. - 2009. - № 5. - С. 20-27.
  23. Куцакова, Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду [Текст] / Л.В. Куцакова. - М. : Мозаика-Синтез, 2010. - 259 с.
  24. Лусс, Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО [Текст] / Т.В. Лусс. - М. : ВЛАДОС, 2003. - 104 с.Немов, Р.С. Психология [Текст] / Р.С. Немов. - М. : КноРус, 2016.

  • 2157 с.
  1. Парамонова, Л.А. Творческое конструирование: психологические и педагогические основы его формирования [Текст] // Дошкольное воспитание. - № 11. - 2000. - С. 58-64.
  2. Парамонова, Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.А. Парамонова. - М. : Академия, 2002. - 192 с.
  3. Рибо, Т. Творческое воображение [Текст] / Т. Рибо, под редакцией Т.А. Марковой. - М. : Логос, 2011. - 277 с.
  4. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2013. - 720 с.
  5. Смирнова, Е.О. Детская психология: Учебник для вузов [Текст] / Е.О. Смирнова. - СПб. : Питер, 2018. - 410 с.
  6. Субботина, Л.Ю. Развитие воображения детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. [Текст] / Л.Ю. Субботина. - Ярославль: Академия развития, 2010. - 240 с.
  7. Туник, Е.Е. Психодиагностика творческого мышления: Креативные тесты [Текст] / Е.Е. Туник. - СПб.: Дидактика Плюс, 2002. - 44 с. Режим доступа:

http://mrc.kpk1.ru/images/stories/news/2014/Psihodiagnost.pdf

  1. Урунтаева, Г.А. Практикум по психологии дошкольника [Текст] / Г. А. Урунтаева. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 368 с. Режим доступа: http://academia- moscow.ru/ftp share/ books/fragments/fragment 16292.pdf
  2. Фешина, Е.В. Лего-конструирование в детском саду: методическое пособие [Текст] / Е.В. Фешина. - М. : ТЦ Сфера, 2017. - 144 с.

Приложения

Приложение А

Список детей

Экспериментальная группа

Имя, Ф.

Возраст

1. Саша А.

4,3 лет

2. Артем Е.

4,5 лет

3. Миша Б.

4,8 лет

4. Зоя И.

4,8 лет

5. Света К.

4,7 лет

6. Влад С.

4,3 лет

7. Илья С.

4,4 лет

8. Миша С.

4,6 лет

Контрольная группа

Имя, Ф.

Возраст

1. Маша Б.

4,3 лет

2. Витя Е.

4,6 лет

3. Слава Щ.

4,7 лет

4. Полина К.

4,4 лет

5. Дима К.

4,6 лет

6. Ваня К.

4,5 лет

7. Дима С.

4,4 лет

8. Соня У.

4,7 лет

Приложение Б

Сводная таблица результатов диагностики уровня развития творческого воображения у детей 4-5 лет (констатирующий этап)

Имя Ф. ребенка

Диагностическое задание 1

Диагностическое задание 2

Диагностическое задание 3

Итого

Диагностическое задание 4

Уровень

Экспериментальная группа

1. Саша А.

3

8

9

20

0 ошибок

высокий

2. Артем Е.

1

3

5

9

3 ошибок

низкий

3. Миша Б.

1

3

5

9

2 ошибок

низкий

4. Зоя И.

1

2

3

6

4 ошибок

низкий

5. Света К.

2

6

6

14

1 ошибок

средний

6. Влад С.

2

7

8

17

1 ошибок

средний

7. Илья С.

2

5

5

12

2 ошибок

средний

8. Миша С.

2

3

4

9

3 ошибок

низкий

Контрольная группа

1. Маша Б.

3

9

9

21

0 ошибок

высокий

2. Витя Е.

1

3

4

8

2 ошибок

низкий

3. Слава Щ.

3

8

9

20

0 ошибок

высокий

4. Полина К.

2

7

8

17

0 ошибок

высокий

5. Дима К.

2

4

6

12

1 ошибок

средний

6. Ваня К.

3

8

9

20

0 ошибок

высокий

7. Дима С.

2

5

6

13

0 ошибок

средний

8. Соня У.

2

7

7

16

2 ошибок

средний