Файл: Теории происхождения государства (Исторические предпосылки возникновения государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 122

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Этот город с прилегающей к нему небольшой сельскохозяйст­венной местностью и становится городом-государством. В таком городе по­стоянно проживают вожди и жрецы. Именно он становится местом, где происходят заседания советов и собраний. В городе-государстве выделяются три центра управления. Прежде всего, выделяется городская община. Особое значение имеет дворец и конечно же храм.

В частности, храмы начинают выступать как религиозные, организационно-хозяйственные, распределительные и информационные системы. Наиболее наглядно это видно на примере структуры храмовых земель храма богини Бау (Бабы) в Лагаше в 25 - 24 вв. до н.э., когда это государство завоевало и подчинило себе ряд соседних и в его состав было включено несколько храмовых комплексов. Главным там в то время был храм бога Нингирсу (Нин-Нгарсу, супруга Бау), верховный жрец которого выступал в качестве правителя-энси[19].

При этом вначале выборная, должность энси со временем все очевиднее приобретала тенденцию превратиться в наследственную, что и стало нормой после объединения всего Шумера Саргоном Аккадским в 24 в. до н.э.

Город начинает выполнять по отношению к другим прилегающим селени­ям функции государственного управления. Эти функции весьма многообразны. В частности в них включается управление общинным земледелием и землевладением. Особое значение имеет выполнение общественных ритуальных обрядов. Также на власть возлагаются обязанности по осуществлению межгосударственного продуктооб­мена.

Особое значение имеет функция по защите города от военных нападений, а также организация военных походов для покорения других городов-государств. Обязательной функцией является взимание дани или налогов. Выделяются и другие функции.

В городе-государстве особая роль принадлежит жрецам (священникам), обеспечивающим знание и соблюдение религиозно-регламен­тирующих норм, действующих, прежде всего в организации сельскохозяйст­венного производства, в иных сферах хозяйственной деятельности.

Правитель в таких государствах, как правило, соеди­нял светскую и религиозную власть, считается посредником между предка­ми и народом, между населением и верховными религиозными существами (существом). В конечном счете, это привело к появлению такой специфической формы правления как восточная деспотия.

Государство Древнего Египта сложилось в северо-восточной части Африки, в долине, расположенной по нижнему течению реки Нила. Все сельскохозяйственное производство Египта было связано с ежегодными разливами Нила, с очень ранним строительством здесь ирригационных сооружений, на которых и стал впервые использоваться труд рабов-военнопленных. Естественные границы Египта служили защите страны от набегов извне.


Интенсивно развивающееся поливное земледелие способствует социальному расслоению, выделению управленческой верхушки во главе с первосвященниками-жрецами уже в первой половине IV тысячелетия до н.э. Во второй половине этого тысячелетия складываются первые государственные образования - номы, возникшие вследствие объединения вокруг храмов сельских общин для совместного ведения ирригационных работ.

По другому историческому пути шёл процесс формирования в Афинах и Риме, где государство возникло в результате появления частной собственности и раскола общества на классы. Но при этом и здесь большую роль играла полисная система управления. Афины - это пример классической формы возникновения государства[20].

Одной из важнейших особенностей в образовании государства в Древней Греции было то, что сам этот процесс в силу постоянной миграции и перемещения племен шел волнообразно, прерывисто.

Особенности процесса становления государственности в античном мире во многом предопределялись природно-географическим фактором. Греция представляла собой горную страну, где мало природных земель, пригодных для зерновых культур, особенно требующих коллективных ирригационных работ.

Поэтому здесь не могла сохраниться община восточного типа, но зато были благоприятные условия для развития ремесел, в частности металлообработки.

Античный полис отличался от восточной общины. С точки зрения своей внутренней организации античный полис представлял собой закрытое государство, за бортом которого оставались не только рабы, но и чужаки-иностранцы, и даже выходцы из других греческих полисов. Для самих же граждан полис являлся своего рода политическим микрокосмосом со своими священными для данного города формами политического устройства, традициями, обычаями, правом и т.д.

Полис заменил у древних греков распавшиеся под влиянием частной собственности земельно-общинные коллективы гражданской и политической общины. Большие различия в экономической жизни, в остроте политической борьбы, в самом историческом наследии являлись причиной большого разнообразия внутреннего устройства городов-государств. Но безусловное преобладание в полисном мире, как отмечается в литературе, имели различные республиканские формы - аристократия, демократия, олигархия, плутократия и т.п.[21].

Время основания города Рима, которое историческая традиция связывает с именами легендарных Ромула и Рэма и относит к 753 году до н.э., характеризуется процессами разложения первобытнообщинного строя у племен, обосновавшихся у реки Тибр. Объединение путем войн трех племен древних латин, сабин и этрусков привело к образованию в Риме общины (civitas). Члены старейших римских родов назывались патрициями.


В организации римской общины привлекает внимание ее стройность. В общину входило 300 родов, объединявшихся в 30 курий, которые, в свою очередь, входили в 3 трибы. Если трибы возникли в результате объединения трех племен, то стройность организации общины носит на себе явный отпечаток сознательной деятельности, вызванной потребностью "замкнуть" общину в условиях ограниченности ее земельного фонда и необходимости его расширения военным путем.

Последнее подтверждается и тем, что народные собрания созывались по куриям (куриатные комиции). Каждая курия в собрании была представлена только воинами (100 пеших и 10 конных) и имела один голос[22].

Военизированный характер римской родовой организации позволял ей какое-то время поддерживать свой замкнутый характер. Особенности создания Римского государства состояли в том, что этот процесс был ускорен борьбой плебеев с римской родовой знатью - патрициями.

Возникновение древнегерманского государства в значительной степени связано с завоеванием германскими племенами обширных чужих территорий - западной части Римской империи.

При этом особую роль в формировании германского государства сыграли салические (приморские) франки. Во главе со своим вождем Хлодвигом в результате победоносных войн в Галлии, иногда в противоборстве с распадающейся Римской империей, иногда в союзе с ней, они создали обширное королевство, простирающееся от середины течения Рейна до Пиренеев, имеющее собственную государственную систему и правовую основу («Салическую правду»).

Понадобился специальный аппарат принуждения и насилия. Верховный военачальник превращался в монарха, а народное достояние - в королевское имущество; органы родового строя были быстро преобразованы в государственные органы.

Таким образом, в отличие от социальной организации первобытнообщинного строя ран­неклассовое общество получило в форме государства новое политическое, структурное и территориальное образование.

В заключение следует подчеркнуть, что существуют определенные особенности возникновения государства на территории России. А.В. Серегин выделяет в частности особую роль вождей и дружин в формировании древнерусского государства. По его мнению, государство возникло не в результате внешнего завоевания, а в результате внутренних процессов[23].

Таким образом, можно видеть особенности возникновения государств связанные с формированием государств на Ближнем Востоке и Азии, где существовали потребности в организации ирригационного земледелия. При этом особое значение имело развитие государства на Западе, где формирование первых государств связано с формированием полисной системы управления. Определенно возникновение государств в средние века отличалось от появления древних государств.


.

2. Характеристика основных теорий происхождения государства

2.1. Характеристика патриархальной, теологической, биологической, договорной , психологической теорий происхождений государства

Если историческое развитие государств можно изучить объективно, то причины появления конкретных государств можно объяснить с разных позиций, которые, по мнению Т.В. Кашаниной следует и именовать теориями происхождения государства[24].

Наиболее древней теорией происхождения государства выступает теологическая теория. Религиозные учения, как отмечает Е.В. Калинина «традиционно исходят из Божественного начала Вселенной, человечества, власти и права»[25].

Название теологической теории происходит от греческих слов «тео» – бог и «логос» – учение[26].

В основе теологической теории лежат представления о том, что государство выступает как объект божественной воли. Поскольку государство имеет божественное происхождение, то оно есть не что иное, как слуга религии, божественного закона.

Учение о божественном происхождении государства возникло еще в Древнем мире, прежде всего в теократических монархиях Египта, Вавилона, Иудеи. Сами теократические монархии по мнению исследователей, являются определенным продолжением сакрализации (обожествления) носителей власти (вождей, царей) в догосударственном обществе.

Так, египетский фараон считался земным богом, потомком богов небесных[27]. Божественный характер власти отражен в таком правовом источнике XVIII в. до н.э.– Законах Хаммурапи.

В христианстве наиболее авторитетным представителем религиозной теории является средневековый мыслитель Фома Аквинский (1225–1274), являвшийся «официальным идеологом» Ватикана. По Аквинскому, прежде чем приступить к руководству миром, Бог решил привнести в него стройность и организованность. Для этого он и учредил государство. С его помощью Бог управляет миром. Монархи наделяются Богом правом повелевать людьми, но сами являются лишь слугами церкви. Но их власть от Бога. Развитием религиозной теории является теория двух мечей.


Согласно одной из версий этой теории, Бог дал папе римскому два меча, один из которых папа передал светскому королю. Согласно другому варианту, Бог дал два меча, но один — папе римскому, другой — королю. В первом случае делался вывод, что власть короля вторична по отношению к власти религиозной.

Один меч церковь вложила в ножны и оставила при себе, не пристало церкви самой использовать меч, а второй — вручила государям, чтобы те могли вершить земные дела. Таким образом, государь является слугой церкви.

Основной смысл этой теории, как отмечается в литературе, состоит в том, «чтобы утвердить приоритет духовной организации (церкви) над светской (государством)»[28]. Надо отметить, что теологическая теория признавалась в средневековой России.

Так, согласно некоторым летописям, династия Рюриковичей имела божественное происхождение. Существовавшая теория «Москва – Третий Рим» также должна была дать божественное обоснование власти русских правителей. В XVII в. возникло новое сказание о возникновении Русского государства, в котором обожествляется уже новая династия — династия Романовых.

В современных условиях теологическую теорию развили идеологи исламской религии и католической церкви. При этом продолжают существовать и действовать религиозные правовые системы (иудейское право, исламское право, индусское право).

Источниками этого права являются, прежде всего, священные книги каждой религии. Нормы, содержащиеся в них, рассматриваются как божественные откровения.

Так, согласно мусульманским догмам, идея о создании государства была внушена пророку Мухаммеду самим Аллахом. Пророк осуществил ее, сосредоточив в своих руках всю власть в государстве. Именно пророк создал халифат.

В теологической теории есть моменты, с которыми трудно согласиться. Так теория не позволяет ответить на вопросы, как совершенствовать форму государства, как улучшать государственное устройство.

Ее сторонники апеллируют не к знаниям и доказательствам, а к вере. Пагубность такого подхода видна на примере создания террористической организации ИГИЛ, сторонники которой объявили о возвращении к истокам исламского халифата. Ради восстановления халифата они идут на уничтожение различных ценностей, убийство людей.

В целом данную теорию нельзя доказать, как и нельзя прямо опровергнуть. Она является вопросом веры в Бога. При этом положение о божественности власти поднимало и поднимает ее престиж, способствовало и способствует утверждению в обществе государственных начал.